многие продолжали носить значки организации по завершению исследования.
На формирующем этапе эксперимента реализовывался комплекс организационно-педагогических условии с целью эффективного формирования корпоративной культуры у будущих работников потребкооперации в системе НИР.
Результаты обобщающего этапа эксперимента были сведены в сводные матричные таблицы, обработаны методами
математической статистики и представлены в виде гистограмм. Высокая динамика показателей ЭГ по сравнению с КГ видна на гистограмме (рис. 5). Она возможна благодаря повышению уровня мотивации студентов к изучению корпоративной культуры организаций, появлению практики апробации студентами корпоративных ценностей в процессе взаимодействия с сотрудниками организаций системы потребкооперации.
_1
1 У / / /
f ,
4 II )
~7 1 г
У-Ґ
□ Низкий
□ Средний
□ Высокий
Рис. 5. Гистограмма различий уровня корпоративной культуры контрольной и экспериментальной групп на начало и окончание эксперимента, %
Как показало дополнительное исследование, позитивные результаты КГ связаны с повышением уровня корпоративной культуры студентов по когнитивному критерию. Студенты ЭГ на завершающем этапе эксперимента показали более высокие результаты в понимании сущности ценностей корпоративной культуры потребкооперации. В КГ есть положительная динамика, но она была обеспечена традиционным образовательным процессом.
Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по ценностно-мотивационному критерию в КГ выросла с 4 до 11 %, а в ЭГ - с 5 до 21 %. Доля студентов с высоким уровнем корпоративной культуры по поведенческому критерию уровня корпоративной культуры в КГ выросла с 0 до 4 %, а в ЭГ - с 0 до 14 %. Основными причинами невысокой дина-
Bibliography
мики уровня корпоративной культуры по поведенческому критерию, на наш взгляд, являются следующие: формирование устойчивого поведения происходит в основном на практике; в условиях вузовского этапа становления профессиональных качеств специалиста трудно в полном объеме обеспечить закрепление корпоративного поведения.
Полученные в ходе эксперимента результаты оказались положительными и подтвердили эффективность реализации организационно-педагогических условий, нацеленных на формирование корпоративной культуры будущих работников потребкооперации в системе научно-исследовательских работ студентов.
1. Lerner, I.J. Teaching the fundamentals of learning. - Moscow: Pedagogy, 1981.
2. Babansky, J.K. Problems of increasing the efficiency of educational research. - Moscow: Pedagogy, 1982.
3. Maksimov, V.G. Technology of vocational and creative individual teachers. - Cheboksary: Chuvash. state. Univ, 1996. Article Submitted 20.12.10
УДК 37.018.4
Е.В. Милькова, канд. пед. наук, доц. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected];
Т.И. Варова, асп. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В работе дан современный контекст социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей с учетом их возрастных особенностей, обоснован выбор диагностических материалов для изучения социальной адаптации подростков, предложены пути совершенствования социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: социальная адаптация, адаптированность, социальная компетентность, возрастные особенности подростков, учреждение дополнительного образования детей.
Сегодня актуален вопрос социальной адаптации подростков в контексте тех интенсивных трансформаций, которые переживает современное мировое, и особенно российское общество. Социальная адаптация подростков — сложное общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности и взаимодействия. И чтобы это
взаимодействие было успешным, подросток должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды. Возрастные особенности подростка, характеризующиеся кризисностью, часто усложняют его
адаптацию в различных социальных условиях. Система социальных институтов, среди которых учреждения дополнительного образования занимают особое положение, призвана стать активным помощником подростку в совершенствовании своей жизни.
В настоящее время учреждения дополнительного образования детей играют уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг и адаптироваться подросткам к жизни в обществе.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации обосновывает значимость социальной адаптации в дополнительном образовании детей: «...совершенствование системы дополнительного образования детей, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих способностей, включению в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости» [1, с. 3].
Для социальной адаптации подростков большое значение имеют особенности и факторы развития дополнительного образования детей в России, за счет которых происходит создание среды, удовлетворяющей потребности детей: современное дополнительное образование детей в качестве системы характеризуется созданием условий (педагогических) для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения по направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-
спортивное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, культурологическое, научно-техническое, социальнопедагогическое, естественнонаучное, эколого-биологическое; система дополнительного образования детей характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в которых активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы.
Факторами развития дополнительного образования детей на современном этапе являются: совершенствование содержания дополнительного образования; инновационная деятельность в системе дополнительного образования; комплексный подход к дополнительному образованию; программнометодическое обеспечение; интеграция базового и дополнительного образования; информационное обеспечение; научнопедагогическое творчество; повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования; совершенствование управления дополнительным образованием [2]. Дополнительное образование детей способно наиболее адекватно реагировать на изменения экономической и социальной обстановки в стране, активно воздействовать на окружающий подростка социум, что находит отражение в содержании дополнительного образования детей [3].
Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят следующие компоненты: ребенок как субъект образования, педагог дополнительного образования, дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, учреждения дополнительного образования детей и общественные детские и молодежные объединения, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ, семья, органы управления дополнительным образованием.
Егорова А.В., характеризуя инновационный опыт и массовую практику дополнительного образования в различных регионах страны, отмечает, что «дополнительное образование должно быть ориентировано на духовные ценности, граждан-
ское, социальное, нравственное становление личности, на помощь ребенку в самореализации, способствовать раскрытию его созидательных качеств и способностей» [2, с. 13]. Данное положение находит отражение в функциях, возложенных на дополнительное образование детей, среди которых социально-педагогическая обеспечивает более полное выполнение целей деятельности учреждения дополнительного образования детей, в том числе социального становления детей, социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации (А. К. Бруднов, А. В. Золотарева).
«Знаниевый подход» все еще остается доминирующим как в теоретических работах последних лет, так и в массовой практике, вступая в противоречие с сущностными характеристиками системы дополнительного образования детей, потребностями субъектов образовательного процесса. Сегодня развитие личности как цель образования, социальная компетентность подростка, формирование нравственных ценностей и социального опыта уходят из поля зрения педагога дополнительного образования. В работе И.А. Масловой социальная компетентность подростков характеризуется как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением [4]. В связи с этим особое значение приобрела проблема социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
Социальная адаптация описывается в работах исследователей как аспект реализации функций учреждений дополнительного образования детей. Функции учреждений дополнительного образования освещаются в педагогической литературе в публикациях как теоретического, так и экспериментального характера И.Е. Иванцовой, О.Е. Лебедева, А.Б. Фомина. Аспекты реализации функций учреждений дополнительного образования детей представлены в трудах В. П. Лаврентьева, Т.П. Щербакой (развитие личности), А.В. Золотаревой, Л.А. Осьмук (социальное становление детей), В. В. Ма-кашина, Е. Б. Штейнберга (социализация детей). Исследования социальной адаптации подростков ограничиваются жизнедеятельностью конкретных детских творческих объединений, либо однопрофильностью учреждения дополнительного образования детей (С.А. Александров, Т.В. Усковой) [5]. Изучение и анализ летописи российских диссертационных исследований с 2001 по 2010 год выявили наличие двух диссертаций, посвященные социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей С. А. Александрова (2005 г.), Т.В. Усковой (2000 г.) [6]. Это указывает на необходимость теоретического обоснования и практической разработки данной проблемы.
Анализ научно-педагогической литературы по проблеме социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей, изучение ее реального состояния на основе обобщения опыта работы некоторых учреждений приводят к формулировке проблемы: почему слабо используется потенциал учреждений дополнительного образования детей для успешной социальной адаптации подростков.
В настоящее время социальная адаптация, в самом общем виде, раскрывает и уточняет идентичность личности, гармонизируя тем самым смыслы и стратегии её жизнедеятельности в динамичной, непрерывно изменяющейся социальной среде. Здесь выходит главная проблема социальной адаптации подростков - конкретизация объекта адаптации: адаптация к чему? Для ответа на данный вопрос необходимо представить теоретический анализ сущности социальной адаптации. При этом понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, так как адаптация является комплексным феноменом - социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную.
Наиболее часто в научной литературе под социальной адаптацией понимают: а) постоянный процесс активного при-
способления индивида к условиям социальной среды и б) результат этого процесса [7; 8].
Выделяют следующие основные типы процесса социальной адаптации:
- первый тип, характеризуется преобладанием активного воздействия на социальную среду,
- второй - определяется пассивным, комфортным принятием целей и ценностных ориентаций группы [9].
Здесь важно уточнить, что первый тип характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе, а второй - связан с активным изменением личностью себя, с коррекцией собственных социальных установок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов, тип активного самоизменения и активного самопри-способления к среде. Реан А.А. подчеркивает, что истинная адаптация всегда является активным процессом. Просто пассивного принятия ценностных ориентации среды без активного самоизменения, быть не может, если речь действительно идет о процессе адаптации. Конформное, пассивное принятие требований, норм, установок и ценностей социальной среды без включения активного самоизменения, самокоррекции и саморазвития - дезадаптация [9]. Социальная адаптация -непрерывное и активное приспособление личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами. Социальная адаптация носит быстрый характер, когда необходимо в относительно короткий промежуток времени активно устранить или усвоить создавшиеся социальные прецеденты. Адаптированность выступает как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций [10].
В ходе рассмотрения социальной адаптации подростков необходимо остановиться на возрастных особенностях в связи с тем, что подростковый возраст - это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный. В подростковом возрасте возникают психологические трудности взросления, противоречивость и нестабильность представления о себе (Л.Ф. Обухова). Происходит изменения социальной ситуации развития: подросток находится в состоянии между взрослым и ребенком, в основе которого стоит отсутствие конструктивных моделей поведения и отношений, что проявляется в неэффективности включения в новые содержательные области, прежде всего во взрослую, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой (Л.И. Божович, Л.С. Выготский). Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки. Именно поэтому общение подростков со сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как лич-ностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности и типу, доверительности, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [11]. Это период начала подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам в данный момент времени. Социальная ориентация приводит к формированию социальных установок, осознанию себя частью общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения (Т.В. Драгунова, И.С. Кон, М.В. Попова, Д.Б. Эльконин). Подросток, не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировке, помощи в освоении новых норм и правил. Именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию
самоутверждения и социальную адаптацию у подростков. Социальная адаптация выступает на первый план в условиях существенного изменения деятельности подростка, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении.
В отношении детства Г.М. Коджаспирова характеризует социальную адаптацию как процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения - родителей, педагогов, сверстников, а также других людей, всего социума [12]. В учреждениях дополнительного образования детей процесс социальной адаптации подростков определяется как спецификой данного образования по сравнению с общим образованием, так и спецификой возрастных особенностей и проявляется в двух видах: как процесс взаимодействия личности с социально средой и как процесс формирования новых качеств личности, в том числе ее ориентация на социально значимые ценности и роли.
Исходя из анализа представленного научного материала, появляется возможность ответить на поставленный выше вопрос. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования детей - это процесс активного приспособления подростка к значимой деятельности, формирования социальных ценностей, усвоение норм и правил среды, исполнения социальных ролей и самореализации в ходе освоения дополнительных образовательных программ и получения дополнительных образовательных услуг.
Овчарова Р. В. определяет три уровня социальной адаптации подростков: высокий, средний, низкий. Уровень социальной адаптации подростков определяют следующие критерии социальной адаптации подростков: осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников; активное участие в жизни детского коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями [13].
Показатели высокого уровня социальной адаптации: осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс индивидуального и социального; гармония отношений со взрослыми и сверстниками; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; самоконтроль поведения; активное участие в жизни детского коллектива; удовлетворенность своим статусом и отношениями.
Показатели среднего уровня социальной адаптации: конформизм в отношении норм коллективной жизни; преобладание либо индивидуального, либо социального; неустойчивые отношения с окружающими; противоречивое отношение к педагогическим воздействиям; внешний локус контроля поведения; периодическое участие в жизни детского коллектива; неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями.
Показатели низкого уровня социальной адаптации: неприятие и невыполнение норм коллективной жизни; дисбаланс индивидуального и социального; конфликтные отношения с окружающими; неадекватное отношение к педагогическим воздействиям; неуправляемое поведение; пассивное участие в жизни детского коллектива; неудовлетворенность своим статусом и отношениями.
В ходе социальной адаптации подросток выступает как объект воздействия социальной среды, так и активным субъектом, осознающим влияние этой среды, для чего у подростка должна быть сформирована социальная компетентность, которая является базисом социального взаимодействия. Для социальной адаптации у подростков необходимо наличие определенных компетентностей: самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, организованность, интерес к социальной жизни, развитие общения [4]. Последняя компетентность в социальной адаптации подростков имеет значение не только в количественной, но и в качественной характеристике. Зачастую это имеет решающее зна-
чение, учитывая, что подросткам свойственны разные типы общения: зависимый, компетентный и агрессивный (Л. Ми-хельсон). В соответствии с этим при изучении социальной адаптации подростков необходимо учитывать уровень социальной адаптации соответствующий исследуемых подростков, а также сформированность социальной компетентности.
Резюмируя обзор теоретических и эмпирических работ в области социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей, можно сделать следующие выводы. В процессе социальной адаптации и его результате проявляются различные качества подростков, которые представляют собой комплекс, с одной стороны, обеспечивающие приемлемость самовосприятия подростка в учреждениях дополнительного образования, его внутреннюю комфортность (эмоциональное самочувствие, удовлетворенность собой), с другой стороны, качества, проявляющиеся в различных аспектах взаимодействия подростка с социальным и предметным окружением (коммуникативная компетентность, практический интеллект, направленность на творческое достижение конструктивных целей и т. д.) и активность личности. Поэтому в эмпирическом исследовании имеет смысл изучить уровень адаптации, принятие себя и других, интернальность, комфортность, организованность, самостоятельность, стремление к доминированию, развитость общения, интерес к социальной жизни. Вышеизложенное привело к необходимости выявить и определить проблемы социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей.
С целью изучения социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования Кемеровской об-
ласти было проведено эмпирическое исследование. В течение 2009-2010 учебного года в исследовании приняли участие 445 подростков, обучающихся в 12 учреждений дополнительного образования детей Кемеровской области.
В процессе подбора методик выявилась сложность, которая заключается в том, что методики изучения адаптации личности подразделяются на методики широкого спектра и специальные. К первым можно отнести полифакторные опросники, позволяющие проводить мгновенную диагностику одновременно группы психологических качеств. Узконаправленные тесты позволяют оценить только необходимые психологические характеристики и личностные качества. В настоящее время нет специальной методики, с помощью которой можно было бы комплексно изучить социальную адаптацию подростка. Комплексная диагностика социальной адаптации должна быть одновременно направлена на диагностику общего уровня социальной адаптации личности, на диагностику адаптиро-ванности как конкретного состояния личности, на диагностику адаптационного потенциала личности.
Для диагностики были подобраны методики, связанные с проблематикой социальной адаптации подростков, с помощью которых можно изучить её составляющие. В исследовании использовались следующие методики: «Шкала социальнопсихологической адаптации» (авторы К. Роджерс и Р. Даймонд), «Шкала социальной компетентности» (автор А.М. Прихожан), «Тест коммуникативных умений» (автор Л. Михельсон) [14].
Результаты методики "Шкала социальнопсихологической адаптации"
Iнизкии уроовень
I средний уровень ы высокий уровень
Рис. 1. Результаты методики "Шкала социально-психологической адаптации"
Методика «Шкала социально-психологической адаптации» была выбрана для использования в диагностике в связи с тем, что понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной
средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведе-
ние. Адаптированность предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптиро-ванности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интерналь-ность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию [15].
Методика «Шкала социальной компетентности» направлена на изучение уровня развития социальной компетентности подростков. По данной методике изучаются такие компетентности как самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни. Данные по отдельным субшкалам позволяют качественно проанализировать сферы «опережения» и «отставания» в социальной компетентности в соответствии с возрастными нормами.
Тест коммуникативных умений Л. Михельсона позволяет определить преобладающий тип поведения в общении подростков: зависимый, компетентный, агрессивный. Выбор данной методики для диагностики обусловлен происходящей переоценкой ценностей в сфере общения подростков, где удовлетворяются потребность в признании и стремление к самоут-
Методика "Шкала социальной компетентности" позволила выявить, что для значительного количества опрошенных подростков свойственно по сравнению со своими сверстниками отставание в развитии самостоятельности (у 41% подростков) и организованности (у 35% подростков), в отношениях к своим обязанностям (у 42% подростков). Это характеризуется не только изменением социальной ситуации, но и предъявлением новых требований к подростку и отсутствием единых со стороны взрослых, педагогов, родителей. Здесь проявляется дисгармония в значимых для подростков содержательных областях. Устойчивый интерес к социальной жизни и соответ-
верждению, существует возможность возникновения конфликтных ситуаций, что иногда может негативно повлиять на социальную адаптацию.
Результаты методики «Шкала социально-психологической адаптации» представлены в диаграмме (рис. 1).
С помощью методики «Шкала социальнопсихологической адаптации» было установлено, что у 20% опрошенных подростков выявлен уровень адаптации ниже среднего, у 70% - средний и у 10% выражен высокий. Полученные данные можно считать оптимальными, учитывая стремление подростков к «взрослости», но объективно еще не являющихся таковыми. Показатели «принятие других», «са-мопринятие», «интернальность, «эмоциональной комфортности» характеризуют адаптированность на личностном уровне. Показатели «стремление к доминированию» и «эскапизм» обращают на себя особо внимание в связи с тем, что для реализации потребности в активной социальной позиции подростку необходима деятельность, которая может придать ему значимость как члену общества. В этот период происходит выбор своего будущего социального положения и способов его достижения, реализация самостоятельности, которые, как правило, в активной форме. Поиск в решении проблем и стремление к доминированию - должны быть преобладающими на фоне зависимости (ведомости) и эскапизма (ухода от проблем).
Результаты следующей методики показаны в диаграмме (рис. 2).
ствующее возрастной норме развитие общения у большинства опрошенных подростков доказывают влияние ведущей деятельности. Представленные результаты информативны для педагогов и родителей, которые показывает, что деятельность с данными подростками необходимо осуществлять таким образом, чтобы развивать самостоятельность, организованность, конкретно выдвигать требования и правила поведения и формировать отношение подростков к их обязанностям в соответствии с возрастом.
Итоги «Теста коммуникативных умений» отражены в диаграмме (рис. 3)
Результаты методики "Шкала социальной компетентности"
У отставание в развитии В возрастной норматив Н опережение в развитии
Рис. 2. Результаты методики "Шкала социальной компетентности"
В Зависимый тип поведения в общении В Агрессивный тип поведения в общении В Компетентный тип поведения в общении
Преобладающие типы поведения в общении
Рис. 3. Анализ результатов «Тест коммуникативных умений»
Тест коммуникативных умений определил, что для 50% характерен компетентный тип общения, для 35% - зависимый, у 15% - выявлен агрессивный тип общения (рис. 3). Результаты теста показывают, что формирование типа поведения в общении подростков еще не завершено. Зависимый тип поведения в общении связан с ведомостью поведения в целом. Здесь важно отметить, что в поле зрения необходимо иметь в виду содержание общения подростков, которое сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения, значимости личности в подростковой среде. Соответственно педагогам и взрослым необходимо знать, что подростку требуется среда, которая будет создавать наиболее благоприятные, позитивные условия для общения подростка со взрослыми и сверстниками, в период активного освоения социальных норм и ролей, а также ценностей в процессе социальной адаптации.
Подобранные методики позволяют более целостно представить выявленные особенности социальной адаптации исследуемых подростков. По итогам исследования можно утверждать, что подросткам характерны ведомость (зависимость), эскапизм, низкий уровень в развитии самостоятельности, организованности и отношениях к своим обязанностям, при этом устойчивый интерес к социальной жизни и соответствующее возрастной норме развитие общения у преобладающего числа опрошенных. Но здесь важно отметить, что встречаются подростки в учреждениях дополнительного образования детей, которым свойственны агрессивность и зависимость в общении (в сумме 50%). С одной стороны, можно говорить, что это в силу переходного периода имеет место, с другой - это служит сигналом для педагогов и психологов в их профессиональной деятельности. Полученные результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что у данных подростков происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности. Но это период формирования отношения к себе как к члену общества, к формированию социальных установок. Выявленные высокий и средний уровни эмоциональной комфортности, устойчивый интерес к социальной жизни и соответствующее возрастной норме развитие общения у большинства опрошенных подростков позволяют предположить, что в учреждениях дополнительного образования создаются условия для социальной адаптации подростков.
Результаты исследования показывают, что относительно социальной адаптации подростков у учреждений дополнительного образования есть ряд особенностей. Реализация социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей предполагает создание условий для деятельности подростка по освоению относительно стабильных условий среды, решению типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособле-
нию к условиям социальной среды. В учреждениях дополнительного образования подростки приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач. Проигрывая роли в различных ситуациях (актер, журналист, репортер, швея, манекенщица, оформитель, сказочник, танцор, ведущий и др.), подростки осваивают новую социальную среду, адаптируются к ней, приобретают разный жизненный опыт.
Система дополнительного образования открыта для сотрудничества детей со старшим поколением, включая специалистов, педагогов-профессионалов, являющихся наставниками, помощниками подростков в их социальном становлении. В процессе социальной адаптации в учреждениях дополнительного образования формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым подросток реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Этому способствует творческая и эмоционально окрашенная деятельность подростков в учреждениях дополнительного образования.
Исследовательские подходы к проблеме социальной адаптации подростков весьма разнообразны, однако у всех опрошенных подростков наблюдается общий момент: социальная адаптация рассматривается как улучшение или оптимизация способности подростков в различных условиях социальной среды достигать значимых целей, порожденных потребностями и их осмыслением. Социальная адаптация подростков в учреждении дополнительного образования детей связана с процессом воспроизводства и реализации норм и ценностей, с познавательной и социально значимой деятельностью, с личностными и внешними факторами окружающей среды.
Полученные данные эмпирического исследования позволяют сориентироваться и определить пути совершенствования социальной адаптации подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Для этого в Кемеровской области организуются исследования и разрабатываются программы социальной адаптации подростков на базах учреждений дополнительного образования детей по следующим темам: «Социально-педагогические условия развития лидерских качеств подростков в учреждении дополнительного образования детей», «Педагогические условия формирования социальной компетентности подростков к культурно-досуговом пространстве учреждений дополнительного образования детей», «Формирование социального опыта подростков в досуговом пространстве учреждений дополнительного образования детей» и другие.
Проблема социальной адаптации подростков требует изучения, поскольку новые условия меняющегося общества требуют постоянного обновления не только знаний, но и ценностных установок. Социальная адаптация личности является одной из важнейших характеристик, объясняющих поведение подростка в социальной среде. Следует отметить, что социальная адаптация для подростков - это не самоцель. Она является необходимым условием достижения целей подростков,
решения личных задач, то есть реализации его потенциала. является условием для дальнейшей социальной адаптации. Субъективизация формальных и неформальных отношений в учреждениях дополнительного образования детей, условия данных учреждений обладают колоссальными возможностями не только для развития и воспитания подростков, учитывая их индивидуальные особенности, но и для их социальной адаптации.
Bibliography
1. The concept of modernization of additional education for children of the Russian Federation until 2010 (6. 10.2004, № PC-2) // Vneshkolnik. -2004. - № 12.
2. Egorova, A.V. The development strategy of additional education: employment teen affair / A.V. Egorova // Social Sciences. - 2008. - № 4.
3. Boyarintseva, A.V. Additional education today // New value of education. The principle of subsidiarity. - 2006. - № 4 (28).
4. Maslova, I.A. Peculiarities of socialization of adolescents in the educational space agencies additional education / I.A. Maslova. Vestnik Pomeranian University. - 2006. - № 7.
5. Materials of interregional scientific-practical conference: "Problems of education and social adaptation of adolescents (28-29 November 2002, Kemerovo). - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2003. - Part 1.
6. Russian State Library [electronic resource] / Single electronic catalog. - Mode of access: httr: // www.rsl.ru.
7. Korel, L.V. Sociology of adaptations: Issues of theory, methodology and techniques. - Novosibirsk: Nauka, 2005.
8. Romm, M.V. Adaptation of the individual in society: Theoretical and methodological aspects. - Novosibirsk: Science. Siberian Academy of
Sciences Publishing House, 2002.
9. Rean, A.A. Psychology personality adaptation / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A. Baranov. - St.: Prime-EVROZNAK, 2008.
10. Rozum, S.I. Psychology of socialization and social adaptation of the person / S.I. Rozum. - St.: Rech, 2006.
11. Anufrieva, L. "What is he, a modern teenager?" // Social Pedagogy. - 2008. - № 2.
12. Kodzhaspirova, G.M. Teaching vocabulary: for the studio. Higher. and environments. Ped. Textbook. institutions / G.M. Kodzhaspirova, A.J. Kodzhaspirov. - Moscow: Publishing House Academia, 2005.
13. Ovcharova, R.V. Handbook of social educator. - M: TC "Sphere", 2007.
14. Fetiskin, N.P. Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. - M., Univ Institute of Psychotherapy, 2004.
15. Nalchajyan, A.A. Coping: mechanisms and strategies. - M.: Penguin Books, 2010.
Article Submitted 24.12.10
УДК 37.01.001.8
М.А Андросов, асп. ГАГУ, Горно-Алтайск, E-mail: [email protected];
Т.А. Костюкова, д-р. пед. наук, проф. ТГУ, Томск, Е-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА НЕОБХОДИМОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Раскрываются основные аспекты этноэкологического воспитания, его цели, задачи, региональная специфика. Приводятся рекомендации по совершенствованию этноэкологического воспитания школьников в Республике Алтай.
Ключевые слова: этнос, экология, экологическое воспитание.
Для сохранения национального самосознания малочисленных коренных народов необходимо решение задач этнического, экологического воспитания, не только на федеральном, но и на региональном уровне. Такое воспитания станет приемлемым при возможности создания и реализации национальных систем этнопедагогики коренных народов Сибири, где большое внимание будет уделяться системному рассмотрению видов национально-хозяйственной деятельности, элементов праздничной и игровой культуры, обучению родному языку в детских садах, школах и вузах, организации культурно-досуговых мероприятий в открытой среде, погружению в мир природы, выходу на новые информационные технологии.
В связи с этим особое значение приобретает анализ огромного исторического, этнопедагогического, этнокультурного и этноэкологического потенциала различных народов, сформировавших конкретные виды взаимоотношений человека и окружающей среды, природы и общества.
В ходе проведения анализа основных научных подходов к проблеме этноэкологического образования и воспитания определено, что культура и содержание воспитания детей в народной среде является предметом интереса
Г.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Т.И. Жуковской; Л.П. Ильченко, Л.А. Мамедовой, Л.Н. Павловой, К.Б. Семенова, И.А. Шорова и др. ученых, изучавших этнопедагогическое
наследие. Этот интерес, распространяющийся и на традиционную систему коренных народов Сибири, вызван в настоящее время не только академическими соображениями, но и кризисным состоянием территорий и проживающих там этносов.
Проведенный анализ показал, что сохранение традиционной воспитательной системы возможно на основе использования потенциала этнокультурных традиций коренного населения в условиях сосуществования и взаимосвязи разных культур и изменяющегося мира [1]. Примером этого может служить Республика Алтай, которая признана мировым сообществом экосистемным резерватом планетарного масштаба, всемирным банком биологического, ландшафтного и этнического разнообразия планеты. Кроме того, Республика Алтай является концентратом традиций природопользования коренных народов Сибири, позволивших сберечь это уникальное разнообразие [2]. Комплекс этноэкологических традиций являет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения качественно нового подхода к природопользованию, образованию и воспитанию, в основе которых лежит народная система воспитания
[3].
В России народная система воспитания - это комплекс традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, запретов, пере-