Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8) 2011. Тематический выпуск
«Распространение инновационного опыта создания условий психолого-педагогического
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»
УДК 371
О. Е. Шаповалова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются результаты комплексного, многолетнего исследования, объединившего усилия преподавателей, аспирантов и студентов ДВГСГА и направленного на обновление и совершенствование системы общего и специального (коррекционного) образования.
Ключевые слова: развитие детей, оптимальные условия, психологопедагогическое сопровождение, исследование.
Shapovalova Olga Е. THE RESULTS OF THE RESEARCH WORK DIRECTED ON CREATION OF OPTIMAL CONDITIONS OF PSYCHOLOGICALL Y-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN (Far Eastern State Academy for Social and Humanity Studies).
In article results of the complex, long-term research work which have united efforts of teachers, post-graduate students and students DVGSGA both directed on updating and perfection of system of the general and special (correctional) education are considered.
Keywords: development of children, optimal conditions, psychologically-pedagogical support, research work.
Содержательное и структурное обновление российского образования связано с его переориентацией на новую модель, рассматривающую каждого ребенка не как объект педагогического воздействия, а как уникальную личность и самостоятельный субъект образовательной деятельности. Этим обусловлено не только особое внимание и переосмысление подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения детей, но и выдвижение на первый план задач, направленных на создание в массовых и специальных учреждениях такой образовательной среды, которая бы способствовала гармоничному развитию личности, ее социализации и индивидуализации.
На протяжении 2009—2011 годов группа преподавателей, аспирантов
и студентов ДВГСГА занималась реализацией межкафедрального научноисследовательского проекта, посвященного оптимизации условий сопровождения детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. В процессе исследования была разработана и экспериментально апробирована регионально ориентированная модель эффективного психолого-педагогического сопровождения. Основу этой модели составила оригинальная концепция, а методическое обеспечение включило диагностический инструментарий, образовательные программы и учебно-методические комплексы, технологии развивающего и коррекционного воздействия.
Всесторонняя экспериментальная апробация и оценка эффективности модели осуществлялась на базе тщательно отобранных образовательных учреждений в условиях тесного сотрудничества с администрацией и педагогическими коллективами. В результате выяснилось, что наработанные в данном проекте инновации вполне эффективны и готовы к внедрению в образовательное пространство региона.
Анализ и обобщение материалов исследования позволили на высоком уровне осуществлять управление процессом сопровождения детей, объективно оценивать и прогнозировать его результаты. Контроль реализации функциональной стратегии обеспечения оптимальных условий психологопедагогического сопровождения детей в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях мы осуществляли в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, постоянно контролировался сам процесс научно-исследовательской работы, а с другой — отслеживались ее результаты.
Ситуационный, текущий контроль использовался рабочей группой проекта для своевременного выявления и устранения факторов, затрудняющих психолого-педагогическое сопровождение. На его основе разрабатывались рекомендации, направленные на решение ряда проблем и профилактику их возникновения.
Для обеспечения необходимого уровня итогового, обобщающего контроля привлекались не только участники рабочей группы проекта, но и внешние эксперты, в качестве которых выступали опытные педагоги, квалифицированные исследователи, представители администрации образовательных учреждений. Этот вид контроля давал возможность оценить эффективность разработанных рекомендаций, убедиться в том, что они действительно стали частью повседневной работы по сопровождению развития детей в образовательном процессе.
Если предложенные программы, техники или рекомендации оказывались недостаточно успешными, делались выводы о том, что в процессе на-
учно-исследовательской деятельности были выявлены не все составляющие изучаемой проблемы, не вполне адекватно истолкованы причинноследственные связи, что и привело к результату, имеющему низкую теоретическую и практическую значимость. Чтобы внести необходимые коррективы, следовало определить точку упущения, на новом уровне вернуться к ситуационному, текущему контролю, и уже с учетом его результатов представить усовершенствованные рекомендации.
Таким образом, постоянный контроль, циклическое повторение и системное единство ситуационного и обобщающего контроля реализации научно-исследовательского проекта, послужило залогом обеспечения оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения нормального и отклоняющегося развития детей.
Ввиду особой сложности и многоаспектности проблемы сопровождения детей в образовательных учреждениях, при оценке результатов проведенного исследования мы опирались лишь на самые значимые параметры:
1. Интерес педагогической общественности региона к материалам и результатам исследования;
2. Формы работы, обеспечивающие эффективное взаимодействие основных субъектов психолого-педагогического сопровождения и внедрение результатов исследование в образовательное пространство региона;
3. Образовательные программы, учебно-методические комплексы, программы повышения педагогической квалификации;
4. Публикации, отражающие ход научно-исследовательской работы по проекту и разработанные на ее основе рекомендации;
5. Рост научного потенциала и профессионального мастерства участников проекта (студентов, аспирантов, преподавателей).
Главной целью сопровождения отечественные специалисты считают создание таких условий, в которых каждый ребенок (вне зависимости от типа развития) мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни, деятельности и общения (А.К. Колеченко, М.Р. Битянова и др.). Сделать образовательную среду школы или детского сада оптимальной для развития социально успешной личности возможно лишь при наличии у педагогического коллектива глубокого интереса к вопросам, связанным с организацией пси-холого-педагогического сопровождения, если вектор взаимоотношений между его основными субъектами направлен в сторону ребенка.
Материалы и результаты данного исследования широко внедрялись в образовательное пространство региона, что позволило не только заметно повысить уровень знаний и представлений педагогов (психологов) о сущности и основных нормах сопровождения, но и активизировать их интерес к личному участию в решении данной актуальной проблемы. Вовлечение
практикующих специалистов в исследовательскую деятельность, создание условий для обмена опытом, помощь в подготовке научных публикаций и разработок методического характера, обеспечение свободы принятия решений — все это способствовало повышению профессионального интереса, ответственности за результат своей работы, тенденции к саморазвитию. То есть, реализация проекта способствовала формированию и развитию культуры психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве региона.
Изначально экспериментальная база проекта была представлена шестью муниципальными образовательными учреждениями:
- «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 21»;
- «Центр развития ребенка — детский сад № 45»;
- «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12» (8 вида);
- «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья п. Бира»;
- «Начальная общеобразовательная школа № 14»;
- «Средняя общеобразовательная школа № 1».
В этих учреждениях, при непосредственном участии администрации и педагогических коллективов, апробировалась наша модель психологопедагогического сопровождения, дорабатывалось ее научно-методическое обеспечение. В ходе выполнения исследования его экспериментальная база существенно расширилась. По инициативе педагогов и психологов опыт нашего исследования внедрялся в практику воспитательно-образовательной работы целого ряда школ и дошкольных учреждений города и области, среди которых особо отметим следующие:
- «Средняя общеобразовательная школа села Птичник»;
- «Специальная (коррекционная) школа-интернат восьмого вида с. Ленинское»;
- «Центр развития ребенка — детский сад № 24»;
- «Центр образования «Ступени» (государственное автономное образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Как выяснилось, в тех учреждениях, которые наиболее активно включились в научно-исследовательскую деятельность, направленную на оптимизацию условий сопровождения детей, заметно снизилось влияние негативных факторов, связанных с работой психолого-педагогического персонала. Мы разделили такие факторы на две группы: непреднамеренные и
преднамеренные. В числе непреднамеренных факторов мы рассматривали случаи недостаточно ответственного отношения учителя, воспитателя, психолога к различным проблемам, касающимся развития личности ребенка; недооценку важности проблемы сопровождения; неумение подобрать рациональный способ решения той или иной ситуации ввиду ограниченного опыта. К преднамеренным факторам мы отнесли неверные действия или бездействие персонала, обусловленные сознательным пренебрежением к вопросам развития личности детей, нарушение хорошо известных профессионально-этических норм. На наш взгляд, снижение влияния и преднамеренных, и непреднамеренных факторов обусловлено формированием культуры психолого-педагогического сопровождения и ростом профессионального мастерства в целом.
Интерес педагогической общественности к материалам и результатам нашего исследования также проявлялся в востребованности предлагаемых рабочей группой проекта методических разработок, в постоянном обращении за консультативной помощью, в предложении планов и программ научно-практического сотрудничества.
Следующим показателем, на который мы ориентировались при оценке результатов научно-исследовательской деятельности, были формы работы, обеспечивающие эффективное взаимодействие основных субъектов психоло-го-педагогического сопровождения. Эти формы работы были непосредственно связаны с подготовкой специалистов для системы общего и специального (коррекционного) образования (учебно-воспитательная и научно исследовательская работа; руководство практиками и научной активностью студентов (магистрантов, аспирантов); организационно-методическая работа и др.).
Важнейшие компетенции, необходимые будущим специалистам, базируются на знаниях, конструируются через опыт, реализуются и уточняются на основе целенаправленной активности (М.И. Лукьянова, А.К. Маркова и др.). Поэтому подготовка будущих педагогов к осуществлению психологопедагогического сопровождения развития детей осуществлялась при изучении ведущих дисциплин предметного блока, при прохождении педагогических практик и в процессе выполнения студентами научно-исследовательской работы. Активно включались в образовательный процесс такие формы работы как деловая игра, проектирование, создание презентаций, виртуальные экскурсии, дискуссии, проблемные лекции (с обсуждением), включение студентов в реальную педагогическую деятельность, разработку и решение творческих задач и т.д.
Более 50 % выпускников ДВГСГА 2011 года (по педагогическим специальностям и направлениям) защитили выпускные квалификационные работы по заявкам образовательных учреждений. И практически все эти ди-
пломные исследования были так или иначе связаны с проблемой психологопедагогического сопровождения детей. А по специальностям, закрепленным за кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии, которая в полном составе участвовала в реализации проекта, все выпускники (очной и заочной формы обучения) выполнили и успешно защитили дипломные исследования по заявкам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Отметим также, что в 2011 году 8 студентов получили дипломы бакалавров по профилю подготовки «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» (направление — Педагогика).
Основным субъектом сопровождения являются дети. Поэтому важным направлением данного исследования была экспериментальная работа в массовых и специальных (коррекционных) школах и детских садах, которая осуществлялась при непосредственном участии учителей (воспитателей, психологов), аспирантов и наиболее перспективных студентов. Диагностическая, развивающая и коррекционная работа способствовала оптимизации психолого-педагогического сопровождения, своевременному решению проблем и профилактике их возникновения, а также реализации позитивного прогноза развития каждого ребенка. Процесс такой совместной работы и ее результаты обсуждались на консультациях (индивидуальных и групповых) и педсоветах (малых — с участием только задействованных в решении конкретной проблемы специалистов и больших — с участием всего педагогического коллектива учреждения),
В ходе научно-исследовательской деятельности нам удалось определить оптимальную интенсивность взаимодействия с рабочей группой проекта для каждого образовательного учреждения. Эту оптимальную интенсивность трудно выразить в числовом эквиваленте, но легко представить в виде простого графика, показанного на рисунке 1.
Как выяснилось, при низкой интенсивности взаимодействия педагогического коллектива образовательного учреждения и рабочей группы проекта возрастает количество негативных факторов, связанных с недостатком опыта организации сопровождения, как вида помощи ребенку в решении проблем развития или предупреждения их возникновения (Е.И. Казакова). Постепенно на первый план выдвигаются чисто учебные задачи, и образовательные программы становятся самоцелью, а не главным средством развития социально успешной личности на основе индивидуальности (А.К. Колеченко).
А если интенсивность взаимодействия возрастает настолько, что становится чрезмерной, реализацию оптимальных условий психологопедагогического сопровождения затрудняют уже другие негативные факторы: снижение самостоятельности в принятии решений и ответственности за результат, установка на постоянную помощь, заорганизованность, формализм.
Рис. 1. Оптимальная интенсивность внедрения результатов научноисследовательской деятельности по созданию условий психолого-педагогического сопровождения в образовательную среду учреждения
Эффективное сопровождение развития детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья предполагает оптимальную интенсивность взаимодействия психолого-педагогической теории и практики, и мы будем ее придерживаться при осуществлении научно-исследовательской деятельности даже после завершения данного проекта.
К формам работы, способствующим продуктивному взаимодействию субъектов сопровождения, а также анализу, обобщению и внедрению в образовательное пространство региона инновационного опыта, мы отнесли и научно-практические мероприятия. В рамках проекта были проведены две региональные научно-практические конференции, всероссийская конференция молодых ученых, аспирантов и студентов и международная научнопрактическая конференция «Создание оптимальных условий психологопедагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях». Учителя, воспитатели, психологи, преподаватели, аспиранты и студенты не только обменивались своими наработками, но и знакомились с опытом ведущих отечественных специалистов. Кроме того, участники проек-
та не упускали возможность апробации и внедрения в практику результатов научно-исследовательской работы путем участия в подходящих по тематике конференциях различного уровня, которые проходили в ДВГСГА и других вузах на протяжении всего периода выполнения данного исследования.
Профессионализм педагога — это особая системная организация сознания, проявляющаяся в способности стимулировать интерес общества и гибко учитывать его новые запросы к педагогической профессии, в тенденции к совершенствованию собственной личности средствами профессии, в стремлении обогатить эту профессию творчеством (В.Н. Введенский, А.К. Маркова, Е.И. Рогов, В.И. Слободчиков и др.). От современного учителя требуется осмысление широкого спектра социальных, психологических и других проблем сопряженных с образованием и воспитанием личности ребенка, умение практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи. Поэтому третьим важным показателем результативности данного исследования стали образовательные программы, учебно-методические комплексы, программы повышения педагогической квалификации — то, что необходимо для формирования и совершенствования профессиональных компетенций в процессе подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров.
В соответствии с принятой в ДВГСГА стратегией перехода на уровне-вую систему ФГОС ВПО, с учетом опыта разработки проблемы психологопедагогического сопровождения детей, в 2011 году на факультете педагогики и психологии были подготовлены и утверждены учебные планы подготовки бакалавров и магистров:
050700.68 направление подготовки магистров «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психолого-педагогическая поддержка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»;
050400.68 направление подготовки магистров «Психолого-педагоги-ческое образование», профиль «Психология образования»;
050700.62 направление подготовки бакалавров «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Олигофренопедагогика»;
050100.62 направление подготовки бакалавров «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» с дополнительным профилем «Русский язык»;
050400.62 направление подготовки бакалавров «Психолого-педагоги-ческое образование», профили «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология образования».
В процессе коллегиального взаимодействия с рабочей группой проекта, данные учебные планы разработаны и оформлены деканом факультета
Н.В. Шкляр, а их учебно-методическое обеспечение находится в стадии доработки и совершенствования.
На протяжении всего периода исследования в аспекте проблемы пси-холого-педагогического сопровождения детей дорабатывались и совершенствовались уже существующие программы подготовки и переподготовки специалистов для массовых и коррекционных образовательных учреждений. Материалы и результаты исследования активно включались в учебнометодические комплексы основных дисциплин и курсов по выбору.
Учитывая пожелания педагогической общественности города и области, в течение 2010—2011 учебного года мы разработали и успешно реализовали на базе факультета повышения квалификации ДВГСГА три 72-часовые образовательные программы для повышения профессиональной квалификации педагогических кадров:
- «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (И.А. Емельянова, Н.В. Шкляр);
- «Психолого-педагогическое сопровождение социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе» (Г.В. Митина, С.Г. Рудкова);
- «Психолого-педагогическое сопровождение речевого развития детей с нарушениями речи» (Е.А. Борисова).
Следующим показателем результативности научно-исследовательской деятельности стали публикации, отражающие ход работы и рекомендации. Среди них монографии, научные доклады и статьи в высокорейтинговых журналах, учебные и учебно-методические пособия, четыре сборника материалов научно-практических конференций и два тематических выпуска журнала «Вестник ДВГСГА». Эти работы доводят до заинтересованного адресата полученные в процессе реализации проекта фактические данные, инновационные разработки и ценные рекомендации по созданию оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья.
И последним (но не по значимости) параметром оценки результатов данного исследования выступает рост научного потенциала и профессионального мастерства участников проекта. Как показало анонимное анкетирование, за время реализации проекта у студентов педагогических специальностей и направлений заметно (на 24,5 %) возросло желание по окончании вуза работать в системе народного образования. Результаты реального трудоустройства, к сожалению, такой интенсивной динамикой не отличаются, что обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Но мотивационный компонент личностной готовности будущих педагогов и психологов к осуществлению сопровождения детей мы действительно укрепили.
Повысилась и научная активность студентов на факультете педагоги-
ки и психологии, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты, полученные студентами за устные доклады и письменные работы на вузовских и межвузовских научно-практических мероприятиях.
Г.С. Родионова и О.В. Серебрякова включились в разработку проекта, будучи аспирантами первого года обучения. Они неоднократно занимали призовые места на ежегодном областном смотре-конкурсе научных работ молодых ученых и аспирантов ЕАО в номинации «Педагогические и психологические науки», и в настоящее время успешно завершают обучение и работу над диссертационным исследованием.
За время реализации проекта устойчивую тенденцию к росту научного потенциала и совершенствованию профессионального мастерства показала вся рабочая группа. Отметим наиболее значимые результаты:
Е.А. Борисова, А.В. Борзова, И.А. Емельянова, О.Е. Панич, А.С. Смирнова защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;
Г.В. Митина представила в совет диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора педагогических наук;
К.И. Локтев представил в совет диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата психологических наук;
Таким образом, результаты научно-исследовательской работы показали, что проблема сопровождения развития детей в образовательных учреждениях стала объектом глубокого и осознанного внимания педагогической общественности города и области. Получила подтверждение функциональная эффективность инноваций, наработанных при осуществлении проекта и направленных на реализацию позитивного прогноза в развитии личности детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья.
Комплексное, многолетнее исследование значительно расширило область научного знания, касающегося сопровождения нормального и отклоняющегося развития детей, обогатило не только теорию, но и практику пси-холого-педагогической науки, позволило повысить качество подготовки и переподготовки педагогических кадров. Благодаря проведенному исследованию в городе и области сформировалась и успешно развивается культура психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях, что способствует обновлению и совершенствованию системы общего и специального (коррекционного) образования.