сферы: компьютеров и информационных технологий, финансов, телевидения и многих других.
В образовательном процессе сеть Интернет представляет собой настоящую поддержку для преподавателя, в связи с тем, что для решения любой учебной и профессиональной задачи достаточным представляется набор нескольких ключевых слов в поисковой системе браузера, владея лишь информационной поисковой стратегией [5].
С целью организации поиска информации учебного и профессионального характера, учителям следует уметь пользоваться тематическими сайтами, которые имеют ориентацию на профессионалов. В настоящий момент, в Интернете существуют большие объемы данных и информационных ресурсов по различным темам и сферам деятельности. Не смотря на это, доступ к подобным ресурсам часто ограничен, в связи с тем, что отсутствует систематизация и сосредоточенность на конкретных сайтах, каталогах и базах данных.
На первый план выходят задачи умения когнитивной обработки информации. Переизбыток полученных учителем данных приведет к созданию современной системы по анализу текстов от постановки задач информационного поиска до получения документов по необходимой тематике.
Представленные методы обработки информации отражают такую степень овладения учителем дополнительных элементов профессиональной деятельности, а значит уровень компетентности, который соответствует существующим в обществе и профессиональной среде стандартам и требованиям, а вероятно и превышает их.
Под постградуальным обучением учителя понимается как возможность достижения высоких показателей при обучении на курсах повышения квалификации, так и наличие особенностей в профессиональной мотивации, системе устремлений, ценностных ориентациях, осмыслении трудовой деятельности, то есть того, что составляет основу его профессионального самосознания.
Постградуальное обучение направлено на то, чтобы профессиональное самосознание учителя начало включать представление его о себе, как о представителе определенного сообщества профессионалов, носителе профессиональной культуры.
Библиографический список
Согласно исследованию и результатам, полученным в результате постградуального обучения в системе повышения квалификации учителей иностранного языка, основные профессиональные характеристики учителя иностранного языка можно разделить на следующие уровни:
- базовый - овладение стратегией педагогической деятельности, овладение различными приемами педагогической деятельности, которые получены в вузе по уровню образования «бакалавриат».
- деятельностный - овладение самоорганизацией. Самоинициализация педагогической деятельностью, самооценкой, самокоррекцией учебной деятельности, которые получены в вузе по уровню образования «магистратура».
- личностный - овладение способностью принимать независимые решения относительно педагогической деятельности, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, осознание опыта, независимости, самостоятельности - это «первый уровень» постградуального обучения;
- конструктивный - овладение гибкостью и адаптивностью в педагогической деятельности по отношению к различным учебным ситуациям, свобода творчества педагогической деятельности, накопление индивидуального опыта учебной деятельности и перенос эффективного опыта в учебную деятельность. Это «Второй уровень» постградуального обучения.
Очевидно, что сегодня необходимо создавать специализированные интегрированные курсы, а также проводить отбор методов, технологий и средств обучения. Акцент должен идти на лингво-информационную, лингвопсихологическую и коммуникативную подготовку самого учителя, который получит умения и навыки эффективного обучения обучающихся свободному общению на иностранном языке, со способностью корректного использования иностранного языка дополнительно к базовому образованию. Предложенный структурированный курс постградуального обучения представляет собой систему повышения квалификации, которая направлена на ознакомление преподавателя с новейшими течениями и направлениями развития методики, включая предоставление возможности разработать собственную стратегию наиболее успешной организации самостоятельной педагогической деятельности.
1. Соснина Е.П. Введение в прикладную лингвистику. Ульяновск, 2012.
2. Лафтими И. Информационно-поисковые тезаурусы: основные понятия, назначение и методика разработки. Отраслевой рыболовный тезаурус. Молодой учёный. 2012;7: 164 - 16б.
3. Рыбалко Т.Г. Формирование лингвоинформационной компетентности студентов специальности «Прикладная информатика в экономике». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2008.
4. Тиссен Ю.В. Интернет в работе переводчика. Available at: http://samlib.rU/w/wagapow_a_s/tissen.shtml (дата обращения: 08.05.2017).
5. Manning, Ch. Foundations of Statistical Natural Language Processing. Cambridge, 2000.
References
1. Sosnina E.P. Vvedenie vprikladnuyu lingvistiku. Ul'yanovsk, 2012.
2. Laftimi I. Informacionno-poiskovye tezaurusy: osnovnye ponyatiya, naznachenie i metodika razrabotki. Otraslevoj rybolovnyj tezaurus. Molodoj uchenyj. 2012;7: 164 - 166.
3. Rybalko T.G. Formirovanie lingvoinformacionnoj kompetentnosti studentov special'nosti «Prikladnaya informatika v 'ekonomike». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2008.
4. Tissen Yu.V. Internet vrabote perevodchika. Available at: http://samlib.rU/w/wagapow_a_s/tissen.shtml (data obrascheniya: 08.05.2017).
5. Manning, Ch. Foundations of Statistical Natural Language Processing. Cambridge, 2000.
Статья поступила в редакцию 14.07.17
УДК 377
Kucher N.Yu., South Ural State institute of arts n.a. P.I.Tchaikovsky (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK ON DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE MOBILITY OF STUDENTS OF MUSICAL COLLEGE IN THE PROCESS OF MUSICOLOGICAL TRAINING. The article describes the organization and contents of the experimental research work on revealing the effectiveness of a method of development of communicative mobility of students of a musical college in the process of musicological training. The communicative mobility of a musicologist is treated as an integrated personal-professional quality that allows making flexible variable changes in communication style, behavior patterns and communication in accordance with a musical and social role (musicologist, teacher, musicologist-scientist, musicologist, educator), aesthetic needs and the specifics of musical perception of the recipients of different age categories and socio-professional groups. The work shows the criteria of the development of communicative, the levels of development of communicative mobility, the selection of pedagogical diagnostics. Special attention is paid to testing methods of the development of communicative mobility that consist of three stages: motivational-cognitive, communicative-active, reflective and creative.
Key words: communicative mobility, students of theoretical department of a music college, music training, methods of development of communicative mobility, research and exploratory work.
Н.Ю. Кучер, ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского Минкультуры
Челябинской области», г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье описывается организация и содержание опытно-поисковой работы по выявлению эффективности разработанной автором методики развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки, представлены результаты исследования. Коммуникативная мобильность музыковеда трактуется как интегральное личностно-профессиональное качество, позволяющее осуществлять гибкое вариативное изменение стиля общения, модели поведения и средств коммуникации в соответствии с выполняемой музыкально-социальной ролью (музыковед-педагог, музыковед-ученый, музыковед-просветитель), художественно-эстетическими потребностями и особенностями музыкального восприятия реципиентов разных возрастных категорий и социально-профессиональных групп. Определены критерии развития коммуникативной мобильности, установлены уровни развития коммуникативной, произведен отбор средств педагогической диагностики. Особое внимание уделено апробации методики развития коммуникативной мобильности, состоящей из трех этапов: мотивационно-познавательного, коммуникативно-деятельностного, рефлексивно-творческого.
Ключевые слова: коммуникативная мобильность, студенты теоретического отделения музыкального колледжа, музыковедческая подготовка, методика развития коммуникативной мобильности, опытно-поисковая работа.
Коммуникативная мобильность в научных исследованиях трактуется учеными как «способность специалиста осуществлять качественное общение в разнообразных, в том числе непредвиденных ситуациях» [1, с. 9]. Применительно к деятельности музыковеда мы трактуем коммуникативную мобильность как интегральное личностно-профессиональное качество, позволяющее осуществлять гибкое вариативное изменение стиля общения, модели поведения и средств коммуникации в соответствии с выполняемой музыкально-социальной ролью (музыковед-педагог, музыковед-ученый, музыковед-просветитель), художественно-эстетическими потребностями и особенностями музыкального восприятия реципиентов разных возрастных категорий и социально-профессиональных групп.
В наших предыдущих публикациях были обоснованы содержание и структура коммуникативной мобильности [2] и представлена методика развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки [3]. Обобщая приведенные нами исследования, отметим, что структура коммуникативной мобильности имеет четыре компонента: когнитивный, мотивационный, технологический, личностный. Разработанная нами методика развития коммуникативной мобильности у студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки включает три этапа: моти-вационно-познавательный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-творческий.
Для проверки эффективности разработанной методики нами была организована опытно-поисковая работа на базе музыкального колледжа при Южно-Уральском государственном институте искусств им. П.И. Чайковского. В ней приняли участие 65 студентов, обучающихся по специальности «Теория музыки».
Перед началом опытно-поисковой работы нами было проведено предварительное анкетирование студентов, которое показало, что в целом студенты верно понимают значение коммуникативной мобильности в профессиональной деятельности музыковеда и для развития данного качества предлагают внести некоторые изменения в учебный процесс, использовать более разнообразные методы и формы обучения.
Исходя из структурных компонентов коммуникативной мобильности, нами были определены критерии оценки эффективности развития коммуникативной мобильности: когнитивно-смысловой (объём, глубина, точность музыкально-коммуникативных знаний); ценностно-мотивационный (ценностное отношение к музыковедческой деятельности, устойчивая мотивация к овладению музыкально-социальными ролями); музыкаль-но-деятельностный (соответствие стиля общения и поведения выполняемой музыкально-социальной роли и типу аудитории, гибкое изменение стиля общения и поведения при смене музыкально-социальной роли и типа аудитории); личностно-реф-лексивный (быстрое приспособление к социально-творческому контексту, инициативность в общении, оперативная коррекция содержания, объема и формы передачи музыкальной информации с учетом потребностей и возможностей реципиентов). На основе данных критериев установлены уровни развития коммуникативной мобильности: низкий, допустимый, оптимальный.
Низкий уровень развития коммуникативной мобильности у будущего музыковеда констатируется в том случае, если: (1) студент демонстрирует минимальный объем, поверхностность и
неточность музыкально-коммуникативных знаний; (2) не проявляет ценностного отношения к музыковедческой деятельности, отсутствует мотивация к овладению музыкально-социальными ролями; (3) стиль общения и поведения не соответствует выполняемой музыкально-социальной роли и типу аудитории, студент неспособен изменить стиль общения и поведения при смене музыкально-социальной роли и типа аудитории; (4) студент неспособен быстро приспособиться к социально-творческому контексту, не проявляет инициативы в общении, не может оперативно скорректировать содержание, объем и форму передачи музыкальной информации с учетом потребностей и возможностей реципиентов.
Допустимый уровень развития коммуникативной мобильности у будущего музыковеда констатируется в том случае, если: (1) студент демонстрирует широкий объем, но недостаточную глубину и точность музыкально-коммуникативных знаний; (2) студент проявляет ценностное отношение к музыковедческой деятельности, но недостаточную мотивацию к овладению музыкально-социальными ролями; (3) стиль общения и поведения студента, как правило, соответствует выполняемой музыкально-социальной роли и типу аудитории, но не всегда гибко изменяется при смене музыкально-социальной роли и типа аудитории; (4) студент достаточно быстро приспосабливается к социально-творческому контексту, проявляет инициативность в общении, но не всегда может оперативно скорректировать содержание, объем и форму передачи музыкальной информации с учетом потребностей и возможностей реципиентов.
Оптимальный уровень развития коммуникативной мобильности у будущего музыковеда констатируется в том случае, если: (1) студент показывает широкий объем, глубину и точность музыкально-коммуникативных знаний; (2) осознает ценность музыковедческой деятельности, проявляет устойчивую мотивацию к овладению музыкально-социальными ролями; (3) стиль общения и поведения студента всегда соответствует выполняемой музыкально-социальной роли и типу аудитории, при смене музыкально-социальной роли и типа аудитории студент всегда демонстрирует гибкое изменение стиля общения и поведения; (4) студент быстро приспосабливается к социально-творческому контексту, проявляет инициативность в общении, оперативно корректирует содержание, объем и форму передачи музыкальной информации, учитывая потребности и возможности реципиентов.
Каждый критерий оценивался с помощью нескольких методик. Для определения уровня развития коммуникативной мобильности по когнитивно-смысловому критерию студентам был предложен ряд тестовых заданий. Диагностика по цен-ностно-мотивационному критерию осуществлялась с помощью методики расчета индекса ценностно-мотивационного единства РС. Немова [4, с. 551], адаптированной нами к музыковедческой деятельности. Для оценивания уровня развития коммуникативной мобильности по музыкально-деятельностному критерию использовался метод экспертной оценки, для которого были специально разработаны экспертные листы с точным указанием оцениваемых показателей и методов выставления оценок, а также 5-ти балльная шкала с точной характеристикой каждого балла. Диагностика по личностно-рефлексивному критерию осуществлялась с помощью адаптированной шкалы Дж. Рензулли - Л.В. Поповой [5, с. 43].
Обработка эмпирических данных осуществлялась путем вычисления средних арифметических значений оценок и их прироста, определения относительной и абсолютной динамики развития коммуникативной мобильности, соотношения студентов, находящихся на разных уровнях развития коммуникативной мобильности в начале и в конце опытно-поисковой работы.
Диагностические срезы, проведенные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, выявили у большинства студентов контрольной и поисковой групп преобладание допустимого уровня развития коммуникативной мобильности (около 67%). Оптимальный и низкий уровни показали 15% и 17% соответственно.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы в процесс обучения студентов музыкального колледжа Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского была внедрена разработанная нами методика развития коммуникативной мобильности, которая реализовывалась на занятиях по дисциплинам «Музейное и лекторское дело», «Музыкальная теле- и радиожурналистика», «Педагогическая работа по музыкальной литературе», «Основы корреспондентской практики», «Учебная практика по музыкальной литературе».
На первом, мотивационно-познавательном этапе развития коммуникативной мобильности применялся метод ролевых эвристических диалогов в условиях учебного контекста. Для овладения музыкально-социальной ролью педагога использовались: диалог-объяснение, который предполагает освоение нового материала в форме диалога педагога со студентами; диалог-размышление - опрос по пройденному материалу в форме коллективного диалога педагога со студентами; диалог-обобщение - завершение какого-либо раздела курса в форме коллективного диалога студентов.
Для овладения музыкально-социальной ролью просветителя использовались: диалог-презентация, который предполагает представление лекционного материала в форме диалога лектора со слушателями; диалог-беседа - разговор с воображаемым собеседником на различные музыкальные темы, по которым собеседник имеет разные точки зрения, не всегда совпадающие с позицией партнера по диалогу.
Для овладения музыкально-социальной ролью музыковеда-ученого применялся диалог-полемика, предполагающий написание статьи в форме рассуждений с воображаемым «оппонентом», имеющим противоположную точку зрения.
На коммуникативно-деятельностном этапе использовался метод ситуативно-ролевой игры в условиях учебного контекста.
Данный метод подразумевает воссоздание заданной мизансцены действия (урок в школе искусств, лекция в филармонии, телевизионное интервью, научный доклад и т. д.) и практическую отработку моделей общения и поведения, соответствующих выполняемой музыкально-социальной роли. Для освоения музыкально-социальной роли педагога применялись ситуативно-ролевые игры «Найди верное решение» и «Дискуссионный клуб»; для освоения роли просветителя - игры «Публичное выступление» и «Сложный собеседник», для роли музыковеда-исследователя - игра «Научная коллизия». На начальном этапе реализации методики студенты получали от преподавателя предписания по исполнению полученных ролей - заранее оговаривалась лексика, манера поведения, материал, который должен быть использован. В дальнейшем студентам предлагалось самостоятельно продумать все атрибуты исполняемой роли.
На третьем этапе методики, рефлексивно-творческом, применялись методы ролевого эвристического диалога и ситуативно-ролевой игры в условиях вариативного (незаданного) художественно-творческого контекста, предусматривающего либо наличие нескольких неизвестных параметров (например, возраст аудитории или её социально-профессиональный состав), либо возможность его незапланированного изменения. Студенты заранее не знали роль и условия, в которых им предстояло работать и это позволило им проявлять изобретательность, в реальном времени отрабатывать выбор стиля общения и модели поведения в рамках одной музыкально-социальной роли, либо при смене музыкально-социальных ролей.
Данные контрольных срезов, проведенных на итоговом этапе опытно-поисковой работы, зафиксировали повышение качественных показателей по всем установленным критериям. Большая часть студентов поисковой группы достигла оптимального уровня развития коммуникативной мобильности (52, 3%), в то время как в контрольной группе большинство студентов осталось на допустимом уровне (66,2%). Положительная динамика в развитии коммуникативной мобильности была значительно более ярко выражена в поисковой группе и составила 21,6% против 8% в контрольной.
Таким образом, в результате использования разработанной методики у студентов поисковой группы значительно расширились знания в области музыкальной коммуникации, повысилась мотивация к освоению профессии музыковеда и овладению новыми музыкально-социальными ролями, что доказало её эффективность.
Библиографический список
1. Смирнова О.В. Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.
2. Сизова Е.Р., Кучер Н.Ю. Содержание и структура коммуникативной мобильности музыковеда. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=24862
3. Кучер Н.Ю. Методика развития коммуникативной мобильности студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки. Современные проблемы науки и образования. 2017; 1. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=26111
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 1997.
5. Методики психо-педагогической диагностики одаренности детей. Авторы-составители Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев. Гродно: ГрГУ, 2007.
References
1. Smirnova O.V. Formirovanie kommunikativnoj mobil'nosti studentov 'ekonomicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.
2. Sizova E.R., Kucher N.Yu. Soderzhanie i struktura kommunikativnoj mobil'nosti muzykoveda. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 3. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=24862
3. Kucher N.Yu. Metodika razvitiya kommunikativnoj mobil'nosti studentov muzykal'nogo kolledzha v processe muzykovedcheskoj podgotovki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 1. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=26111
4. Stolyarenko L.D. Osnovypsihologii: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu. Feniks, 1997.
5. Metodikipsiho-pedagogicheskoj diagnostiki odarennosti detej. Avtory-sostaviteli E.N. Arciman, A.A. Kardabnev. Grodno: GrGU, 2007.
Статья поступила в редакцию 26.07.17
УДК 371.72
Muradyan A.K., postgraduate, Department of Leisure and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE BASICS OF MODERN THEORIES OF VOLUNTEERISM. The basics of modern theories of volunteer activity are considered in the article. The analysis of the presented modern theories of volunteer activity shows that researchers in different fields of knowledge present general pedagogical conditions for the activation of students and their volunteer initiatives with effective organization of volunteer activity. Modern theories of a volunteer activity allow integrating scientific approaches to optimize volunteer activities.
Key words: modern theories, volunteer activity, youth.