Ключевые слова:
предпроектная
документация,
проектная
документация,
обоснования
инвестиций,
основные
технические
решения,
экспертиза,
энергосбережение,
энергетическая
эффективность,
охрана
окружающей среды,
мероприятия,
перечень.
Keywords:
project design, project
documentation, investment feasability study, main technical solutions, expertise, energy saving, energy efficiency, environmental protection, list of measures.
УДК 504:620.9
Н.Б. Пыстина, Р.В. Тетеревлев, С.Б. Васильева, О.Ю. Аполонский
Результаты оценки соответствия технических решений объектов добычи, транспортировки, подземного хранения и переработки газа требованиям природоохранного законодательства и энергоэффективности
Необходимость проведения оценки соответствия предпроектных и проектных материалов требованиям законодательных, нормативных документов и стандартов ОАО «Газпром» в области охраны окружающей среды (ООС), энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ЭЭ) обусловлена динамичным развитием и расширением газовых объектов, необходимостью модернизации оборудования для повышения надежности технологических систем добычи, транспорта, хранения и переработки газа.
В настоящее время всесторонняя оценка соответствия предпроектных и проектных материалов требованиям законодательства Российской Федерации, международным нормам и правилам, нормативно-методическим документам, в том числе корпоративным, в области ООС и ЭЭ проводится в рамках экспертизы ОАО «Газпром».
Проведение так называемой внутренней экспертизы способствует выявлению основных ошибок проектирования перед представлением документации на экологическую и государственную экспертизы. Ведь, как правило, разработка комплектов предпроектных и проектных материалов, не отвечающих вышеуказанным требованиям, влечет за собой получение отрицательных заключений экологической экспертизы и Главгосэкспертизы России, что в свою очередь приводит к отсрочкам реализации проектов и их удорожанию. Разработка не в полном объеме комплектов предпроект-ных и проектных материалов в части ООС влечет за собой затруднения при получении в государственных органах следующей разрешительной документации:
• разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
• разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
• лимитов на размещение отходов потребления и производства;
• договоров на водопользование;
• решений о предоставлении водных объектов в пользование и т.д.
Несвоевременность получения разрешительной документации приводит к
штрафным санкциям как в период подготовительных и строительных работ, так и в период эксплуатации.
Кроме того, недостаточно проработанные в предпроектных и проектных материалах технические и технологические решения по сохранению или минимизации воздействия на окружающую среду приводят к нежелательным негативным последствиям:
• увеличению затрат на стадии реализации проектов;
• осложнению отношений с общественными организациями при проведении общественных слушаний, что в итоге негативно отражается на имидже компании.
При проведении экспертизы ОАО «Газпром» в части ООС и ЭЭ объектом оценки является предпроектная, проектная и рабочая документация на строительство, обустройство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов добычи, транспортировки, подземного хранения и переработки газа, а также вспомогательные объекты нефтегазовой промышленности.
Ниже представлены результаты оценки соответствия технических решений объектов добычи, транспортировки, подземного хранения и переработки газа требованиям природоохранного законодательства и энергоэффективности, проведенной в I квартале 2013 г. Были рассмотрены предпроектные и проектные материалы различной сложности по 70 объектам строительства и реконструкции (рис. 1). По результатам рассмотрения материалов выданы экспертные заключения.
При этом наиболее значимой является документация по системообразующим объектам ОАО «Газпром», а также объектам обустрой-
ства месторождений и расширения мощностей Единой системы газоснабжения.
Все проектируемые объекты строительства и реконструкции, представленные в предпро-ектных и проектных материалах, классифицируются по видам деятельности и назначению (таблица).
Распределение предпроектных и проектных материалов по разработчикам представлено на рис. 2.
Необходимо отметить, что материалы ОАО «Газпром автоматизация», ДОАО «Газ-проектинжиниринг» и ООО «Инжиниринговое объединение «Газавтоматика» разработаны
обоснование инвестиций основные технические решения проектная документация
Рис. 1. Объем предпроектной и проектной документации
Классификация объектов строительства и реконструкции
Вид деятельности Назначение Количество объектов, шт.
Добыча газа Связь, в том числе волоконно-оптическая линия связи 2
Линия электропередачи 1
Обустройство месторождений 4
Транспорт газа Электрохимическая защита 1
Автоматизация, телемеханизация, метрология 7
Связь, в том числе волоконно-оптическая линия связи 10
Газопроводы, в том числе газопроводы-отводы 10
Конденсатопроводы 1
Инженерно-технические средства охраны 3
Компрессорные станции 14
Газоизмерительные станции 4
Газораспределительные станции 4
Переработка газа Автоматизация, телемеханизация, метрология 1
Завод стабилизации конденсата 2
Газоперерабатывающий завод 2
Хранение газа Станция подземного хранения газа 1
Прочие Инфраструктура, социальная сфера 1
Газификация 1
Унифицированные проектные решения 1
Итого 70
Рис. 2. Количество комплектов предпроектных и проектных материалов в части ООС и ЭЭ по разработчикам
в основном по объектам автоматизации, телемеханизации, метрологии и связи. Строительство и эксплуатация указанных объектов связаны с минимальным негативным воздействием на окружающую среду, что упрощает разработку соответствующих разделов проектной документации.
В части производственного экологического контроля (мониторинга) (ПЭМ) наибольшее количество комплектов проектных материалов поступило от ЗАО «НПФ «ДИЭМ» - по восьми объектам.
По результатам проведения экспертизы в I квартале 2013 г. материалы 43 (61 %) комплектов документации имеют ряд несущественных замечаний по объему и содержанию разрабатываемых разделов проектирования, но в целом соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и стандартов ОАО «Газпром» в области ООС и ЭЭ и рекомендовано к утверждению. В 27 (39 %) комплектах предпроектных и проектных материалов имеются значительные недоработки по наполнению, объему, а также структуре документации.
Ниже перечислены основные недостатки предпроектных и проектных материалов.
1. Несоблюдение требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], требований п. 27.1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 [2], п. 6.2.9, 6.3.10, 7.2.12 и 7.3.11 СТО Газпром 2-1.12-434-2010 [3] - отсутствие раздела «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов».
Указанный недостаток отмечен в 14 комплектах документации и является основанием для направления материалов на доработку с последующим представлением их на экспертизу в ОАО «Газпром» повторно.
2. Разработка не в полном объеме разделов по ЭЭ ввиду отсутствия:
• показателей, характеризующих удельную величину расхода энергетических ресурсов;
• конкретных требований к архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям, а также к технологиям и материалам, влияющим на энергетическую эффективность;
• обоснования выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, а также использованных технологий и материалов;
• перечня требований энергетической эффективности, которым рассматриваемые объекты должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации;
• перечня мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности;
• освещенных вопросов оснащенности рассматриваемых объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
• графической части раздела со схемами расположения приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Все указанные выше сведения являются необходимыми в составе раздела по ЭЭ, однако в материалах, поступивших на экспертизу, они представлены в разной степени качества и полноты содержания. Для 11 комплектов документации (наименее проработанных) отсутствие этих сведений является основанием для направления материалов на доработку с последующим повторным представлением документации на экспертизу в ОАО «Газпром».
Также необходимо отметить факт отсутствия графической части в составе разделов по ЭЭ практически у всех проектировщиков.
3. Несоответствие структуры и содержания раздела в части ООС требованиям п. 25 и п. 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 [2], п. 7.2.9 и 7.3.8 СТО Газпром 2-1.12-434-2010 [3] ввиду отсутствия:
• расчета затрат на проведение природоохранных мероприятий и компенсационных выплат за ущерб окружающей среде, в том числе расчета затрат на проведение производственного экологического мониторинга;
• разработанных мероприятий по охране недр и подземных вод, охране растительного и животного мира, минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций;
• программы ПЭМ;
• графической части с картами-схемами.
Указанные выше сведения являются необходимыми в составе раздела по ООС. Их отсутствие (отмечено в 12 комплектах документации) является основанием для направления материалов на доработку с последующим повторным представлением их на экспертизу в ОАО «Газпром».
4. Разработка не в полном объеме разделов по ООС ввиду отсутствия необходимых сведений:
• о работах по рекультивации нарушенных земель, а также противоэрозионных, противооползневых, берегоукрепительных мероприятий;
• по отходам производства и потребления (согласований, лицензий и т.д.);
• по использованию водных ресурсов, в том числе по балансу водопотребления и водоотведения (согласований, справок и т.д.).
Отсутствие указанных выше сведений отмечено в 25 комплектах документации (наименее проработанных) и является основанием для направления материалов на доработку с последующим повторным представлением документации на экспертизу в ОАО «Газпром».
Необходимо отметить, что ряд проектировщиков - ОАО «Институт ЮжНИИгипрогаз», филиал ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в г. Ухта и ОАО «Сибнефтетранспроект» - отличаются наиболее качественно подготовленными комплектами ПД в части ООС.
5. Учет не в полном объеме требований ОАО «Газпром», содержащихся в технических заданиях на проектирование и технических требованиях.
Таким образом, в I квартале 2013 г. на корректировку отправлено 27 (39 %) комплектов предпроектных и проектных материалов, что свидетельствует об ухудшении качества подготовки документации в 2013 г.
Одной из причин ухудшения качества предпроектных и проектных материалов можно назвать привлечение к разработке разделов новых проектных организаций (на субподряд), не учитывающих требования стандартов ОАО «Газпром» в области ООС и ЭЭ:
• ООО «Проектно-технологический центр»;
• ООО «Промтехпроект»;
• ЗАО «КТПИ «Газпроект»;
• ООО «НПЦ «Подземгидроминерал»;
• ЗАО «АПИО-Центр».
Результаты проведенных экспертных работ указывают на целесообразность:
• проведения обучающих семинаров для специалистов, занятых проектированием и контролем за строительством объектов с целью усовершенствования знаний в области требований законодательства международного и российского права;
• внесения изменений или дополнений в СТО Газпром 2-1.12-434-2010 [3] в части расширения требований и полноты сведений в области ООС и ЭЭ (как в технических заданиях, так и в проектной документации);
• создания единого банка данных производственного экологического контроля (мониторинга) и результатов инженерноизыскательских работ в ОАО «Газпром», что позволит более достоверно оценивать состо-
яние окружающей среды в районе работ и использовать технологии и технические решения по минимизации воздействия на окружающую природную среду;
• специализации проектных организаций по видам проектируемых объектов (некоторые проектировщики хорошо проектируют такие площадочные объекты, как газораспределительные станции, компрессорные станции и другие, но категорически не справляются с проектированием линейных объектов, объектов разработки месторождений (скважин) и объектов гражданского строительства социального назначения);
• создания Реестра проектировщиков, допущенных к проектированию объектов строительства, реконструкции, техперевооружения и расширения объектов ОАО «Газпром» в области ООС и ЭЭ с последующей его систематической актуализацией.
Список литературы
1. Федеральный закон от 23.11.2009 г.
№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и
о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. По становление Правительства Ро ссийской Федерации от 16.02.2008 г. № 87
«О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
3. СТО Газпром 2-1.12-434-2010. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство зданий и сооружений ОАО «Газпром».