Научная статья на тему 'Формирование кадров социальных работников для работы с детьми в общественных объединениях России в ХХ-ХХI веке'

Формирование кадров социальных работников для работы с детьми в общественных объединениях России в ХХ-ХХI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / ВОЖАТЫЕ / СКАУТМАСТЕРА / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СКАУТИНГ / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CHILDREN'S MOVEMENT / PIONEERS' ORGANIZATION / SOCIAL UPBRINGING LEADERS / SCOUTMASTERS / SCOUTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудинов Владимир Андреевич

В статье дается анализ подготовки кадров детского движения социальных воспитателей скаутов, пионеров и других. Автор опирается на исторические факты и выстраивает объективную динамичную картину развития педагогической системы подготовки кадров для работы с детьми в общественных объединениях России в ХХ-ХХI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social workers staff formation referring to work with children in Russias social associations in the 20th-21st Centuries

Staff formation referring to work with children: scouts, pioneers, and others analysis is given in the article. The author relies on historic facts and builds staff formation referring to work with children in Russias social associations in the 20th-21st Centuries pedagogic system development objective dynamic picture.

Текст научной работы на тему «Формирование кадров социальных работников для работы с детьми в общественных объединениях России в ХХ-ХХI веке»

и создан ОЮЛ «Республиканский союз детских организации» (Г.А. Баймухамбетова).

Библиографический список

1. www.booka.ru.

2. Материалы международной научно-практической конференции «Тенденции развития детского движения в условиях всеобщей глобализации», посвященной 20-летию Республиканского детского движения «Атамекен» (РК, Астана, 2830 марта 2008).

3. Мальцева Э.А., КостинаН.М. Педагогика детского движения. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2000.

4. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2002.

5. Богуславский М.В. Теоретические основы выдвижения, подготовки деятельности организаторов детских объединений // ТИМ: Теория, история, методика детского движения. Четвертый выпуск. - М., 1998.

6. http//www:rahim5.mylivepage.ru.

7. Лепешев Д.В. Летопись развития детского движения Казахстана: год за годом. // Наследие и развитие детского движения: Сборник тезисов конференции руководителей и исследователей детского движения 1-4 ноября 2009 г. в рамках проекта Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации «Команда» в г. Москве / редактор-составитель Н.С. Зотова, научный редактор С.В. Тетерский. - М.: ИД ДИМСИ, 2009.

8. Республиканская детско-юношеская газета «Улан». - 17.ХП.1991.

УДК 329.78

Кудинов Владимир Андреевич

доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

vkudinov@mail. т

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РОССИИ В ХХ-ХХ1 ВЕКЕ

В статье дается анализ подготовки кадров детского движения — социальных воспитателей скаутов, пионеров и других. Автор опирается на исторические факты и выстраивает объективную динамичную картину развития педагогической системы подготовки кадров для работы с детьми в общественных объединениях России в ХХ—ХХ1 веке.

Ключевые слова: кадры социальных воспитателей, вожатые, скаутмастера, детское движение, скаутинг, пионерская организация.

На протяжении всего XX века и в начале XXI века на историческом пространстве России было два мощных, крупных детских общественных объединения, которые своим существованием, практикой деятельности, социализирующим потенциалом привели к результативным научным изысканиям и оказали влияние на формирование многих разделов различных отраслей науки, в том числе и науки педагогики. Это скаутская и пионерская организации. Многомиллионное членство детей в них, сотни тысяч руководителей различного уровня и их взаимная деятельность требуют, как научная проблема, осмысления и оценки. Сотни ученых такой анализ провели, для многих эти исследования повысили квалификацию - они стали кандидатами и докторами наук. Но, тем не менее,

рассмотрение этого процесса функционирования детских объединений, включая и взрослых в них под разными углами, с разных точек зрения, с позиций предметов различных наук справедливо не утихает.

Подготовка квалифицированных кадров для работы с детьми для каждой детской организации была актуальной проблемой, решение которой требовало постоянных и напряженных усилий.

И каждая организация ее решала по-разному. Но существуют два различных подхода в решении кадровой проблемы. Один - организация сама, из своей сферы постоянно выращивает кадры. Другой - государство, или общественная организация взрослых подготавливает кадры и направляет их для работы с детьми в детские организации.

В детских организациях России были представлены и тот, и другой путь формирования кадров. В каждой из организаций существовали оба, но преобладал один из них. При первом подходе обеспечивалась живучесть организации и относительная самостоятельность при любых политических и социально-экономических изменениях в обществе и государстве, при преимущественно втором подходе само существование организации зависело от власти. В истории России преимущественно первый путь был у скаутов, преимущественно второй у пионеров.

В скаутских организациях России подготовка руководителей шла из среды самих ребят. Система скаутинга предполагала рост квалификации каждого его члена. И те ребята, которые проявляли организаторские способности, становились руководителями патруля (7-8 чел.). Приобретая навыки руководства этими маленькими коллективами, освоив конкретные знания по соответствующей программе и сдав экзамен совету ска-утмастеров или специально назначенным экзаменаторам, выдвигались на должность помощника скаутмастера, затем, взрослея, становились скаутмастерами. Эти обязанности они несли, как правило, на общественных началах, находя удовольствие в процессе самого труда. То есть побудительным мотивом к работе с ребятами была сама эта деятельность, результаты труда, признательность детей и их родителей, общества. Начальники дружин, как правило, имели самостоятельные источники существования, обязанности же в скаутской организации выполняли на общественных началах, Существовала система скаутских патронирующих обществ «Общество содействия «Русский скаут» и т.п., уставы которых позволяли собирать определенные суммы денег, составляющих основной, запасной, специальный и оборотный капитал. Капиталы образовывались от пожертвований, вступительных и ежегодных взносов, поступлений от деятельности скаутов (с концертов, спектаклей и т.п.).

С целью подготовки кадров привлекались специалисты по различным специальностям: медицине, физкультуре, педагогике, психологии, биологии, фотоделу, поварскому искусству и т.п. Кандидаты в скаутмастера одной дружины (в одном городе, губернии) объединялись в кружок и слушали лекции, участвовали в практических занятиях, готовясь к испытаниям. Успешно их сдавшие, и достигшие совершеннолетия назначались

(с согласия скаутов отряда) на должности скаут-мастеров. Так было на всем протяжении существования скаутской организации России в первое их десятилетие. В современной России воссоздана эта система с одним исключением. Руководители детских коллективов уже имеют педагогическое образование, окончив соответствующее высшее учебное заведение.

В послеоктябрьский период в разнообразных детских допионерских организациях вопрос о подготовке кадров никак не рассматривался, так как либо эти организации создавались инициативными работниками и с их уходом распадались, либо существовало назначение на должности руководителей детских групп теми социально-политическими институтами, которые эти группы создавали. То есть, создание групп было «под человека».

С приходом к власти большевиков, естественно встал вопрос о кадрах специалистов, способных воспитать подрастающее поколение в соответствии с коммунистическими идеологическими установками. И еще до организационного оформления детского коммунистического движения вопрос о влиянии на детей широко дискутировался в комсомоле.

Одни считали, что детские группы должны быть только при комсомольских ячейках, другие, что детское движение самостоятельно и незачем включать группы в сферу комсомольской работы (у «нас своих проблем хватает»). Третья точка зрения - «у нас хватает своих проблем, непосредственно заниматься с детьми не надо, это дело государства, но в государственные социальные учреждения можно выделить комсомольцев для идеологического влияния на детей».

В 1920 г. победила третья точка зрения. В резолюции III съезда РКСМ указывалось, что работа РКСМ среди детей должна выражаться в помощи «государственному аппарату воспитания детей путем выделения из РКСМ кадра работников коммунистического воспитания». Были определены и формы их подготовки через курсы и кружки «по изучению вопроса педагогики и воспитания».

Нас это интересует как свидетельство того, что комсомол при планировании работы с детьми, имея в виду неудачный опыт юкизма, вначале пытался обойтись своими силами, не привлекая скаутмастеров. По мере работы с детьми у комсомола накапливался опыт деятельности в с ними

в государственных учреждениях, опыта же в создании детской самодеятельной организации у комсомола почти не было. Вот почему, создавая пионерскую организацию, борясь со скаутским движением, комсомол внимательно изучал его систему воспитания, включая и подготовку кадров. На это же комсомол нацеливала и Н.К. Крупская, которая рекомендовала обратиться к опыту бойскаутизма, отбросив его целевую установку, использовать методы и формы работы, наполнив их иным, коммунистическим содержанием.

Всесторонне изучив предложение Н.К. Крупской, используя опыт организации детских коммунистических групп в Москве, комсомол начал применять в деятельности пионерской организации реорганизованную систему «скаутинг». Вот почему в первом циркулярном письме ЦК РКСМ от 2 июня 1922 г, местным комсомольским организациям рекомендовалось привлекать к работе опытных, знающих скаутмастеров, стоящих на коммунистических позициях и согласных работать под контролем комсомола.

Одновременно с этим ЦК РКСМ дал директиву на подготовку инструкторов из рабочих - комсомольцев. V съезд РКСМ (октябрь 1922 г.), высказавшись за привлечение «тех из руководителей старой скаутской организации, которые искренне и полностью становятся на платформу нового движения», предостерегая, что «даже идейно перешедшие на нашу сторону скаутмастера, в силу неизжитых традиций старого скаутизма не могут воспитывать детей в нужном духе». Съезд подчеркнул, что широкое развертывание нового движения возможно лишь в зависимости от подготовки коммунистов-руководителей путем организации специальных курсов. Съезд обязал все комсомольские комитеты «практически войти в работу каждой создаваемой организации (пионеров - авт.), дабы обеспечить действительное коммунистическое влияние на детей». V съезд РКСМ с особой силой подчеркнул, что «широкое развертывание нового движения возможно лишь в зависимости от подготовки коммунистов-руководителей» путем организации обучения в процессе практической работы.

Проблема кадров пионерских работников имеет два аспекта: количественный и качественный. В первые годы жизнедеятельности пионерской организации оба они были в высшей степени актуальны, но, тем не менее, наибольшую остроту приобрел первый аспект - количественный.

Таким образом, в решении кадровой проблемы пионерского движения комсомолу виделись два пути: организация курсов и практическая работа с детьми. Следуя этим установкам, комитеты РКСМ прикрепляли комсомольцев в качестве помощников к опытным скаутмастерами вожатым для приобретения практических навыков в процессе работы с детьми, а также создавали специальные школы инструкторов, первый выпуск которых состоялся в конце 1922 - начале 1923 г. В связи с нехваткой пионерских работников для бурно растущего пионерского движения бюро ЦК РКСМ решением от 2 января 1923 г. ориентировало комсомольские комитеты заботиться в первую очередь не о расширении пионерского движения, а о подготовке пионерских руководителей.

Формами кадрового обеспечения детской организации были определены: подбор, выдвижение и назначение руководителей из комсомольской среды. III Всероссийская конференция РКСМ (июнь 1923 г.), подтвердив эту установку, сконцентрировала внимание комсомола на усилении подготовки пионерских работников из среды «активных членов РКСМ фабрично-заводских ячеек» и, развивая формы подготовки, высказалась за замещу краткосрочных школ инструкторов «более длительными и серьезно поставленными губернскими школами с привлечением партийных и опытных педагогов». Для подготовки руководящих работников конференция обязала ЦК совместно с Наркомпросом организовать в Москве Центральные курсы.

Понятно, что и для компартии чрезвычайно важным в той неустойчивой социальной обстановке общества при осуществлении НЭПа, был вопрос о распространении идеологического влияния на подрастающее поколение. Поэтому, XII съезд РКП(б) обязал партийные организации «помочь РКСМ объединить вокруг коммунистического движения революционные педагогические силы». Принимая такое решение, партия преследовала двойную цель: не только практически помочь пионерскому движению, пионерским работникам овладеть основами прогрессивной педагогической мысли, но и заинтересовать учительство новым общественным явлением.

Новое явление в жизни России - пионерское движение - требовало развития и обоснования качественно нового раздела педагогики - теории социального или как его тогда называли комму-

нистического воспитания. В тезисах ЦК РКСМ к VI съезду - «Очередные задачи детского коммунистического движения» эта мысль нашла четкое выражение: «Вместе с соцвосом детские организации должны изыскивать и изучать новые методы коммунистического воспитания, перенося их в то же время в детские учреждения, и тем самым революционизируя школу, перевоспитывая педагогический персонал». То есть перед детской общественной организацией ставились не свойственные ей политические задачи по перевоспитанию взрослых, работающих в школе -учителей! Таким образом, опирались на социализирующий потенциал пионерской организации. В практических делах пионеров, в их взаимоотношениях как между собой так и со взрослыми и зарождались новые общественные, коллективные отношения, помочь формированию которых была призвана педагогика. А для этого нужно было не только разработать теорию коммунистического воспитания, но и познакомить с нею учительство, убедить педагогов, которые в то время еще не разделяли социалистические идеи, в своей правоте. Было слишком мало педагогов понимающих и разделяющих идеи коммунистического воспитания, желающих кроме обучения своему предмету воспитывать подрастающее поколение в коммунистическом духе. Учителя настороженно восприняли пионерскую организацию. Они не видели в детской самодеятельной организации своего помощника, считая, что она будет подрывать их авторитет. Пионерской организации еще предстояло завоевать на свою сторону учительство. Вот почему нужны были педагоги новой формации. Нужно было готовить специальные кадры для пионерской организации, обобщать пока еще очень скромный опыт пионерской организации.

Определением путей и форм педагогической подготовки пионерских работников занялась методическая комиссия под руководством Н.К. Крупской, утвержденная ЦК РКСМ 28 июля

1923 г. Во многих губерниях в конце 1923 - начале

1924 г. в соответствии с рекомендациями методической комиссии организовывались 1,5-2-х месячные курсы для обучения отрядных вожатых, а также для подготовки руководителей городского, районного масштаба. На эти курсы были немногочисленными и, естественно, не могли обеспечить растущие потребности пионерского движения. Кроме того, по ряду причин - из-за несо-

вершенности теории детского коммунистического движения, слабого распространения передового опыта, нерешенности многих организационных проблем пионерской организации (единой структуры, единого наименования, взаимоотношений комсомола с органами социального воспитания по вопросам руководства пионерским движением и др.), содержание программ курсов в различных районах страны имело большие различия. Все это отрицательно сказывалось не только на обучении кадров, но под угрозой ликвидации было само детское движение с коммунистической направленностью. VI съезд РКСМ подчеркнул, что «сохранение детского движения как коммунистической организации» возможно лишь «при условии наличия коммунистически выдержанного состава руководителей».

Длительное время препятствием в деле подготовки пионерских кадров являлось отсутствие у комсомола средств для оплаты вожатых и руководителей низовых бюро юных пионеров. Подвижники детской коммунистической организации фактически трудились с детьми бесплатно после 6-8 часов работы на производстве и в выходные дни. Необходимость сочетания производственной деятельности и работы с детьми нередко вынуждала вожатых оставлять любимое дело. В первой половине 1924 г. действовало 80 губернских и более 20 городских и районных курсов подготовки пионерских работников. На них обучались вожатые 3704 отрядов, но этого было недостаточно. Увеличение числа вожатых отставало от роста пионерской организации: за три месяца 1924 г. организация увеличилась в 3 раза, а вожатых в октябре было 11200 на 12236 отрядов, в ноябре на 16 тыс. отрядов приходилось 14 тыс. вожатых, в конце декабря на 19865 отрядов - 16997 вожатых. Нехватка пионерских работников в сочетании с возросшей политической активностью ребят приводила нередко к стихийному образованию пионерских отрядов.

В 1924 г. ЦК ВКП(б) обязал партийные и комсомольские комитеты «разработать вопрос о подготовке работников по детскому движению, используя существующие педагогические высшие учебные заведения и педагогические техникумы, путем введения специального курса в них, а также использование курсов по переподготовке педагогического персонала в целях ознакомления его с принципами, содержанием и методами работы в детских (пионерских) организаций».

Но обсуждение проблем детской организации привело к неожиданным результатам. В ряде партийных и комсомольских организаций появилась тенденция к прекращению роста пионерских отрядов до тех пор, пока на курсах не будут подготовлены вожатые. Пионерская организация росла, нужны были все новые ее организаторы, поэтому самой распространенной формой обучения вновь стали краткосрочные курсы (710 дней) с полным, или частичным (на несколько часов в день) освобождением от производства с сохранением зарплаты.

В феврале 1928 г. ЦБ ЮП совместно с Глав-соцвосом Наркомпроса открыло Центральные заочные курсы и заочную консультацию вожатых. Вначале набор на курсы был небольшим -всего 2750 чел., но уже через два года в 13 городах СССР были открыты филиалы этих курсов, которые охватили 35 тыс. человек, то есть половину всех вожатых страны.

Детская организация при такой партийной и государственной поддержке активно развивалась. Формы ее работы становились разнообразными, широко проникали в социальные сообщества, где находились дети, подростки. В школах начали создаваться передовые посты пионерской организации - форпосты. Естественно начали готовить работников и к этой деятельности. Подготовка и повышение квалификации вожатых форпостов - (одной из немногих категорий освобожденных (получающих зарплату) пионерских работников) началась в 1923 г. одновременно с созданием форпостов в школах. К 1925 г. их количество стало уже около 9 тыс. К вожатому форпоста предъявлялись требования, главным из которых было членство в компартии или комсомоле, быть политически грамотным, хорошо знать теорию и практику пионерской работы, разбираться в вопросах педагогики, знать, как строится учебная работа в школе.

ЦК ВЛКСМ в сентябре 1932 года принял решение об организации Всесоюзной школы по подготовке пионерских работников. Школа включала в себя 3-месячную учебу председателей районных бюро пионерской организации (разовый набор - 200 чел.), а также 4-месячную подготовку инструкторов областных, краевых и республиканских бюро (100 чел.).

Понятно, что курсовая подготовка не могла дать глубоких знаний, нужно было вводить базовое образование в объеме техникума или вуза.

К этому времени произошли серьезные изменения в детском движении. Из всех разнообразных его составляющих осталась единственная организация - пионерская. При этом она стала массовой в стране, постепенно перешла в государственное учреждение - школу, а это изменило содержание, формы и методы ее работы. Следовательно, изменились и требования к подготовке кадров пионерских работников. Подбор и выдвижение, назначение кадров социальных работников, как массовое явление, стало исчезать. Изменились и сами вожатые. В 1927 г. каждый пятый освобожденный вожатый (20,3%) учился в педагогическом техникуме или институте.

Переход пионерской организации в школу положил начало новому ее состоянию, который изменил требования к профессиональной подготовке вожатых. Система подготовки и повышения квалификации основных категорий пионерских работников, соответствовавшая новому этапу состояния советского общества. Система включала в себя следующие элементы: курсы, семинары, совещания - для вожатых (групп, отрядов, форпостов, октябрят); всесоюзные, республиканские, областные, краевые курсы для руководящего состава (работники республиканских, областных, краевых, окружных и районных бюро юных пионеров и т. д.), внешкольные отделения и отделения деткомдвижения педагогических техникумов и вузов - для методистов (работников пионерских кабинетов, домов, клубов, станций), преподавательского и лекторского состава Центральных и местных курсов; аспирантура - для научных работников (работников НИИ деткомдвижения и преподавателей внешкольных отделений педагогических вузов). Некоторые элементы этой системы уже действовали и прошли проверку временем, другие только зарождались. Принципиальному уточнению и изменению подвергались не все ее элементы.

Наркомпрос РСФСР принял решение о создании пионерских отделений в нескольких техникумах и о введении курсов пионерской работы в программу остальных отделений. В 1931 г. такие отделения были уже во многих техникумах страны: только в РСФСР их было 45, а через год -48. Кроме того, было образовано 8 отделений детского коммунистического движения и внешкольной работы, которые были открыты в автономных республиках, входивших тогда в состав Российской Федерации. Действовали специальные

отделения, для обучения на которых подбирались кадры по национальному признаку: башкиры, кабардинцы, казахи, татары и т. д. В Москве в индустриально-педагогических техникумах Дзержинского, Фрунзенского районов было открыто 3 отделения, а в Ленинграде создали специальный техникум детского коммунистического движения.

Таким образом, в РСФСР общее число отделений, на которых пионерские работники получали среднее специальное образование, составило 56. Причем, если в целом по республике на этих отделениях обучалось 2,3% от общего количества учащихся техникумов, то в автономных республиках - 9%, что свидетельствовало о стремлении партии и комсомола ускоренными темпами сформировать национальные отряды пионерских работников. При организации отделений детского коммунистического движения в педагогических техникумах приходилось преодолевать много трудностей, в первую очередь связанных с отсутствием квалифицированных преподавателей специального цикла теории, методики, практики пионерской работы. Лишь после выпуска первых групп таких специалистов Академией коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, Ленинградским, Московским, Киевским, Харьковским, Нижегородским, Казанским и другими педагогическими институтами появилась возможность укрепить эти отделения квалифицированными преподавателями. Всего к январю 1933 г. было выпущено несколько сот преподавателей детского коммунистического движения для техникумов, но и из них многие были направлены на руководящую пионерскую работу, а не на преподавательскую.

Подготовка пионерских работников в вузах началась с введения осенью 1924 г специального курса пионерского движения в программе педагогических институтов. Внешкольное отделение Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской было открыто осенью 1929 г. На первый курс было принято 32 человека. Им предстояло в течение 4 лет изучить общественные науки, теорию и методику детского коммунистического движения, пройти практику в пионерских отрядах, лагерях, внешкольных учреждениях, изучить возрастную физиологию, освоить преподавание гигиены, физкультуры. При создании внешкольного отделения планировалось, что оно будет готовить методистов пионерских кабинетов, работников Отдела народного образования,

преподавателей педагогических техникумов и партийных школ по внешкольному воспитанию. Но практика первых лет обучения показала, что подготовить пионерских работников высшей квалификации с таким широким профилем невозможно. И тогда, в связи с открытием пионерских отделений и факультетов во многих педагогических вузах и техникумах страны. Академия стала готовить преподавателей педагогики и детского коммунистического движения в педагогическом вузе.

Двухлетний положительный опыт работы внешкольного отделения Академии коммунистического воспитания позволил осенью 1930 года открыть отделения детского коммунистического движения в педагогических вузах страны. Ленинградский, Нижегородский, Киевский, Харьковский педагогические институты приняли на 1 курс 120 человек.

На следующий год открылось пионерское отделение в Московском педагогическом институте, а на уже действовавших отделениях прием увеличился в 2 раза. Так как потребность в высококвалифицированных кадрах пионерских работников росла пропорционально бурному росту пионерской организации, пионерские отделения были открыты в Казани (Восточно-педагогический институт), Иркутске (Восточно-Сибирский педагогический институт) и в некоторых республиканских центрах.

В тот период время обучения на факультетах и отделениях детского коммунистического движения не было одинаковым для всех, оно дифференцировалось в соответствии с образованием. Имеющие среднее образование обучались 2,5 года, а те, кто закончил семилетку или рабфак, - 3 года.

Венцом системы подготовки пионерских кадров высшей квалификации были научно-исследовательские институты пионерского движения. Без теоретического осмысления практического опыта пионерского движения нельзя было дать научно обоснованные рекомендации, кроме того, нужны были «кадры для кадров», специалисты -преподаватели специальных дисциплин (истории, теории, методики ДКД) в вузах, и не только там, где существовали внешкольные и пионерские отделения, но и во всех педагогических институтах, в программы которых включалось изучение проблем пионерского движения. В Академии коммунистического воспитания по решению Коллегии Наркомпроса открылась аспирантура с еже-

годным приемом 12-15 человек. В 1930 г. началась интенсивная работа по созданию Научноисследовательского института пионерского движения. 30 июля Бюро ЦК ВЛКСМ приняло решение о создании НИИ ДНД, определив его целевую установку: «Подготовка научных кадров и повышение квалификации основных руководящих кадров деткомдвижения». Вскоре на основании совместного решения ЦК ВЛКСМ и Нарком-проса РСФСР в НИИ детского коммунистического движения была организована аспирантура. Кроме того, по рекомендации ЦБ ДКД некоторые республиканские НИИ педагогики, крупные педагогические институты, имевшие аспирантуру, включили в тематику исследований вопросы пионерской работы. В Свердловске был открыт НИИ пионерского движения, который обобщал опыт пионерии Сибири и Дальнего Востока, вел подготовку научных кадров для этого большого региона страны.

Таким образом, в 1930-1932 гг. была создана разветвленная система научно-исследовательских учреждений, занимавшихся изучением и обобщением опыта пионерской организации и подготовкой новых кадров для пионерской организации. Без этого невозможно было дальнейшее ее развитие и углубление содержания работы, направленного на воспитание подрастающего поколения.

К сожалению, с таким трудом созданная и отлаженная система подготовки высококвалифицированных кадров пионерской организации осенью 1932 г. стала сворачиваться. Сначала решением коллегии Наркомпроса были ликвидированы факультеты и отделения деткомдвижения в вузах и техникумах. Решением Бюро ЦК ВЛКСМ от 21 октября 1932 г. была фактически ликвидирована аспирантура в НИИ ДКД (г. Москва), аспирантов старших курсов оставили доучиваться, а новый набор направили на руководящую пионерскую работу. Позднее были реорганизованы аспирантуры и в других научных учреждениях. Это было связано с принятым ЦИК СССР 19 сентября 1932 года постановлением “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”, в котором предписывалось сократить номенклатуру специальностей, установив ее с учетом перспектив развития различных отраслей хозяйства. В то время посчитали, что с пионерской работой может справиться любой учитель, что для этого не обязательно иметь базовое образование, достаточно полученного на курсах. В Наркомпросе

возобладало мнение, что методистов пионерской работы специально готовить не надо. Этот вывод основывался на следующем соображении: все учителя обязаны овладевать знаниями процесса коммунистического воспитания и находиться на необходимой стадии политического развития, а на пионерскую работу можно поставить учителя любого предмета, закончившего “высший единый педагогический институт”, наскоро обучив его методике пионерской работы на семинаре или кратковременных курсах. Линия на укрепление связи пионерской организации и школы стала превратно восприниматься как передача руководства пионерской организацией учителю, что и привело к упразднению системы научной подготовки пионерских работников, которая была заменена курсовой. На базе бывших факультетов и отделений ДКД в вузах и техникумах некоторое время действовали межрайонные курсы, но уже вскоре они были вытеснены из системы среднего специального образования как чужеродные.

О том, что пионерская организация - по сути общественная, даже и не думали. Она превратилась в государственно-общественную, где ее члены -дети, воспринимались не иначе как объект воспитания. Для детей был организован прием, через ритуал торжественного обещания ребенок мог стать членом организации, взрослый же ни каких клятв, обещаний не давал, он фактически руководил организацией не вступая в нее формально.

Обстановка “оттепели” 60-х годов, развитие демократических начал в обществе изменили и отношение к пионерской организации. Заговорили о необходимости углубления пионерской работы, понимая под ней углубление воспитательного процесса силами и средствами пионерской организации. Заговорили и о необходимости серьезной подготовки кадров для работы с детьми в пионерской организации. Началось изучение исторического опыта, постановка педагогических экспериментов в организации работы с детьми. Возобновление подготовки профессиональных кадров для работы с детьми началось с научного анализа. Не практика, как это было с 20-х годов, выстраивала систему подготовки кадров, а наука, выполняя социальный заказ, формировала систему подготовки кадров пионерских работников.

В 1952 г. в системе Академии Педагогических наук (АПН) РСФСР была организована группа по изучению вопросов пионерской работы в школе, а через 8 лет, в НИИ общих проблем воспитания

АПН были созданы отделы пионерской и комсомольской работы в школе, которые в 1977 г. объединились в единый отдел. В Научно-исследовательском центре Высшей комсомольской школы (НИЦ ВКШ) с 1981 по 1991 гг. существовали отделы комсомольской и пионерской работы в школе, отдел истории ВПО. Занимались проблемами истории, теории и методики пионерской работы не только там, но и на кафедрах педагогики, психологии, истории КПСС, истории общественных движений и партий, философии, филологии в ЛГПИ им. А.И. Герцена, ЛГПУ, МГПИ им. В.И. Ленина, МОПИ, МГУ, ЛГУ (СПб.), в вузах Костромы, Минска, Воронежа, Луганска, Ташкента, Челябинска. Осенью 1962 г. в Костромском, Новосибирском, Челябинском педагогических институтах открылись пионерские отделения на историко-филологических факультетах. В 1969 г. было уже 7 факультетов. В 80-е годы в стране действовало в педагогических институтах 24 фа-

культета, готовящих методистов воспитательной работы. С 1986 г. в название специальности добавилось «методист воспитательной работы в школе».

Всего с 1940 по 2010 год по проблемам детского, подросткового движения защищено более 350 диссертаций (кандидатских и докторских) по различным специальностям: педагогическим, историческим, психологическим, философским и др. наукам. Это большой вклад, как в развитие проблем детства, так и в развитие науки. Но не все проблемы исследованы достаточно глубоко, многие требуют пересмотра с современных позиций. Требует совершенствования и сама структура исследовательских центров. Во многом выбор тем идет не от потребностей детских, молодежных организаций, а зависит от субъективных факторов (личных интересов авторов, наличия научного руководителя и его интересов, основной направленности исследований кафедры).

УДК 371.4

Башманова Елена Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент Курский государственный университет allalena07@rambler.ru

РИСКИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ УЧАЩИХСЯ

В статье анализируются социальные и педагогические коллизии в современном обществе, ориентиры решения которых в разработке основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений.

Ключевые слова: социальное воспитание учащихся, жизненные шансы учащихся, социальный дискомфорт, сознание учащихся

Россия - на пороге перемен. Необходимость модернизировать производство сочетается с задачей нравственного оздоровления, освоения новой системы ценностей. Компонентами новой - продуктивной культуры бытия определены честность, ответственность, отношение к богатству как результату труда и труду как общественному долгу. Данные качества и отношения формируются с детства, в коллективе и преимущественно средствами воспитания. Следовательно, одну из ведущих ролей в нравственном оздоровлении общества призвана играть педагогика, располагающая методологическими ориентирами для формирования новой системы ценностей (национальный воспитательный идеал, гуманистическая парадигма, личностно ориентированный подход).

Однако усилия педагогов нивелируются условиями, в которых социализируется большинство учащихся. Речь идет о глубоком расслоении, при котором дети оказываются в неравнозначных условиях для физического и личностного развития в периоды, сензитивные к формированию нравственного здоровья и социально ценных личностных качеств.

Осмыслить влияние расслоения на социальное воспитание учащихся позволяет анализ объективного положения и субъективного самочувствия участников воспитательного процесса. Согласно официальной статистике, соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2010 году составило 16,5 раз, в то время как приемлемым является разрыв в 57 раз. По результатам научных исследований, 68-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.