W 370153 : 574 Н.В. Маслова, Н.В. Антоненко, О.А. Алексеева
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2017-5-14-21
Российская академия естественных наук (РАЕН), Москва, Россия
Природосообразные технологии образования как основа формирования ноосферного сознания личности
С целью выявления механизмов появления позитивных перемен в формировании сознания учащихся рассмотрены факторы, определяющие природосообразность восприятия действительности. Рассмотрен ряд особенностей перехода от левополушарного к целостному мышлению. Показано, что введение ноосферного сознания в реализацию основных функций человека проявляет его способность к самоосознанию целостной системы структурно-функциональной динамики психики.
Поставлена проблема приведения системы образования в соответствие с важнейшими тенденциями в развитии научных исследований. В этой связи мыслеобраз, в виде голографической формы, рассмотрен как индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный голографический образ события, явления, предмета, наполненный информацией. Показано, что в образовательных процессах учёт динамики формирования мыслеобразов является фактором обеспечения психологического здоровья человека.
Показано, что природосообразное сознание является эмерджен-тным в системе организации познания и постижения, когда оно неожиданно возникает из совокупных свойств сознания и проецируется на каждое индивидуальное сознание, умеющее включаться в глобальную нейросеть — ноосферу, информационный слой, коллективное бессознательное и сверхсознательное.
Показано, что вместо натренированного левополушарного, клипового, терминального способа мышления, когда возможности человека ограничены и здоровье истощается, возможен природосообразный, целостный, нейросетевой, эмерджентный способ мышления, который открывает новые возможности ученика, и, главное, сберегает здоровье.
Рассмотрена такая особенность мозга как его постоянная активность, которая проявляется конкретными мозговыми
колебаниями — ритмами мозга: дельта-ритмы (от 0,5 до 4 Гц), тета-ритмы (4—8 Гц), альфа-ритмы (8—13 Гц), бета-ритмы (14—40 Гц), гамма-ритмы (свыше 40 Гц) и сигма-ритмы (10—16 Гц от 13 до 14 колебаний в секунду). Каждый из ритмов является признаком определенного состояния сознания человека. Показана важность смены режима работы головного мозга и нервной системы: активность — релаксация в процессе обучения. Представлено, что перед современной системой образования и воспитания стоит задача, решение которой предлагает но-осферная психопедагогика: как формировать природосообразное сознание личности, которое позволяет открыть неограниченные ресурсы альфа-тета, сигма и гамма состояний человека. Утверждается, что в свете новейших научных открытий на современном этапе развития общества учитель должен знать и использовать в своей деятельности природосообразные образовательные технологии, цель которых формировать природо-сообразное ноосферное сознание личности. Утверждается, что учитель может и должен способствовать гармоничной работе головного мозга ученика в процессе обучения. Это возможно если учитель будет применять биоадекватную методику преподавания учебных дисциплин и использовать биоадекватные учебники. Для этого учителю рекомендуется пройти курсы повышения квалификации «Целостное мышление» и «При-родосообразная методика преподавания учебных дисциплин».
Ключевые слова: сознание учащихся, природосообразность восприятия действительности, левополушарное мышление, целостное мышление, ноосферное сознание, самоосознание, мыслеобраз, голографическая форма, психологическое здоровье, образовательные технологии, ритмы мозга, познание и постижение, активность — релаксация.
Natalya V. Maslova, Natalia V. Antonenko, Oksana A. Alekseeva
The Academy of Natural Sciences, Moscow, Russia
Nature-aligned Education Technologies as the Basis of Forming an Individual Noospheric Consciousness
With the aim of identifying the mechanisms of the emergence of positive changes in the formation of students' consciousness, factors determining natural conformity of perceiving reality are considered. A number of features of shifting from sinistrocerebral to holistic thinking are considered. It is shown that the introduction of noospheric consciousness into the realization of individual basic functions displays his/her ability to self-awareness of an integrated system of structural-functional dynamics of the psyche.
The problem of bringing the education system into line with the major trends in the development of scientific research is set up. In this regard, a mental image in the shape of a holographic form is considered as a holistic holographic image of an event, phenomenon, and subject filled with information and perceived by all senses individually. It is shown that consideration of dynamics of forming mental images in educational processes is a factor of ensuring psychological health.
It is shown that nature-aligned consciousness is emergent in the
organization of cognition and comprehension, when it unexpectedly arises from the gross properties of consciousness and is projected onto each individual consciousness able to engage in a global neural network — the noosphere, the information layer, the collective unconscious and superconscious.
It is shown that instead of a trained sinistrocerebral, clip, terminal way of thinking, when human capabilities are limited and health is exhausted, a nature-aligned, holistic, neural network, emergent way of thinking is possible that opens up new possibilities of the pupil, and, most importantly, saves health.
Such feature of the brain as its permanent activity is considered, which is presented by specific cerebral oscillations of the brain rhythms: delta rhythms (0.5 to 4 Hz), theta rhythms (4—8 Hz), alpha rhythms (8—13 Hz), beta rhythms (14—40 Hz) and gamma rhythms (over 40 Hz) and sigma-rhythms (10—16 Hz from 13 to 14 cycles per second). Each of the rhythms is a symptom of a certain state of consciousness. The importance of changing the mode of operation of the brain and
nervous system is shown: activity — relaxation in the learning process. It is discussed that the modern system of education and personal development faces the task, the solution of which noospheric psycho-pedagogy offers: how to shape nature-aligned consciousness of the individual, which allows discovering unlimited resources of a person's alpha theta, sigma and gamma states.
It is argued that in the light of the latest scientific discoveries on the modern stage of society development the teacher should know and use in their activities to nature-aligned educational technologies, aimed at forming nature-aligned noospheric consciousness of the individual. A teacher can and should contribute to the harmonious work of a
brain of the student in the learning process. This is possible if the teacher applies bioadequate methods of teaching and uses bioadequate textbooks. It is recommended for the teacher to take a refresher course "Holistic thinking" and "Nature-aligned methods of teaching academic disciplines."
Keywords: consciousness of students, nature-conformity of perceiving reality, sinistrocerebral thinking, holistic thinking, noospheric consciousness, self-awareness, mental image, holographic form, psychological health, educational technology, rhythms of the brain, cognition and comprehension, activity, relaxation.
Введение
Психологическая наука много лет изучает сознание человека как форму психического отражения его бытия, которая выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях [1]. Сегодня принято считать, что эволюция науки и эволюция общества являются функцией экстраверсии сознания. Под экстраверсией нами понимается интегрированный процесс проявления сознания человека в природе — обществе - Мире [2].
С целью выявления механизмов появления позитивных перемен в формировании сознания учащихся в данной работе предлагается рассмотреть некоторые факторы, определяющие природосообразность восприятия действительности. Ставится задача дать анализ особенностей перехода от ле-вополушарного к целостному мышлению, от потребительского отношения к миру, окружающему человека, к созидательной деятельности. Для обеспечения такого мировоззренческого перехода требуется осмысление механизмов формирования корневых функций психической деятельности. Например, требуется рассмотрение таких функций человека как познавательная, ориентирующая, отражательная, регулирующая, побуждающая, контролирующая, смыслообразующая, проектная и др. Будем полагать, что отклонение от природы механизмов таких функций может
быть причиной появления ма-нипулятивных подходов и техник, нарушающих природосо-образность бытия личности.
В традиционной психологии одна из основных особенностей человека - это его способность к самосознанию или наличие Эго. Понятие ноосферы позволяет рассмотреть эту особенность не только как способность к самосознанию, но и к формированию сверхсознания (Высшего Я). В результате у личности появляется как способность к самоосознанию целостной системы структурно-функциональной динамики психики (способность к проявлению сознания, подсознания, бессознательного, надсознательного и сверхсознательного в соответствии с эволюционными принципами: предшествования, необходимости, достаточности, управляемости, самоорганизации, изменчивости, иерархической системности, единства и бесконечности).
Проявление таких способностей дает человеку эволюционное преимущество. Например, возможность фильтровать поступающую информацию согласно собственным психо-физиологическим особенностям, т.е. осуществлять индивидуацию личности. В аналитической психологии К. Г. Юнга индивидуация рассматривается как одно из основных понятий, означающее процесс становления личности, т.е. процесс её психологического развития, при котором в воспринимаемых сообщениях выделяется информация, значимая для решения теку-
щих или перспективных задач данного индивидуума [3].
Таким образом, для формирования процесса индивиду-ации учеников, современный учитель обязан быть психологом. В процессе становления личности он должен помогать развивать заложенный природой потенциал сознания. Высшая цель учителя предоставлять учебную информацию, не только формируя специалиста, но и воспитывая ученика, т.е. использовать объединение законов, определяющих развитие психики человека, и законы педагогики, дающих возможность управлять этим развитием.
Сегодня весьма актуально звучит высказывание Джона Локка: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа». В ключе проблемы обеспечения при-родосообразности сознания под «правильным» воспитанием понимается формирование психологического здоровья человека.
В данной работе психологическую сущность процессов становления личности предлагается рассматривать через восприятие информации из внешнего мира с помощью всех сенсорных каналов одновременно. Авторы многих работ убедительно показывают стратегический характер ре-гуляторно-генетической функции организма, являющейся результатом информационного восприятия [4]. В качестве одного из существенных научных направлений, рождённых под воздействием развития теории информации, назовём теорию
распознавания образов [5], что имеет первостепенное значение для обеспечения приро-досообразности технологий в образовании, психологии, медицине.
Природосообразное сознание как фактор обеспечения психологического здоровья человека
В настоящее время понятие природосообразнос-ти сознания не имеет строго определения. Практически каждый понимает его исходя из собственного опыта. Чтобы развивать и сберегать при-родосообразное сознание, некоторые становятся путешественниками, отшельниками, уходят в монастыри, скиты, объединяются в закрытые общины, организуют родовые поместья, где сами обучают детей. Люди отдаляются от социума, потому что социум пока не в состоянии предоставить им природосообраз-ную систему образования и воспитания.
По сути, действующая система образования тренирует левополушарность, формирует хрематическое сознание, она жестка, манипулятивна (так как большинство детей не хотят, не любят и/или боятся учиться), сведена к репетиторству. Как следствие, действующая система образования разрушает здоровье детей.
Сегодня ставится проблема приведения системы образования в соответствие с важнейшими тенденциями в развитии научных исследований. В отличие от Западной науки, сосредоточившей свои исследования на объектном описании действительности, представляются более целесообразными ориентации исследователей Востока, которые сконцентрировались на изучении Мира субъектного и достигли в этом определенных ценных результатов [6,7]. Субъектно-ориентированный опыт таит в себе больший объ-
ём возможностей для решения проблем сохранения психологического здоровья личности.
Например, положительное восприятие информации, характеризующей явления, наполняет человека положительной энергией. В этом факте скрыт смысл того, почему в детстве (когда Мир воспринимается в радости) родители, учителя и воспитатели играют стратегически важнейшую роль в жизни ребёнка. Ими закладываются в сознание и подсознание ребёнка первичные образы окружающей действительности. По сути, в этот период строится фундамент здания жизни и силы, здоровья и счастья ребёнка, формируется каркас его естественной безопасности, его защитный «панцирь», который сработает в неопределённом будущем тем, что подскажет правильное решение в сложной ситуации. В детские годы именно мудрые воспитатели и учителя наполняют, насыщают ребёнка личными проживаниями ситуаций добра, сопереживания, счастья, устремлённости к гармонии, красоте, совершенству, справедливости.
Примером фактора, определяющего разнообразие такого влияния, могут явиться оригинальные звуковые частоты, которые используются в древних григорианских песнопениях, например, таких как великий гимн Святого Иоанна Крестителя.
Эффективность использования различных частот была обнаружена доктором Джозефом Пулео [8]. При установлении соответствия с музыкальными нотами их рассмотрение показывает:
До — 396 Гц — Освобождение от чувства вины и страха;
Ре — 417 Гц — Нейтрализация ситуаций и содействие изменениям;
Ми — 528 Гц — Трансформация и чудеса;
Фа — 639 Гц — Подключение и отношения;
Соль — 741 Гц — Пробуждение Интуиции;
Ля — 852 Гц — Возвращение к духовному порядку;
Си — 432 Гц. Эта частота получается своеобразно — 700 : / = 432.624 или: 24 часа х х 60 минут х 60 секунд = = 864 | 000; 864 / 2 = 432 .
Напомним некоторые факты, свидетельствующие о важности частоты 432. Именно частота 432 со времён нациста Геббельса была заменена на частоту 440, что явилось попыткой обскурации, т.е. изменения уровня вибраций, свойственных нормальному гомеостазу человека. В результате такой замены формировалась благоприятная почва для придания ненормального режима работы головного мозга с целью выведения его из природного естественного режима и руководства им на уровне слепого, неконтролируемого подчинения, его зомбирования. В результате превалирования частоты 440 в массовом масштабе можно добиться наступления фазы обскурации, т.е. снижения пассионарного напряжения ниже уровня, свойственного гомеостазу нации. При этом происходит либо исчезновение этноса как системы, либо превращение его в слепую толпу, подверженную мистическому внешнему религиозному руководству [9]. Можно согласиться с Львом Гумилёвым, определившим «пассионарный импульс как поведенческий импульс, имеющий направленность, противоположную инстинкту личного и видового сохранения» [9].
В данной работе нас интересует такая особенность мозга как его постоянная активность, хотя в каждый момент времени можно обнаружить одновременно разные частотные активности мозга. При этом, какая-то из частот всегда преобладает [10]. Прежде всего, суть такого эффекта в том, что функционирование мозга сводится к син-
хронным колебаниям его клеток. То есть весь мозг действует в некотором ритме, и характеристики этого ритма могут подсказать о круге задач, которыми он занят. Такое заключение есть в трудах академика Н.П. Бехтеревой [11].
Выделяются следующие ритмы мозга: дельта-ритмы (от 0,5 до 4 Гц), тета-ритмы (4—8 Гц), альфа-ритмы (8— 13 Гц), бета-ритмы (14—40 Гц), гамма-ритмы (свыше 40 Гц) и сигма-ритмы (10—16 Гц от 13 до 14 колебаний в секунду). Каждый из ритмов является признаком определенного состояния сознания человека. Или, согласно терминологии йогов, каждый ритм соответствует объекту отождествления сознания. Например:
— Бета-ритмы соответствуют состоянию активного «обычного сознания». Чем более «отдельным» ощущает себя человек, тем сильнее преобладают в его мозге бета-ритмы. Внимание вынесено во вне и непостоянно. Можно сказать, что это состояние диссоциации. В этом состоянии человек воспринимает мир как нечто внешнее по отношению к себе, а жизнь видится борьбой за выживание. Человек осознаёт себя очень поверхностно — всё внимание занято приёмом и обработкой информации, решениями, действиями. Для такого состояния сознания характерно чувство противостояния и напряжения. Стресс (дистресс) и негативное мышление или эмоции появляются, когда мозг находится в бета-состоянии. Для большинства взрослых людей состояние бета является нормальным повседневным рабочим неизбывным состоянием. В бета-состоянии не может возникнуть вдохновение или всплеск творческой активности, все рутинно, размеренно, обыденно. Именно в этом состоянии происходит впечатывание негативной информации, которая обычно наносит вред здоровью. На-
иболее сильно этот ритм выражен в лобных долях головного мозга. Поскольку лобные доли развились в головном мозге относительно недавно, способность видеть себя изолированным от окружающей среды человек тоже научился довольно поздно.
— Альфа-ритмы возникают по мере погружения в спокойное состояние, созерцательность. В состоянии расслабленного покоя человек имеет хороший контакт с собой, то есть отождествляется со всем психофизическим комплексом индивидуума. По мере нарастания влияния альфа-частот и снижения бета-частот, человек всё больше погружается в себя. Это состояние обеспечивает доступ к собственному бессознательному — основанию природосообразности сознания. Отметим, важность состояния релаксации, покоя необходимого в процессе обучения для объяснения новой темы. Оно обеспечивает все этапы восприятия и усвоение информации в долговременную память. Учет необходимости состояния релаксации является очень важным для обеспечения эффективности образовательных технологий. Для этого создаётся благожелательная, расслабляющая обстановка, при таком состоянии человек погружается в собственное бессознательное. В состоянии релаксации посредством методики отслеживания легко и естественно трансформируется негатив в позитив.
— Тета-ритмы определяют состояние, в котором обычно находится человек, решивший отдохнуть, и почти погрузился в сон. Например, человек закрыл глаза и отдыхает, но не спит, или занимается в спокойствии чем-то интересным, приятным (рисует, ловит рыбу, поёт, готовит еду, мечтает) и в какой-то момент ловит себя на том, что не может вспомнить, сколько времени уже прошло,
то в это время человек пребывал в тета-состоянии.
Отдельно важно отметить эффект, который определяет состояние глубокого расслабления, то есть полной мышечной релаксации и функционированию мозга в режиме альфа-тета, — это механизм самопроизвольной саморегуляции биологической системы.
Итак, в процессе образования человеку доступны различные состояния психического отождествления с различными объектами или даже группой объектов. Попытаемся выстроить градации отождествления в иерархическом порядке. В обычном состоянии человек отождествляется сам с собой и переживает свою обособленность. Это состояние называется «обычное сознание». Зигмунд Фрейд обнаружил в психике человека огромный пласт неосознаваемой части личности, (имеется в виду подсознание) с которой человек в обычном сознании разотож-дествлён. При изменении сознания (например, в состоянии сильного отрицательного стресса (дистресса), положительного стресса (эустресса) или какого-либо специального воздействия) объект отождествления, предлагаемый учителем на уроке, смещается в сторону бессознательного. Позднее, Карл Густав Юнг обнаружил ещё более глубинный слой психики, который назвал коллективным бессознательным [12].
Чем же является отождествление результатов образовательных процессов с общечеловеческим коллективным бессознательным? Для ответа на такой вопрос потребуется рассмотрение информационного блока, «законсервированного» в индивидуальном мозге, или во внешнем резервуаре информации, доступном любому человеку при определенных состояниях. Например, если в нашем мозге содержится информация о том, чего никогда с нами не происходило, значит эта инфор-
мация должна быть врождённой и интегрированной в наш мозг на какой-то стадии эмбрионального развития.
В труде Р.А. Уилсона «Психология эволюции» [6] рассматривается процесс формирования структур головного мозга и нервной системы. Автор рассматривает способ, которым в растущий мозг из ноосферы записываются десятки (сотни? тысячи?) терабайт информации. Гипотеза о том, что мозг каждого человека интегрирован в ноосферную единую сеть, «ноосферный нейроин-тернет» обсуждается в трудах Р.А. Уилсона [6], В.В. Вуль-фа [15], Б.А. Астафьева [6], В.В. Вульфа [4], Б.А. Астафьева [13], Н.В. Масловой [14], М.В. Ульяновой [15], Н.В. Ан-тоненко [16], Л.И. Брайко [17], Л.В. Мазуриной [18].
Обратим внимание, что природа устроена так, что необходимым условием человеческой самоорганизации является гармония сознания. В процессе образования наша природа (как и общество в целом) резонируют на потребность в достижении гармонии. Мы есть то, о чем мы думаем. Не зря в народе говорят: «Ты отзеркалива-ешь Мир», т.е. Мир отражается в тебе. Воспринятая информация влияет на события нашей жизни [19]. Её элементы будем рассматривать как управляющие микроструктуры нашего мыслительного процесса.
В процессе познания окружающей действительности, в ходе учёбы и воспитания в каждом человеке формируется новая информация. В данной работе мы рассматриваем её как дискретную сущность. Будем полагать, что содержание передаваемого сообщения составляют кластеры в виде новых слов, терминов, схем, чертежей, формул, понятий, мыслей, заключений и др. Заметим, что такие «кластеры» информации выстраиваются логически, взаимодействуют «ассоциативно» с опытом
человека, его персональным банком знаний. Они исключительно индивидуальны и отпечатываются в сознании, памяти, генетике человека. В свою очередь кластеры представляют собой микроструктуру мельчайших информационных блоков. Для обозначения мельчайшей дозировки при пакетировании информации назовём их информационными «структурными единицами».
В данной работе под «структурной единицей» информации предлагается понимать стереометрическую (пространственную) сцену (назовём её стерео-сценой), которая одномоментно схватывается индивидом как голографический образ предмета, явления, события. Сте-реосцены могут отображать объекты, предметы, образы людей, животных, явления, события, картины природы и т.п. Они могут не быть чётко сориентированными на материальную действительность, но нести информацию духовно-душевного, морально-нравственного, фантазийного характера. Каждую из таких стереосцен, запе-чатлённых сознанием или подсознанием, бессознательным, надсознанием или сверхсознанием человека мы предлагается называть мыслеобразом.
Мыслеобраз как голографическая форма, отраженная в сознании
В первом приближении понятие мыслеобраза будем рассматривать не как отпечаток предмета в сознании и не промелькнувшая мысль, а как индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный голографический образ события, явления, предмета, наполненный информацией.
Изучение свойств гологра-фических мыслеобразов, и особенностей их формирования определило направленность современного обсуждения проблемы природосообразности технологий передачи информа-
ции во время образовательного процесса. «Благодаря голографии возможно нелинейное (многовекторное) мышление», пишет Б.А.Астафьев [8].
Будем полагать, что мысле-образы развиваются по Всеобщему Закону Мира — закону эволюционно-космического системного усложнения самоорганизации систем Мира Этот закон гласит: «Эволюци-онно-космическое системное усложнение процессов самоорганизации детерминировано структурно-функциональными потребностями систем согласно Законам Мира» [8].
Согласно этому закону развитие (созревание) мыслеобра-зов происходит проживанием (перепроживанием) эволюционных этапов: физического, творческого, межличностного, социального, принципиального, универсального, зрелости (иначе — высшего потенциала). Все этапы проживаются только в названном порядке. Их последовательность строго обусловлена ростом и накоплением энергии в мыслеобразе. Успешное проживание очередного этапа дополняет мысле-образ энергией, необходимой для дальнейшего восхождения на следующий уровень. Здесь кроется одна из тайн воспитания личности: не путём назиданий, внушений (это попытка передать опыт более зрелых уровней мыслеобраза, прожитых воспитателем), а путём создания условий для взращивания, вызревания тех или иных персональных мыслеобразов в сознании растущего человека.
Если принять, что информация в виде мыслеобразов передается посредством механизма волнового резонанса, то можно утверждать, что верен сформулированный нами закон энергоинформационных биорезонансов в процессе познания и постижения: «Познание/постижение осуществляется путём энергоинформационных биорезонансных процессов приёма — обработки — архивирова-
ния — передачи информационных сигналов с познающей/постигающей системой (независимо от форм: устная, письменная, виртуальная, опосредованная техническими, художественными, религиозными средствами» [14].
Рассмотрение развитие памяти ребёнка в процессе образования позволило выделить основные этапы интенсивного наполнения его архива позитивными мыслеобразами:
1) подготовка к зачатию и благоприятное зачатие;
2) весь период беременности;
3) первые пять — шесть лет жизни человека.
В течении всех трех этапов происходит накопление голо-графических мыслеобразов, которые впоследствии будут разворачиваться в жизни человека. На основании этого положения можно принять, что для обеспечения эффективности образования ребенка необходимо очищать сознание будущих родителей, которые генетически должны готовиться передать ему жизненные программы рода.
В соответствии с практикой традиционного воспитания у славянских народов и народов Востока: необходимо окружить будущую мать образами гармонии, ибо она опосредованно доставляет их эмбриону. Необходимо до 5 лет ребёнку разрешать всё! Ему предоставляется всё лучшее! Никто не имеет права на запреты, указания, наказания. В начальный период учёбы рекомендуется рисование, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах, занятия эстетичными видами спорта, пребывание на природе, посещение театров, музеев, чтение сказок, которые содержат образные программы добра и в сказочной форме учат устремляться к добру, красоте, учат отстаивать всё прекрасное в жизни, бороться за него. Психология использует сказкотерапию, арттерапию, психодраму для трансформации негативных мыслеобразов
человека с целью излечения не только детей, но и взрослых.
Второй путь появления мыс-леобразов — творчество, фантазия человека. Развитие творческого мышления, отношения к делам, занятиям, жизни, конечно же, происходит постоянно. Но здесь мы должны указать на то, что фантазия и творчество часто бывают негармоничными, болезненными, вредоносными, «чёрными». Предлагаемое рассмотрение поможет пониманию того, что является базовым элементом в трансформации голографического мыслеобра-за, берущего личность в полон. Прежде всего, учителю рекомендуется знать: что испытывает ученик, несущий положительный или негативный мыслеобраз? Хочет ли он изменить негативный мыслеобраз? Готов ли он это сделать?
Для освобождения такой личности от негативного мыс-леобраза при условии его согласия, готовности и желания работать, необходимо контрапунктом создать творческий позитивный мыслеобраз, т.е. использовать действие Закона достаточности ассиметрично-равновесной энергоинформации познания и постижения (правило инициации процесса) стимулирования трансформации (эволюционного роста мыслеобраза. Надо понимать, что трансформация нацелена на эволюционный рост и развитие мыслеобраза: в этом состоит залог направленности его изменения [20].
Итак, для обеспечения эффективности образовательного процесса ставится задача активизации в сознании ученика его собственного, родного позитивного голографи-ческого мыслеобраза. Этот позитивный мыслеобраз всегда будет сильнее негативного по запасу энергии, информационной мощи и стратегической перспективе развития. Потому, что при самостоятельном обнаружении генетически родного образа, человек обретает помощь биоадекват-
ной энергии познания согласно закону достаточности генетической энергоинформации познающих систем: «Генетической энергоинформации достаточно для получения адекватного природе Миру познания / постижения» [6].
Получение доступа к адекватной Миру энергоинформации посредством нахождения генетически родного мыслеобраза повышает эффективность образовательного процесса и позволяет ученику самоорганизоваться: «Познающая/постигающая система выбирает, принимает и передаёт энергоинформацию генетически детерминированную и синхронизированную с Законами Мира». Это правило структурно-функциональной самоорганизации познания/ постижения.
Вступая синхронизацию с Законами Мира участник образовательного процесса, а не его мыслеобраз негативного переживания, становимся иерархически выше. Этот участник обретает свой высший потенциал, эволюционно предназначенный именно ему. Он обретает творяще-созида-ющую веру в исключительную важность закона активности личного познания. А правило гармонической настройки познающего на созвучие с Законами энергоинформации Мира является Законом Высшего потенциала познания и постижения: «Наивысшая интеграция познающих/постигающих систем и их гармоническая настройка на созвучие с Законами и информацией Мира представляют собой Высший потенциал энергоинформации познания/ постижения» [14].
Выводы
Можно полагать, что при-родосообразное сознание является эмерджентным в системе организации познания и постижения. Оно неожиданно возникает из совокупных свойств
сознания и проецируется на каждое индивидуальное сознание, умеющее включаться в глобальную нейросеть — ноосферу, информационный слой, космический разум, в тонкостях определений которого многие учёные расходятся, но суть от этого не меняется.
Вместо натренированного
левополушарного, клипового, терминального способа мышления, когда возможности человека ограничены и здоровье истощается, возможен природо-сообразный, целостный, нейро-сетевой, эмерджентный способ мышления, который открывает новые возможности человека, и, главное, сберегает здоровье.
Перед современной системой образования и воспитания стоит задача, решение которой предлагает ноосферная педагогика: как формировать природосообразное сознание личности, которое позволяет открыть неограниченные ресурсы сигма и гамма состояний человека.
Литература
1. Лекторский В.А. Сознание. Новая философская энциклопедия. Ин-т философии РАН, 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
2. Маслова Н.В., Антоненко Н.В. Естественнонаучный базис хрематического сознания // МИР. 2013. № 1(13) С. 15—22.
3. Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов психики человека. М.: Институт холодинамики, 2007. 45 с.
4. Вульф В. Холодинамика. Как стать хозяином собственной силы. 1990.
5. Айзерман М.А., Браверман Э.М., Розоно-эр Л.И. Метод потенциальных функций в теории обучения машин. М.: Наука, 1971.
6. Уилсон Р.А. Психология эволюции, София. 1998.
7. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. Лекция 3. М.: Изд-во Омега-Л, 2006. С. 65—119.
8. Астафьев Б.А. Мироздание: открытия, теории, гипотезы. М.: Наука, 2015. 609 с.
9. Гумилёв Л. От Руси до России. М.: АСТ. 2014. С. 456.
10. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. Педагогика ноосферного развития. М.: Севастополь. 2012. 220 с.
11. Бехтерева Н.П. Магия Творчества и психофизиология. Факты, соображения, гипотезы. СПб. 2006. 79 с.
12. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Изд. фирма «Прогресс-Универс», 1995. 718 с.
13. Астафьев Б.А. Творение мира. Институт холодинамики. Москва. 2012. 335 с.
14. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов познания/постижения. М.: Институт холодинамики, 2007. 179 с.
15. Ульянова М.В. Периодическая система Общих законов управления // Сб. докладов. Вторых международных системономических чтений. Киев; Ялта: КАНОН, 2012. С. 24—31
16. Антоненко Н.В. О состоянии образования в мире и России // в Сб. ФИРО М.: ФИРО, 2010.
17. Брайко Л.И. Периодическая система законов здоровье развития человека // Сб. докладов. Вторых международных системономических чтений. Киев; Ялта: КАНОН, 2012. С. 43—58.
References
1. Lektorskiy V.A. Soznanie. Novaya filosofskaya entsiklopediya. In-t filosofii RAN, 2nd ed. Moscow: Mysl', 2010. (In Russ.)
2. Maslova N.V., Antonenko N.V. Estestvennon-auchnyy bazis khrematicheskogo soznaniya. MIR.
2013. No. 1(13) P. 15 - 22. (In Russ.)
3. Antonenko N.V. Periodicheskaya sistema spetsial'nykh zakonov psikhiki cheloveka. Moscow: Institut kholodinamiki, 2007. 45 p. (In Russ.)
4. Vul'f V. Kholodinamika. Kak stat' khozyain-om sobstvennoy sily. 1990. (In Russ.)
5. Ayzerman M.A, Braverman E.M, Rozonoer L.I. Metod potentsial'nykh funktsiy v teorii obucheniya mashin. Moscow: Nauka, 1971. (In Russ.)
6. Uilson R.A. Psikhologiya evolyutsii, Sofiya. 1998. (In Russ.)
7. Krys'ko V.G. Psikhologiya i pedagogika: Kurs lektsiy. Lektsiya 3. Moscow: Izd-vo Omega-L, 2006. P. 65-119. (In Russ.)
8. Astaf'ev B.A. Mirozdanie: otkrytiya, teorii, gipotezy. Moscow: Nauka, 2015. 609 p. (In Russ.)
9. Gumilev L. Ot Rusi do Rossii. Moscow: AST.
2014. P. 456. (In Russ.)
10. Antonenko N.V, Ul'yanova M.V. Pedagogika noosfernogo razvitiya. Moscow: Sevastopol'. 2012. 220 P. (In Russ.)
11. Bekhtereva N.P. Magiya Tvorchestva i psikhofiziologiya. Fakty, soobrazheniya, gipotezy. Saint-Petersburg. 2006. 79 P. (In Russ.)
12. Yung K.G. Psikhologicheskie tipy. Moscow: Izd. firma «Progress-Univers», 1995. 718 P. (In Russ.)
13. Astaf'ev B.A. Tvorenie mira. Institut kholodinamiki. Moskva. 2012. 335 P. (In Russ.)
14. Maslova N.V. Periodicheskaya sistema Ob-shchikh Zakonov poznaniya/postizheniya. Moscow: Institut kholodinamiki, 2007. 179 P. (In Russ.)
15. Ul'yanova M.V. Periodicheskaya sistema Ob-shchikh zakonov upravleniya. Sb. dokladov. Vtorykh mezhdunarodnykh sistemonomicheskikh chteniy. Kiev; Yalta: KANON, 2012. P. 24-31 (In Russ.)
16. Antonenko N.V. O sostoyanii obrazovaniya v mire i Rossii. v Sb. FIRO Moscow: FIRO, 2010. (In Russ.)
17. Brayko L.I. Periodicheskaya sistema zakonov zdorov'e razvitiya cheloveka. Sb. dokladov. Vtorykh mezhdunarodnykh sistemonomicheskikh chteniy. Kiev; Yalta: KANON, 2012. P. 43-58. (In Russ.)
18. Мазурина Л.В. Периодическая система Общих Законов планеты Земля. М.: 2013. 107 с.
19. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с.
20. Маслова Н.В., Юркевич Е.В. Голографи-ческие мыслеобразы: рождение, управление, трансформация. М.: ООО «Традиция», 2017. 224 с.
18. Mazurina L.V. Periodicheskaya sistema Ob-shchikh Zakonov planety Zemlya. Moscow: 2013. 107 p. (In Russ.)
19. Vernadskiy V.I. Biosfera i noosfera. Moscow: Ayris-press, 2004. 576 P. (In Russ.)
20. Maslova N.V, Yurkevich E.V. Golo-graficheskie mysleobrazy: rozhdenie, upravlenie, transformatsiya. Moscow: OOO «Traditsiya», 2017. 224 p. (In Russ.)
Сведения об авторах
Наталия Владимировна Маслова
Д.п.н, председатель отделения ноосферного образования
Российская академия естественных наук,
Москва, Россия
Эл. почта: noosferiana@list.ru.
Тел.: (915) 391-58-50
Наталья Владимировна Антоненко
Д.п.н., сопредседатель отделения ноосферного образования
Российская академия естественных наук,
Москва, Россия
Эл. почта: natalya.an@mail.ru
Тел.: (969) 123-24-24
Оксана Алексеевна Алексеева
Аспирант, руководитель международного тренингового центра (по психологии и саморазвитию) ВиЭль. Российская академия естественных наук, Москва, Россия
Эл. почта: ok9055779966@gmail.com. Тел.: (905) 577-99-66
Information about the authors
Natalia V. Maslova
Dr. Sci. (Psych.), chairman of the Department of
noospheric education
The Academy of Natural Sciences,
Moscow, Russia
E-mail: noosferiana@list.ru
Tel. : (915) 391-58-50
Natalya V. Antonenko
Dr. Sci. (Psych.), co-chair of the Department of
noospheric education,
The Academy of Natural Sciences,
Moscow, Russia
E-mail: natalya.an@mail.ru
Tel. : (969) 123-24-24
Oksana A. Alekseeva
Postgraduate, head of international
training center (psychology and self-development)
ViEl
The Academy of Natural Sciences, Moscow, Russia
E-mail: ok9055779966@gmail.com Tel. : (905) 577-99-66