ПЕРСПЕКТИВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 502.62
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Климов Р.В., канд. техн. наук, доц., зав. отделом ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВПО Орёл ГАУ E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье представлены результаты исследования туристического и рекреационного потенциалов сельских территорий Орловской области на основе показателя природно-рекреационной привлекательности, выделены 4 категории районов по наличию возможности к развитию и предоставлению туристических услуг населению.
Ключевые слова: Село, социальное развитие села, рекреационный потенциал, сельский туризм, агротуризм.
Abstract: In article results of research of tourist and recreational potentials of rural territories of the Oryol region on the basis of an indicator of prirodno-recreational appeal are presented, 4 categories of areas on possibility presence to development and granting of tourist services to the population are allocated.
Key words: Village, social development of village, recreational potential, rural tourism, agrotourism.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3], Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Основными направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [4], одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.
Одним из частных инструментов перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны и диверсификации сельской экономики, в частности, является развитие сельского туризма.
Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт.
Очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения, особенно в депрессивных регионах. Активно развивается этот вид отдыха в Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Большими перспективами с точки зрения сельского туризма обладают отдельные регионы Центрального федерального округа. По данным Минсельхоза России, в стране развитием сельского туризма занимаются 11 регионов, при этом на долю этой части туротрасли приходится лишь 2%. Потенциальный ежегодный спрос на указанный вид туризма составляет более 600 тыс. человек [5].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования решения проблемы устойчивого развития сельских территорий, которая при постоянно меняющихся условиях экономики остро обозначилась перед регионами России. Принятие Правительством Орловской области Постановления №4 от 12 января 2010 г. о долгосрочной областной целевой программе «Развитие туризма в Орловской области на 2011 - 2015 годы», свидетельствует о заинтересованности власти в решении вопросов, связанных с развитием региона, в частности сельского или агротуризма [1].
В рамках научно-исследовательской работы ВНИИ социального развития села был проведён социологический опрос потенциальных потребителей услуг сельского туризма, показавший, что это направление является перспективным, с точки зрения усиления роли малого предпринимательства на селе, создания новых рабочих мест и минимальной инженерной инфраструктуры. Это в конечном итоге должно повысить социально-экономическое положение сельских территорий Орловской области [2].
Тем не менее, результаты социологического опроса выявили неосведомленность респондентов о наличии на сельских территориях туристско-рекреационных ресурсов, достопримечательностей. Кроме того, в вышеупомянутой долгосрочной областной целевой программе «Развитие туризма в Орловской области на 2011 - 2015 годы» отсутствуют сведения о подобных объектах.
Для сбора сведений о туристско-рекреационном потенциале (ТРП) сельских территорий использовались схемы территориального планирования, генеральные планы муниципальных образований Орловской области, ежегодные доклады глав районов, доклады об экологической ситуации в Орловской области, информация сети Интернет, учебная и краеведческая литература о природных условиях и ресурсах региона, современные крупномасштабные общегеографические и топографические карты областей Центрального Федерального округа.
Собранные данные по всем муниципальным районам Орловской области заносились в разработанную форму (табл. 1).
Для оценки ТРП сельских территорий Орловской области разработана методика его оценки, базирующаяся на показателе природно-рекреационной аттракции (привлекательности).
Показатель природно-реакреационной аттракции (привлекательности) (1МП) показывает степень привлекательности данной территории для организации, развития и предоставления туристических услуг населению регионов РФ и учитывает долю представленности и культурно-познавательных ресурсов, степень естественного состояния природных ландшафтов.
Показатель складывается из индексов познавательной ценности (1И), рельефа (1Р), естественного состояние природных ландшафтов (1ПЛ), биологических ресурсов (1БР), особо охраняемых природных территорий (1оопт) и вычисляется по формуле:
где 1И - индекс познавательной ценности (информативности) территории; 1Р - индекс рельефа;
1ПЛ - индекс естественного состояние природных ландшафтов;
1БР - индекс биологических ресурсов;
1ООПТ - индекс особо охраняемых природных территорий.
Для ранжирования индексов 1МП были заданы коэффициенты весомости индексов, представленные в формуле 1.
Индекс познавательной ценности (информативности) территории (1И) вычисляется по формуле:
где рПИ - количество памятников истории на территории (поселения, района, области);
С^пие - общее количество памятников истории на рассматриваемой территории (района, области, региона);
РПА - количество памятников археологии на рассматриваемой территории (поселения, района, области);
Опдх - общее количество памятников археологии на рассматриваемой территории (района, области, региона);
0ПГА - количество памятников градостроительства и архитектуры на рассматриваемой территории (поселения, района, области);
1п(1п=50-1и+20-1р+40-1Пл+30-1ы.-г10-1оо[гт,
(1)
(2)
л и
о «
л о
« «
и
<и ч <и о о а
о Л
4 <и о
о
о
5
<и О <и
и и
о «
я
л
<и §
<и Рч
Л
Я «
ч
ча
н
QnrAi - общее количество памятников градостроительства и архитектуры на рассматриваемой территории (района, области, региона);
QHnP - количество народных промыслов и ремёсел на рассматриваемой территории (поселения, района, области);
Qhiii-v - общее количество народных промыслов и ремёсел на рассматриваемой территории (района, области, региона).
Индекс рельефа (видеоэкологическая характеристика ландшафта) (IP)) вычисляется по формуле:
_
Ip= , (3)
_
mim
где Hmin, Hmax - минимальная и максимальная соответственно высота возвышения на рассматриваемой территории, м.
Индекс естественного состояние природных ландшафтов (Ипд) вычисляется по формуле 4:
s + S + S
хпл — q - W
где SООПТ - площадь земель особо охраняемых природных территорий, га; SЛ - площадь земель природопользования (лесные насаждения), га; SВ - площадь земель водного фонда, га;
8е - общая площадь земель рассматриваемой территории (района), га. Индекс биологических ресурсов: ^БР) вычисляется по формуле 5:
где, QВO - количество водных объектов на рассматриваемой территории (поселения, района, области); Овое _ общее количество водных объектов на территории (района, области, региона); СЬу - количество охотничьих угодий на рассматриваемой территории (поселения, района, области); СЬух ~ общее количество охотничьих угодий на рассматриваемой территории (района, области, региона); Овбр - количество водных биоресурсов на рассматриваемой территории(поселения, района, области); Овбре ~ обще количество водных биоресурсов на рассматриваемой территории (района, области, региона).
Индекс особо охраняемых природных территорий (Ъапт) вычисляется по формуле 6:
где QООПТ - число особо охраняемых природных территорий в рассматриваемом районе;
СЬопте - общее число особо охраняемых природных территорий в рассматриваемой области.
Для наглядного представления применения разработанной методики в таблице 2 представлены данные по Ливенскому району по которым ниже представлены расчёты.
Индекс познавательной ценности (информативности) территории (!и) вычисляем по формуле 2:
Индекс рельефа (!Р) вычисляем по формуле 3:
Индекс естественного состояние природных ландшафтов (Ипл) вычисляем по формуле 4:
Индекс биологических ресурсов ^БР) вычисляется по формуле 5:
Индекс особо охраняемых природных территорий (ЪошО вычисляем по формуле 6:
Показатель познавательной ценности (Щ вычисляем по формуле 1:
1пс1п = 50'0,714 +20'0,46 + 40'0,031 +30-0,864 +10-0,082 = 72,88 Аналогично были произведены расчёты по оставшимся районам Орловской области.
Для полученных числовых значений показателя природно-реакреационной аттракции (привлекательности) ^МП был задан диапазон его значений, позволяющий охарактеризовать степень представленности ТРП муниципальных районов Орловской области (табл. 3).
Таблица 3 - Характеристика диапазонов значений показателя природно-реакреационной аттракции (привлекательности)
Диапазон значений показателя природно-реакреационной аттракции (привлекательности), балл Характеристика ТРП сельских территорий
4 категория (ТРП умеренно благоприятен)
30-40 ТРП данной территории представляет достаточную познавательную ценность, природные ландшафты обладают слабой антропогенной нагрузкой, биологические ресурсы представлены видовым разнообразием, большой удельный вес сельхозугодий.
3 категория (ТРП благоприятен)
40-50 ТРП данной территории представляет хорошую познавательную ценность, природные ландшафты имеют слабую антропогенную нагрузку, биологические ресурсы представлены широким видовым разнообразием, удельный вес сельхозугодий средний.
2 категория (ТРП очень благоприятен)
50-60 ТРП данной территории представляет хорошую познавательную ценность, природные ландшафты имеют слабую антропогенную нагрузку, биологические ресурсы представлены широким видовым разнообразием, удельный вес сельхозугодий малый.
1 категория (ТРП наиболее благоприятен)
60-70 ТРП данной территории представляет хорошую познавательную ценность, природные ландшафты имеют слабую антропогенную нагрузку, биологические ресурсы представлены широким видовым разнообразием, есть возможность создания туристических комплексов.
70-80 ТРП данной территории представляет хорошую познавательную ценность, природные ландшафты имеют очень слабую антропогенную нагрузку, биологические ресурсы представлены широким видовым разнообразием, есть возможность создания туристических комплексов.
По результатам оценки ТРП сельских территорий, муниципальные районы Орловской области были разбиты на 4 категории по диапазонам значений показателя природно-реакреационной аттракции (привлекательности) и соответственно по наличию возможности к развитию и предоставлению туристических услуг населению региона (рис. 1).
А
ТРП наиболее благоприятен
А
ТРП очень благоприятен
А
ТРП благоприятен
А
ТРП умеренно благоприятен
Рисунок 1 - Результаты оценки ТРП сельских территорий Орловской области по показателю !МП
В первую категорию вошли 3 района - Ливенский, Дмитровский и Мценский, показавшие самые высокие баллы при оценке. Для этих муниципальных образований ТРП представляет большую познавательную ценность (наличие большого количества памятников истории, архитектуры и градостроительства, археологии, присутствуют народные промыслы и ремёсла); природные ландшафты имеют очень слабую антропогенную нагрузку, обладают благоприятным крупнохолмистым, или грядовый, рельефом, относительно благоприятным с точки зрения эстетики пейзажного восприятия; биологические ресурсы (водные рыбные биоресурсы), представлены широким видовым разнообразием, имеются обширные многочисленные охотничьи угодья. Следовательно, есть возможность для создания туристических комплексов в будущем.
Во вторую категорию вошли 4 района - Орловский, Хотынецкий, Кромской и Новосильский. Для этих районов характерен хороший ТРП: данные территории представляют познавательную ценность, природные ландшафты имеют слабую антропогенную нагрузку (исключение Орловский), биологические ресурсы представлены широким видовым разнообразием. По-сути, эти муниципальные образования имеют совсем небольшой отрыв от 1 категории, и могут соперничать с ней. Выявленные туристические ресурсы позволяют также говорить о возможности создания туристических комплексов, но в меньшей мере. Если говорить об Орловском районе, то, несмотря на, достаточную антропогеную нагрузку, он является самым крупным как по площади территории, так и по количеству сельских поселений с богатой историей.
Третья, выявленная категория, самая обширная, включает 11 районов - Верховский, Шаблыкинский, Покровский, Урицкий, Колпнянский, Троснянский, Болховский, Залегощенский, Знаменский, Сосковский и Должанский. В данном случае эти территории имеют достаточную познавательную ценность. Несмотря на то, что по результатам оценки природные ландшафты имеют слабую антропогенную нагрузку, эти районы относятся к аграрным с большим объёмом земель сельскохозяйственного назначения. Биологические ресурсы представлены широким видовым разнообразием - есть в достаточном количестве зарыбленные пруды с широким выбором видов рыбы. Но, по многим индексам, составляющим комплексный показатель природно -реакреационной аттракции (привлекательности), упомянутые районы Орловской области не в достаточной мере, на данном этапе, представляют интерес для оказания туристических услуг на сельских территориях. Требуется разработка инвестиционных проектов по развитию этого направления туриндустрии.
Четвёртая категория включает 6 районов - Свердловский, Малоархангельский, Новодеревеньковский, Краснозоренский, Глазуновский и Корсаковский. Данные территории вследствие антропогенной нагрузки, большой сельскохозяйственной освоенности, и даже, несмотря на наличие биологических ресурсов, представленных видовым разнообразием, не дают возможность причислить их к более высокой категории с развитым ТРП. Имеющиеся на территории памятники природы не являются для этого исчерпывающими объектами. Данные районы должны в первую очередь обратить внимание на разработку инновационных бизнес-проектов по развитию территорий.
Данное деление районов на категории крайне условно и может измениться в любой момент. Показатель природно-реакреационной аттракции (привлекательности) показывает только общую картину по рассматриваемым сельским территориям на основе предложенных индексов - познавательной ценности, рельефа, естественного состояние природных ландшафтов, биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий. Вложив максимум сил и финансовых средств можно организовать туристический продукт и на неосвоенной территории с минимальным природным и культурно-просветительским потенциалом. Понятно, что отдача от такого объекта будет минимальной. Это конечно не является аксиомой.
По результатам исследования выявлено, что сельские территории Орловской области располагают огромным культурным наследием - 1360 объектов, из которых 25 объектов федерального значения, 1229 объектов регионального и 106 местного значения. В настоящее время организованы и функционируют 1 особо охраняемая природная территория федерального значения, 24 особо охраняемых природных территорий регионального значения и 6 особо охраняемых природных территорий местного значения, из них:
- 13 памятников природы регионального значения общей площадью 802,74 га в 8 районах области;
- 1 государственный природный комплексный заказник площадью 46681,6 га в Залегощенском районе;
- 9 государственных природных биологических заказников площадью 145096 га в 9 районах области;
- 1 природный парк «Нарышкинский» в Урицком районе площадью 8548 га.
На сельских территориях располагается 2129 водных объектов (пруды, реки, озёра, родники и т.д.).
Проведённые исследования позволяют утверждать о необходимости и возможности развития сельского туризма в Орловской области.
Собранные и скорректированные данные о ТРП сельских территорий Орловской области могут быть использованы в дальнейшей работе для разработки инновационных предложений по социально-экономическому развитию региона в сфере сельского или аграрного туризма, смежных с ним видов несельскохозяйственной деятельности, малого предпринимательства в области производства и переработки растительного и животного сырья, а также при разработке новых и корректировке действующих планов социально-экономического развития сельских территорий.
Разработанная методика оценки ТРП сельских территорий Орловской области позволила объективно оценить ситуацию и наметить дальнейшие пути создания и совершенствования пока не совершенной нормативно-правовой базы, касающейся одной из форм диверсификации деградирующей сельской экономики -сельского или аграрного туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие туризма в Орловской области на 2011 - 2015 годы». URL : http://orel-region.ru/sendfile.php?id=10324 (дата обращения: 14.01.2015).
2. Климов Р.В. Проведение социологического исследования актуальности развития сельского туризма в Орловской области // Экономика и социум: электронное научно-практическое периодическое издание. 2013. №1(6). С. 357-368.
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. 32 с.
4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года : Правительство Рос. Федерации. URL: http://government.ru/info/761/ (дата обращения: 16.01.2015).
5. О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» : постановление Правительства Рос. Федерации от 02.08.2011 №644 (ред. от 18.12.2014). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173268 (дата обращения: 18.02.2015).