Научная статья на тему 'Рискориентированный подход и правила по охране труда при проведении водолазных работ'

Рискориентированный подход и правила по охране труда при проведении водолазных работ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риск / рискориентированный подход / охрана труда / водолаз / водолазные работы / risk / risk-based approach / occupational safety / diver / diving operations

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Степан Александрович Кичко, Михаил Вячеславович Краморенко, Сергей Георгиевич Фокин, Андрей Михайлович Ярков

В 2021 году приказом Министерства труда и социальной защиты России от 17.12.2020 № 922н введены в действие Правила по охране труда при проведении водолазных работ. Отличительной чертой документа является требование применения для обеспечения безопасности водолазных работ рискориентированного подхода. В 2025 году предстоит большая работа по внесению изменений и дополнений в этот руководящий документ на основании его практического применения. В Центре подводных исследований Русского географического общества накоплен большой опыт безопасного проведения водолазных работ, показывающий необходимость внести коррективы в отдельные положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Степан Александрович Кичко, Михаил Вячеславович Краморенко, Сергей Георгиевич Фокин, Андрей Михайлович Ярков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk-based approach and occupational safety regulations for diving operations

In 2021, the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation introduced new safety regulations for diving operations (Order No. 922n dated December 17, 2020). A key feature of this document is the requirement for a risk-based approach to ensure safety during such operations. In 2025, significant revisions and updates are expected to be made to this regulatory document based on its practical application. The Underwater Research Center of the Russian Geographical Society has accumulated substantial experience in the safe execution of diving operations, highlighting the need for amendments to certain provisions.

Текст научной работы на тему «Рискориентированный подход и правила по охране труда при проведении водолазных работ»

Kichko S. A., Kramorenko M. V., Fokin S. G., Yarkov A. M.

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО | DIVING REGULATIONS Оригинальная статья | Original paper

DOI: 10.26175/URC.2024.21.33.006

ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS 7-8' 2024 -V-

УДК 626.02; 331.461; 004.413.4

РИСКОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТ

С. А. Кичко , М. В. Краморенко Ж, С. Г. Фокин Ж, А. М. Ярков О Ж

АНО «Центр подводных исследований Русского географического общества», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Ж [email protected]

Аннотация

Ключевые слова

Для цитирования

В 2021 году приказом Министерства труда и социальной защиты России от 17.12.2020 № 922н введены в действие Правила по охране труда при проведении водолазных работ. Отличительной чертой документа является требование применения для обеспечения безопасности водолазных работ рискориентированного подхода. В 2025 году предстоит большая работа по внесению изменений и дополнений в этот руководящий документ на основании его практического применения. В Центре подводных исследований Русского географического общества накоплен большой опыт безопасного проведения водолазных работ, показывающий необходимость внести коррективы в отдельные положения.

риск, рискориентированный подход, охрана труда, водолаз, водолазные работы

Кичко С. А., Краморенко М. В., Фокин С. Г., Ярков А. М. Рискориентиро-ванный подход и Правила по охране труда при проведении водолазных работ // Гидрокосмос. 2024. Т. 2, 2. № 7-8. С. 85-96. DOI: 10.26175/ URC.2024.21.33.006

RISK-BASED APPROACH AND OCCUPATIONAL SAFETY REGULATIONS FOR DIVING OPERATIONS

S. A. Kichko , M. V. Kramorenko ®, S. G. Fokin A. M. Yarkov © ®

ANO "Underwater Research Center of the Russian Geographical Society," St. Petersburg, Russian Federation S [email protected]

Abstract In 2021, the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian

Federation introduced new safety regulations for diving operations (Order No. 922n dated December 17, 2020). A key feature of this document is the requirement for a risk-based approach to ensure safety during such operations. In 2025, significant revisions and updates are expected to be made to this regulatory document based on its practical application. The Underwater Research Center of the Russian Geographical Society has accumulated substantial experience in the safe execution of diving operations, highlighting the need for amendments to certain provisions.

7-8' 2024 ГИДРОКОСМОС | HYDROCOSMOS 2024;2,2(7-8):85-96

4>ч// Кичко С. А., Краморенко М. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

Keywords risk, risk-based approach, occupational safety, diver, diving operations

For citation KichkoS.A., Kramorenko M. V., FokinS. G.,YarkovA. M. Risk-Based Approach and

Occupational Safety Regulations for Diving Operations. Hydrocosmos. 2024. Vol. 2, 2, no. 7-8, pp. 85-96. DOI: 10.26175/URC.2024.21.33.006 (In Russ.)

Рискориентированный подход к обеспечению безопасности водолазных работ впервые введен законодательно в Правила по охране труда при проведении водолазных работ (ПОТ при ПВР) (см. рис. 1) в 2021 году (Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 922н)1. До этого безопасность основывалась на неукоснительном выполнении положений Единых правил охраны труда при проведении водолазных работ2 (утратили силу в 2007 году) и Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ3 (утратили силу в 2021 году).

Рис. 1. Правила по охране труда при проведении водолазных работ

1 Правила по охране труда при проведении водолазных работ: утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 922н. М.: МОРКНИГА, 2022. 222 с.

2 РД 31.84.01-90 Единые правила безопасности труда на водолазных работах. Ч. 1. Правила водолазной службы. М.: Моркнига, 2020. 304 с. ISBN: 978-0-02-797424-9

3 ПОТ РМ-030-2007 Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ : утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 апреля 2007 г. № 269. М.: Слово, 2007. 320 с.

Цель рискориентированного подхода к обеспечению безопасности остается прежней — сохранение жизни и здоровья участников водолазных работ.

В действующих ПОТ при ПВР рискориентированный подход упоминается в 76 пунктах документа из 496. В основном на уровне декларации о том, что он должен иметь место при планировании,подготовке и проведении водолазных работ. Конкретики мало, реализация подхода на практике только намечена и передана организациям,проводящим водолазные работы. Представители водолазных компаний, имеющие колоссальный опыт проведения работ под водой, не всегда понимают суть рискориентированного подхода и не видят его преимуществ. Необходимо отметить, что рискориентированный подход дополняет традиционный и согласован с ним.

Рис. 2. Алгоритм управления рисками при проведении водолазных работ

Kichko S. A., Kramorenko M. V., Fokin S. G., Yarkov A. M.

Риск по определению — мера опасности. Управление риском (опасностью) — это комплекс мероприятий, включающий констатацию, оценку и мониторинг риска, а также принятие ответных мер в случае реализации потенциальной угрозы. Алгоритм управления рисками показан на рисунке 2.

Вопросам обработки рисков и методам их оценки посвящен Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»4. Надо сказать, что для специалиста в области проведения водолазных работ указанный ГОСТ Р не является настольной книгой. Необходимо отметить, что ПОТ при ПВР полностью ему соответствует и не противоречит.

Водолазный спуск можно рассматривать как совершаемую участниками водолазных работ динамическую технологическую цепочку действий, таких как инструктаж, развертывание водолазного поста, рабочая проверка снаряжения и оборудования, одевание водолаза, спуск в воду, проверка на герметичность и так далее, включая периодический контроль работы снаряжения, оборудования и самочувствия водолаза. Каждое такое действие характеризуется началом, продолжительностью, результатом и окончанием. Уровень безопасности проводимого водолазного спуска можно контролировать по положительному результату каждого из действий. Получение положительного результата по действию — контрольная точка, характеризующая безопасность процесса в целом. В штатном режиме проведения водолазного спуска все результаты положительны, отсутствуют признаки реализации угрозы или, говоря языком руководящего документа, неблагоприятного развития ситуации под водой.

Реализация угрозы, вызванной воздействием угрожающих факторов водолазного спуска, будет выражаться в возникновении в его процессе нештатной ситуации, имеющей характерные ей признаки. Важно понимать, что именно констатация нештатной ситуации как таковой побуждает принятие заранее подготовленных ответных мер. Адекватные и порой элементарные действия участников водолазных работ должны быть направлены

4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска. М.: Стандартинформ, 2012. 70 с.

-V-

на устранение нештатной ситуации. При успешности подобных действий водолазный спуск может быть продолжен, то есть продолжены действия по технологической цепочке. При этом руководитель водолазного спуска оценивает успешность ответных действий и принимает решение на продолжение водолазного спуска в предусмотренном порядке. Аварийная ситуация под водой начинается с нештатной и также имеет характерные признаки. Неэффективность принимаемых в нештатной ситуации мер говорит о перерастании нештатной ситуации в аварийную, когда водолазный спуск не может быть продолжен в предусмотренном порядке, а все действия участников работ должны быть направлены на вывод водолаза из опасной ситуации и согласованы. В этом случае принимают меры «аварийного» характера. Все участники водолазных работ должны знать технологию проводимого водолазного спуска и признаки нештатных и аварийных ситуаций, а также предполагаемые ответные меры. К действиям в возможных нештатных и аварийных ситуациях необходимо готовиться на этапе предварительной подготовки водолазных работ. Об этом говорит пункт 42 ПОТ при ПВР (см. табл. 1), формулировка которого содержит ряд неточностей. В частности, «мероприятия по подготовке к ситуации возникновения нештатных и аварийных ситуаций» не могут (в действующих ПОТ при ПВР указано «должны», прямое требование) содержать «перечень характерных для предстоящих водолазных работ нештатных и аварийных ситуаций, мер по их компенсации и действий в случае их возникновения». В этом же предложении сплетены и «условия, в которых проводятся работы», и «опыт проведения аналогичных или близких по характеру работ», и «особенности объекта, на котором они проводятся». Строго говоря, необходимо готовиться не к «возникновению ситуаций», а к действиям в возможных ситуациях. Третий абзац пункта не выдерживает критики с точки зрения формулировок. Любой план включает перечень мероприятий, сроки, ответственных исполнителей и отметки о выполнении. Кроме того, «проведение водолазных работ на стационарных рабочих местах и на объектах с постоянным местом дислокации» вызывает недоумение, что же под этим подразумевается. Вопрос оформления плана мероприятий целесообразно отнести к компетенции руководителей организаций, проводящих водолазные работы, то есть в область локальной системы

Кичко С. А., Краморенко М. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

Табл. 1. Действующая и предлагаемая редакции пункта 42 ПОТ при ПВР

ПОТ при ПВР пункт 42 Предлагаемая редакция пункт 42

42. Мероприятия по подготовке к ситуации возникновения нештатных и аварийных ситуаций должны содержать перечень характерных для предстоящих водолазных работ нештатных и аварийных ситуаций, меры по их компенсации и действия в случае их возникновения с учетом условий, в которых проводятся работы, опыта проведения аналогичных или близких по характеру работ и особенностей объекта, на которых они проводятся. Основой планирования вышеуказанных мероприятий должны являться результаты работы по идентификации опасностей и оценке рисков. План может быть типовым, постоянно действующим при проведении водолазных работ на стационарных рабочих местах и на объектах с постоянным местом дислокации 42. Мероприятия по подготовке к действиям в возможных нештатных и аварийных ситуациях должны учитывать опыт проведения аналогичных или близких по составу водолазных работ и быть ориентированы на выявление таких ситуаций, характерных для предстоящих работ, и их признаков, разработку мер предупреждения и реагирования, отработку действий участников водолазных работ по действиям в таких ситуациях. Меры безопасности должны быть понятны всем участникам водолазных работ, реализуемых на практике в условиях предстоящих работ и обеспечены необходимыми техническими средствами, оборудованием, материалами, принадлежностями и компетентным персоналом. Основой планирования вышеуказанных мероприятий должны являться результаты работы по идентификации опасностей и оценке рисков.

управления охраной труда (СУ ОТ)5 при производстве водолазных работ, обозначенной в пункте 10 ПОТ при ПВР. В пункте 16 ПОТ при ПВР перечисляются документы производственного планирования, но отсутствуют какие-либо «планы» как документы производственного планирования. Пункт 15 ПОТ при ПВР вменяет в обязанности работодателю («должен») организовать назначение лиц, ответственных за составление перечня (плана) мероприятий при возникновении нештатной и аварийной ситуации, а также проводящих техническое обслуживание и периодические осмотры (ремонты) водолазной техники. В том же пункте 16 на фоне подпункта 7, где упомянут «порядок (последовательность действий для...) получения разрешения на начало работ», в подпункте 10 указаны некие «действия при возникновении нештатных и аварийных ситуаций». Документы по своей сути не могут включать в себя ни сроков, ни этапов, ни руководящих документов, ни действий при возникновении нештатных и аварийных ситуаций. Это относится к разделу «Содержание документа». Вышеуказанная ситуация противоречит одному из основных положений теории управления рисками — управляет рисками тот, кто действует.

5 КрюковН.П., Истомин С.В., ТурченкоВ.Н., Ефимова И. В. Оценка профессиональных рисков // Справочник специалиста по охране труда. М.: МЦФЭР, 2010. № 8. С. 26-37; Крюков Н. П., Жукова С. А. Взаимосвязь системы управления охраной труда, системы управления профессиональными рисками и специальной оценки условий труда // Охрана и экономика труда. М.: ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, 2014. № 2 (15). С. 61-63.

Как представлен пункт 42 в предлагаемой редакции ПОТ при ПВР, ожидаемой в 2025 году, показано в таблице 1.

Предлагаемая редакция данного пункта вполне конкретна, лучше отражает требования к указанным мероприятиям и суть риско-риентированного подхода.

Представляет интерес пункт 101 ПОТ при ПВР (см. табл. 2) о руководителе водолазного спуска, где указано, что он отвечает за готовность к действиям при возникновении аварийной ситуации в период проведения водолазного спуска на всех его этапах. Статья подлежит корректуре в связи с тем, что практически любая аварийная ситуация развивается из нештатной, о чем говорилось выше. Предполагаемая редакция ПОТ при ПВР подпункта подпункта «г» пункта 101 представлена в таблице 2.

Такая формулировка точнее отражает суть рискориентированного подхода, основанного на принятии адекватных ситуации ответных мер в случае реализации угрозы.

В пунктах 177 и 476 ПОТ при ПВР (см. табл. 3) существуют формулировки о высокой вероятности возникновения несчастного или аварийного случая. На практике оперировать понятием «вероятность» сложно, поскольку вероятность по определению выражается числовой величиной. При отсутствии достоверных статистических данных по проведению водолазных работ вероятность

Kichko S. A., Kramorenko M. V., Fokin S. G., Yarkov A. M.

Табл. 2. Действующая и предлагаемая редакции ПОТ при ПВР подпункта «г» пункта 101

ПОТ при ПВР подпункт «г» пункта 101 Предлагаемая редакция подпункт «г» пункта 101

101. Руководитель водолазного спуска осуществляет непосредственное руководство водолазным спуском и контроль за действиями водолазов и персонала, участвующего в обеспечении водолазного спуска, и отвечает за: <...> г) готовность к действиям при возникновении аварийной ситуации в период проведения водолазного спуска на всех его этапах 101. Руководитель водолазного спуска осуществляет... и отвечает за: <...> г) готовность к действиям при возникновении нештатных и аварийных ситуаций в период проведения водолазного спуска на всех его этапах

Табл. 3. Действующая и предлагаемая редакции ПОТ при ПВР пунктов 177 и 476

ПОТ при ПВР пункты 177 и 476 Предлагаемая редакция пункты 177 и 476

177. Условия по времени доставки пострадавшего водолаза устанавливаются по результатам оценки рисков и должны быть отражены в документах по планированию действий при возникновении нештатных и аварийных ситуаций. По результатам оценки рисков, когда существует высокая вероятность возникновения несчастного или аварийного случая, при отсутствии барокамеры у места проведения водолазных работ и времени эвакуации пострадавшего водолаза к барокамере более 120 минут, работодатель должен предусмотреть эвакуацию пострадавшего водолаза с использованием транспортабельной (переносной) барокамеры 476. При подготовке к проведению водолазных спусков работодатель обязан обеспечить наличие медицинского работника у места проведения водолазных работ в следующих случаях: <...> б) при проведении водолазных спусков независимо от их глубины в следующих случаях: <...> - по результатам оценки рисков, когда существует высокая вероятность возникновения несчастного или аварийного случая 177. Условия по времени доставки пострадавшего водолаза к барокамере устанавливаются по результатам оценки рисков и должны быть отражены в документах по планированию действий на случай возникновения нештатных и аварийных ситуаций. По результатам оценки рисков, когда выявлен значительный риск возникновения нештатной или аварийной ситуации, требующей помещения пострадавшего водолаза в барокамеру, и при отсутствии барокамеры... (далее по тексту) 476. При подготовке к проведению водолазных спусков работодатель обязан обеспечить наличие медицинского работника у места проведения водолазных работ в следующих случаях: <...> б) при проведении водолазных спусков независимо от их глубины в следующих случаях: <...> - по результатам оценки рисков, когда выявлен значительный риск возникновения нештатной или аварийной ситуации, требующей оказания медицинской помощи

в принципе не может быть рассчитана руководителем водолазного спуска, соответственно, отсутствуют критерии «низкая», «средняя» и «высокая». Смысл пунктов 177 и 476 понятен, но формулировки целесообразно откорректировать. Предлагаемая редакции пунктов 177 и 476 представлена в таблице 3.

Такие формулировки более точно отражают процесс разработки мер безопасности через выявление опасности, констатацию и оценку рисков. При этом в понятие

«значительный» вложен определенный смысл: «имеющий значительное влияние на безопасность проведения водолазных работ».

В некоторых пунктах ПОТ при ПВР термин «риск» применен не корректно и не имеет смысловой нагрузки. В качестве примера можно привести пункт 227 (см. табл. 4), носящий запретительный характер и говорящий, что при перемещении водолаза в подъемных средствах запрещается выполнять перемещение, если имеется риск столкновения подъемного

Кичко С. А., Краморенко М. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

Табл. 4. Действующая и предлагаемая редакции ПОТ при ПВР пункта 227

ПОТ при ПВР пункт 227 Предлагаемая редакция пункт 227

227. При перемещении водолаза в подъемных средствах запрещается: <...> б) выполнять перемещение, если имеется риск столкновения подъемного средства с другими устройствами, средствами и соседними механизмами; <...> 227. При перемещении водолаза в подъемных средствах запрещается: <...> б) выполнять перемещение, если возникает угроза столкновения подъемного средства с другими устройствами, средствами и соседними механизмами; <... >

Табл. 5. Действующая и предлагаемая редакции ПОТ при ПВР пункта 286

ПОТ при ПВР пункт 286 Предлагаемая редакция пункт 286

286. При определении ограничений по температуре окружающего воздуха и воды необходимо учитывать: а) воздействие дополнительных факторов, таких как ветер, относительная влажность, осадки, образование наледи, парение у поверхности воды, теплые течения. Риски, вызванные воздействием дополнительных факторов в условиях отрицательных температур, зависят от климатических зон и их особенностей и устанавливаются на основании оценки рисков <...> 286 (абзац 2, подпункт «а») <... > Риски, вызванные воздействием дополнительных факторов в условиях отрицательных температур, зависят от особенностей климатических зон и подлежат оценке и обработке.

средства с другими устройствами, средствами и соседними механизмами. Риск столкновения подъемного средства (той же беседки с водолазом) с окружающими конструкциями существует всегда и подлежит обработке с целью принятия мер к его исключению. В данном случае цепочка обработки риска «рвется» в самом начале на этапе выявления и констатации риска. Далее уже не имеет смысла оценивать риск и разрабатывать какие-либо компенсирующие мероприятия, которые в подобных случаях этот риск могли бы устранить или вывести из рассмотрения. Таких формулировок следует избегать. Предлагаемая редакция пункта 227 ПОТ при ПВР представлена в таблице 4.

Такая формулировка точнее отражает суть рискориентированного подхода и указывает в строгой форме, что действия по перемещению водолаза в подъемном средстве в случае проявления (возникновения) угрозы столкновения должны быть прекращены, а компенсирующими мероприятиями будут выступать отказ от действия и перемещение водолаза без

использования подъемного средства. Каким образом это будет выполнено в дальнейшем, следует предусмотреть при обработке риска в качестве ответных мер на реализацию угрозы.

ПОТ при ПВР содержат 56 пунктов, носящих запрещающий характер. Во многом это дань традиции, которая перешла из ранее действовавших руководящих документов. Исследование этих положений — тема отдельной статьи. В рамках этой статьи следует отметить, что прямой запрет на действия в ряде случаев противоречит разработке компенсирующих мероприятий на основе рискори-ентированного подхода. При предстоящем пересмотре действующих ПОТ при ПВР предстоит внимательно рассмотреть некоторые положения, такие как, например, прямой запрет на использование аппаратов с замкнутым циклом дыхания (замкнутой схемой дыхания) для страхующего водолаза (пункт 122 подпункт «д»), нахождение страхующего водолаза в воде, не связанное с оказанием помощи аварийному водолазу (пункт 122) и другие.

Кю1лко S. А., Кгатогепко М. V., Fokin S. G., Yаrkov А. М.

Табл. 6. Действующая и предлагаемая редакции ПОТ при ПВР пункта 392

ПОТ при ПВР пункт 392 Предлагаемая редакция пункт 392

392. При проведении водолазных работ совместно с ТНПА должны быть предусмотрены мероприятия, предупреждающие воздействие на работников дополнительных вредных производственных факторов, к которым могут относиться: <...> б) расчет рисков для каждого этапа работ и эксплуатационных процедур; <...> 392. При проведении водолазных работ совместно с ТНПА должны быть предусмотрены мероприятия. к которым могут относиться: <... > б) оценка дополнительных рисков совместной работы водолазов с ТНПА, включающая их выявление и обработку на всех этапах водолазного спуска; <... > Необходимость применения конкретных мероприятий определяется по результатам оценки рисков в зависимости от условий и характера водолазных работ.

Пункт 286 ПОТ при ПВР (см табл. 5) также содержит неверную формулировку: «Риски... зависят от. и устанавливаются на основании оценки рисков». Если из текста этого пункта удалить упоминание о рисках, смысл его не изменится. Если упоминание о рисках необходимо, то следует пункт 286 изложить в редакции, представленной в таблице 5.

Пункт 392 ПОТ при ПВР (см. табл. 6) указывает, что к мероприятиям, предупреждающим воздействие на работников дополнительных вредных производственных факторов при проведении водолазных работ совместно с ТНПА (телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом), относится расчет рисков для каждого этапа работ и эксплуатационных процедур. Формулировка «выпадает» из принятых в ПОТ при ПВР, поскольку ни в одном из других пунктов расчет риска или какие-либо эксплуатационные процедуры не упоминаются. Если с оценкой риска более-менее понятно, то расчет риска — только набор слов. То же можно сказать и об эксплуатационных процедурах, относящихся более к ТНПА, чем к водолазному спуску. Целесообразно пункт 392 дополнить абзацем, аналогичным тем, которые присутствуют в других разделах документа, и изложить его так, как представлено в таблице 6.

Необходимо отметить, что обитаемые подводные аппараты (ОПА) в ПОТ при ПВР отнесены к жестким водолазным устройствам (ЖВУ), а сам процесс спуска в них под воду — к водолазным работам с предъявлением требований по охране труда.

В разделе XLVШ «Требования охраны труда при спусках в ЖВУ» в пункте 472 предъявлены

четкие требования к разрабатываемой в целях безопасного производства работ в ЖВУ документации. В частности, в подпункте «е» говорится, что в ней должны быть учтены «типовые опасности, риски, компенсирующие мероприятия и действия при возникновении нештатных и аварийных ситуаций».

Это соответствует рискориентированному подходу к обеспечению безопасности водолазных работ в ЖВУ. При этом содержание подпункта «е» читается не однозначно: речь идет о типовых опасностях, а далее о рисках, компенсирующих мероприятиях и действиях при возникновении нештатных и аварийных ситуаций. Или все указанное имеет типовой характер. Вернувшись к содержанию пунктов 60-62 пОт при ПВР, очевидно, что подпункт «е» пункта 472 полностью повторяет их требования, предъявляемые к СУ ОТ при ПВР, на уровне руководств (стандартов) по проведению работ под водой (или спусков) в ЖВУ, инструкций по их безопасной эксплуатации, охране труда и рабочей проверке перед спусками, что является дублированием требований в документе.

Завершая анализ ПОТ при ПВР с точки зрения внедрения рискориентированного подхода к обеспечению безопасности водолазных работ, нельзя не сказать и о применении в действующем документе понятия «безопасность». Термин применяется многократно и в сочетании с другими терминами, что делает документ трудночитаемым и затрудняет как его восприятие, так и практическую реализацию. Упоминаются нормы и требования безопасности, в том числе дополнительные, требования безопасности международных стандартов, требования к безопасности проведения работ,

-Ч/-

требования к безопасности водолазных работ, указания по безопасности труда. Можно встретить также вопросы, соображения и аспекты безопасности, прочитать об устройствах и знаках безопасности. «Обеспечение безопасности» соседствует с «обеспечением мер безопасности», а «меры безопасности» с «мерами по ее обеспечению» и даже с «мероприятиями по безопасности» (пункт 94). Сами «меры безопасности» разделены на разумные, специальные, предусмотренные, дополнительные, «на поверхности» (пункт 87 подпункт «д») и т. п. Упоминается даже «личная безопасность» водолаза. К рискориентированному подходу ближе находятся термины: уровень безопасности, снижение уровня безопасности, угроза безопасности.

С точки зрения русского языка связка «опасность» и «безопасность» понятна. По определению риск — мера опасности. Безопасность можно рассматривать как устранение опасности, проведение компенсирующих мероприятий. В новой редакции ПОТ при ПВР целесообразно упорядочить терминологию. Безопасность участников водолазных работ должна быть обеспечена принятием мер. Очевидно, что меры по обеспечению безопасности и меры безопасности не совсем одно и то же. Меры по обеспечению безопасности точно изложены в пункте 58. Меры безопасности целесообразно рассматривать с точки зрения совокупности мер предупреждения (опасности, реализации угрозы) и ответных мер (на проявление опасности и реализацию угрозы, мер реагирования). Меры — это действие. Меры принимают, а мероприятия проводят. Общие требования к мерам безопасности можно изложить в трех положениях:

— понятность исполнителям;

— реализуемость на практике;

— обеспеченность техническими

средствами, оборудованием,

материалами и персоналом.

Только в этом случае они будут эффективны при неблагоприятном ухудшении обстановки в ходе проведения водолазного спуска. Именно такой подход рискориентирован. Прослеживается порядок управления риском: выявление риска — оценка риска — мониторинг риска — принятие мер предупредительного или ответного характера. Меры безопасности разрабатываются на подготовительном этапе водолазного спуска и применяются ситуативно

Кичко С. А., Краморенко М. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

в ходе самого спуска. Подготовительный этап целесообразно разделить на этапы предварительной и непосредственной подготовки.

В этом вопросе недопустим формализм. Формулировки положений ПОТ при ПВР должны быть точны и однозначны. В качестве примера можно привести требования пункта 102 подпункта «р», в котором руководитель водолазного спуска (РВС) обязан «поставить задачи работающим (спускающимся) водолазам перед каждым спуском, объяснить безопасный метод спуска, подъема и приемы (способы) выполнения работы (задачи), риски и меры безопасности при выполнении водолазных спусков и работ».

Требования логичны и бесспорны, все это необходимо выполнить, но практически это невыполнимо. Перед каждым спуском это не выполнить в полном объеме — на это нет времени. Необходимо требования разделить, отнеся их к этапам предварительной и непосредственной подготовки водолазного спуска. По логике вещей непосредственно перед спуском под воду при инструктаже на рабочем месте (пункт 102 подпункт «к») РВС должен только поставить конкретные задачи работающим (спускающимся) водолазам и убедиться, что поставленные задачи ими поняты, а предусмотренные заранее меры безопасности воспринимаются водолазами достаточными в условиях предстоящего водолазного спуска и реализуемыми на практике. Все остальные требования, касающиеся объяснения методов, приемов, способов, рисков и мер безопасности, должны быть выполнены ранее. Именно на это нацелены выявление рисков, их оценка и обработка, разработка мер безопасности, документирование результата оценки рисков и планирование водолазных работ с предварительной разработкой технологии выполнения задачи. Как минимум, в формулировке не хватает уточнения: объяснить по необходимости.

Пункт 398 требует того, чтобы инструмент при выполнении водолазных работ применялся с обеспечением мер безопасности, исключающих травмирование водолаза. Формулировка не выдерживает критики. Это набор слов на тему безопасности. При пересмотре и корректуре ПОТ при ПВР формулировка должна быть изменена в ключе пункта 455, касающегося водолазных работ по добыче морепродуктов, где четко и недвусмысленно указывается, что меры безопасности при производстве водолазных работ разрабатываются с учетом... (далее перечисление).

Kichko S. A., Kramorenko M. V., Fokin S. G., Yarkov A. M.

Оправдал ли себя рискориентированный подход к проведению водолазных спусков в Центре подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО)? Да, оправдал при проведении множества водолазных спусков, в том числе экспериментальных. В составе СУ ОТ ЦПИ РГО существует процедура оценки рисков, ориентированная на разработку мер безопасности при проведении водолазных работ. Формализованный документ по результатам оценки рисков — Карта оценки рисков, которая полностью соответствует требованиям пункта 60 ПОТ при ПВР. С накоплением опыта проведения водолазных работ пополняется электронная база данных, куда заносятся все разработанные карты, что существенно облегчает труд водолазных специалистов ЦПИ РГО при подготовке очередных водолазных работ. Форма карты постоянно совершенствуется. Предусмотрена и Карта управления рисками. Она разрабатывается в том случае, когда меры безопасности не представляется возможным изложить «в двух словах», когда технология проведения водолазного спуска сложна и инвариантна, а компенсирующие мероприятия неоднозначны и требуют четких и согласованных действий большого количества персонала. Оба документа нацелены на разработку мер безопасности (карта оценки) и уточнение действий при возникновении нештатных и аварийных ситуаций (карта управления). Карта управления рисками также основана на анализе технологии проведения водолазного спуска. В ней констатируются возможные (ожидаемые) нештатные и аварийные ситуации, их признаки и ответные меры на случай возникновения (меры безопасности).

Рискориентированный подход неоднократно продемонстрировал свою понятность исполнителям, применяемость на практике, повторяемость в дальнейшем, возможность формализации и эффективность. При проведении сотен водолазных спусков не допущено аварийных ситуаций и нанесения ущерба здоровью водолазов и других участников работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно рискориентированный подход эффективен при подготовке и проведении водолазных спусков в автономном водолазном снаряжении на средних глубинах и глубоководных водолазных спусков, проводимых с применением водолазных дыхательных аппаратов с замкнутой схемой дыхания и электронным управлением (ВДА с ЗСД и ЭУ). Именно риско-риентированный подход позволил успешно провести ряд экспериментальных водолазных спусков, в том числе глубоководных,

N/

предусматривавших проведение декомпрессии водолазов по данным водолазных компьютеров. В свою очередь накопленный опыт позволил разработать и ввести в действие с 01.09.2023 ГОСТ Р 70746-2023 «Снаряжение водолазное. Аппараты водолазные дыхательные с замкнутой схемой дыхания. Общие технические требования»6 и с 01.09.2024 ГОСТ Р 71313-2024 «Снаряжение водолазное. Водолазные компьютеры. Общие технические требования»7.

Разработанные и принятые меры безопасности обеспечили сохранение здоровья водолазов в ходе проведения многих водолазных работ:

— в 2021 году в экспедиции на Новую Землю при обследовании затонувшей подводной лодки К-27 в заливе Степового на глубинах до 32 м в условиях Арктики (см. рис. 3, 4);

6 ГОСТ Р 70746-2023 Снаряжение водолазное. Аппараты водолазные дыхательные с замкнутой схемой дыхания. Общие технические требования. М.: Российский институт стандартизации, 2023. 16 с.

7 ГОСТ Р 71313-2024 Снаряжение водолазное. Водолазные компьютеры. Общие технические требования. М.: Российский институт стандартизации, 2024. 16 с.

Рис. 3. Обследование затонувшей подводной лодки К-27

Рис. 4. Выполнение подводной резки металла на глубине 21 м

-V-

— в 2022 году в экспедиции к острову Матуа Курильской гряды при подготовке и проведении глубоководных водолазных спусков в ВДА с ЗСД и ЭУ из условий водолазного колокола глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 спасательного судна Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов» на глубинах до 107 м (см. рис. 5, 6);

— в 2022 году на Голубом озере

в Кабардино-Балкарии при проведении глубоководных экспериментальных водолазных спусков в автономном водолазном снаряжении на глубинах до 120 м (см. рис. 7, 8);

— в 2022 году в Ладожском озере на глубине 113 м в рамках исследований по проведению глубоководных водолазных работ в автономном водолазном снаряжении без применения глубоководных водолазных комплексов;

Рис. 5. Взаимодействие водолаза и обитаемого подводного аппарата

Рис. 7. Подготовительный этап к проведению глубоководных экспериментальных водолазных спусков

Кичко С. А., Краморенко М. В., Фокин С. Г., Ярков А. М.

— в 2023 году в Финском заливе при обследовании объектов исторического наследия (корпусов затонувших судов) на глубинах до 45 м в условиях открытой акватории

и ограниченной видимости под водой;

— в 2024 году в рамках экспедиции «Нева-2024» при обследовании объектов исторического наследия со льда в зимних условиях при наличии течения;

— в 2024 году в экспедициях по допоиску

и обследованию затонувших судов на глубинах до 45 м в усложненных условиях;

— в 2024 году в Балтийском море на глубине 75 м в рамках исследований по проведению глубоководных водолазных работ в автономном водолазном снаряжении без применения глубоководных водолазных комплексов.

Рис. 6. Выход водолаза из водолазного колокола

Л

? '

Рис. 8. Отработка технологии водолазных спусков

Kichko S. A., Kramorenko M. V., Fokin S. G., Yarkov A. M.

В ряде случаев отмечались факты реализации угроз, приводивших в действие систему обеспечения безопасности и потребовавших принятия ответных мер ситуативного характера. Так в 2022 году при проведении экспериментального водолазного спуска на глубину 107 м у острова Матуа у одного из водолазов ЦПИ РГО были выявлены признаки декомпрес-сионных расстройств. Характерно, что повышенное внутрисосудистое газообразование было зафиксировано на бессимптомной стадии развития заболевания. Ответные меры были приняты незамедлительно, врачи водолазной медицины выдали четкие рекомендации на этот случай, а остальные участники работ полностью их выполнили. В результате согласованных действий водолазы благополучно завершили декомпрессию, а повторное исследование процессов газообразования, проведенное после выхода водолазов из барокамеры, показало успешность проведенной декомпрессии и отсутствие признаков развития декомпрессионной болезни. Таким образом безопасность на всех этапах водолазного спуска поддерживалась на должном уровне.

-V-

Статистика зафиксированных в ЦПИ РГО нештатных ситуаций не велика, что можно объяснить эффективностью мер предупреждения и выполнением требований пункта 58 ПОТ при ПВР. Именно принятие основных мер по обеспечению безопасности водолазных работ и является основой работы водолазного состава ЦПИ РГО.

Выводы

1. Рискориентированный подход к созданию безопасных условий проведения водолазных работ органично вписан в ПОТ при ПВР по охране труда при проведении водолазных работ и при правильном применении себя полностью оправдывает.

2. В новой редакции Правил по охране труда при проведении водолазных работ следует уточнить некоторые положения, касающиеся применения рискориентированного подхода.

Изображения предоставлены авторами.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска. М.: Стандартинформ, 2012. 70 с.

2. ГОСТ Р 70746-2023 Снаряжение водолазное. Аппараты водолазные дыхательные с замкнутой схемой дыхания. Общие технические требования. М.: Российский институт стандартизации, 2023. 16 с.

3. ГОСТ Р 71313-2024 Снаряжение водолазное. Водолазные компьютеры. Общие технические требования. М.: Российский институт стандартизации, 2024. 16 с.

4. Крюков Н. П., Истомин С. В., Турченко В. Н., Ефимова И. В. Оценка профессиональных рисков // Справочник специалиста по охране труда. М.: МЦФЭР, 2010. № 8. C. 26-37.

5. Крюков Н. П., Жукова С. А. Взаимосвязь системы управления охраной труда, системы управления профессиональными рисками и специальной оценки условий труда // Охрана и экономика труда. М.: ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, 2014. № 2 (15). С. 61-63.

6. Правила по охране труда при проведении водолазных работ : утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 г. № 922н. М.: Моркнига, 2022. 222 с.

7. ПОТ РМ-030-2007 Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ : утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 апреля 2007 г. № 269. М.: Слово, 2007. 320 с.

8. РД 31.84.01-90 Единые правила безопасности труда на водолазных работах. Ч. 1. Правила водолазной службы. М.: Моркнига, 2020. 304 с. ISBN: 978-0-02-797424-9

REFERENCES

1. GOST R ISO/MEK 31010-2011 Menedzhment riska. Metody ocenki riska [State Standard R ISO/IEC 310102011 Risk management. Risk assessment methods]. Moscow, Standartinform Publ., 2012, 70 p. (In Russ.)

2. GOST R 70746-2023 Snaryazhenie vodolaznoe. Apparaty vodolaznye dyhatel'nye s zamknutoj skhemoj dyhaniya. Obshchie tekhnicheskie trebovaniya [State Standard R 70746-2023 Diving equipment. Diving breathing apparatus with a closed breathing circuit. General technical requirements]. Moscow, Russian Standardization Institute Publ., 2023, 16 p. (In Russ.)

3.

4.

5.

6.

7.

8.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Кичко Степан Александрович, начальник проектно-инженерного отдела АНО «ЦПИ РГО» (Россия, 191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 3, лит. А). e-mail: [email protected]

Краморенко Михаил Вячеславович, кандидат технических наук, руководитель подводно-технических работ, АНО «ЦПИ РГО» (Россия, 191123,

г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 3, лит. А). ORCID: 0000-0001-7260-256Х

e-mail: [email protected]

Фокин Сергей Георгиевич, исполнительный директор АНО «ЦПИ РГО» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 3, лит. а). ORCID: 0000-0002-4351-1703 e-mail: [email protected]

Ярков Андрей Михайлович, кандидат медицинских наук, врач водолазной медицины, АНО «ЦПИ РГО» (Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская,

д. 3, лит. А).

ORCID: 0000-0001-9349-0085 e-mail: [email protected]

Кичко С. А., Краморенко M. В., Фокин С. Г., Ярков А. M.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Kichko Stepan Aleksandrovich, Head of Project and Engineering Department, Autonomous Non-Profit Organization "URC RGS" (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, St. Petersburg, 191123, Russia). e-mail: [email protected]

Kramorenko Mikhail Vjatcheslavovich, Candidate of Technical Sciences, Head of Underwater Engineering and Operations, Autonomous Non-Profit Organization "URC RGS" (ul. Zaxar"evskaya, d. 3, lit. A, St. Petersburg, 191123, Russia). ORCID: 0000-0001-7260-256X e-mail: [email protected]

Fokin Sergey Georgievich, Executive Director, Autonomous Non-Profit Organization "URC RGS" (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, St. Petersburg, 191123, Russia).

ORCID: 0000-0002-4351-1703 e-mail: [email protected]

Yarkov Andrey Mikhailovich, Candidate of Medical Sciences, Diving Medicine Physician, Autonomous NonProfit Organization "URC RGS" (ul. Zaxar'evskaya, d. 3, lit. A, St. Petersburg, 191123, Russia). ORCID: 0000-0001-9349-0085 e-mail: [email protected]

GOST R 71313-2024 Snaryazhenie vodolaznoe. Vodolaznye komp'yutery. Obshchie tekhnicheskie trebovaniya [State Standard R 71313-2024 Diving equipment. Diving computers. General technical requirements]. Moscow, Russian Standardization Institute Publ., 2023, 16 p. (In Russ.)

Kryukov N. P., Istomin S. V., Turchenko V. N., Efimova I. V. Ocenka professional'nyh riskov [Assessment of occupational risks]. Spravochnik specialista po ohrane truda [Handbook of a specialist in occupational safety]. Moscow, MCFER Publ., 2010, no. 8, pp. 26-37. (In Russ.)

Kryukov N. P., ZHukova S. A. Vzaimosvyaz' sistemy upravleniya ohranoj truda, sistemy upravleniya professional'nymi riskami i special'noj ocenki uslovij truda [Interrelation of the occupational safety management system, occupational risk management system and special assessment of working conditions]. Ohrana i ekonomika truda [Occupational safety and labour economics]. Moscow, FSI ASRI for Occupational Safety and Labor Economics, 2014, no. 2 (15), pp. 61-63. (In Russ.)

Pravila po oxrane truda pri provedenii vodolaznyx rabot [Rules for Labor Protection during Diving Operations]. Utverzhdeny prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrya 2020 g. № 922n [Approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated December 17, 2020 no. 922n]. Moscow, Morkniga Publ., 2021, 222 p. (In Russ.)

POT RM-030-2007 Mezhotraslevye pravila po ohrane truda pri provedenii vodolaznyh rabot : utverzhdeny prikazom Ministerstva zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii ot 13 aprelya 2007 g. № 269 [POT RM-030-2007 Intersectoral rules on labor protection during diving operations]. Moscow, Slovo Publ., 2007, 320 p. (In Russ.)

RD 31.84.01-90 Edinye pravila bezopasnosti truda na vodolaznyh rabotah. CH. 1. Pravila vodolaznoj sluzhby [RD 31.84.01-90 Uniform rules of labor safety in diving operations. Part 1. Rules of diving service]. Moscow, Morkniga Publ., 2020, 304 p. (In Russ.) ISBN: 978-0-02-797424-9

Поступила в редакцию 26.09.2024 Received 26.09.2024

Поступила после рецензирования 23.10.2024 Revised 23.10.2024

Принята к публикации 10.11.2024 Accepted 10.11.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.