Научная статья на тему 'Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере гражданской авиации'

Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / CIVIL AVIATION / РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REFORM OF CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / RISK-ORIENTATED MODEL / AIR NAVIGATION SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черток В. Б.

Проанализирована ситуация с реализацией реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере гражданской авиации. Особое внимание обращено на внедрение риск-ориентированной модели. Подведены итоги реформы, поставлены задачи на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards a risk-orientated model of control and supervision activities in the civil aviation sphere

The article analyses the work of the Federal Service for Supervision in the Sphere of Transport (Rostransnadzor) in implementation of the ‘Reform of control and supervision activity’ state high-priority programme. Specifically, main aspects of switching towards a risk-orientated model of control and supervision activities in the civil aviation sphere are considered. Results of the industry’s operation under new approaches are summed up.

Текст научной работы на тему «Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере гражданской авиации»

Риск-ориентированная модель контрольно-надзорной деятельности в сфере гражданской авиации

В. Б. Черток,

заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

основные усилия управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации, управления транспортной безопасности и территориальных органов ространснадзора направлены на обеспечение безопасности полетов, достижение ключевых целей и решение задач, заявленных в публичной декларации службы, повышение эффективности государственного надзора, открытость в работе и снижение контрольно-надзорной нагрузки на законопослушных субъектов авиационного бизнеса.

Государственная приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [1] реализуется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта согласно паспорту ведомственного приоритетного проекта «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации», утвержденному 21 февраля 2017 г. [2].

Мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным в Службе сводным планом приоритетного проекта, согласованным с аналитическим центром при правительстве РФ, Минэкономразвития, Минтрудом, Минкомсвязи и Минюстом России.

Одно из основных направлений реформы — переход на риск-ориентированную модель надзорной деятельности, которая предполагает дифференцированный подход к планированию и проведению проверочных мероприятий в зависимости от степени риска причинения вреда жизни и здоровью граждан [3].

При этом в публичной декларации целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2017 г. [4] цель «внедрение риск-ориентированного подхода» зафиксирована под номером 1 и предусматривает решение следующих задач:

• разработка исчерпывающих реестров субъектов контроля (надзора) по

видам транспорта, внедрение алгоритмов их поддержания в актуальном состоянии;

• категорирование субъектов контроля (надзора) по категориям рисков в соответствии с утвержденной методикой их отнесения к категории риска с учетом «Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденных постановлением правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806;

• формирование требований для создания «динамической модели» катего-рирования субъектов контроля (надзора), основанных на данных статистики, событийных показателях деятельности субъектов контроля, внешних факторах и истории взаимодействия с субъектами (объектами) контроля;

• разработка методики оценки показателей конечных общественно значимых результатов для контролируемых видов деятельности в сфере транспортного надзора и транспортной безопасности по рискам вреда жизни и здоровью граждан, причинения материального ущерба;

• разработка плана проверок на 2018 г. с учетом риск-ориентированной модели.

Такой подход позволит не только вывести на новый качественный уровень результаты контрольно-надзорной работы, но и существенно увеличить эффективность расходования ресурсов на функционирование территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта путем сосредоточения усилий инспекторского состава федерального государственного надзора на наиболее значимых направлениях.

К важнейшим направлениям в сфере гражданской авиации относится аэронавигационное обслуживание, т. е. обслуживание пользователей воздушного пространства (ОрВД), что включает организацию и обслуживание воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание, предоставляемое на всех этапах полета воздушного судна.

Главным предприятием в РФ, осуществляющим аэронавигационное об-

служивание пользователей воздушного пространства, является ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» [5]. В ведении этого предприятия более 900 воздушных трасс, более 1,4 млн полетов в год, при этом одновременно под диспетчерским управлением может находиться более 1000 воздушных судов.

Сегодня в нашей стране деятельность в сфере надзора за использованием воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания ведут более двух тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владельцев зарегистрированных в установленном порядке воздушных судов, эксплуатантов авиации общего назначения, аэропортов, зарегистрированных посадочных площадок и вертодромов, организаций, предоставляющих аэронавигационные данные для их опубликования в специальных сборниках.

Кроме того, в контрольно-надзорную деятельность Ространснадзора включены предприятия и организации, предоставляющие аэронавигационную информацию, выполняющие авиаметеорологическое обслуживание гражданской авиации, а также объекты, осуществляющие деятельность в сфере авиационно-космического поиска и спасания. Подконтрольные субъекты рассредоточены по всей территории России по федеральным округам.

С 2012 по 2016 г. центральный аппарат Госавианадзора и его территориальные управления провели более 200 плановых и 120 внеплановых проверок организаций, действующих в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания. В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено более 1350 нарушений воздушного законодательства в разрешенной области деятельности.

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в указанный период за нарушения установленных требований по безопасности полетов Ространснадзором было выписано более 1600 постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц на общую сумму более 81 млн рублей.

В сфере предоставления метеорологической информации Ространснадзо-ром проведены 42 проверки, выявлены 99 нарушений.

Проверки предприятий, предоставляющих пользователям аэронавигационные данные и аэронавигационную информацию, показали, что поставщики исходных данных и информации для опубликования в АИП России не в полной мере выполняют установленные требования, особенно в части соответствия установленным форматам аэронавигационных данных и своевременного представления изменений для опубликования.

Аналогичные замечания были отражены и по результатам проверки РФ экспертами Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization — ICAO, или ИКАО). В рамках Универсальной программы ИКАО [6] по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов выполнены и в дальнейшем будут выполняться корректирующие действия в части проверок предприятий и организаций, представляющих пользователям аэронавигационные данные.

С 2012 г. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» учло около 1200 нарушений порядка использования воздушного пространства воздушными судами и в деятельности, не связанной с полетами воздушных судов (дельталетов, парапланов, воздушных шаров).

По-прежнему велико количество нарушений правил и порядка использования воздушного пространства [7] владельцами и пилотами незарегистрированных воздушных судов, индивидуальными предпринимателями, частными владельцами воздушных судов, внешними пилотами, управляющими беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).

Так, если в 2012 г. не было отмечено нарушений порядка использования воздушного пространства внешними пилотами БПЛА, то с 2013 по 2016 г. зафиксировано 46 нарушений, а за полгода 2017 г. — 24 нарушения.

Рост нарушений порядка использования воздушного пространства с применением БПЛА, беспилотных авиационных систем (БАС) требует безотлагательного решения этого вопроса на государственном уровне. В частности, необходимо усилить государственное регулирование полетов малой авиации, БПЛА, БАС, поскольку воздушные суда частных владельцев и физических лиц, беспилотники, дельталеты, парапланы, воздушные шары, внешние пилоты,

28 | «Транспорт Российской Федерации»

№6 (73) 2017

управляющие БПЛА, потенциально могут представлять объекты, используемые с целью совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также террористическую угрозу.

Предложения по дополнению КоАП РФ новой статьей по изъятию или блокированию летательных аппаратов при нарушении ими запретных зон и зон ограничения сегодня рассматриваются установленным порядком. Считаем крайне важным обеспечить своевременное введение в законодательство предложенных изменений в КоАП РФ.

Ежегодно растет количество авиационных происшествий с воздушными судами авиации общего назначения (АОН). Принимаемые в настоящее время меры законодательного регулирования и надзора за безопасностью полетов АОН недостаточно эффективны.

Ространснадзором в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности и подготовки к переходу на риск-ориентированную модель планирования проверок определены ключевые, наиболее значимые риски в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания, которые по результатам расследования авиационных происшествий и катастроф могли привести или приводили к человеческим жертвам.

Вот список наиболее значимых рисков в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания:

• использование воздушного пространства представителями АОН без предоставления планов полетов в органы ОрВД, без их уведомления, в отсутствие аэронавигационного и метеорологического информирования;

• полеты беспилотных воздушных судов, в частности, в районах аэропортов, в запретных зонах, использование воздушного пространства БПЛА без предоставления плана полета и уведомления или разрешения на использование воздушного пространства;

• строительство высоких объектов в пределах границ приаэродромной территории без согласования с собственником аэродрома;

• нарушение правил эшелонирования воздушных судов при использовании воздушного пространства беспилотными воздушными судами;

• полеты воздушных судов АОН над населенными пунктами на малой высоте;

• невыполнение пилотами воздушных судов команд органов обслуживания воздушного движения;

• нарушение требований к первоначальной подготовке и повышению квалификации: диспетчерского, инженерно-технического состава служб ОрВД, инженерно-технического состава метеослужб и предприятий, предоставляющих аэронавигационную информацию;

• несоблюдение установленных временных и местных режимов полетов, а также кратковременных ограничений;

• эксплуатация посадочных площадок без уведомления о начале деятельности на них;

• применение изделий на основе лазеров в направлении выполняющих посадку и полет воздушных судов (ослепление пилотов);

• использование воздушного пространства аэростатами и дирижаблями в воздушном пространстве классов А и С без предоставления плана полета и разрешения на использование воздушного пространства;

• несанкционированное занятие взлетно-посадочной полосы воздушными судами и автотранспортными средствами.

В 2016 г. инспектора Управления транспортной безопасности и территориальных Управлений государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора провели 74 проверки (59 плановых и 15 внеплановых) соблюдения юридическими лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, нормами и правилами в сфере авиационно-космического поиска и спасания.

В ходе проверок юридических лиц проведен контроль (надзор) готовности к действиям при авиационных происшествиях трех региональных координационных центров поиска и спасания, 33 региональных поисково-спасательных баз, 59 служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения аэропортов, поисково-спасательных воздушных судов.

В ходе проверок выявлено и устранено более 400 нарушений обязательных требований в сфере авиационно-космического поиска и спасания, вынесено 72 инспекторских предписания об устранении нарушений.

Наиболее характерные нарушения в сфере авиационно-космического поиска и спасания:

• невыполнение в полном объеме требований по оснащенности региональных поисково-спасательных баз специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

• допуск к непосредственному исполнению обязанностей сотрудников аварийно-спасательных и поисково-спасательных служб, не аттестованных на статус спасателя.

По результатам проверки РФ, проведенной комиссией ИКАО в рамках Универсальной программы по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов по направлению аэронавигационного обслуживания (ANS), были даны рекомендации в части необходимости обеспечения достаточного количества инспекторского персонала и подготовки государственных инспекторов Рос-транснадзора.

В соответствии с Планом корректирующих действий, утвержденным Минтрансом России и согласованным с ИКАО, основным приоритетом является обеспечение Ространснадзора кадрами, а также своевременное проведение подготовки и повышения квалификации государственных инспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по таким направлениям деятельности, как Правила аэронавигационного обслуживания, производство полетов воздушных судов (PANS-OPS), аэронавигационные карты (CART), связь, навигация и наблюдения (CNS), авиационная метеорология (MET).

В целях повышения эффективности исполнения должностных обязанностей федеральными государственными инспекторами Ространснадзора и его территориальных органов при проведении мероприятий по контролю (надзору) необходимо предусмотреть ежегодное целевое выделение средств из федерального бюджета на прохождение подготовки по разработанным и утвержденным Программам с применением тренажеров.

Недостаточная техническая оснащенность государственных инспекторов Ространснадзора в отсутствие средств контроля воздушных судов АОН не позволяет реально принимать меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера с учетом труднодоступности мест базирования судов и множества площадок (более 1000 зарегистрированных) для их полетов.

В ближайшее время основное направление совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания — развитие Единой информационно-аналитической системы Ространснадзора. Для этого необходимо создать автоматизированное рабочее место инспектора, применять чек-листы [8] при выполнении проверок, вести профилактическую работу по разъяснению требований законодательства в сфере использования воздушного пространства, совершенствовать воздушное законодательство, профессионально подготавливать инспекторский состав.

В части реагирования на нарушения, совершаемые иностранными пользователями воздушного пространства, в Рос-транснадзоре накоплен положительный опыт взаимодействия с Министерством иностранных дел РФ и информирования посольств иностранных государств о фактах авиационных событий в воздушном пространстве России с воздушными судами иностранных эксплуатан-тов. Доведение такой информации до сведения авиационных властей иностранных государств необходимо для проведения расследования, принятия необходимых профилактических мер и получения отчета о результатах расследования.

Полагаем, что тесное рабочее взаимодействие Ространснадзора с Минтрансом России, Росавиацией, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Генераль-

ной прокуратурой по обмену информацией, выявлению и установлению факторов — причин авиационных событий, а также совершенствованию воздушного законодательства позволит обеспечить выполнение в полном объеме корректирующих мероприятий по результатам проверки РФ, проведенной комиссией ИКАО, и поддержать приемлемый уровень безопасности полетов и транспортной безопасности в отечественной гражданской авиации. □

Литература

1. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утв. президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.12.2016 г. № 12). URL: http://base.garant.ru/71682144 (дата обращения 14.09.2017).

2. Паспорт ведомственного приоритетного проекта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта в Российской Федерации». URL: http://rostransnadzor. ru/wp-content/upLoads/2016/12/ pasport-vedomstvennogo-prioritetnogo-proekta-FederaL-noj-sLuzhby-po-nadzoru-v-sfere-transporta-Sovershenstvovanie-kontroL-no-nadzornoj-deyateL-nosti-v-sfere-transporta-v-Rossijskoj-Federatsii-.pdf (дата обращения 14.09.2017).

3. Постановление правительства РФ от

17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/71473944 (дата обращения 14.09.2017).

4. Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2017 год. URL: http://rostransnadzor.ru/pubLichnaya-dekLaratsiya-tseLej-i-zadach-federaL-noj-sLuzhby-po-nadzoru-v-sfere-transporta-na-2017-god (дата обращения 12.09.2017).

5. ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». URL: http:// gkovd.ru (дата обращения 14.09.2017).

6. Официальный сайт Международной организации гражданской авиации. URL: https://www.icao.int/ Pages/defauLt.aspx (дата обращения 14.09.2017).

7. Постановление правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/ document/902207152 (дата обращения 14.09.2017).

8. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Проверочные чек-листы. URL: http://rostransnadzor.ru/deyateL-nost/ proverochny-e-chek-Listy (дата обращения 14.09.2017).

30 | «Транспорт Российской Федерации)

№6 (73) 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.