с
ИННОВАЦИИ
МИР
РИФЫ И ПАРУСА ОБРАЗОВАНИЯ. ПРЕПЯТСТВИЯ И ПОТЕНЦИАЛЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
REEFS AND SAIL EDUCATION OBSTACLES AND POTENTIALS REVIVAL OF RUSSIAN EDUCATION
Н. В. Маслова,
доктор психологических наук, кандидат исторических наук
Статья представляет научный базис ноосферного образования. Эта российская инновационная педагогическая система основана на мировом научном и психолого-педагогическом наследии и нацелена на воспитание человека с целостным мышлением, на создание условий ноосферного перехода к природосообразному развитию общества.
The article contains the fundamental ideas of natural-scientific and humanitarian basis of noospheric Еducation. This Russian system in Education is based on the world scientific, psychological and pedagogical heritage and aimed at global transition way to sustainable development by mechanisms of upgrading genetic determinate mind of a person.
Ключевые слова: эволюция,инновации, ноосферное образование, генетическое единство Мира, система «природа-общество-человек», генетически детерминированный способ мышления, периодическая система Всеобщих Законов Мира, периодическая система общих Законов человеческого общества, периодическая система общих Законов познания/постижения, периодические системы законов образования, сбережения и развития здоровья психики человека.
Key words: evolution, noospheric education, transition to noosphere, genetic World unity, «nature-society-man» system, genetic determinate mind of a person, periodic system of General World Laws, periodic system of General Laws of mankind, periodic system of Laws of cognition/comprehension, periodic system of Laws of education, periodic system of special Laws of psychology, periodic system of special Laws of human health.
Мы видим значение этой статьи в постановке вопроса о механизмах выхода из кризиса под «увеличительным стеклом» отечественной научной школы Русского космизма, предсказавшей устами В.И. Вернадского Великий Перелом мысли Человечества. Речь идёт не об объёме усвоенной информации, не об умножении сфер знания и не о машинах для обработки информации. Великим именуется качественный «перелом мысли» и касается он способа мышления. Весьма точно сказал А. Эйнштейн: «Если человечество хочет выжить, оно должно принять иной способ мышления». Т. Бьюзен, указывавший, что «Сосредотачиваясь только на половине способностей мозга, люди ведут себя как полуголовые», во многом ошибался. Современный человек пользуется в обыденной жизни не более чем 3-6 % возможностей головного мозга, а интеллектуалы вовлекают в мышление всего 10-12% возможностей персонального «наплечного биокомпьютера». Как правило, это возможности дискурсивно-логического мышления (функции левого полушария мозга), которым человек обучен в школе и вузе. Лишь 8% людей способны к дальнейшему развитию диапазона своих способностей. Образование, формирующее способ мышления, является фундаментальной формой постижения бытия. Его нацеленность на передачу исторического, знаний, принципов, методов рабо-
ты, формирование личности человека, подготовку кадров для государства делает образование одним из важнейших социальных стратегических субъектов российского развития [6, 7]. Однако, современное образование не является субъектом социального развития России. Это имеет глубокие корни [12]. Рассмотрим их в первой части статьи. Во второй части покажем возможности ноосфер-ного образования как эволюционно нового этапа в динамике системы образования.
I. Рифы современного образования
Большинство людей, проектов и систем терпят неудачу из-за недостатка ведущих принципов и, как корабль, потерявший управление, натыкаются на рифы.
Метафорический корабль «Образование» сел на рифы, препятствующие его движению в море знаний. Таких фундаментальных препятствий - причин кризиса образования - семь.
Риф 1. Отсутствие в системе образования научных основ мировоззрения генетического единства Мира - Природы - общества - человека. Изучая специальные законы физики, химии, биологии, математики, студент или ученик создаёт в голове «лоскутное одеяло» разрозненных знаний. Отсутствие научного мировоззрения генетического единства Мира дезинтегрирует мышление и сознание человека. По этой причине в современном
образовании отсутствуют даже понятия целостного системного мышления, интегрированного сознания, интегрированной личности. Этот главный мировоззренческий «риф» создаёт в обществе ситуацию девальвации ценностей жизни, что порождает безнадёжность, смятение, метания от одного «спасательного круга» к другому с потерей энергии и жизненных сил. Отсутствие эталонного научного мировоззрения, к которому следует стремиться, порождает отчаяние (отсутствие «маяка»), блуждания во мгле (отсутствие «плана местности»), бесперспективность (отсутствие вектора движения), пустоту жизни (отсутствие цели), следовательно, убеждённость в ненужности такого образования. Это - смысловая грань современного кризиса.
Риф 2. Отсутствие знаний о Всеобщих Законах Мира [7] не позволяет создать фундаментальные школьные и вузовские программы, учебники, методы и организовать подготовку кадров нового поколения [8]. Так учащийся оказывается обманутым: он не получает знаний о наличии Всеобщих Законов Мира. Отсюда и отсутствие понимания плане-тарно-космической роли человека. Это программная грань современного кризиса образования.
Риф 3. Отсутствие в системе образования Общих Законов человеческого общества [9] приводит к потерям качества образования. Неосведомлённые о высшем предназначении человека учителя не способны передать необходимую информацию ученикам. Система образования ограничивается лозунгами о подготовке информированного выпускника. При этом именно образование является поставщиком ущербно мыслящих граждан, безответственных потребителей и накопителей материальных ценностей. Большинство граждан не могут даже помыслить о негативных последствиях своей жизни, что приводит к потере социальной активности и продуцирует хрематическое сознание (нацеленное на власть и деньги) граждан. Это - целевая грань кризиса, создаваемого в системе образования.
Преподаватели и учащиеся не осведомлены об
Рис. 1. Рифы - препятствия движению корабля «Образование»
их задаче обрести соответствующее Всеобщим Законам Мира собственное мировоззрение. Следствием этого является производство подражателей. На этом рифе наше общество было захвачено планом Аллена Даллеса (1947 г.) со всеми его программами оболванивания неспособного к системной рефлексии населения. Разрушение духовно-интеллектуального кода жизни населения России - это инструментальная грань кризиса.
Риф 4. Отсутствие в образовании Общих Законов познания и постижения [10] влечёт свободу от методологии познания и деятельности, культуры мышления, педагогической методики мотивации перспективно-ориентированного и проектного мышления. Система образования не предоставляет знания о наличии Общих Законов познания/постижения, а ведь овладение ими формирует стратегов с целостным проектным мышлением, эмерджентных управленцев. Не удивительно, что граждан, способных к объёмной рефлексии, становится всё меньше. Люди выбирают бытовое или религиозное мышление и сознание. Отсутствие теории познания, конгруэнтной законам познания /постижения [10], препятствует внедрению системы законов образования [11], педагогической методологии генетического единства Мира. Мы выявили нарушение 80% законов образования [10; 129-132] в современной школе. Многие новые методики, инструменты образования не стоят на фундаменте законов образования. Следствием этого является отсутствие природосообразных методологических нововведений, потенциальная небезопасность учёбы в школе и вузе, отсутствие понимания учителем:
• ученика как открытой самоорганизующейся системы;
• генетически детерминированного способа восприятия информации;
• природосообразного метода мотивации целостного мышления и сознания.
Это методологическая грань цивилизационного кризиса.
Риф 5. Незнание в образовании системы специальных законов психики человека [1] приводит к отсутствию планетарно-космиче-ской (природосообразной) теории личности. Это не позволяет принять непротиворечивую цель образовательно-воспитательной деятельности и создать системную модель выпускника школы и вуза. Система образования даже не ставит цели создания методики мотивации идеалов как позитивных жизненных программ личности. Школы сами пытаются создавать модели выпускника. В результате у значительной части населения отсутствует понимание места и предназна-
чения человека в системе «Природа-общество-человек». Создаются условия для манипулирования личностью, которая ориентируется на иллюзию вседозволенности, «всемогущества» человека вплоть до искажения его собственной природы. Воспроизводится парадоксальная ситуация: учитель, не знающий законов психики ребёнка, повсеместно поставлен системой образования руководителем психической жизни ребёнка. Учитель, часто сам того не понимая, становится не мудрым помощником и режиссёром умственной деятельности ученика, а взломщиком судеб учеников. Это - психологическая грань современного цивилиза-ционного кризиса.
Риф 6. Отсутствие законов образования [11] привело к неумению видеть стратегическую роль системы образования как института подготовки кадров для государства. Педагоги, не ведающие о существовании законов методологии образования, не стремятся мыслить методологически. Отсюда незнание законов самоорганизации, боязнь эволюционной динамики образования, почитание классической модели как самой правильной на все века. Это влечёт финансирование образования по остаточному принципу, обвалы крыш, этажей, лестниц с гибелью детей в школьных зданиях. Нарушение естественных норм и законов образования [10] вызывает протестное поведение учеников (непослушание, агрессию, самоубийства и др.).
Отсутствие свода законов здоровьеразвития [5] как обязательной части системы образования привело к неумению проводить уроки в методике, сообразной природе тела, мозга, психике ребёнка. Школа и вуз превратились в производителей пациентов для системы здравоохранения. В наши дни участью школьников стали 7 болезней цивилизации: атеросклероз, рак, сахарный диабет, бронхиальная астма, гломеруонефрит, шизофрения, ВИЧ-инфекция. Если в начале ХХ в. атеросклероз регистрировался у 5% подростков, то сегодня - у 65%. С 11-12 лет многие дети употребляют алкоголь, наркотики, курят. На 100 выпускников столичных школ приходится около 200 хронических заболеваний, имеющих психосоматический характер [10; 132]. Это - здоровьеразру-шающая грань кризиса.
Риф 7. Отсутствие знаний о специальных законах управления [15] приводит к тому, что в системе подготовки директоров школ и ректоров вузов такого курса нет. Ставшие директорами учителя руководят по преподнесённым им западным образцам, по наитию, не ведая о системах специальных законов образования, управления. Это - управленческая грань кризиса.
Модель школы не может быть создана управленцами без рассмотренных выше систем естественных законов. Образование застряло на
рифах. Попытки сдвинуть корабль в направлении эволюционного развития разбиваются о 7 несокрушимых рифов. Без фундаментальных научных знаний, капитаны корабля «Образование» и государственные мужи, потерявшие истинный курс эволюции образования в океане хрематического сознания и мировоззренческого хаоса, не видят планетарно-космической миссии образования. Как фундаментальная форма постижения бытия, образование не выполняет свою государствоо-бразующую роль. Оно играет роль системного деструктора. Это - праксиологическая грань современного кризиса.
Объедините рассмотренные грани кризиса воедино: мировоззренческая - смысловая - программная - целевая - методологическая - управленческая - инструментальная - психологическая
- здоровьеразрушающая - организационно-прак-сеологическая. Выстраивается многогранная структура системного кризиса, который формируется на школьной скамье. Искажённые представления, впитываемые ребёнком в годы учёбы как важные знания, проецируются им в общество. Так формируется кризис мышления и сознания. Всё остальное
- проекции этого кризиса. Осознать актикризис-ный, эволюционно значимый курс образования -значит понять иерархию мировоззрений в обществе, выбрать потребное эволюции мировоззрение генетического единства Мира [2, 3] и утвердить его как стержень и цель системы образования.
Что предпринять капитанам, чтобы осознать, выбрать, утвердить курс вверенного им эволюцией, обществом корабля? Всего 3 шага:
1. Принять постулат эволюционной изменчивости образования.
2. Познакомиться с достижениями ноосферной науки - Теорией Творения и генетического единства Мира, системономией [13].
3. Осознать закон личного выбора мировоззрений, согласно которому «Человек осуществляет личный выбор мировоззрения, принимая ответственность за него перед своим высшим потенциалом, предназначением, обществом»[7; 164] и поднять паруса образования. Помните старую песню? «Капитан, капитан! Подтянитесь! Только смелым покоряются моря!».
II. Паруса образования
Создание передовой системы ноосферного образования - это ключевая этическая, экономическая, геополитическая и стратегическая задача России на пути в будущее.
Каждый из этапов в истории образования отличался соответствующим своему времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа (XVIII в. - нач. XIX в.) было образование челове-
ка на базе наследия античности. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоно-картезианской парадигме Мира, формальной и математической логике. Преобладающими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ текстов. Я.А. Коменский заложил научную и методологическую базу образования, создал учебники, классно-урочную систему преподавания и классические школы во всей Западной Европе.
Для неклассического этапа образования (нач. XIX в. - 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов государственного и частного промышленно-эконо-мического секторов становятся определяющими. Методология утверждала методы практического «делания». Важнейшим стало обучение навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные училища, новые учебники, работа в мастерской стала важнейшим методом («делай как я»). Выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко привнесли дополнительные приёмы трудового обучения, собственные педагогические концепции школы. Это соответствовало научно-методологическим принципам относительности (А. Эйнштейн), дополнительности (Н. Бор, В. Гейзенберг).
Постнеоклассическое образование (50-90 гг. ХХ в.) было вызвано к жизни новой расстановкой социально-политических сил в мире, утверждением гуманистических и демократических идеалов, научно-техническим прогрессом. Творческий поиск педагогических методов достиг 500 наименований. «Расслоение» педагогической практики привело к появлению специальных школ разных профилей. При этом незаметно «растворилась» научная и педагогическая методология. Выдающийся вклад П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, С.И. Лысенковой, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, А.М. Кушнира, В.Ф. Базарного и др. сыграл конструктивную роль в осмыслении необходимости теоретических, концептуальных, методологических, кадровых, организационных, эволюционных подвижек в образовании. Ни одна из названных выше ценнейших авторских систем не взята министерством образования для внедрения на уровне государства. Поднимаемые отдельные вопросы инноваций технического оборудования в образовании не носили концептуального характера.
Переход на эволюционно новый этап развития системы образования через кризисные явления, означает необходимость принятия прорывной научной теории, мировоззрения, методологии, концепции
образования. Вопросом, не терпящим отлагательств, является осознание системы образования в качестве социального стратегического субъекта. Это системное понятие (В.Е. Лепский, [6, 7]), применительно к образованию, мы понимаем следующим образом: социальный стратегический субъект «система образования» - это идеальный образец интегрированной целевой биосоциальной системы, созданной на фундаменте специальных законов образования, устремление к реальному воплощению которых, создаёт возможность повышения безопасности и развития человека и общества, конгруэнтных Всеобщим Законам Мира [8] и Законам человеческого общества [9].
Систему образования России необходимо рассматривать в качестве социального стратегического субъекта. Её неиспользованные потенциалы являются стратегическим запасом и многократно превышают вовлечённые сегодня в образование ресурсы. Мы не касаемся в данной статье материально-технических и финансовых ресурсов, а говорим только о человеческих ресурсах и их нераскрытых социальных, духовно-нравственных, управленческих, психических, воспитательных потенциалах. Раскрытие их возможно только посредством проведения реинжиниринга (engineering - англ. искусство проектирования двигателей). В образовании это означает перестройку ведущих механизмов: научных основ, методологии, целей, инструментария, подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров. Сегодня в России для начала процессов реинжиниринга образования имеются все необходимые и достаточные компоненты: научная теория, методология, концепция, методики, программы, пособия, кадры.
Научный фундамент ноосферного образования
Развитие науки России позволило в начале XXI в. ввести в мировое информационное пространство мощную отечественную научную блок-базу: теорию Творения и генетического энергоинформационного единства Мира [2, 3], системы Всеобщих Законов Мира [8], Законов человеческого общества [9], законов познания/постижения [10] (см. рис. 1) и объединяющую их системономию, теорию проектирования и управления устойчивым развитием [4]. На этом общенаучном базисе строится специальный научный фундамент педагогики (рис. 2) как науки о преподавании и воспитании учащихся. Он включает системы специальных законов образования [11], систему специальных законов педагогической методологии [11], систему законов психики человека [1], систему законов здоровьесбережения и здоро-вьеразвития человека [5], ранее известные законы информациологии и естественных наук (физики, биологии, физиологии, нейрофизиологии, гигиены, др.). Никогда ранее в своей истории Россия не имела
Ем
Рис. 2. Научный фундамент образования XXI в. [12; 69]
возможности поставить систему образования на научный фундамент, включающий общенаучный и специальный научно-педагогический базис. Сегодня образование России получило потенциал для начала процессов реинжиниринга - практической замены ведущих механизмов системы с целью её эволюционирования. Рассмотрим составные части научной платформы ноосферного образования.
Потенциалы системы образования
Предлагаем метафорическое сравнение системы образования России с парусником, бороздящим просторы информационного и мировоззренческого океана. Какими должны быть сегодня паруса, направляющие движение корабля «Образование» в море знаний?
1. Мировоззренческий потенциал. Предложенное наукой мировоззрение генетического единства Мира: природы-общества-человека изложено в трудах О.Л. Кузнецова, Б.Е. Большакова [4], Б.А. Астафьева [2, 3], Н.В. Мас-ловой [8, 12, 13]. Оно формирует мировоззренческие основы и ценностно-смысловые ориентиры для построения планетарно-кос-мического остова образования и воспитания целостного человека.
Фундаментальность этого подхода состоит в возможности формирования целостной картины Мира на базе системы Всеобщих Законов Мира [8]. Имея подобную «карту» Мира, образование получило возможность создания передовых программ, учебников, методов преподавания. Это канва, без которой «лоскутное одеяло» знаний никак не связывается в картину Мира ни в программах, ни в учебниках, ни в головах педагогов, студентов и учеников.
2. Духовно-нравственный потенциал единства обретает система образования, принимая
в свой арсенал «Периодическую систему Общих Законов человеческого общества» (2006 г.) [9]. Системе образования предоставлен свод из 180 социоестественных законов как эталонный научно - духовный и методологический фундамент законосообразного эволюционного развития общества. Привнесение новейших знаний о системности, самоорганизации, эволюционной динамике, иерархии мировоззрений, соответствующих иерархии целей в обществе, позволяют педагогике подняться на новые методологические высоты. Становится очевидной важнейшая цель образования - обретение учеником мировоззрения единства человека и Мира. Эта установка порождает новое понимание смысла учёбы и образования, веру в возможность устремления к истине общественных идеалов, ценностей, духовно-нравственных выборов, мыследеятельности, жизнедеятельности. Открывается глубоко спрятанный в человеке аксиологический (целевой) потенциал жизни. Вместо блуждания во мгле появляется «вектор» развития человека и общества. Вместо отчаяния появляется «маяк», указывающий направление развивающихся возможностей человека. Вместо ощущения пустоты жизни появляется цель развития потенциала нравственной личности. Так система образования на основе законов человеческого общества вновь обретает возможность стать социально значимой - владеющей ценностью научения смыслам жизни, а потому и стратегически важной системой духовно-нравственного воспитания человека.
Обозначения: ОЗПП - общие законы познания и постижения, СЗПЧ - специальные законы психики человека, ОЗН - общие законы нравственности, СЗУШ - специальные законы управления школой, СЗО - специальные законы образования, ОЗЧО - общие законы человеческого общества.
Рис. 3. Фундаментальные инновации ноосферного образования
Образование получает важнейший парус - смысловое и стратегическое движение, при утере которого в обществе эволюционное развитие невозможно. Процессы индивидуальной и социальной рефлексии получают точку опоры и перспективу.
3. Потенциал возможностей познания. Принимая «Периодическую систему Общих законов познания /постижения» (2007 г.) [10], образование приобретает профессиональный маяк, освещающий вектор движения в океане знаний и информации. Эти законы дают небывалый ранее инструмент фундаментальной педагогической методологии [11; 104-109], ориентированной на генетическое единство Мира. А вместе с ним появляется возможность рождения новых средств образовательного процесса, стоящих на Всеобщих Законах Мира. Это позволит намного быстрее продвигаться в образовании, научных исследованиях, а не «блуждать», теряя время и силы, без знания базовой науки. Тем и определяется практическое значение законов, которые позволяют прогнозировать этапы, фазы познания Мира в будущем и строить жизни людей в соответствии с Природой. Это даёт возможность корректировки целей жизнедеятельности, нравственности, мышления, управления, образования и воспитания нового поколения землян. Периодическая система Общих законов познания/ постижения даёт эмерджентные возможности не только образованию, но, как следствие, и всем системам социума.
4. Интегрированный потенциал ноосферного образования как хорошо структурированной системы показывает «Периодическая система законов образования» (2009) [11]. Впервые педагогика получила такой научный фундамент естественных законов. Он позволяет организовать краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное (стратегическое) планирование и управление в системе образования на любых уровнях и ясно обозначает цель на соответствующем уровне иерархии как выработку методологии получения знаний. Методология образования, мыследеятельности человека и общества занимает высшую ступень иерархии. Осознать эволюционно значимый курс корабля «Образование» - значит понять управляющую роль мировоззрений в обществе. Поскольку «Иерархия предназначений высших потенциалов мировоззрений определяется иерархией их целей» [9; 166], система законов предлагает участникам образования сделать выбор эволюционно значимого мировоззрения. Утвердить это мировоззрение как стержень системы образования - значит направить курс корабля к искомой цели. Особое обращение
к управленцам содержится в законе достаточности личного мировоззрения для получения базовой энергии, биологически адекватной программам жизнедеятельности [9; 162] и построения системы управления образованием. Понимание закона личного выбора мировоззрений, согласно которому «Человек осуществляет личный выбор мировоззрения, принимая ответственность за него перед своим высшим потенциалом, предназначением, обществом» [9; 164], даёт ключ открытия потенциалов граждан и системы образования.
5. Потенциал здоровья учителей, учеников является неоценимым капиталом общества и задаёт маршрут движения школы и вуза в этом аспекте образования. Впервые в истории мировой педагогики образование получило научный фундамент законов естественных норм и динамики развития биосоциальной системы «человек» в виде «Периодической системы законов развития и сбережения здоровья» (2011) [5]. Здесь впервые сведены воедино разнообразные компоненты здоровья человека как уникальной и неповторимой природной системы. Следование этим законам в ноосферном образовании становится нормой и «лекалом» успешности системы образования
6. Потенциал психики здоровых учителей и учеников стало возможно понять и раскрывать, используя периодическую систему законов психики человека (2007 г.) [1]. Психическая система человека впервые в образовании рассматривается как биорезонансная, самоорганизующаяся, эволюционирующая. Она способна принимать, передавать и производить экспертную оценку (узнавать, выбирать, присваивать, отбрасывать) волновых сигналов. Эта уникальная система впервые рассматривается как связующее звено между проявленным (материальным) и непроявленным (идеальным) мирами. Её функция не имеет аналогов на планете: никакая другая система на Земле не способна превращать мысли, идеи, замыслы в материальные объекты: дома, дороги, приборы, книги, картины, вещи. Качествами, отличающими человека от других систем мира, являются мировоззрение и творчество. Проявленные в разнообразных сферах жизни, они определяют предназначение человека. Высший уровень позитивных интегрированных возможностей человека, устремлённого к реализации своей мечты, и есть его Высший потенциал. Способствовать реализации человеком своего предназначения в социальном, планетарном, космическом планах и есть предмет педагогического труда в высшем, а потому истинном, его понимании. В этом суть научно-педагогической ноосферной
Рис. 4. Ядро модели выпускника школы (по Н.В. Масловой и А.Г. Юраш) [12]
(планетарно-космической) теории личности. Периодическая системы законов психики человека позволяет создать модель выпускника ноосферной школы (рис. 3). В центре схемы расположен Высший потенциал ученика как интегрированная сумма всех позитивных возможностей его личности. Отдельные грани личности - суть следующие: физическое, творческое, межличностное, социальное, принципиальное, мировоззренческое развитие личности. Это модель личности вне окружающей среды. Практическая работа автора со школьниками и учителями, показывает их безграничные возможности. На следующей схеме (рис. 5) ядро личности выпускника (сфера первого порядка) размещено в среде мировоззрения (сфера второго порядка) и нравственных ценностей (сфера третьего порядка). Они заключены в сферу личностного развития, инструментом которого выступает саморегуляция человека. В кольце пятого порядка - интеллект, воля, душа, дух, физические возможности как сферы самоорганизации личности. Сфера 6-го порядка символизирует законы познания/постижения. Это область ноосферной гносеологии, открывающей путь к системам специальных законов образования [11], здоровья [5], психики человека [1]. Все они входят в сферу законов человеческого общества. Объединяющей является сфера Всеобщих Законов Мира .
7. Потенциал оптимального управления образованием являет «Периодическая система Общих законов управления» (2008) [14]. Она впервые в истории образования даёт научный фундамент эмерджентного управления. Сообразно законам человеческого общества,
отчётливо показываются цели, задачи, последовательность шагов управления. Синергетический потенциал управления может эмерджентно изменить мощность системы образования и всего общества. С первых шагов внедрения ноосферного образования срабатывает принцип усиления мощности (Ы ) за счёт снижения
\ полезная'
затрат (Ы ) и высвобождения высшего
1 \ затрат
потенциала каждого участника и интегрированного потенциала класса, школы:
N
общая
N
полезная
+ N
Вооруженные современными знаниями проектирования устойчивого развития на базе систем Законов Мира, управленцы должны увидеть планетарно-космическую миссию образования.
Управление потому и несёт эмерджентные прорывы, что адресовано миллионам граждан, жаждущих жить соответственно Законам Мира.
Общество вступило в исторически новый этап эволюции образования. Этот этап назван ноос-ферным (от греч. пооэ - ум, разум), поскольку роль одухотворённого разума, постигающего единство и присущие Миру естественные Законы, неизмеримо возрастает. Ноосферный этап имеет особую миссию: ввести в научно-образовательный оборот системономию - интегрированный научный подход, организующий взаимосвязанные системы естественных законов Мира, общества, человека.
Рис. 5. Модель выпускника школы (по Н.В. Масловой и А.Г. Юраш) [13; 15]
Ноосферное образование решает задачу создания образовательно-воспитательной системы подготовки целостного человека, конгруэнтного естественным Законам Мира. Ноосферный че-
ловек духовен, нравственен, интеллектуален, наполнен высокими творческими возможностями, гармоничен Миру, Природе, Космосу, счастлив в исполнении своего предназначения на планете и в Космосе. Ноосферное образование играет роль социального стратегического субъекта: его внедрение в практику школ и вузов при поддержке государства формирует поколение людей с ноос-ферным сознанием, которые и организуют переход общества на ноосферный путь жизни.
Многие капитаны корабля «Образование» в России, Украине, Беларуси, Казахстане уже поднимают необходимые эволюции паруса! В доброе плавание!
Библиографический список
1. Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов психики человека. М.: Институт холодинамики, 2007.- 45 с.
2. Астафьев Б.А. Основы мироздания: Геном, Законы и Творение Мира. М.: Белые альвы, 2002. - 320 с.
3. Астафьев Б.А. Теория Творения и генетического единства Мира. М.: Институт холодинамики, 2010. - 672 с.
4. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа - общество - человек: устойчивое развитие. Москва - Дубна, 2000. -390 с.
5. Брайко Л.И. Периодическая система законов здоровьеразвития и здоровьесбережения человека / Вторые международные системоно-мические чтения. Сб. докладов и научно-исследовательских работ. Киев - Ялта: КАНОН, 2012. - С. 43-58.
6. Лепский В.Е. Глобальное информационное общество и информационная безопасность России: проблема становления стратегических субъектов. Материалы «круглого стола (Москва, Институт Европы РАН, 21 марта 2001 г.) М.: ИЕ РАН, 2001. - С. 96-120.
7. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы. Интернет ресурс. Режим доступа: :www.reflex¡on.ru/clаb.ru
8. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. М.: Институт холодинами-ки, 2005. - 184 с.
9. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов человеческого общества. М.: Институт холодинамики, 2006. - 291 с.
10. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов познания/постижения. М.: Институт холодинамики, 2007. - 179 с.
11. Маслова Н.В. Периодическая система Законов образования. М.: Институт холодинами-ки, 2009. - 179 с.
12. Маслова Н.В. Ноосферное образование: пособие для учителя. Симферополь: Доля, 2012. - 296 с.
13. Маслова Н.В. Системономия. Симферополь: Доля, 2012. - 246 с.
14. Ульянова М.В. Периодическая система Общих законов управления / Вторые междунар. системономические чтения. Сб. докладов. Киев - Ялта: КАНОН, 2012. - С. 24-31.
15. Юраш А.Г. Модель выпускника ноосферной школы». Алматы, 2007. - 25 с.
Маслова Наталия Владимировна - доктор психологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, председатель бюро отделения ноосферного образования РАЕН
Maslov Natalia - Doctor of Psychological Science, Candidate of Historical Sciences, member of RANS, Chairman of the Bureau of Education offices noosphere RANS
e-mail: noosferiana@list.ru; natalya.an@mail.ru
http://canon.crimea.ua