А. М. Андресюк
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Работа представлена кафедрой теории и методики воспитательной работы Иркутского института повышения квалификации работников образования.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. А. Стефановская
В статье проанализированы литературные источники по проблеме исследования феномена «гражданская позиция школьников», отражена собственная позиция автора по отношению к анализируемым источникам и представлено собственное видение понятия «гражданская позиция школьников».
Ключевые слова: гражданственность, гражданская позиция, структура гражданской позиции, компоненты гражданской позиции, приоритетные ценности, устойчиво-положительное отношение к ценностям, социальная активность, социально-педагогическая активность, познавательная активность.
A. Andresyuk
RESULTS OF THE THEORETICAL CONCEPTUALISATION OF THE CONCEPT "SCHOOLCHILDREN'S CIVIC POSITION"
The literature on the phenomenon of "schoolchildren's civic position " is analysed in the paper. The author expresses his viewpoint on the sources under investigation and presents his own vision of the concept "schoolchildren's civic position".
Key words: civic consciousness, civic position, civic position structure, civic position components, priority values, steady positive relation to values, social activeness, social and pedagogical activity, cognitive activity.
Построение правового демократического государства, становление полноценного гражданского общества России обострили потребность в воспитании нового поколения
граждан, обладающих высоким уровнем социальной активности, образованных и гармонично развитых, уважающих и соблюдающих законы государства, приверженных идеалам
демократии и идеям социального партнерства, уважающих национальные и личностные свободы как окружающих, так и свои, способных к разнообразной, продуктивной, творческой деятельности на благо государства, общества, на благо личности.
Значимость гражданского воспитания молодежи нашла отражение в основных документах, регламентирующих деятельность системы образования России. В Законе Российской Федерации «Об образовании» указано в качестве одного из принципов государственной политики в области образования: воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
В Национальной доктрине образования на период до 2010 г. в качестве одной из основных задач определено - формирование гражданственности, нравственности, уважения к правам человека, любви к Родине.
В сложившейся политической, экономической, социокультурной ситуации педагогической наукой и практикой России ведется поиск путей обновления отечественного образования, где в качестве главного ориентира выступает личность, обладающая высоким уровнем сформированности гражданского долга и гражданской ответственности, самосознания, социальной активности, способная принимать решения в ситуации свободного выбора и нести ответственность за принятые решения.
Теоретическая значимость результатов нашего исследования обусловлена вкладом в разработку научных основ формирования гражданской позиции школьников в воспитательной системе школы. Уточнены сущностные характеристики гражданской позиции, ее структура. Конкретизирована значимость гражданской позиции как совокупности отношений к приоритетным ценностям на современном этапе развития гражданского общества. Установлено, что воспитательную систему школы возможно рассматривать в качестве ведущего условия формирования гражданской позиции школьников. Полученные в ходе исследования выводы и результаты могут
служить теоретической основой проектирования других педагогических условий формирования гражданской позиции школьников.
В ходе исследования было изучено и осмысленно 198 научных источников по проблеме исследования. Анализ литературы по изучаемому вопросу (К. А. Абульханова, А. Адлер, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. З. Вульфов, А. С. Гаязов, А. И. Дулов, И. А. Зимняя, Н. Ф. Крицкая, Т. И. Кобелева, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, С. В. Митросенко, И. В. Молодцова, Н. А. Никитин, А. Ф. Са-вотина, Э. П. Стрельникова, Н. Г. Суворова, Г. Т. Суколенова, Г. Н. Филонов, А. Ф. Шамич, Н. И. Элиасберг и др.) позволяет заключить: в педагогической науке не определены единые подходы к пониманию «гражданской позиции», «гражданственности», продолжается процесс уточнения понятийной базы. Так, гражданственность понимается как: качество личности; единство правовых, нравственных и политических норм; нравственная и правовая культура; система личностно-значимых нравственных ориентиров и т. д. В словаре русского языка С. И. Ожегова под редакцией Н. Ю. Шведовой: «гражданин» - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей; понятие «гражданственность» соотносится с правовыми отношениями граждан между собой и их отношениями к государственным органам и организациям.
По определению Г. Н. Филонова, «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношении и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций -осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности» [4, с. 31].
Гражданственность как единство нравственной политической и правовой культуры определяют Н. Г. Суворова и А. Ф. Никитин, Н. А. Савотина.
С точки зрения Н. И. Элиасберг, гражданственность синономична активной социально-значимой деятельности. Под гражданственностью она понимает наличие у человека системы социально-значимых нравственных ориентиров, питающих чувства причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам [2, с. 6].
В этом же направлении представляет интерес мысль Б. З. Вульфова, который определяет гражданственность как ведущую черту личности, проявляющуюся в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития своей страны и своего собственного развития. Здесь гражданственность понимается как некий уровень сформи-рованности личностно-значимых ориентиров, проявляющихся в готовности выразить себя в социально-ориентированной деятельности, т. е., по сути, гражданственность применительно к личности предопределяет ее гражданскую позицию. Эта точка зрения нам ближе всего по своей сути, и в качестве рабочего мы определяем понятие «гражданственность» - как систему личностно-значимых ориентиров, позволяющих человеку выразить себя в социально-ориентированной деятельности.
Анализируя научную литературу по проблеме «гражданская позиция», мы пришли к выводу: гражданская позиция личности - развивающаяся категория, она формируется в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Изменения в реальной жизни находят отражение в позиции личности как в отношении к происходящим изменениям, так и в изменении характера этих отношений.
Как известно, гражданская позиция меняется в зависимости от изменения исторического, идеологического подходов к понятию Родины.
Так, Д. В. Кирилов определяет гражданскую позицию как личностное образование, выражающееся в отношении личности к «гражданскому обществу» как к ценности.
С точки зрения И. В. Молодцовой, гражданская позиция личности - это интегративное личностное образование, представляющее собой совокупность интеллектуальных, эмоционально-нравственных характеристик, проявляющихся в конкретных делах и поступках.
Н. Ф. Крицкая определяет гражданскую позицию как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с системой гражданских ценностей.
Как интегративную систему отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как к гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности, определяет гражданскую позицию и Т. И. Кобелева.
На основе вышеизложенного сделаем вывод: можно выделить два подхода в определении данного понятия. Первый подход связан с определением гражданской позиции как интегративного качества личности, включающего в себя патриотизм, политическую культуру, законопослушность, нравственность, трудолюбие, социальную активность и др. (И. В. Молодцова, А. С. Гаязов, С. В. Мит-росенко, Э. П. Стрельникова и др.), второй подход определяет данное понятие как различные аспекты отношений - нравственных, правовых, духовных и др. (Н. Ф. Крицкая, Т. И. Кобелева, Г. Т. Суколенова и др.).
На современном этапе развития общества в определении гражданской позиции личности мы не можем не учитывать тенденции развития этого общества. В современном мире обозначились и проявляются основные тенденции его развития - дифференциация, которая проявляется, в частности, в стремлении государств к поиску своего собственного пути развития, и интеграция, в том числе глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, которые взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. На этом фоне получила развитие идея мирового гражданства - космополитизм. Гражданином мира может стать тот, кто придерживается трех принципов: одно добро, одна Земля и одно человечество. Гражданин мира видит, уважает, воспринимает как свою культуру, науку,
общественную жизнь других народов, государств. Своими добродетелями граждане мира считают приверженность демократическим и общечеловеческим ценностям, милосердие и отзывчивость к нуждам всех людей, независимо от расы, национальности, вероисповедания. На основании вышеизложенного мы считаем, что понятие «гражданин мира» не противоречит понятию «гражданин своего Отечества». Общим является отношение к Человеку, Знаниям как общечеловеческим ценностям, особенным - отношение к своему Отечеству, которое входит на правах равноправного партнера в мировое пространство, обогащая его своей национальной культурой, традициями, составляя его особенную часть.
Исходя из анализа философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, мы считаем возможным определить гражданскую позицию как ин-тегративное качество личности, отражающее ценностное отношение к Человеку, Отечеству, Знаниям (ценностям, одинаково значимым для гражданина города - страны - мира) как субъектную, личностно-переживаемую связь человека с окружающей действительностью и проявляющееся в познавательной, социальной и социально-педагогической активности, рассматриваемой как минимально-необходимый воспитательный эффект образовательной деятельности школы.
Современные исследователи гражданской позиции выделяют в ее структуре различные компоненты. Так, Д. В. Кириллов в своем диссертационном исследовании называет три компонента гражданской позиции старшеклассников: когнитивный, эмоционально-оценочный, деятельностный. И. В. Молодцова выделяет следующие: познавательный, мотивационно-нравственный, поведенческий компоненты. Т. И. Кобелева - мотивационно-потребностный, оценочно-эмоциональный, деятельностный.
Анализ современной педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в определении структурных компонентов гражданской позиции основополагающим является то, что одни из них преимущественно относятся к компонентам познания, другие - отношений, третьи - поведения. Не привнося принципиально иного в исходную установку по поводу структуры гражданской позиции, мы определили следующие компоненты: ценностно-ориентационный, оперативно-действенный, эмоциональный. Основным критерием сформированности гражданской позиции школьников является динамика развития отношения к Человеку, Отечеству, Знанию (от устойчиво-негативного - к ситуативно-негативному - ситуативно-положительному - устойчиво-положительному).
Таким образом, теоретическое осмысление проблемы (в том числе понятия «гражданская позиция школьников») позволило выстроить концепцию исследования, которая представляет собой единство следующих компонентов: сущность гражданской позиции школьников (ин-тегративное качество личности, отражающее ценностное отношение к Человеку, Отечеству, Знанию (ценностям, одинаково значимым для гражданина города - страны - мира), субъектная, личностно-переживаемая связь человека с окружающей действительностью), компоненты структуры гражданской позиции (ценност-но-ориентационный, оперативно-действенный, эмоциональный), цель ее развития (познавательная, социальная и социально-педагогическая активность личности, рассматриваемая как минимально-необходимый воспитательный эффект образовательной деятельности школы), ведущая идея (степень развития гражданской позиции школьников детерминирована их активностью), теоретический подход (лич-ностно-деятельностный), ведущее условие (воспитательная система школы).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаязов А. С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Екатеренбург, 2001. Вып. 4. С. 359-371.
2. Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: сб. ст. / сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. СПб.: Союз, 2004. 51с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковик, 1997. 939 с.
4. Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. 2002. № 10.
5. Шамич А. В. Воспитание гражданской позиции студентов на военных кафедрах вузов: дис. ... канд. пед. наук. Екатеренбург, 2002. 187 с.
REFERENCES
1. Gayazov A. S. Grazhdanskoye vospitaniye v novykh usloviyakh razvitiya rossiyskoy gosudarstvennosti // Ponyatiyny apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. tr. Yekaterinburg, 2001. Vyp. 4. S. 359-371.
2. Grazhdansko-pravovoye obrazovaniye i vospitatel'ny potentsial kursov istorii: sb. st. / sost. i nauch. red. N. I. Eliasberg. SPb.: Soyuz, 2004. 51s.
3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovy slovar' russkogo yazyka. 4-e izd., dop. M.: Azbukovik, 1997. 939 s.
4. Filonov G. N. Fenomen grazhdanstvennosti v strukture lichnostnogo razvitiya // Pedagogika. 2002. N 10.
5. Shamich A. V. Vospitaniye grazhdanskoy pozitsii studentov na voyennykh kafedrakh vuzov: dis. ... kand. ped. nauk. Yekaterenburg, 2002. 187 s.