УДК 614.2 - 616.12 - 008.331
В.В. Ли1, Г.К. Каусова1, Т.Н. Свитич2, Л.К. Каражанова3
1 Высшая школа общественного здравоохранения, г. Алматы; 2Управление здравоохранения, г. Семей; Государственный медицинский университет города Семей
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ - ОПЫТ 10 ЛЕТ РАБОТЫ
Аннотация
Проведено сравнительное ретро- и проспективное исследование эффективности обучения больных артериальной гипертонией (АГ) в условиях Школы здоровья в течение 10 лет ее функционирования (2004-2013 гг.) в г.Семей.
Проанализированы 628 случаев АГ (репрезентативная выборка из числа больных, проходивших обучение в Школе). Исследование распределено на 2 периода: 2004-2006 гг., 2007-2009 гг. и 2010-2013 гг.
Полученные результаты дают основания утверждать, что внедрение программы, используемой в Школе здоровья для больных артериальной гипертензией, ориентированной на обучение и коррекцию поведенческих факторов, информационное воздействие на пациента, может приводить к улучшению результатов лечения у лиц не только с мягкой, но и с умеренной гипертензией.
В динамике за период исследования отмечалась тенденция к повышению результативности проведения занятий в ШАГ, что может быть связано с совершенствованием методик и накоплением опыта данного вида деятельности.
Ключевые слова: артериальная гипертония, Школа здоровья.
Артериальная гипертония является важнейшей неинфекционной пандемией XX века, которая, продолжается и в XXI веке и представляет собой одну из ведущих проблем современного здравоохранения вследствие высокой значимости медико-социальных последствий -основной причиной инвалидизации и смертности лиц различных возрастных групп [1-3].
Несмотря на понимание важности данной проблемы, наличия большого количества современных анти-гипертензивных препаратов (АГП), достичь целевых значений АД в условиях реальной практики удается не более чем в 5-31 % случаев [4].
Клинические исследования, проведенные зарубежными и отечественными учеными, свидетельствуют о возможности улучшения жизненного прогноза у больных АГ при проведении адекватной терапии, позитивной мотивации и приложении больших усилий со стороны самого больного по преодолению своего недуга; большая роль в профилактике отводится терапевтическим школам обучения больных с АГ - «Школам артериальной гипертонии» [5,6].
Цель исследования - определение эффективности деятельности Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией в г. Семей за 10-летний период.
Материалы и методы.
Проведено сравнительное ретро- и проспективное исследование эффективности обучения больных артериальной гипертонией (АГ) в условиях Школы здоровья в течение 10 лет ее функционирования (2004-2013 гг.) в г.Семей.
Проанализированы 628 случаев АГ (репрезентативная выборка из числа больных, проходивших обучение в Школе). Исследование распределено на 2 периода: 2004-2006 гг., 2007-2009 гг. и 2010-2013 гг. Соответственно по периодам сбор и анализ данных осуществлен у 186, 203 и 239 пациентов в возрасте от 30 до 75 лет, в том числе у 330 женщин и 298 мужчин. Средний возраст по группе составил 48,6±1,5 года.
Больные направлялись в Школу здоровья терапевтами и семейными врачами амбулаторий города или врачами стационаров терапевтического профиля. Диагноз артериальной гипертонии устанавливался на осно-
вании критериев ВОЗ-МОАГ, контроль адекватности установления диагноза проводился врачами-сотрудниками Школы.
Программа обучения состояла из 5 занятий продолжительностью 2 часа каждое. Темы занятий: 1. «Что такое гипертония? Самоконтроль»; 2. «Основы правильного питания»; 3. «Физическая нагрузка»; 4. «Гипотензивная терапия. Кризы»; 5. «Соль. Алкоголь. Мониторинг».
К обучению привлекались врачи общетерапевтического профиля, прошедшие специальную подготовку.
Повторные обследования проводились через 6 месяцев после прохождения обучающей программы.
Анкетирование проводилось в течение всего периода исследования путем применения специально разработанной на момент создания Школы анкеты. Исследования уровня АД осуществлялись согласно стандартам клинического обследования (тонометрия по Короткову) и (в ряде случаев, указанных в соответствующих разделах публикации) путем суточного мониторирования.
Статистический анализ результатов исследования проведен с использованием параметрических и непараметрических методов, соответствующих задачам анализа. Подготовка данных проводилась путем внесения в таблицы MS Excel. Конвертированные базы данных подвергались анализу в программе SPSS. Результаты исследования: Анализ эффективности обучающей программы для больных артериальной гипертензией проводился по следующим направлениям:
- оценка знаний больного о своем заболевании, факторах риска и путях профилактики;
- определение отношения пациента к лечению и вторичной профилактике;
- определение наличия и динамики факторов риска
- определение наличия и динамики клинических проявлений АГ (мониторирование АД);
- определение частоты осложнений АГ и связанных с данной патологией госпитализаций в течение 1 года.
Сравнительная характеристика результатов анкетного скрининга за период исследования представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика результатов анкетного скрининга в результате проведения обучения в Школе здоровья для больных АГ.
Группа вопросов Периоды исследования
2004-2006 гг., п=186 2007-2009 гг., п=203 2010-2013 гг., п=239
до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ
1. Факторы риска АГ (% правильных ответов) 89,8±2,2 97,8±1,1 88,2±2,3 99,0±0,7 85,3±2,3 99,2±0,6
2. Постоянное следование советам медработников по лечению и вторичной профилактике (%) 40,9±3,6 86,6±2,5* 41,9±3,5 88,7±2,2* 39,5±3,2 80,7±2,6*
3. Наличие помех в следовании советам медработников по лечению и вторичной профилактике (%) 75,3±3,2 17,2±2,8* 78,8±2,9 15,3±2,5* 72,3±2,9 14,3±2,3*
4. Обсуждение с врачом результатов диагностических обследований (%) 59,7±3,6 88,2±2,4* 57,6±3,5 90,6±2,0* 52,9±3,2 90,3±1,9*
5. Регулярный прием антиги-пертензивных препаратов (%) 46,2±3,7 81,2±2,9* 45,3±3,5 86,2±2,4* 35,3±3,1 81,9±2,5*
6. Адекватные представления о диспансеризации (%) 79,6±3,0 97,8±1,1* 73,4±3,1 98,5±0,8* 66,0±3,1 96,2±1,2*
Примечание - * - различия между показателями до и после занятий в ШАГ статистически значимы, р<0,05
Во все три периода исследования отмечалось значительное повышение уровня знаний обследованных больных в отношении факторов риска и лечения АГ. Заметно, что наиболее выраженное превышение имело место в отношении к приверженности к лечению, взаимодействия с лечащим врачом. В то же время, за последние годы несколько снизились относительно достигнутого в 2007-2009 гг. уровня показатели регулярности применения антигипертензивных
препаратов. Данный результат на фоне улучшения базисного уровня знаний о причинах АГ представляется в большей мере связанным с экономическими факторами.
Данные, характеризующие наличие у обследованных больных основных регулируемых факторов риска артериальной гипертонии и их динамику в результате проведения обучающей программы (через 1 год), представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Динамика регулируемых факторов риска артериальной гипертензии в результате проведения обучающей
Факторы риска Периоды исследования
2004-2006 гг., п=186 2007-2009 гг., п=203 2010-2013 гг., п=239
до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ
Курение 43,5±3,6 40,3±3,6 45,8±3,5 39,4±3,4 52,9±3,2 37,0±3,1*
Ожирение I ст. 44,6±3,6 35,5±3,5 46,8±3,5 29,6±3,2* 38,2±3,2 22,7±2,7*
Ожирение II ст. 6,5±1,8 4,3±1,5 7,4±1,8 5,4±1,6 8,0±1,8 6,3±1,6
Гиперхолестеринемия 53,8±3,7 43,5±3,6 56,2±3,5 44,3±3,5 58,4±3,2 41,2±3,2*
Гиподинамия 75,8±3,1 45,7±3,7* 76,8±3,0 45,3±3,5* 71,4±2,9 42,4±3,2*
Примечание - * - различия между показателями до и после занятий в ШАГ статистически значимы, р<0,05
Частота регулируемых факторов риска у обследованных до проведения обучающей программы была весьма значительной. Более половины всех больных имели 2-3 и более факторов риска, имелась тенденция по времени к нарастанию частоты курения, ожирения II ст., гиподинамии.
В результате проведения обучающей программы было достигнуто снижение частоты факторов риска. В
частности, статистическая значимость различий прослеживалась по частоте курения (в 3 периоде исследования), ожирения (во 2 и 3 периодах), гиперхолестери-немии (в 3 периоде) и особенно гиподинамии (во всех периодах исследования).
В таблицах 3 и 4 представлена динамика среднего уровня АД по группе обследованных и частота достижения целевого АД за период исследования.
Таблица 3.
Показатели АД у больных артериальной гипертензией и их динамика в результате проведения обучающей программы.____
Средний уровень АД 2004-2006 гг., п=186 2007-2009 гг., п=203 2010-2013 гг., п=239
до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ до занятий в ШАГ до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ до занятий в ШАГ
Систолическое (САД) 159 141 162 139 160 133
Диастолическое (ДАД) 98 87 100 88 98 85
Среднее гемодинамическое 125 107 128 106 125 102
Примечание - * - различия между показателями до и после занятий в ШАГ статистически значимы, р<0,05
Видно, что после проведения обучающей програм- АД у больных, прошедших обучение, по сравнению с мы было достигнуто статистически значимое снижение контрольной группой.
Таблица 4.
Частота достижения целевого АД (%).
Средний уровень АД 2004-2006 гг., n=186 2007-2009 гг., n=203 2010-2013 гг., n=239
до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ до занятий в ШАГ до занятий в ШАГ после занятий в ШАГ до занятий в ШАГ
САД 10,8 41,4* 11,3 44,3* 12,6 50,6*
ДАД 12,9 45,7* 11,3 46,8* 12,1 51,9*
Примечание - * - различия между показателями до и после занятий в ШАГ статистически значимы, p<0,05
Частота достижения целевого уровня АД (<140/<90 мм рт.ст.) исходно была очень невысокой (11-12%). В контрольной группе на всем протяжении наблюдения он практически не менялся. После проведения обучающей программы и коррекции лечения данный показатель значительно улучшался. Повторное исследование было проведено в срок 6 месяцев после проведения обучения в ШАГ. В первом периоде исследования различия по частоте между исходом и повторным анализом составили 3,9-3,5 раза (САД и ДАД соответственно), во втором 3,9-4,1 раза и в третьем 4,0-4,3 раза. Заметна позитивная тенденция данного показателя на протяжении всего период исследования.
Обсуждение полученных результатов.
Таким образом, полученные результаты дают основания утверждать, что внедрение программы, используемой в Школе здоровья для больных артериальной гипертензией, ориентированной на обучение и коррекцию поведенческих факторов, информационное воздействие на пациента, может приводить к улучшению результатов лечения у лиц не только с мягкой, но и с умеренной гипертензией. Проведенный анализ позволяет говорить, что у больных данной категории, регулярно выполняющих рекомендации в рамках обучающей программы, чаще наступает стабилизация заболевания.
В динамике за период исследования отмечалась тенденция к повышению результативности проведения занятий в ШАГ, что может быть связано с совершенствованием методик и накоплением опыта данного вида деятельности. Однако, существенную роль в повыше-
нии наиболее значимого результата - частоты достижения целевого АД - могло играть улучшение эффективности применяемых медикаментозных препаратов. Тем не менее, сам переход больных на современные высокоэффективные средства лечения является достижением, связанным с деятельностью ШАГ.
Литература:
1. Чазова И.Е. Артериальная гипертония. Стандарты сегодняшнего дня и нерешенные проблемы // Сердце. 2002.
2. Staessen J.A. Blood pressure reduction and cardiovascular prevention: An update includind the 2003-2004 secondary prevention trials // Hypertens Res. - 2005. -Vol.28. - P.385-407.
3. Бубнова М.Г., Оганов Р.Г. Лечение пациентов с артериальной гипертонией и дополнительными факторами риска в клинической практике, программа наблюдения «ПРОГНОЗ» // Терапевтический архив. - 2009. -Т.81, №9. - С.1-4.
4. Erdine S. How well hypertension controlled in European Society of Hypertension Scientific Newsletter: Update on Hypertension Management. - 2007. Vol.8, №3. - P.1-2.
5. Бакшеев В.И., Коломоец Н.М. Роль образовательных программ в профилактике хронических заболеваний // Военно-медицинский журнал. — 2006. № 3. - С. 34-38.
6. Калинина A.M. Обучение пациентов как фактор эффективного контроля артериальной гипертонии — программа НОКТЮРН // Кардиоваск. тер. профил. -2006. - Т.5, №3. - С.5-14.
Тужырым
АРТЕРИЯЛЫК ГИПЕРТЕНЗИЯСЫ БАР ПАЦИЕНТТЕР YШIН ДЕНСАУЛЫК МЕКТЕБ1НЩ Б1Л1М БЕРУ КЫЗМЕТ1НЩ НЭТИЖЕЛЕР1 - 10 ЖЫЛДЫК Ж¥МЫС ТЭЖ1РИБЕС1 В.В. Ли, Г.К. Каусова, Т.Н. Свитич, Л.К. Каражанова Жалпы денсаулык сактау жогары мектеб^ Алматы каласы;
Денсаульщ сактау баскармасы, Семей каласы; Семей каласы мемлекетпк медицина университет
Артериялык гипертониямен (АГ) ауыратын наукастарга Семей каласындагы Денсаульщ мектебУч 10 жылдык (2004-2013 жж.) кызметЫе окудыч тшмдУпне байланысты ретро - жэне проспективт салыстырмалы зерттеу жYргiзiлдi.
АГ-мен ауыратын 628 наукастыч жавдайлары талданды (АГ мектебЫдеп наукастарга жYргiзiлген оку нэтижесЫде олардан репрезентативт iрiктеу аркылы). Зерттеу 3 кезечге белЫдк 2004-2006 жж., 2007-2009 жж. жэне 2010-2013 жж.
Алынган м8лiметтер Семей каласындагы Денсаулык мектебiнiн бавдарламасын АГ-мен ауыратын наукастарга енгiзу, оларга багыттык оку, т8ртiптiк факторлар коррекциясы жэне пациентке акпараттык эсер етуi емдеу нэтижелерУч жаксаруына, оныч iшiнде шамалы гипертензиясы бар наукастарга да оч нэтиже бередi.
Зерттеу кезечдерЫдеп жYргiзiлген окулардыч тиiмдiлiгi жогарылап оч динамика аныкталуы, осы АГ мектебi кызметУ ч 8дiстемелiлiгiн жетiлдiрумен жэне т8жiрибенiч жинакталуымен байланыстылыгын керсетедi.
Негiзгi сездер: артериялык гипертония, денсаулык мектебi.
Summary
RESULTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF SCHOOL OF HEALTH FOR PATIENTS WITH ARTERIAL HYPERTENSION - EXPERIENCE OF 10 YEARS OF WORK
V.V. Li, G.K. Kausova, T.N. Svitich, L.K. Karazhanova The higher school of public he alth care, Almaty;
Department of health care, Semey town;
Semey State Medical University
Comparative retro- and prospective research of learning efficiency of patients with the arterial hypertension (AH) in the conditions of Health School within 10 years of its functioning (2004-2013) is curried out.
628 cases of AH (representative group of the patients number who were trained at School) are analysed. Research is divided for 2 periods: 2004-2006, 2007-2009 and 2010-2013.
The received results give the grounds to claim that introduction of the program used at School of health for patients with arterial hypertensia, focused on training and correction of behavioural factors, information impact on the patient, can lead to improvement of results of treatment at persons not only with soft, but also with moderate hypertensia.
In dynamics during research the tendency to increase of productivity of carrying out occupations in the AHS that can be connected with improvement of techniques and accumulation of experience of this kind of activity was noted.
Key words: arterial hypertension, the Health School.
УДК 614.2 - 616.2 - 008.33 В.В. Ли
Высшая школа общественного здравоохранения, г. Алматы
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ И ЕГО ДИНАМИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Аннотация
Цель исследования - оценка зависимости качества жизни больных артериальной гипертонией от степени повышения АД и оценка влияния занятий в Школе здоровья для больных артериальной гипертонией на качество жизни.
Проведено исследование эффективности обучения больных артериальной гипертонией (АГ) в условиях Школы здоровья в течение 10 лет ее функционирования (2004-2013 гг.) в г. Семей в отношении качества жизни больных.
Выявлено, что у больных артериальной гипертонией развивается снижение уровня качества жизни согласно данным опросника SF-36. Степень снижения качества жизни больных артериальной гипертонией четко связана со степенью повышения АД. Проведение образовательной программы для больных АГ в рамках Школы здоровья позволяет значимо повысить показатели качества жизни, по крайней мере, на срок до 6 месяцев после ее завершения.
Ключевые слова: артериальная гипертония, Школа здоровья, качество жизни.
Показатель качества жизни относится в настоящее время к числу наиболее важных в медицинской науке и практике развитых систем здравоохранения [1,2]. Практически все крупные медицинские исследования, проводимые в экономически развитых странах, используют показатели качества жизни как интегрированные, позволяющие оценить ключевой результат лечения - его воздействие на больного, как личность и члена общества [3].
Особая роль качества жизни у больных артериальной гипертонией подчеркивается тем фактом, что в большинстве случаев они не сопровождаются высокой летальностью и развитием стойкой инвалидности, однако значительно снижают трудоспособность и общее физическое и психическое состояние больных [4,5].
Цель исследования - оценка зависимости качества жизни больных артериальной гипертонией от степени повышения АД и оценка влияния занятий в Школе здоровья для больных артериальной гипертонией на качество жизни.
Материалы и методы исследования
Проведено сравнительное исследование эффективности обучения больных артериальной гипертонией (АГ) в условиях Школы здоровья в течение 10 лет ее функционирования (2004-2013 гг.) в г. Семей.
Проанализированы 628 случаев АГ (репрезентативная выборка из числа больных, проходивших обучение в Школе). Исследование распределено на 2 периода:
2004-2006 гг., 2007-2009 гг. и 2010-2013 гг. Соответственно по периодам сбор и анализ данных осуществлен у 186, 203 и 239 пациентов в возрасте от 30 до 75 лет, в том числе у 330 женщин и 298 мужчин. Средний возраст по группе составил 48,6±1,5 года.
Больные направлялись в Школу здоровья терапевтами и семейными врачами амбулаторий города или врачами стационаров терапевтического профиля. Диагноз артериальной гипертонии устанавливался на основании критериев ВОЗ-МОАГ, контроль адекватности установления диагноза проводился врачами-сотрудниками Школы.
Программа обучения состояла из 5 занятий продолжительностью 2 часа каждое. Темы занятий: 1. «Что такое гипертония? Самоконтроль»;