Научная статья на тему 'Результаты изучения отношения студентов университета физкультуры к избранному виду спорта'

Результаты изучения отношения студентов университета физкультуры к избранному виду спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА / СПОРТ КАК ПРОФЕССИЯ ТРЕНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сяосюе Чжан

В статье представлены результаты исследования отношений студентов Пекинского университета физической культуры к занятиям спортом. Особое внимание уделено ценностным ориентациям студентов на профессию спортивного тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сяосюе Чжан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the study of the physical culture university students attitudes to the chosen type of sports

The article presents the results of the study of Peking University of Physical Culture students’ attitudes to the sports training. Particular attention was paid to the students’ valued orientation to the profession of a sports coach.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения отношения студентов университета физкультуры к избранному виду спорта»

Messenger of the Buryat state university, No. 1, pp.108-113.

4. Morgen ,V.G. (2009), Psychodiagnostics of abnormal conditions of the personality: educational and methodical guide, publishing house Novosibirsk humanities university, Novosibirsk.

5. Ed. Karelin A.A. (2002), Psychological tests, Vol. 2, publishing house “Vlados center”, Moscow

6. Rukavishnikov, A.A., Rukavishnikova N.G. and Sokolova M.B. (2001), Guide on MMPI application, publishing house "Psychodiagnostics", Yaroslavl.

7. Solodkov, A.S. (1992), Exhaustion and restoration problems in sports: Lecture, Lesgaft University, St. Petersburg.

8. Solodkov, A.S. (1988), Physiological bases of adaptation to physical loadings: Lecture, Lesgaft University, St. Petersburg.

9. Solodkov, A.S., Levshin, I.V. and Mikhno, L.V. (2013), Physiology of sports: Medicobiolog-ical bases of training of young hockey players: study guide, Lesgaft University, St. Petersburg.

10. Solodkov, A.S. (1995), Physical efficiency of athletes: Lecture, Lesgaft University, St. Petersburg.

11. Solodkov A.S. Sologub E.B. (2001), Age physiology: study guide, Lesgaft University, St. Petersburg.

12. J Tu and Gonsalez R. (1978), Principles of recognition of images, publishing house “Mir”, Moscow.

13. Ed. J. Weng Raizying (1980), Classification and cluster (under edition), publishing house “Mir”, Moscow.

14. Ed. Saygadak, D. I. (2001), The MMPI test the methodical management, publishing house “N.B. Kireev”, Minsk, Belarus.

15. The device of psychophysiological testing of UPFT-1/30, available at: http://www.medicom-mtd.com/htm/Products/psychophisiolog.html.

16. Chistyakov, V.A. (2002),Social and informational bases of physical education, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2014.

УДК 159.9:796.01 РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗКУЛЬТУРЫ К ИЗБРАННОМУ ВИДУ СПОРТА

Чжан Сяосюе (Китай), аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования отношений студентов Пекинского университета физической культуры к занятиям спортом. Особое внимание уделено ценностным ориентациям студентов на профессию спортивного тренера.

Ключевые слова: отношение, спортивное воспитание, обучение, личность спортсмена, спорт как профессия тренера.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p165-169 RESULTS OF THE STUDY OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY STUDENTS ATTITUDES TO THE CHOSEN TYPE OF SPORTS

Chzhan Saosue (China), the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the study of Peking University of Physical Culture students’ attitudes to the sports training. Particular attention was paid to the students’ valued orientation to the profes-

sion of a sports coach.

Keywords: attitude, sports education, training, personality of athlete, profession of sports coach.

Спорт - это жизнь! Это - лозунг возрожденных в 1896 г. по инициативе барона Пьера де Кубертена (1863-1937) древних Олимпийских игр. Но для китайской молодёжи это и призыв к обретению смыслов жизни в эпоху современного техногенноинформационного общества (Ван Цзинпу, 2000;Ань Цзин, 2009). И в ХХ1 веке китайцы чтут древнюю заповедь Конфуция: «Покажи мне - и я запомню; дай мне испытать самому - и я научусь!». Ныне в КНР в рамках комплексного междисциплинарного научнопедагогического подхода успешно решаются многие задачи вузовской подготовки физкультурных кадров и повышении квалификации тренеров по видам спорта.

За прошедшие 50 лет государственная система физкультурно-педагогического образования и спортивной подготовки школьной и студенческой молодёжи в КНР была существенно модернизирована теоретически и материально, обогатилась новыми продуктивными идеями и научными методами, почерпнутыми из прогрессивных западных систем физического воспитания и спортивной тренировки (Сяосюе Чжан, Волков О.И., 2013).

Сохранив своё национальное лицо в вузовском физкультурном образовании ныне в КНР взяты на вооружение и успешно используется советский опыт подготовки тренеров и спортсменов. Например, в Шанхайском институте физической культуры особо ценится лесгафтовский опыт воспитания молодых спортивных специалистов (Костюченко В.Ф., 2013). Мотивированные идеей «спорт - это жизнь!», национальными чувствами командной сплоченности, коллективизмом, патриотизмом, ответственным отношением к своей будущей профессии спортивного специалиста, тренера-воспитателя молодёжи, китайские студенты ИФК упорно осваивают зарубежный и национальный физкультурноспортивный опыт (Маслов А., 2008; Куринов В., 2012).

Спортивные достижения КНР ныне зафиксированы в официальных итогах ХХ1Х (2008) и ХХХ (2012) Олимпийских игр. Успехи физического воспитания и олимпийского спорта в КНР объясняются их четкой централизованной организацией, полным и бескомпромиссным подчинением национальным интересам, жестко контролируются и управляются государством. Предоставив гражданам КНР реальную свободу в выборе их жизненного пути и вероисповедании, государство эффективно использует частные инвестиции для развития спорта, выявляет, жесточайше и бескомпромиссно карает чиновни-ков-взяточников вплоть до смертной казни.

Под мудрым руководством ЦК КПК на рубеже ХХ1 века в КНР сформировалось, отвечающая социокультурным традициям и стремления городской молодёжи устойчивое стремление к достижению успешности в труде, спорте, учёбе, и др. И хотя в КНР ещё много нерешенных социальных и экономических проблем, тем не менее, успехи в развитии народного и студенческого спорта очевидны, что побудило нас к его научному исследованию.

Организация исследования. В связи с вышесказанным автор данной статьи в роли аспиранта кафедры психологии НГУ им. П.Ф. Лесгафта осуществил в 2011/12 уч. году социально-психологического исследование отношения китайских спортсменов к избранному виду спорта в роли тренера по легкой атлетике на примере студентов-спортсменов 1-го курса ИФК Пекинского университета, специализирующихся в беговых видах л/а.

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИСПЫТУЕМЫХ

Методом исследования служила авторская методика стандартизованного анкетного опроса по 17 позициям (см. табл. 1.). Инструкция испытуемому: пользуясь таблицей с перечнем вопросов, оцените своё личностное отношение к проблеме по каждому вопросу в баллах от 0 («совершенно незначимо») до 10 («значимо в высшей степени»).

Выборка испытуемых включала 60 квалифицированных спортсменов-студентов в

возрасте 18-20 лет,: 30 юношей (МС-5, КМС-8, 1-2 разряд - 17 чел.) и 30 девушек ( МС-4, КМС-11, 1-2 разряд -15 чел.). Статистический анализ результатов опроса осуществлен по компьютерной программе Statgraphics Plus for Windows (консультант - канд. психологич. наук В.В. Андреев).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно полученным данным испытуемые были единодушны в мнении о том, что наиболее значимым для успеха педагогической деятельности тренера являются ситуации его личного контакта со спортсменами в учебно-тренировочном процессе (9,73±0,52) и непосредственно перед соревнованиями (9,67±0,55).

Особо значимым для успеха в обучающей деятельности тренера являются методы контроля самочувствия учеников и обучение их самоконтролю текущих функциональных состояний (8,80±0,76). Поскольку начальное двигательное обучение в спорте преимущественно строится на имитации образца-эталона (8,57±1,45), путем подражания тренеру («делай как Я») или лучшему из спортсменов («делай как ОН»), то опрос выявил доминирующую роль метода показа (8,17±0,87) и значимость тренерского контроля правильности индивидуального выполнения заданных ученикам упражнений (8,43±0,90).

Полученные нами данные свидетельствуют, что испытуемые правильно понимают необходимость педагогического контроля объемов и интенсивности тренировочных нагрузок в работе с юными спортсменами, но в условиях их обучения в физкультурном вузе субъективная значимость данного фактора снижена, не превышает 7 баллов (6,77±1,76).

Таблица 1

Использование будущими тренерами методов спортивного обучения в учебно-

тренировочном процессе с учащимися ДЮСШ (N=60)

№ п/п Название переменной x Q

1. Инструктирую, объясняю задачи предстоящей тренировки 9,73 0,52

2. Инструктирую, объясняю задачи предстоящего соревнования 9,67 0,55

3. Спрашиваю учеников о самочувствии, обучаю самоконтролю 8,80 0,76

4. В обучении использую метод показа («делай как Я») 8,57 1,45

5. В обучении учитываю индивидуальность юного спортсмена 8,43 0,90

6. Использую различные методы ОФП 8,30 1,14

7. Использую различные методы восстановления после нагрузок 8,27 0,53

8. Критикую за невнимательность к моим указаниям и советам 8,23 0,97

9. Ставлю в пример лучших в группе («делай как ОН !») 8,17 0,87

10. Предлагаю ученикам самим понять причины их неудач в спорте 8,12 0,78

11. Контролирую спортивный режим дня учеников путем опроса 8,07 1,09

12. Хвалю за правильное отношение к выполнению упражнений 7,97 1,13

13. Использую видеоролики в обучении спортивной технике 7,87 1,03

14. Использую видеоролики в обучении идеомоторной тренировке 7,80 1,25

15. Использую видеоролики в обучении медитации и релаксации 7,60 1,07

16. Использую видеоролики в обучении аутогенной тренировке 7,57 1,18

17. Применяю различные варианты тренировочных нагрузок 6,77 1,76

*) x - средневзвешанная по выборке; Q - величина стандартного отклонения

Согласно результатам опросов (табл.1) испытуемые в роли тренеров по легкой атлетике готовы вариативно использовать в своей работе с юными спортсменами компенсаторные методы ОФП - общефизической подготовки (8,30±1,14), знают как дозировать периоды отдыха для восстановления юных спортсменов после интенсивных тренировочных нагрузок (8,27±0,53), знают о мотивирующем воздействии тренерского одобрения, его позитивной оценки и похвале за ответственное отношение к тренировке, за добросовестное выполнение упражнений и заданий тренера (7,97±1,13). Отмечено, что в слу-

чае невнимательности юных спортсменов к указаниям их тренера, либо вялого выполнения упражнений, тренер обязан делать ученикам замечания, критиковать их за лень или за небрежное отношение к тренировке (8,23± 0,97).

Опрос подтвердил, что путем просмотра видеозаписей действий элитных спортсменов студенты, специализирующиеся в легкой атлетике на практических занятиях осваивают тактико-технические действия мастеров барьерного бега на 110 и 400 м., обучаются психотехническим упражнениям в идеомоторной (7,80±1,25) и аутогенной тренировке (7,57±1,18), учатся имитировать в воображении идеальное выступление соревнующихся атлетов (7,87±1,03),осваивают психотехнические упражнения в медитации (7,60±1,07), и др.

ОБСУЖДЕНИЕ, ВЫВОДЫ

В Китае принято, что не спортивный начальник, а спортивный тренер есть высший деловой авторитет, главный спортивный учитель, наставник и воспитатель спортсменов. Будучи таковым тренер обязан в совершенстве владеть своим педагогическим делом, ибо имеет диплом физкультурного ВУЗа. Ему доверено ответственное дело - обучать и воспитывать юных спортсменов. Поскольку педагогическая компетентность спортивного тренера неразрывно связана с его чувством личной ответственности в выполнении своего профессионального педагогического долга, то в КНР это даже не обсуждается.

При необходимости тренер обязан вмешиваться и в семейные, и межличностные взаимоотношения своих учеников с целью предупреждения или разрешения конфликтов, контроля спортивного режима учеников, обязан интересоваться их учебой в школе, знать их хобби, воспитывать и мотивировать своих спортсменов на добросовестное выполнение тренировочной программы при подготовке к ответственным соревнованиям.

Советский, а ныне и китайский спортивный педагогический опыт подтверждает, что именно тренер главный наставник и воспитатель спортсменов. Своими знаниями, опытом и профессиональным педагогическим мастерством он формирует личность спортсмена, управляет процессами лидерства и взаимовлияний в команде, поощряет инициативу и добросовестность своих учеников, оценивает и награждает за успехи в соревнованиях. Подмена тренерского авторитета начальственной властью в спорте недопустима.

Таким образом, представленные в данной статье показатели бальной оценки пси-холого-педагогических действий в обучающей деятельности будущих китайских тренеров на выборке 60 чел. с указанием частоты применения тех или иных методов спортивного обучения и воспитания в работе с юными спортсменов, позволили нам выявить и охарактеризовать типичные педагогические приёмы работы тренера со своими учениками в избранном виде легкой атлетики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костюченко, В.Ф. Слагаемые тренерского успеха выпускников НГУ им. П.Ф. Лесгафта / В.Ф. Костюченко // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2013. - Вып. 109 : Актуальные психолого-педагогические проблемы спортивного воспитания, обучения, здоровья молодежи. - С. 6-16.

2. Цзин, Хао. Принципы спортивного воспитания китайских учащихся и студенческой молодежи / Хао Цзин // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2007. - Вып. 77 : Актуальные проблемы кризиса педагогической теории и практики воспитания молодежи и пути его преодоления. - С. 93-96.

3. Сяосюе, Чжан. Спорт, физическое воспитание молодёжи, здоровье трудящихся в государственной политике народного Китая / Чжан Сяосюе, О. И. Волков // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2013. - Вып. 109 : Актуальные психолого-педагогические проблемы спортивного воспитания, обучения, здоровья молодежи. - С. 71-83.

4. Сяосюе Чжан. Отношение студентов к спорту как будущей профессии тренера // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 151-155.

REFERENCES

1. Kostyuchenko V. F. (2013), “Composed trainer's success of graduates of Lesgafta University”, Messenger of the Baltic pedagogical academy, Issue 109, pp. 6-16.

2. Jing, Hao (2007), "Principles of sports education of the Chinese pupils and student's youth", Messenger of the Baltic pedagogical academy, Vol. 77, pp. 93-96.

3. Saosue, Сhzhan and Volkov, O.I. (2013), "Sports, physical training of youth, health of workers in a state policy of national China", Messenger of the Baltic pedagogical academy, Vol. 109, pp. 7183.

4. Saosue Сhzhan. (2013), “Student’s attitude to sports as the future coaching career”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 151-155.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.03.2014.

УДК 378

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РФ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНОЙ

ГИМНАСТИКИ

Евгений Геннадьевич Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В работе рассмотрен процесс физической подготовки слабоуспевающих курсантов по прикладной гимнастике в начальный период обучения. В адаптационный период курсантов предлагается методика выполнения групповых упражнений командно-соревновательным методом. Актуальность применения предлагаемой методики заключается, в формировании социальной устойчивости способствующей повышению качества обучения и служебной деятельности. Данная методика позволяет, создавать социальное взаимодействие в достижении положительных результатов в прикладной гимнастике, и повышении показателей определяющих социальную устойчивость, функциональные возможности которые в значительной степени влияют на адаптационные процессы курсантов. Проведенные исследования подтверждают эффективность методики использования групповых упражнений командно-соревновательным методом в начальный период обучения курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова: начальный период обучения, адаптационные процессы, уровень физической подготовленности, функциональные возможности, социальное взаимодействие, социальная устойчивость, прикладная гимнастика, методика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p169-174

IMPROVEMENT METHODOLOGY FOR THE LEVEL OF THE CADETS SOCIAL STABILITY IN THE PUBLIC FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN AN INITIAL STAGE OF TRAINING BY MEANS OF THE APPLIED GYMNASTICS

Evgeny Gennadievich Tyshchenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,

St. Petersburg State University Russian Ministry for Emergency Situations

Annotation

The article addressed the process of physical training of the poorly advanced cadets in the applied gymnastics at an initial stage of the training. During the adaptation period the cadets are offered with the technique of performance of the group exercises by the team and competitive method. Relevance of the application of the offered technique includes the formation of the social stability promoting the improvement of quality of training and office activity. This methodology allows creating the social interaction at

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.