АПН были созданы отделы пионерской и комсомольской работы в школе, которые в 1977 г. объединились в единый отдел. В Научно-исследовательском центре Высшей комсомольской школы (НИЦ ВКШ) с 1981 по 1991 гг. существовали отделы комсомольской и пионерской работы в школе, отдел истории ВПО. Занимались проблемами истории, теории и методики пионерской работы не только там, но и на кафедрах педагогики, психологии, истории КПСС, истории общественных движений и партий, философии, филологии в ЛГПИ им. А.И. Герцена, ЛГПУ, МГПИ им. В.И. Ленина, МОПИ, МГУ, ЛГУ (СПб.), в вузах Костромы, Минска, Воронежа, Луганска, Ташкента, Челябинска. Осенью 1962 г. в Костромском, Новосибирском, Челябинском педагогических институтах открылись пионерские отделения на историко-филологических факультетах. В 1969 г. было уже 7 факультетов. В 80-е годы в стране действовало в педагогических институтах 24 фа-
культета, готовящих методистов воспитательной работы. С 1986 г. в название специальности добавилось «методист воспитательной работы в школе».
Всего с 1940 по 2010 год по проблемам детского, подросткового движения защищено более 350 диссертаций (кандидатских и докторских) по различным специальностям: педагогическим, историческим, психологическим, философским и др. наукам. Это большой вклад, как в развитие проблем детства, так и в развитие науки. Но не все проблемы исследованы достаточно глубоко, многие требуют пересмотра с современных позиций. Требует совершенствования и сама структура исследовательских центров. Во многом выбор тем идет не от потребностей детских, молодежных организаций, а зависит от субъективных факторов (личных интересов авторов, наличия научного руководителя и его интересов, основной направленности исследований кафедры).
УДК 371.4
Башманова Елена Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент Курский государственный университет [email protected]
РИСКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ УЧАЩИХСЯ
В статье анализируются социальные и педагогические коллизии в современном обществе, ориентиры решения которых в разработке основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений.
Ключевые слова: социальное воспитание учащихся, жизненные шансы учащихся, социальный дискомфорт, сознание учащихся
Россия - на пороге перемен. Необходимость модернизировать производство сочетается с задачей нравственного оздоровления, освоения новой системы ценностей. Компонентами новой - продуктивной культуры бытия определены честность, ответственность, отношение к богатству как результату труда и труду как общественному долгу. Данные качества и отношения формируются с детства, в коллективе и преимущественно средствами воспитания. Следовательно, одну из ведущих ролей в нравственном оздоровлении общества призвана играть педагогика, располагающая методологическими ориентирами для формирования новой системы ценностей (национальный воспитательный идеал, гуманистическая парадигма, личностно ориентированный подход).
Однако усилия педагогов нивелируются условиями, в которых социализируется большинство учащихся. Речь идет о глубоком расслоении, при котором дети оказываются в неравнозначных условиях для физического и личностного развития в периоды, сензитивные к формированию нравственного здоровья и социально ценных личностных качеств.
Осмыслить влияние расслоения на социальное воспитание учащихся позволяет анализ объективного положения и субъективного самочувствия участников воспитательного процесса. Согласно официальной статистике, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2010 году составило 16,5 раз, в то время как приемлемым является разрыв в 57 раз. По результатам научных исследований, 68-
240
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Башманова Е.Л., 2012
75% населения относятся к низшим и промежуточным слоям, не владеющим собственностью, не участвующим в управлении, не имеющим привилегий [9]. Эксперты признают, что «запущенный в 2011 году проект повышения зарплаты учителей не позволит быстро, системно и устойчиво решить проблему», лишь в 47% регионов уровень средней зарплаты будет доведен до средней по экономике, в 43% субъектов даже 30%-е повышение зарплаты в 4 квартале 2011 года не позволит достичь этого .
Последствия социального расслоения вышли за рамки предметной области социологии и сформировали междисциплинарную проблему, обусловливающую препятствия на пути к «обществу равных возможностей». По выражению Н.Е. Тихоновой, «общество внутренне идет в разнос», так как «все больше людей считают, что они могут вести себя так, как им самим удобно, и их «свобода» не ограничена ничем». Обостряет ситуацию отсутствие стратификационной системы, основанной на «заряженности» людей человеческими, социальными и культурными ресурсами [9], вместо этого ведущую роль играют наличие собственности и властных полномочий, что существенно ограничивает жизненные шансы учащихся из большинства семей.
От внимания государства к воспитанию каждого учащегося зависит, станет ли он «гражданином своего общества или его проблемой» (Г. Вурцбахер). Однако в управлении образованием превалируют принципы экономического детерминизма и элитизма. На основе изучения опыта США и Великобритании разработана и апробирована модель управления изменениями, «генерирующая процесс селекции образовательных учреждений» [3, с. 9]. Предполагается, что передовые образовательные учреждения «оказывают влияние на систему образования (создают волновой эффект), повышая динамику ее участников, создавая почву для здоровой конкуренции» [там же, с. 18]. «Этот тренд - один из наиболее опасных в современной ситуации, - предупреждают эксперты, - он ведет к разрушению образа общедоступной качественной школы, к формированию сегмента школ, которые будут нуждаться в глубокой социальной и педагогической реабилитации». Ожидалось, что выборочное поощрение образовательных учреждений послужит стимулом не только для получивших поддержку, но и для отстающих. Однако успех учреждения
в сложившихся условиях зависит не столько от учащихся и педагогов, сколько от внешних факторов, таких как: регион (самодостаточный или дотационный), населенный пункт (крупный город или вымирающее село), местоположение (центр города или рабочая окраина), родительский контингент (влиятельные и состоятельные родители или обычные специалисты, служащие, рабочие), социально-экономическое положение педагогов (заработная плата выше средней по экономике или вдвое ниже). Поддержка успешных и перспективных в условиях неравенства стартовых возможностей сопряжена с драматическими рисками для большинства учащихся, превращает их в заложников плачевного состояния образовательных учреждений, консервирует некон-курентоспособность. Между тем, приоритет в распределении финансовых расходов - «важный фактор, по которому можно определить, как общество относится к детям» [1].
Задача повышения финансовой самостоятельности вынуждает образовательные учреждения ориентироваться на обеспеченные и влиятельные семьи. Элитные учреждения, призванные воспитывать авангард и локомотив модернизации, перерождаются в элитарные, сосредоточенные на удовлетворении потребностей привилегированных семей. По мнению В.А. Кара-ковского, «усиленное создание элитарных школ для богатых и официальное разрешение образовательных платных услуг превратило их в средство социального отбора, в инструмент классового расслоения общества» [4]. Усугубляет несправедливость перерождение в элитарные лучших государственных школ. Богатые родители «оккупируют» массовые школы с высоким уровнем преподавания и создают прецеденты введения вступительных и ежемесячных взносов в объеме, не доступном обычным семьям. Выращенная ценой огромного напряжения общества «элита» не готова и не хочет выступать локомотивом, «особенно это проявляется по отношению к детям, которых стремятся вывезти из страны уже для обучения в школе».
Внедрение «американской модели» отношения к человеческим ресурсам [7] провоцирует явление социального аутсайдерства среди учащихся. Образовательная среда, рассчитанная на освоение «продвинутыми», имеющими конкурентные преимущества, выступает барьером на пути развивающихся в индивидуальном темпе,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
241
хуже обеспеченных средствами обучения, не имеющих возможности оплачивать дополнительные образовательные услуги. Недемократичная система поиска «талантливых и одаренных» способствует формированию у попавших «в обойму» приспособленчества, ложного превосходства, преувеличенной значимости; у оказавшихся «за бортом» - зависти, неприязни, отчужденности. Опасность представляет укоренение подобных чувств и отношений в детях и подростках, которым природой предназначено ощущать радость бытия и стремиться быть полезным.
Значительное неравенство актуализирует проблему социального дискомфорта - неудовлетворенности уровнем жизни вследствие недоступности потребительского стандарта. Разочарование и обида обусловливают однобокое восприятие ситуации родителями и педагогами как несправедливой; провоцируют неоправданную и нежелательную политизацию данной темы в сознании учащихся; заостряют их внимание на оценке личного материального положения; порождают зависть, затрудняют сотрудничество. Объективные показатели и субъективное ощущение бедности обусловливают угрозы здоровью. «Похоже, - замечает Н.Е. Тихонова, - ощущение себя социальным аутсайдером вырабатывает какой-то фермент в организме, который начинает его буквально разлагать изнутри».
Высокий уровень материально-технического благосостояния может сопровождаться моральными и нравственными потерями, нарастанием рисков и угроз, «связанных с социальным поведением людей, преследующих свои интересы и цели». В этом случае гуманизм понимается как эгогуманизм или философия личного успеха, вместо сотрудничества разворачивается борьба за ресурсы и влияние. Конфликт между присущей гуманистическому воспитанию стратегией сотрудничества и необходимой в конкурентной борьбе стратегией противодействия провоцирует риск дезинтеграции педагогического и ученического сообществ, разрушает сущность воспитания как процесса безвозмездной передачи накопленной человечеством культуры.
Отношение педагогов к указанным проблемам противоречиво. Практики призывают ограждать учащихся [4], «декомпенсировать» влияние социального расслоения, «табуировать атрибуты социального неравенства» [5]. Теоретики стремятся рационализировать противоречия. «Гармони-
зация между воспитанием и социализацией является и научной проблемой, и важной практической задачей, - обращает внимание Н.Д. Никанд-ров. - В настоящее время между посылами образования и посылами системы социализации есть явное несоответствие, более того - разлад. И он привносит в жизнь общества ряд рисков, связанных с формируемым образом человека» [6, с. 9].
Ориентиры решения указанных коллизий -в мудрых книгах Б.З. Вульфова: проведение «государственной политики, которая не только декларирует, но и обеспечивает приоритет потребностей каждого» [2, с. 130]; учет «всей иерархии параметров образа жизни» учащихся и «разработка основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений» [там же, с. 11]; сохранение приоритета блага учащихся, «достижение каждым из них личного счастья», гуманное отношение к ним - «главный показатель ... нравственности каждого из нас» [там же, с. 12].
Библиографический список
1. Бронфенбреннер У Два мира детства: Дети в США и СССР / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976. -167 с.
2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 616 с.
3. Зиньковский К.В. Модель управления изменениями сложных организаций социальной сферы (на примере системы общего образования): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2008. - 29 с.
4. Караковский В.А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: матер. науч.-практ. конф. - Архангельск: Правда Севера, 2001. - 157 с.
5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Гуманистическая воспитательная система: вопросы теории / под ред. Л.И. Новиковой, А.В. Муцрика. - Владимир, 1993. - С. 99-112.
6. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации // Проблемы современного образования. - 2011. - N° 2. - С. 5-11.
7. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Изд-во «Эгвес», 2008. - 136 с.
8. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. - 231 с.
9. Ястребов Г.А. Характер стратификации российского общества в контексте международных сопоставлений: Автореф. дисс. канд. соц. наук. - М., 2011. - 24 с.
242
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18