Научная статья на тему 'Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала территории, прилегающей к автомобильной дороге «Колыма» (на примере Центральной Якутии)'

Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала территории, прилегающей к автомобильной дороге «Колыма» (на примере Центральной Якутии) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
449
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристско-рекреационный потенциал / оценка / Якутия / туризм / автотуризм / федеральная дорога / дорога «Колыма» / tourist and recreational potential / evaluation / Yakutia / tourism / auto tourism / federal road / the road “Kolyma”

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Светлана Алексеевна Иванова, Cебастьен Гадаль, Антонина Николаевна Саввинова

Автомобильная дорога «Колыма» является одним из наиболее перспективных туристических объектов Якутии. Она пересекает разнообразные ландшафты, имеет уникальную историю, доступна для посещения. Оценка туристско-рекреационного потенциала территории, прилегающей к дороге «Колыма» позволит выделить привлекательные с туристической точки участки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE TOURISM POTENTIAL OF THE AREA ADJACENT TO THE HIGHWAY «KOLYMA» (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL YAKUTIA)

The highway «Kolyma» is one of the most promising tourist sites of Yakutia. It crosses a variety of landscapes, has a unique history, available to the public. Evaluation of the tourism potential of the area adjacent to the road «Kolyma» will highlight attractive from a tourist point of plots.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала территории, прилегающей к автомобильной дороге «Колыма» (на примере Центральной Якутии)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 379.854(571.56-191.2)

Светлана Иванова1, Себастьен Гадаль2, Антонина Саввинова3

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ «КОЛЫМА» (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯКУТИИ)

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE TOURISM POTENTIAL OF THE AREA ADJACENT TO THE HIGHWAY «KOLYMA» (ON THE EXAMPLE OF THE CENTRAL YAKUTIA)

Статья представлена на Международной научной конференции «Культурное наследие и устойчивое развитие народов Севера», 26-27 мая 2016 года, г. Якутск. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект №15-18-20047).

Автомобильная дорога «Колыма» является одним из наиболее перспективных туристических объектов Якутии. Она пересекает разнообразные ландшафты, имеет уникальную историю, доступна для посещения. Оценка туристско-рекре-ационного потенциала территории, прилегающей к дороге «Колыма» позволит выделить привлекательные с туристической точки участки.

Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, оценка, Якутия, туризм, автотуризм, федеральная дорога, дорога «Колыма».

'Светлана Алексеевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии Института ествественных наук СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected].

Svetlana Ivanova, Candidate of Pedagogical Scinces, Associate Professor at the Department of Geography, Institute of Natural Sciences, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

2Себастьен Гадаль, профессор географии, координатор магистерских программ Университета Экс-Марсель, профессор географии СВФУ эксперт по метрополизации в пост-советских странах и транзитных государствах, системам пространственного мониторинга. E-mail: [email protected]

Sebastien Gadal, Full Professor of Geography in Spatial Analysis and Geomatic, Coordinator of the Domain of Masters in Geography, Aix-Marseille University (France), Professor of Geography in North-Eastern Federal University (Russia). Expert on the questions of Metropolisation in Post-soviet Countries and in Transition, Spatial Monitoring Systems.

3Антонина Николаевна Саввинова, кандидат географических наук, доцент кафедры географии Института естественных наук СВФУ им. М.К. Аммосова. E-mail [email protected]

Antonina Savvinova, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor at Department of Geography, Institute of Natural Sciences, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

The highway «Kolyma» is one of the most promising tourist sites of Yakutia. It crosses a variety of landscapes, has a unique history, available to the public. Evaluation of the tourism potential of the area adjacent to the road «Kolyma» will highlight attractive from a tourist point of plots.

Key words: tourist and recreational potential, evaluation, Yakutia, tourism, auto tourism, federal road, the road "Kolyma"

Развитие туризма и рекреации является одним из наиболее перспективных направлений в Республике Саха (Якутия). Поэтому проблема разработки методики комплексной оценки рекреационного потенциала актуальна. Целью данной работы является проведение комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала (ТРП) территории Центральной Якутии, прилегающей к трассе Колыма. Для достижения поставленной цели был решён комплекс взаимосвязанных задач, наиболее важными из которых являются:

• Изучить теоретические основы оценки туристско-рекреационного потенциала.

• Определить основные компоненты туристско-рекреационного потенциала территории, прилегающей к трассе Колыма

• Разработать методику оценки туристско-рекреационного потенциала территории (ТРП).

Объектом исследования в данной работе является территория Центральной Якутии, прилегающая к трассе «Колыма» с полосой, максимальная ширина которой составляет 5 км по обе стороны от федеральной дороги. Предмет исследования — территориальная дифференциация значений туристско-рекреационного потенциала трассы «Колыма».

Под рекреационным потенциалом понимается «совокупность природных и культурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организм и обеспечивающих путем сочетания физических и психических факторов восстановление работоспособности человека» [1]. В то же время рекреационными ресурсами называются «элементы и различные сочетания природных и антропогенных (культурных) ландшафтов, которые могут быть использованы для отдыха, туризма и лечения» [2]. Таким образом, понятие «рекреационный потенциал» по отношению к понятию «рекреационный ресурс» выступает как более широкое. Поэтому рекреационные ресурсы могут рассматриваться главной составной частью рекреационного потенциала, а характеристика рекреационного потенциала любой территории складывается из описания всех его компонентов, каковыми считаются ресурсы.

Понятие «оценка» означает способ установления значимости какого-либо объекта для действующего и познающего субъекта. Для осуществления оценки была выбрана территориальная единица — участок дороги с прилегающей территорией длиной 10 км. Далее были отобраны оценочные показатели, т. е. те признаки природного и

социально-экономического комплекса, которые существенны для целей оценки. Следующий шаг в процессе оценки заключался в выборе формы выражения оценки. В качестве таковой была выбрана балльная оценка.

Объектом оценки является трасса «Колыма». Субъектом оценки (т.е. с чьей позиции оценивается) является автомобильный туризм, который выгодно отличается от других видов отдыха в Центральной и Восточной Якутии. Этот вид туризма стал наиболее привлекательным в Якутии из-за с низкого уровня развития индустрии туризма в регионе.

Все критерии оценки туристско-рекреационного потенциала были сгруппированы в два блока: природный и социально-экономический. В первый блок включены показатели, характеризующие степень привлекательности природных объектов. В социально-экономический блок вошли историко-культурные объекты, населенные пункты и автотуристическая инфраструктура (таблица 1).

Таблица 1

Шкала оценки туристско-рекреационного потенциала

Признаки № Критерий Показатели критерия Исходный балл

Геоморфологические 1 Характер рельефа Горный 2

Холмистый 1

Ровный 0

2 Наличие Аласов Есть 1

Нет 0

3 Наличие Булгунняхов Есть 1

Нет 0

4 Наличие Байджерахов Есть 1

Нет 0

5 Наличие Наледей Есть 1

Нет 0

Гидрологоческие 6 Наличие рек Крупные, средние 2

Малые 1

Нет 0

7 Наличие озер Крупные, средние 2

Продолжение табл. 1

Малые 1

Нет 0

8 Наличие Родников Есть 1

Нет 0

9 Наличие Водопадов Есть 1

Нет 0

Привлекательность 10 Степень привлекательности Ландшафтов Высокая 2

Средняя 1

Низкая 0

Состояние дороги 11 Состояние Покрытия Асфальт хороший 2

Асфальт разбитый 1

Нет асфальта 0

12 Наличие опасных Поворотов Есть 0

Нет 1

13 Наличие затопляемых Территорий Есть 0

Нет 1

Достопримечательности 14 Наличие уникальных Объектов Есть 1

Нет 0

15 Наличие исправительных лагерей «Дальстроя» Сохранились 2

Не сохранились 1

Нет 0

16 Наличие музеев Есть 1

Нет 0

17 Наличие памятников Есть 1

Нет 0

Окончание табл. 1

Развитость инфраструктуры 18 Наличие мобильной Сети Есть 1

Нет 0

19 Наличие возможности безналичной Оплаты Есть 1

Нет 0

20 Наличие банкоматов Есть 1

Нет 0

21 Наличие АЗС Есть 1

Нет 0

22 Наличие шиномонтажных услуг Есть 1

Нет 0

23 Наличие гостиниц Есть 1

Нет 0

24 Наличие кафе Есть 1

Нет 0

Автомобильная дорога «Колыма» проходит по территории Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. Это одна из самых знаменитых трасс России, интересующая туристов со всего мира. Среди факторов, сдерживающих развитие туризма на этой дороге, можно указать слабую информированность туристов об условиях и достопримечательностях региона. И если о Восточной Якутии и Магаданской области информация, хоть и разрозненная и несистематизированная, имеется, то о Центральной Якутии практически ничего нет. Для ликвидации данного «белого пятна» на туристической карте России проводится комплексная оценка туристско-рекреационного потенциала региона.

В Центральной Якутии дорога «Колыма» пересекает три улуса (района): Мегино-Кангаласский, Чурапчинский и Таттинский. В соответствии с приведенной шкалой было установлено, что самым большим потенциалом обладает Таттинский улус. Суммарное значение потенциала составило здесь 103 балла. Территории Мегино-Канга-ласского и Чурапчинского улусов практически не отличаются друг от друга - 72 и 76 баллов соответственно.

Мегино-Кангаласский улус располагается в центре Якутии, на противоположном от г. Якутска берегу реки Лена. Со столицей республики улус связан паромной пере-

правой летом и ледовыми переправами зимой. В апреле-мае и октябре-ноябре наземное передвижение в Якутск прекращается. На территории улуса начинаются автомобильные дороги «Лена», «Амга» и «Колыма». В скором будущем планируется введение в эксплуатацию железной дороги «Нижний Бестях-Томмот», построен железнодорожный вокзал «Нижний Бестях».

Длина дороги «Колыма» в Мегино-Кангаласском улусе составляет 80 км. Значения туристско-рекреационного потенциала колеблются от 5 до 16, составляя в среднем 9 баллов. При оценке характера рельефа улуса было установлено, что на данной территории этот параметр не является приоритетным. На всем протяжении дороги характер рельефа получил оценку в 0 баллов, так как здесь преобладает равнинный рельеф. Но данная территория обладает прекрасными возможностями для ознакомления туристов со своеобразными мерзлотными формами рельефа. Здесь распространены аласы, булгунняхи, быллары, которые можно осмотреть, не удаляясь далеко от дороги. Из гидрологических ресурсов здесь распространены многочисленные озера среднего и малого размера. Самым знаменитым озером является соленое озеро Абалах, обладающее лечебными грязями и минеральной водой. Также среди аттрактивных озер можно указать систему озер Тюнгюлю, длиной более 10 километров при ширине 6-7 километров. Наличие плодородных аласных угодий вокруг Тюнгюлю создало условие для развития животноводства и роста численности населения. В селе Тюнгюлю имеются памятники истории Гражданской войны, связанные с походами А. Пепеляева и генерала Ракитина.

Объекты дорожной инфраструктуры здесь достаточно хорошо развиты. Покрытие дороги частично асфальтировано, частично - нет. Почти на всем протяжении трассы имеется мобильная сеть. Банкоматы, оплата безналичным способом осуществляется в Нижнем Бестяхе. АЗС, кафе, гостиницы, шиномонтажные сервисы тоже имеются в всех населенных пунктах улуса, что делает данный район туристско-рекреационно потенциальным для туризма.

Чурапчинский улус во многом напоминает Мегино-Кангаласский улус. Протяженность дороги «Колыма» здесь составляет 80 км. Значения ТРП колеблются от 5 баллов в западной части до 18 баллов в центральной части улуса. Средние значения составляют 7,6 балла, что немного меньше, чем в соседнем Мегино-Кангаласском улусе.

Характер рельефа равнинный. Больших перепадов высот в данном регионе не наблюдаются. Также распространены мерзлотные формы рельефа. Из гидрологических ресурсов здесь распространены многочисленные озера среднего размера. По территории протекают реки Таатта, Алдан и Амга. В административном центре с. Чурапча имеется музей им. Д.П. Коркина - известного тренера по вольной борьбе. Интересен памятник якутскому богатырю Боотур Уусу с невестой.

Трасса на территории Чурапчинского улуса грунтовая. Но частично имеется асфальт в с. Чурапча. Имеются затопляемые территории вблизи крупных рек. Объекты

дорожной инфраструктуры развиты хорошо в административном центре. Мобильная сеть поддерживается не всеми операторами и не везде. На некоторых участках мобильная связь отсутствует.

К востоку от Чурапчинского улуса располагается Таттинский улус. Протяженность дороги здесь составляет 150 км. Значения ТРП колеблются от 1 до 18 баллов, составляя в среднем 6,9 балла. В улусе распространены мерзлотные формы рельефа. Но после сворота за селом Уолба аласы практически исчезают. Имеются многочисленные озера. По территории протекают крупные реки-Таатта и Алдан. Периодически река Таатта выходит из берегов, что приводит к наводнениям. В периоды паводков, половодий и затяжных дождей могут возникнуть проблемы с движением по дороге «Колыма». Это необходимо учитывать при планировании поездок.

Таттинский улус является своеобразным литературным центром Якутии. В данном районе имеется знаменитый «Черкехский этнографический музей им. Д.К. Сивцева - Суорун Омоллоона». Данный музей является главным аттрактивным объектом, прибавляя существенные баллы к туристско-рекреационному потенциалу района. В музее экспонируются юрты, в которых проживали во время ссылки В. Короленко, П. Алексеев и др. Также вдоль трассы можно увидеть многочисленные памятники, посвященные литературным персонажам якутского писателя Суорун Омоллоона: «О5о Куйуурдуу турара» (Ребенок-рыбак), «Котордор Мунньахтара» (Собрание птиц). Внимание туристов также привлекает скульптурная композиция «Олонхосут» на границе с Чурапчинским улусом, а также скульптура народного якутского богатыря «Ньургун Боотур». Трасса в улусе преимущественно грунтовая. Местами имеется асфальт, но плохого качества. Объекты дорожной инфраструктуры представлены в селах. Мобильная сеть имеется не во всех населенных пунктах. АЗС в данном районе размещены в более крупных населенных пунктах, таких как Ытык-Кюель, Черкеех, Кыйы. То же самое и с придорожными кафе.

Таким образом, Центральная Якутия обладает всеми необходимыми составляющими социально-хозяйственной инфраструктуры для организации туристско-ре-креационной деятельности: учреждения питания, размещения, досуга и развлечения, развитая транспортная сеть, историко-культурные и природные объекты. По туристической ценности выделяются мерзлотные формы рельефа, озера, музеи и памятники.

В Восточной Якутии трасса проходит по Томпонскому и Оймяконскому улусу. Эта территория обладает более высоким туристско-рекреационным потенциалом. Прежде всего, за счет своеобразия природы и уникальности истории развития. Однако развитию туризма препятствует крайне низкий уровень развития туристской и дорожной инфраструктуры.

Томпонский район занимает низменное левобережье реки Алдан и горное междуречье Алдана и Индигирки. Район отличает наличие многочисленных участков с

красивыми видами. Повышает привлекательность густая речная сеть, покрывающая территорию района. На реках нередко можно увидеть водопады и наледи - одни из самых привлекательных для туристов объектов природы. Кроме того, на территории Томпонского района встречаются родники с чистой водой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Район интересен своей уникальной, зачастую трагической, историей, связанной с деятельностью Дальстроя. К востоку от поселка Хандыга возможно посещение мест исправительно-трудовых лагерей. В п. Хандыга можно посетить музей им. Ф.К. Охлопкова, в Теплом Ключе - музей «Магаданская трасса».

Горный рельеф Томпонского района усложнил строительство дороги и ее конфигурацию. Ежегодно ведутся ремонтные работы на дороге - реконструкции и строительство мостов, расширение прижимов и т.д. Вдоль трассы встречаются остатки старых деревянных мостов. Для туристов могут быть интересны прижимы - узкие участки дороги между горами и долинами рек. Несмотря на расширение этих участков, они не потеряли своей пейзажной ценности и остаются самыми известными участками колымской трассы. Еще один интересный объект на дороге - Чертовы ворота. Это скала, через которую вручную была вырублена дорога. Аттрактивности этому объекту добавляют многочисленные мрачные легенды.

Уровень развития дорожной инфраструктуры гораздо ниже, чем в Центральной Якутии. Мобильная сеть действует только в населенных пунктах - п. Хандыга и с. Теплый Ключ. Безналичная оплата осуществляется только в п. Хандыга. Там же имеются банкоматы и гостиницы. Между населенными пунктами очень большие расстояния, вследствие чего АЗС встречаются редко. Поэтому необходимо учитывать затраты топлива. В кафе меню становится скуднее, а цена выше чем в Центрально-якутских улусах.

Оймяконский улус выделяется самым высоким туристско-рекреационным потенциалом. Его повышает своеобразие рельефа - горы разделяются обширными плоскогорьями, а также пейзажность на горных перевалах. В Оймяконском улусе распространены скалы-останцы - кисиляхи (тас-кыстабыт). В отличие от знаменитых Верхоянских кисиляхов, оймяконские расположены вблизи от населенных пунктов и занимают большую площадь. На многочисленных реках часто встречаются наледи. Самым известным объектом района является Полюс холода, расположенный в с. Том-тор. Именно это место обладает самым высоким туристическим потенциалом.

Дорога «Колыма» в Оймяконском районе, как и в соседнем Томпонском, активно реконструируется. Но, несмотря на это, до сих пор имеется множество опасных участков, которые необходимо проезжать с осторожностью.

В Оймяконском районе встречаются остатки заброшенных населенных пунктов (Кюбюме и др.), исправительных лагерей Дальстроя. В административном центре Ой-мяконского улуса можно посетить краеведческий музей, музеи имеются в селах Том-тор, Оймякон, Ючюгей.

Уровень развития туристской инфраструктуры очень низок. Самая большая проблема - отсутствие гостиниц на Полюсе холода. Также сдерживает развитие туризма отсутствие регулярных пассажирских перевозок между населенными пунками. Мобильной сетью покрыта небольшая часть территории района. Банкоматы имеются в п.Усть-Нера, там же осуществляется безналичная оплата. Цены на бензин и на продукты очень высокие, чем в центральных улусах.

Таким образом, оценка туристско-рекреационного потенциала территории, прилегающей к дороге «Колыма» позволила выделить наиболее перспективные участки (рис. 1). Зеленым цветом выделены участки с наименьшим потенциалом (2-9 баллов). Желтым (10-13 баллов) - обозначены территории со средним уровнем потенциала. Красным (14-21 баллов) цветом отмечены участки с наивысшим туристско-рекреаци-онным потенциалом.

Карта туристско-рекреационного потенциала территории, прилегающей к трассе Колыма

Рис 1. Туристко-рекреационный потенциал территории, прилегающей к дороге «Колыма» (баллов)

Анализ туристско-рекреационного потенциала позволил определить средние баллы по улусам (табл. 1).

Таблица 1

Значение туристско-рекреационного потенциала по улусам

Улусы Максимальный балл Минимальный балл Средний балл

Мегино-Кангаласский 18 7 11,4

Чурапчинский 20 7 9,5

Таттинский 20 3 8,7

Томпонский 19 7 10,8

Оймяконский 23 9 11,6

Всего пять улусов 20 6,6 10,4

Оймяконский улус обладает самым высоким туристско-рекреационным потенциалом за счет историко-культурных и природных объектов. Средним потенциалом обладают Мегино-Кангаласский улус (за счет развитости инфраструктуры) и Томпон-ский улус. Чурапчинский и Таттинский улусы получили сравнительно низкие значения туристско-рекреационного потенциала.

В целом для развития туризма необходимы не только конкретные туристические объекты, а также развитая инфраструктура. Все пять улусов по шкале оценок имеют средний потенциал.

Оценка объектов и явлений культурно-исторического наследия позволяет говорить о возможности развития на территории культурно-познавательного, этнографического, научного туризма.

Литература

1. Кокина, Ю.В. Особенности современного освоения рекреационного потенциала Волжского водного пути (на примере круизного туризма) / Ю.В. Кокина // Проблемы региональной экологии, 2011. - №1. - С. 94-97.

2. Лазаревская, С.В. Анализ туристского рынка Забайкальского края / С.В. Лазаревская // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Вып. № 8. - Тамбов, 2009. - С. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.