Надзор за обеспечением транспортной безопасности: курс на эффективное решение проблем
В. Б.ЧЕРТОК, заместитель руководителя Ространснадзора
Управление транспортной безопасности Ространснадзора подводит предварительные итоги работы в 2010 г. Анализ статистических данных, полученных в ходе контрольно-надзорных мероприятий, а также мониторинг чрезвычайных ситуаций и актов незаконного вмешательства позволили выработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности безопасности на транспорте.
Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определил, что одна из основных задач обеспечения транспортной безопасности состоит в осуществлении контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности. В целях решения данной задачи и во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 354 «О внесении изменений в некоторые постановления по вопросам транспортной безопасности» штатная численность Ространснадзора была увеличена на 512 штатных единиц: центрального аппарата на 25 и территориальных органов на 487 единиц.
В Управлении транспортной безопасности и в управлениях государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам были введены в штат отделы надзора за обеспечением транспортной (авиационной) безопасности. В настоящее время подразделения по транспортной безопасности сформированы и приступили к выполнению задач в сфере осуществления контроля и надзора за соблюдением субъектами транспортной инфраструктуры законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ, о транспортной безопасности.
Контрольно-надзорные мероприятия проводились в отношении субъектов транспортной инфраструктуры на основании ежегодного плана проверок, как правило, комплексными ко-
миссиями, включающими представителей МВД и ФСБ России, органов транспортной прокуратуры.
По результатам инспекторских проверок за 2010 г. выявлено 1462 нарушения требований нормативных правовых актов, выписано 280 обязательных для исполнения предписаний, составлено 175 протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических, должностных и физических лиц. Подразделения транспортной безопасности приняли участие в 883 проверках, проведенных территориальными управлениями Ространснадзора, транспортной прокуратурой и антитеррористическими комиссиями субъектов федерации.
Общая сумма штрафов превысила 900 тыс. руб.
По итогам 2010 г. наилучшие показатели контрольно-надзорной деятельности достигнуты в управлениях по Сибирскому, Южному и Дальневосточному федеральным округам.
Мониторинг чрезвычайных ситуаций и актов незаконного вмешательства (АНВ) на всех видах транспорта позволил правильно оценить обстановку и использовать данную информацию при планировании надзорных мероприятий, оперативно и качественно принимать управленческие решения, направленные на недопущение нарушений законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности.
Однако исключить АНВ, несмотря на принимаемые меры, не удалось. Всего за 2010 г. в транспортной сфере было совершено 130 АНВ: 59 на воздушном транспорте, 64 на железнодорожном, 5 на автомобильном транспорте и 2 на морском и речном транспорте (рис. 1). В результате совершенных АНВ погиб один и травмированы 13 человек.
Статистика АНВ в деятельность транспортного комплекса — их резкий рост в 2009 г. и в 2010 г. — свиде-
Рис. 1. Акты незаконного вмешательства по видам транспорта за 2010 г.
Рис. 2. События, обработанные ДДС за 2010 г.
тельствует, что террористическая угроза, в том числе со стороны международных террористических организаций, продолжает сохраняться.
Проведен анализ произошедших АНВ. Оказалось, что наиболее подвержен им Северо-Кавказский федеральный округ; самый уязвимый транспорт — железнодорожный. Сорок процентов всех АНВ на железнодорожном транспорте — это террористические акты, наибольшее количество которых пришлось на Северо-Кавказскую железную дорогу.
В качестве мер, направленных на повышение эффективности функционирования системы обеспечения транспортной безопасности, были выделены следующие направления деятельности:
• повышение эффективности проведения контрольно-надзорных мероприятий с целью выявления нарушений, имеющих системный характер; применение всего спектра имеющихся полномочий для устранения таких нарушений;
• проведение проверок в сфере обеспечения транспортной безопасности в тесном взаимодействии с подразделениями ФСБ, МВД, органами прокуратуры в соответствии с законодательством РФ, что особенно актуально в связи с принятием федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля».
• привлечение внимания антитеррористических комиссий субъектов РФ к состоянию транспортной безопасности на потенциально опасных объектах транспортного комплекса;
• внесение изменений в Уголовный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) об усилении ответственности за нарушения в сфере транспортной безопасности; введение статей прямого действия, предусматривающих ответственность как юридического, так и физического лица за нарушения требований транспортной безопасности;
• профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных инспекторов в сфере надзора за обеспечением транспортной безопасности.
В территориальных управлениях Ространснадзора созданы дежурно-диспетчерские службы (ДДС). По каждому событию в транспортном комплексе ДДС собирается информация о типе, эксплуатанте и владельце транспортного средства, о наличии и сроках действия разрешительного документа на право осуществления перевозочной деятельности (лицензии,
сертификата), о количестве погибших, пострадавших, о ходе выполнения поисковых и восстановительных работ, а также дополнительная информация (значительный перечень) в зависимости от вида транспорта (рис. 2).
Большая работа проведена в области поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения. За 2010 г. в Центральной аттестационной комиссии было рассмотрено 53 комплекта аттестационных документов, подготовленных территориальными ведомственными аттестационными комиссиями. Качество оформления представляемых документов повысилось, однако еще имеются случаи, когда документы возвращаются на доработку (рис. 3).
За 2010 г. Центральной аттестационной комиссией проведено 10 заседаний, по результатам которых аттестовано 31 аварийно-спасательное формирование. Тринадцати юридическим лицам отказано в аттестации.
За этот же период всеми территориальными ведомственными аттестационными комиссиями Ространснадзора было аттестовано 30 аварийно-спасательных служб и формирований. Например, территориальные комиссии Приволжского и Уральского управлений Госавианадзора аттестовали по 2 формирования, Уральское управление аттестовало 68 спасателей (рис. 4).
В 2010 г. в перечень поднадзорных предприятий Ространснадзора вошли дополнительно 19 организаций:
• ФГУ «Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания»;
• 7 авиационных поисково-спасательных центров, в составе которых
Рис. 3. Результаты деятельности Территориальных ведомственных аттестационных комиссий УГАН НОТБ Ространснадзора за 2010 год
Рис. 4. Количество аттестованных аварийно-спасательных формирований (АСФ) и спасателей — личного состава.
Рис. 5. Структурная схема автоматизированных центров контроля и надзора
47 региональных поисково-спасательных баз, 7 региональных координационных центров поиска и спасания и 75 воздушных судов в 41 авиакомпании, осуществляющих поисково-спасательные полеты;
• 11 самостоятельных региональных поисково-спасательных баз.
Транспортная безопасность олимпийских объектов в Сочи
Олимпийским объектам транспортного комплекса в г. Сочи, обеспечению их транспортной безопасности уделяется особое внимание. Принят и реализуется «План основных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по осуществлению контроля и надзора за обеспечением безопасного функционирования транспортного комплекса в период подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году». Осущес-
твляется мониторинг состояния транспортной безопасности 43 олимпийских объектов, в составе которых 92 сооружения транспортной инфраструктуры.
За 2010 г. в целях надзора за обеспечением безопасности олимпийских транспортных объектов Ространснад-зором проведен ряд мероприятий:
• проверка состояния транспортной безопасности 14 объектов дорожного хозяйства; ФГУ ДСД «Черно-морье» как государственному заказчику работ выписано предписание на устранение выявленных нарушений;
• проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта, участвующих в программе строительства олимпийских объектов и организации проведения Олимпиады 2014 года в городе Со-
чи; она показала низкий уровень организации и подготовки структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги» в вопросах антитеррористической защищенности и противодействия терроризму; по итогам проверки выдано предписание на устранение выявленных нарушений;
• проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности в ОАО «Сочинский морской торговый порт»; по итогам проверки выдано предписание на устранение выявленных нарушений;
• совместная командно-штабная тренировка в ОАО «Сочинский морской торговый порт» по отработке действий служб охраны при получении информации о проникновении нарушителей на территорию морского порта;
• совместно с транспортной прокуратурой Южного федерального округа проверка ООО «Морской торговый порт» г. Сочи по реализации Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте»;
• совместно с представителями Ро-савиации проведен инспекторский контроль авиационной безопасности в ОАО «Международный аэропорт Сочи»;
• совместно с Сочинской транспортной прокуратурой внеплановая проверка безопасности гидротехнических сооружений морского порта Сочи и их соответствия нормам технических характеристик по безопасной посадке и высадке пассажиров, а также швартовки морских судов.
Участие в разработке нормативных правовых актов
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679, разработаны и направлены на согласование проекты административных регламентов:
• проект административного регламента Ространснадзора исполнения государственной функции по лицен-
зированию деятельности по обеспечению авиационной безопасности;
• проект административного регламента Ространснадзора исполнения государственной функции по контролю и надзору за обеспечением транспортной безопасности;
• проект административного регламента Ространснадзора исполнения государственной функции по сопровождению воздушных судов в полете государственными инспекторами по авиационной безопасности;
• проект административного регламента Ространснадзора исполнения государственной функции по проведению аттестации аварийно-спасательных служб и формирований транспортного комплекса;
• проект административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры.
Подготовлены предложения по внесению изменений, касающихся требований по обеспечению авиационной безопасности, в Федеральные авиационные правила «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденные приказом Минтранса России от 23.12.2009 г. № 249.
Подготовлены предложения по внесению изменений в Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 г. № 142 и в «Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров», утвержденные приказом Минтранса России от 25.07.2007 г. № 104. Разработаны предложения по Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте. Они предусматривают оптимизацию ресурсов, используемых для проведения проверок, а также создание логичной системы контрольных мероприятий, позволяющей осуществлять оперативный дистанционный контроль соблюдения требований по обеспечению безопасности на первоочередных (наиболее уязвимых) объектах транспорта, и на объектах, отнесенных к первой категории. Это обеспечит стабильный уровень безо-
пасности населения, а также даст возможность оперативно реагировать на возникающие нарушения и оказывать соответствующее воздействие на субъект транспортной инфраструктуры (рис. 5).
Следует отметить, что в 2010 г. организована профессиональная подготовка руководящего и инспекторского состава Управления транспортной безопасности Ространснадзора с использованием образовательной программы «Основы контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», разработанной при участии Московского государственного университета путей сообщения в соответствии с требованиями законодательства РФ и нормативных актов Министерства транспорта РФ.
Проблемные вопросы, выявленные в результате проверок
В настоящее время в гражданской авиации сложилась ситуация, не позволяющая в полной мере реализовы-вать требования воздушного законодательства РФ, связанные с охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении необходимых изменений в нормативную базу, регулирующую вопросы охраны аэропортов.
В настоящее время в РФ отсутствует законодательство, определяющее механизм охраны морских и речных портов, судоходных гидротехнических сооружений со стороны водной акватории. Необходимо внести дополнения в
нормативную правовую базу РФ по транспортной безопасности о порядке и механизмах охраны морских и речных портов, судоходных гидротехнических сооружений со стороны водных акваторий и, кроме того, предусмотреть государственное финансирование для обеспечения ведомственной охраны границ морских портов во исполнение п. 5 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации».
В качестве основных задач обеспечения транспортной безопасности ч. 5 ст. 2 федерального закона № 16-ФЗ предусмотрена разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности. В настоящее время приказ Минтранса РФ, устанавливающий требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработан и находится на согласовании у заинтересованных сторон. Принятие указанного нормативно-правового акта позволит существенно повысить качество контроля и надзора за обеспечением транспортной безопасности.
Также необходимо в кратчайшие сроки наладить взаимодействие и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях и происшествиях с субъектами транспортного комплекса, администрациями и муниципальными образованиями, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в субъектах РФ таким образом, чтобы своевременно информировать центральный аппарат о произошедшем событии.