Bibliography
1. Kuzmin, M. N. Education under the conditions of polyethnical and policultural Russia // Pedagogika. - 1999. - № 6.
2. Bahtin, M.M. The Esthetics of word creativity. - M., 1986.
3. Sheiman, L.A. The Basics of Methods ot Teaching Literature in Kirgis Schools. - Frunse: Kirgis Publ. House. 1981.
4. Methods of Literature’s teaching in national school. I to editorial of Cherkezova M.B. -L., 1992.
Article Submitted 20.12.10
УДК 378
Г.М. Лохонова, асп. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: malws84@mail.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
В статье проанализированы результаты экспериментальной реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование корпоративной культуры у будущих работников системы потребительской кооперации в системе научноисследовательской деятельности студентов.
Ключевые слова: корпоративная культура, потребительская кооперация, эффективность, организационно-педагогические условия.
Выпускники высших учебных заведений, обладающие достаточным уровнем корпоративной культуры, смогут позитивно повлиять на создание эффективной команды с целью повышения производительности труда и гармонизации социально-трудовых отношений. Ключевой задачей исследования является экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательской работы.
В исследовании приняли участие преподаватели и студенты Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. При изучении данной проблемы использовались теоретические (сравнение, анализ, синтез, моделирование); эмпирические (беседа, опрос, наблюдение) методы исследования; методы математической статистики и т.д.
С педагогической точки зрения сущность, структура и функции педагогических условий рассмотрены в трудах многих известных ученых-педагогов: Ю.К. Бабанского, В.И. За-гвязинского, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, Ю.Л. Львовой, В.Г. Максимова, Т.А. Стефановской и др.
Так, И.Я. Лернер под термином «педагогические условия» подразумевает те факторы, которые обеспечивают успешное обучение [1, с. 26]. Ю.К. Бабанский под «педагогическими условиями» подразумевает «...обстоятельства, при котором компоненты учебного процесса представлены в наилучшем взаимодействии, которое дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся успешно учиться» [2, с. 61]. Мы более склонны к определению В. Г. Максимова, который считает, что «педагогические условия есть совокупность объективных и субъективных фактов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов системы» [3, с. 167]. Под эффективностью формирования корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе НИРС мы понимаем получение более высоких результатов в новых об-
стоятельствах по сравнению с традиционным подходом при минимальных ресурсных затратах. Для этого необходимо реализовать следующие организационно-педагогические условия:
1. Внести коррективы в существующую нормативноправовую базу вуза и создать новые локальные акты, обеспечивающие студентам проведение научных исследований корпоративной культуры системы потребкооперации.
2. Обеспечить процесс формирования корпоративной культуры необходимыми ресурсами - расширить содержание НИРС тематикой, направленной на исследование корпоративной культуры организации и ее сотрудников; разработать и реализовать систему стимулирования НИРС; обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности преподавателей и студентов в проведении исследований корпоративной культуры и т.д.
3. Обновить процесс НИРС усложняющимися видами и содержанием работ корпоративной тематики, поддержать сетевые объединения студентов, интересующихся проблемами корпоративной культуры.
Нами в течение ряда лет в Чебоксарском кооперативном институте Российского университета кооперации в порядке эксперимента реализовывались теоретически обоснованные организационно-педагогические условия. Полученные данные заносились в сводные таблицы в разрезе отдельных студентов. Затем составлялись итоговые таблицы, отражающие поэтапные изменения показателей студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в разрезе критериев, характеризующих уровень корпоративной культуры студентов кооперативного вуза, что позволило увидеть результаты экспериментальной реализации организационно-педагогических условий через анализ процесса и результата формирования корпоративной культуры каждого студента.
Первоначально мы проанализировали динамику участия студентов экспериментальной (53 чел.) и контрольной групп (51 чел.) в научной работе (табл. 1).
Таблица 1
Динамика участия студентов экспериментальной и контрольной групп в НИРС за 2006-2009 годы
№ п/п Показатели Группы 2006 2007 2008 2009
1. Доля студентов, систематически участвующих в НИРС, % ЭГ 34 65 77 81
КГ 32 48 69 76
2. Доля студентов из числа систематически участвующих в НИРС, исследующих корпоративную культуру, % ЭГ 36 61 88 94
КГ - 2 4 4
3. Доля студентов, участвующих в научно-практических конференциях, % ЭГ 21 43 65 78
КГ 20 41 59 71
4. Доля студентов, участвующих в выполнении хозрасчетных НИРС, % ЭГ - 7 9 15
КГ - - 4 6
5. Доля студентов, участвующих в выполнении хозрасчетных НИРС по корпоративной тематике, % ЭГ - 3 5 9
КГ - - - -
6. Доля студентов, имеющих публикации в сборниках, % ЭГ 26 41 62 74
КГ 13 32 47 67
7. Доля студентов из числа исследующих корпоративную культуру и имеющих публикации,% ЭГ 12 53 72 94
КГ - - - 16
Мы получили заметные различия в показателях кон- ботников потребкооперации. По показателям № 1, № 3 и № 6
трольной и экспериментальной групп, которые наиболее за- результаты оказались примерно одинаковыми. Мы сравнили
метны в следующих показателях № 2 и № 4. Данный факт полученные результаты по контрольной группе, с результата-
является существенным фактором, так как обеспечивает про- ми деятельности вуза за предшествующий эксперименту пе-
цесс формирования корпоративной культуры у будущих ра- риод (рис. 1-4).
80
60
40
20
0
-•— Экспериментальный период (2007, 2008, 2009 годы)
-А— Доэкспериментальный период (2003, 2004, 2005 годы)
Рис. 1. Сравнительная диаграмма доли студентов, систематически участвующих в НИРС, %
Предпринятые в ходе эксперимента меры увеличили долю студентов систематически участвующих в НИРС по сравнению с доэкспериментальным периодом. Заметна высокая динамика показателей студентов контрольной группы по сравнению с предшествующим эксперименту периодом, что 80 60 40 20 0
является дополнительным аргументом в пользу наших предположений. Проанализирована динамика участия студентов в научно-практических конференциях и их публикации в сборниках (рис. 2 и 3).
-•— Экспериментальный период (2007, 2008, 2009 годы)
-А— Доэкспериментальный период (2003, 2004, 2005 годы)
Рис.2. Сравнительная диаграмма доли студентов, участвующих в научно-практических конференциях, %
-♦— Экспериментальный период (2007, 2008, 2009 годы)
-■— Доэкспериментальный период (2003, 2004, 2005 годы)
Рис. 3. Сравнительная диаграмма доли студентов, имеющих публикации в сборниках, %
Данные подтверждают эффективность мер, направленных на активизацию НИРС. Были предприняты меры по увеличению доли исследований корпоративной культуры и выполнению хозрасчетных тем (рис. 4). Данные приведены за два года, так как к проведению хозрасчетных тем привлекались студенты 4 и 5 курсов.
-♦— Экспериментальный период (2008, 2009 годы)
-■— Доэкспериментальный период (2004, 2005 годы)
Рис.4. Сравнительная диаграмма доли студентов, участвующих в выполнении хозрасчетных НИР, %
Ответы студентов экспериментальной и контрольной групп дают основание утверждать, что значительно возросла доля студентов, удовлетворенных условиями, созданными в
вузе для занятий НИР. Студенты экспериментальной группы более позитивно оценили возможности НИРС. С теплотой студенты отзывались по поводу корпоративных праздников,
многие продолжали носить значки организаций по завершению исследования.
На формирующем этапе эксперимента реализовывался комплекс организационно-педагогических условий с целью эффективного формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе НИР.
Результаты обобщающего этапа эксперимента были сведены в сводные матричные таблицы, обработаны методами
математической статистики и представлены в виде гистограмм. Высокая динамика показателей ЭГ по сравнению с КГ видна на гистограмме (рис. 5). Она возможна благодаря повышению уровня мотивации студентов к изучению корпоративной культуры организаций, появлению практики апробации студентами корпоративных ценностей в процессе взаимодействия с сотрудниками организаций системы потребкооперации.
_1
1 У / / /
f ,
4 II )
~7 1 г
У-Ґ
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
Рис. 5. Гистограмма различий уровня корпоративной культуры контрольной и экспериментальной групп на начало и окончание эксперимента, %
Как показало дополнительное исследование, позитивные результаты КГ связаны с повышением уровня корпоративной культуры студентов по когнитивному критерию. Студенты ЭГ на завершающем этапе эксперимента показали более высокие результаты в понимании сущности ценностей корпоративной культуры потребкооперации. В КГ есть положительная динамика, но она была обеспечена традиционным образовательным процессом.
Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по ценностно-мотивационному критерию в КГ выросла с 4 до 11 %, а в ЭГ - с 5 до 21 %. Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по поведенческому критерию уровня корпоративной культуры в КГ выросла с 0 до 4 %, а в ЭГ - с 0 до 14 %. Основными причинами невысокой дина-
Bibliography
мики уровня корпоративной культуры по поведенческому критерию, на наш взгляд, являются следующие: формирование устойчивого поведения происходит в основном на практике; в условиях вузовского этапа становления профессиональных качеств специалиста трудно в полном объеме обеспечить закрепление корпоративного поведения.
Полученные в ходе эксперимента результаты оказались положительными и подтвердили эффективность реализации организационно-педагогических условий, нацеленных на формирование корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательских работ студентов.
1. Lerner, I.J. Teaching the fundamentals of learning. - Moscow: Pedagogy, 1981.
2. Babansky, J.K. Problems of increasing the efficiency of educational research. - Moscow: Pedagogy, 1982.
3. Maksimov, V.G. Technology of vocational and creative individual teachers. - Cheboksary: Chuvash. state. Univ, 1996. Article Submitted 20.12.10
УДК 37.018.4
Е.В. Милькова, канд. пед. наук, доц. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: sgi@kemguki.ru;
Т.И. Варова, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: varova13@rambler.ru
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В работе дан современный контекст социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей с учетом их возрастных особенностей, обоснован выбор диагностических материалов для изучения социальной адаптации подростков, предложены пути совершенствования социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: социальная адаптация, адаптированность, социальная компетентность, возрастные особенности подростков, учреждение дополнительного образования детей.
Сегодня актуален вопрос социальной адаптации подростков в контексте тех интенсивных трансформаций, которые переживает современное мировое, и особенно российское общество. Социальная адаптация подростков — сложное общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности и взаимодействия. И чтобы это
взаимодействие было успешным, подросток должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды. Возрастные особенности подростка, характеризующиеся кризисностью, часто усложняют его