Макарова Любовь Ивановна ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ...
УДК 371.485
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ
© 2016
Макарова Любовь Ивановна, соискатель кафедры педагогики факультета психологии,
учитель начальных классов МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области» Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов (Россия)
Аннотация. Вопрос определения результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника является важнейшим в теории и практике воспитания. Вместе с тем, теоретический анализ свидетельствует о недостаточной разработанности критериев и показателей для определения результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника. Гражданская позиция младшего школьника определяется нами как свойство личности, включающее в себя осознанное присвоение гражданских ценностей (Человек, Семья, малая Родина, Родина), характеризующееся гуманистической направленностью отношений к ним и раскрывающееся в практической социально-значимой деятельности в рамках когнитивно-цнностного, эмоционально-чувственноного и мотивационно-деятельностного компонентов. Методологической основой при разработке критериев и показателей результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника послужили основные положения аксиологического, системно-деятельностного, социализирующего и интегративного подходов. Мы акцентируем внимание на краеведении, как средстве воспитания гражданской позиции младшего школьника, поэтому считаем возможным использовать его особенности в соотнесении поставленной цели с реально достигнутым результатом. Учитывая, что гражданская позиция младшего школьника - интегративная характеристика, ее составляющие выбраны в качестве объектов определения результативности воспитания с научно обоснованными критериями и показателями. В статье приведен критериально-диагностический инструментарий, который может быть использован для определения результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника учителями-практиками, методистами и студентами педагогических специальностей среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: гражданская позиция, гражданская позиция младшего школьника, школьное краеведение, результативность воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения, критерии и показатели воспитания гражданской позиции.
DETERMINATION OF EFFECTIVENESS OF EDUCATION CIVIL POSITION YOUNGER SCHOOLBOYS MEANS REGIONAL STUDIES
© 2016
Makarova Lyubov Ivanovna, applicant of the Department of Pedagogy of the Faculty of Psychology, primary school teacher MOU "Lyceum Volsk Saratov Oblast" Saratov State University, Saratov (Russia),
Abstract. The question of determining the impact of civic education of the younger schoolboy is the most important in the theory and practice of education. However, the theoretical analysis shows inadequate development of criteria and indicators for measuring the impact of civic education of the younger schoolboy. Citizenship is defined by our junior student as the property of the person, which includes the conscious appropriation of civic values (Individual, Family, Small Motherland, Motherland), characterized by a humanistic orientation towards them and drop in the practice of socially significant activities within cognitive and value, emotional and sensual and motivational components of the activity. The methodological basis for the development of criteria and education performance indicators citizenship junior student served as the main provisions of the axiological, system-activity, socializing and integrative approaches. We focus on regional studies, as a means of civic education of the younger schoolboy, so consider it possible to use it especially in correlation with the goal actually achieved result. Given that the citizenship of the younger schoolboy - integrative characteristic, its components are selected as the objects to measure the success of education with science-based criteria and indicators. The paper presents a criterion-diagnostic tool that can be used to determine the effectiveness of citizenship education junior student practicing teachers, trainers and students of pedagogical specialties of secondary and higher vocational education.
Keywords: citizenship, citizenship of the younger schoolboy, school local history, the impact of civic education of younger schoolboys by means of local history, the criteria and indicators of civic education.
Современная школа обладает высоким воспитательным потенциалом и оказывает содействие обществу и государству в вопросе воспитания гражданина Российской Федерации, личности с гражданской позицией.
В нормативных документах («Национальная доктрина образования до 2025 г.», ФГОС НОО [1] и др.) обозначены целевые ориентиры современной системы воспитания личности гражданина: воспитание у детей и молодежи гражданской позиции, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и чувства ответственности за свою страну.
Однако, несмотря на законодательное закрепление, целостная система воспитательной работы, ориентированная на воспитание гражданской позиции подрастающего поколения россиян отсутствует.
Анализ понятия «гражданская позиция» на основе современных научных работ позволил нам выявить различные подходы в понимании ее сущностных оснований и в оценке достижения результатов планируемой педагогической деятельности. Так, гражданская позиция рассматривается как характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, П.А. Баранов, Т.С. Воропаева) [2]; как, личностное образование (О.И. Прокопец, И.Л. Судакова, Л.Л. Хоружая) [3]; интегративное ка-
чество личности (Г.Я. Гревцева, Н.П. Капустин, Д.В. Кириллов, Э.П. Стрельникова) [4, 5, 6, 7]; совокупность гражданских, правовых или нравственных качеств (С.С. Алексеев, К.Ю. Бачков, В.М. Кукушкин, Г.Н. Филонов) [8]; совокупность гражданских свойств (И.И. Элиасберг); рефлексивное отношение субъекта (И.Ф. Крицкая); различные аспекты отношений - духовных, трудовых, нравственных и др. (А.М. Щаленов); социальный или идейно-нравственный критерии сформированное™ личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.Ф. Зеер, В.П. Карпович, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Л.Я. Рубина); внутренняя установка, ориентация на определённую линию [9].
Резюмируя точки зрения названных ученых, можно утверждать, что гражданская позиция личности - сложное явление, включающее в себя знания, чувства, отношения личности, проявляющиеся в ее деятельности.
При всей несомненной значимости теоретических исследований и практического опыта определения результативности процесса воспитания гражданской позиции остается педагогической проблемой современности, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Изучая гражданскую позицию личности в целом, необходимо остановиться на возрастном периоде - млад-
Макарова Любовь Ивановна педагогические
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ... науки
шем школьном возрасте - как наиболее благоприятном для воспитательного воздействия. В научной литературе (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.) отмечается, что младший школьный возраст является сензитивным периодом, который характеризуется мотивационной готовностью к принятию внешнего воздействия, положительным отношением к данному воздействию и наличием потребности в достижениях в конкретной области знаний или деятельности. Мы разделяем точку зрения Л.И. Божович, И.А. Зимней, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и др., обращающих внимание на то, что именно в этот период закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество [10].
Для нашего исследования представляются значимыми следующие центральные новообразования младшего школьного возраста: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, осознанность познавательных процессов (развитие нового познавательного отношения к действительности), наличие внутреннего плана действий (рефлексия, анализ), новый тип отношений с окружающими людьми (ориентация на группу сверстников), появление иерархии мотивов.
Определяя структуру гражданской позиции младшего школьника, мы учитываем сензитивность новообразований младшего школьника: «Образа Я», «Я-концепции» (И.С. Кон и др.); «Я в обществе» и «Я и общество» (Д.И. Фельдштейн, Т.Д. Марциновская и др.); появление рефлексивного мышления (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, и др.); появление в самосознании целей жизнедеятельности (Э. Эриксон); формирование способности видеть мир глазами других людей (Ж. Пиаже) [6].
С учетом особенностей младшего школьника нами выявлены следующие компоненты гражданской позиции: когнитивно-ценностный, эмоционально-чувственный и мотивационно-деятельностный, тесно связанные между собой, поскольку в ее характеристике они рассматриваются как единое целое. Наполнение одного из компонентов будет обогащать все другие, а ослабление влияния на какой-либо компонент неизбежно отразится на других, и, следовательно, на общем уровне гражданской позиции младшего школьника.
Мы определяем гражданскую позицию младшего школьника как свойство личности, включающее в себя осознанное присвоение гражданских ценностей (Человек, Семья, малая Родина, Родина), характеризующееся гуманистической направленностью отношений к ним и раскрывающееся в практической социально-значимой деятельности в рамках когнитивно-цнностного, эмоционально-чувственноно и мотивационно-деятель-ностного компонентов.
Считаем правомерной точку зрения С.Н. Филипченко о том, что решение современных задач должно опираться на исторически-сложившиеся традиции [11]. Обратившись к научной литературе (Н.Н. Баранский, А. Гостев, Д.С. Лихачев, М.Н. Скаткин, К.Ф. Строев и др.) по проблеме исследования, мы выявили особенности школьного краеведения, которые позволяют рассматривать его как средство воспитания гражданской позиции, оказывающее влияние на ее структурные компоненты. Школьное краеведение обеспечивает эмоционально-окрашенную, ценностно-мотивированную, личност-но-направленную деятельность младшего школьника и педагога, ориентированную на рефлексивно-творческое освоение новых знаний о родном крае, продуктивное их внедрение и использование.
Как отмечал Д.С. Лихачев, краеведческие представления лежат в основе формирования научных знаний, общих понятий о природе, обществе и человеке, о взаи-86
мосвязи времен, о путях освоения нового и сохранения прошлого [12]. Обращение к школьному краеведению позволяет дать младшим школьникам представления о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина), взаимоотношениях между людьми, обязанностях и правах, которые являются составляющими когнитивно-ценностного компонента.
Школьное краеведение обеспечивает гуманистическую направленность в системе отношений к гражданским ценностям (Человек, Семья, малая Родина, Родина); эмоциональную насыщенность жизни школьников и свободу в выражении чувств: чувство гордости и ответственности за себя, близких и страну, чувство дружбы, товарищества и уважение к чужому мнению, проявление уважения к государственным праздникам и символам, культуре, языку, истории, чувства долга, чести, достоинства, чувства любви к Родине. Краеведческая деятельность способствует созданию атмосферы эмоционально-волевого напряжения и совместного переживания; радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива; использование положительного воздействия общественного мнения и др. Названные характеристики представляют эмоционально-чувственный компонент гражданской позиции младшего школьника.
Считаем правомерным вывод А. Гостева о том, что краеведческая деятельность позволяет включать младшего школьника во все основные виды отношений личности: к знаниям, к труду, к человеку, к обществу, к прекрасному, к самому себе, к миру в целом [13].
Основой содержания мотивационно-деятельностно-го компонента гражданской позиции младшего школьника является готовность проявить себя в хороших делах и поступках, прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, проявляя полученные знания о гражданских ценностях в краеведческой деятельности на благо семьи, школы, города, страны. Краеведческая деятельность выступает важнейшим фактором присвоения и выражения отношения к гражданским ценностям в воспитании маленьких граждан.
Воспитание гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения раскрывает системный характер потенциалов урочной, внеурочной деятельности и работы с родителями для реализации данного процесса, что подтверждает возможность использовать его особенности в соотнесении реально достигнутого результата и поставленной цели.
Методологической основой при разработке критериев и показателей результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника послужили основные положения аксиологического (А.Г. Асмолова, Б.С. Гершунского, В.А. Сластенина, А.Г. Здравомыслова, Б.Т. Лихачева, В.А. Караковский, А.В.Кирьякова, И.Б. Котова, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург), системно-деятельностного (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.), социализирующего (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, и др.) и интегративного (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, И.С. Харламов) подходов [14].
В качестве объектов определения результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения были выбраны ее компоненты, на основе которых определены критерии, соответствующие им показатели, а также разработан диагностический инструментарий.
Показателями когнитивно-ценностного критерия являются полнота знаний о гражданских ценностях (Человеке, Семье, малой Родине, Родине), об истории, традициях, правилах поведения в семье, школе, общественных местах, городе, стране; о государственной символике, правах и обязанностях граждан России; умение выделить их существенные характеристики. Для оценки показателей этого критерия нам исполь-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
Макарова Любовь Ивановна ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ...
зовались следующие методики: диагностика осознанности гражданской позиции учащихся (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.); метод «Незаконченное предложение» (Анкетирования «Что такое Родина?», «Мы - граждане России», «Достопримечательности нашей Родины», «Государственные праздники России», «Государственная символика России»).
Показателями эмоционально-чувственного критерия служат устойчивое гуманистическое эмоционально-чувственное отношение к Человеку, Семье, малой Родине, Родине, которое характеризуется чувством любви, гордости и ответственности за своих родных, близких и друзей, малую Родину и Родину; уважением к государственным символам, истории, культурным и историческим памятникам; доброжелательным отношением к окружающим. Для оценки показателей этого критерия нам использовались следующие методики: (модифицированная) диагностика уровня воспитанности младших школьников (М.И. Шилова), методика «Пословицы» (С.М. Петрова), методика «Мое отношение к малой родине» (разработанная И.П. Савенковым).
Мотивационно-деятельностный критерий характеризуется следующими показателями: осознанность мотивов, обеспечивающих готовность к деятельности на благо Человека, Семьи, малой Родины, Родины; проявление активности и самостоятельности в накоплении социального опыта отношений, осознание собственной позиции, оценка и корректировка своей деятельности. Для оценки показателей данного критерия нами использовались методика изучения мотивов участия школьников в деятельности Л.В. Байбородовой и методика «Я - патриот», разработанная Н.В. Савельевой.
Вопрос о представлении показателей в виде различных последовательных состояний связан с проблемой уровней воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения. Для измерения уровня воспитанности гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения была разработана трехуровневая шкала: неудовлетворительный уровень, допустимый и педагогически целесообразный уровень.
Неудовлетворительный уровень характеризуется отрывочными, без положительной эмоциональной окраски представлениями о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина), об истории семьи, малой Родины, Родины, о правилах поведения в семье, школе, общественных местах, городе, стране, о государственной символике, правах и обязанностях граждан России; отсутствием чувства любви, гордости и ответственности за своих родных, близких и друзей, малую Родину и Родину; отсутствием потребностей и мотивов деятельности; тенденцией отрицательного поведения, абсолютной ориентировкой на оценку взрослого.
На допустимом уровне младший школьник имеет неполные знания о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина), об истории семьи, малой Родины, Родины, о правилах поведения в семье, школе, общественных местах, городе, стране, о государственной символике, правах и обязанностях граждан России; служащих основой мотивации деятельности, которая проявляется не в полной мере; имеет легко изменяемое эмоциональное отношение к ним, чувства любви, гордости и ответственности за своих родных, близких и друзей, малую Родину и Родину проявляются ситуативно; не способен обосновать стратегию поведения в ситуациях выбора, включается в краеведческую деятельность при внешнем стимулировании со стороны учителя.
Младшие школьники с педагогически целесообразным уровнем воспитанности гражданской позиции средствами краеведения имеют полные знания о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина), об истории семьи, малой Родины, Родины, о правилах поведения в семье, школе, общественных местах, городе, стране, о государственной символике, правах и обязанностях граждан России; умеют выделить их су-
щественные признаки; имеют устойчивость гуманистических эмоционально-чувственных отношений, характеризующихся чувством любви, гордости и ответственности за своих родных, близких и друзей, малую Родину и Родину; обладают уважением к государственным символам, истории, культурным и историческим памятникам; доброжелательным отношением к окружающим; проявляют готовность к осознанной краеведческой деятельности, выстраиваемой с учетом ценностных ориентаций вне зависимости от внешнего контроля, способность определить мотив поведения, обосновать свой выбор.
Описанные нами критерии, показатели и диагностический инструментарий могут быть использованы для определения результативности воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения.
На завершающем этапе педагогического эксперимента было обнаружено, что в экспериментальной группе произошло значительное снижение количества учащихся с неудовлетворительным уровнем на 34 %, и увеличение числа учащихся с допустимым уровнем на 21%. Произошёл сдвиг в положительную сторону педагогически целесообразного уровня на 13%. Отмечаются изменения и в контрольной группе учащихся, но не столь значимо по сравнению с экспериментальной.
Мы сравнили результаты уровней воспитанности гражданской позиции младшего школьника в экспериментальной и контрольной группах по статистическому критерию Пирсона. Достоверность различий характеристик экспериментальной и контрольной групп по статистическому критерию Пирсона равна 95%.
Таким образом, полученные данные являются основой для определения результативности процесса воспитания гражданской позиции младшего школьника средствами краеведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования второго поколения (2009) ФГОС НОО: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
2. Воропаева Т.С. Структурные и типологические особенности гражданской позиции как системообразующего фактора активности личности: автореф. дис. кандидата психологических наук: 19.00.01 / Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. - Киев, 1990. - 21 с.
3. Прокопец О.Н. Культурные ценности региона средство формирования гражданской позиции личности: на материалах Тульской области России Текст.: дис. канд. пед. наук, - М., 1996. - 186 с.
4. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Воспитание Гражданина и патриота: теория и практика. [Текст]: учебное пособие, Челябинск, изд-во «Цицеро», 2014. -с. 22.
5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: Академия, 1999. - 214 с.
6. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Д.В. Кириллов. Волгоград: РГБ, 2005. - 211 с.
7. Стрельникова, Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Э.П. Стрельникова. Липецк, 2001. - 20 с.
8. Филонов Г.Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития Текст. / Г.Н. Филонов // Педагогика. 2002. - № 10. - С. 24-29.
9. Преемственность в формировании гражданственности обучающихся / Л.О. Косенкова, Л.И. Макарова, Н.Г. Недогреева, С.Н. Филипченко. - Саратов: Изд-во «Издательский центр «Наука», 2015. - 119 с.
10. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.
Макарова Любовь Ивановна
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ .
11. Филипченко С.Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе, докторская диссертация, 2006. - 393 с.
12. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Русская культура: сб. / сост. Л.Р. Мариупольская. - М.: Искусство, 2000. - С. 159-173.
13. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев // Народное образование. — 1988. — № 6. — С. 26—28.
14. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336с.