УДК 330.322.4 С.В. Радыгина
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Анализ динамики показателей инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в Удмуртской Республике. Мероприятия государственной поддержки инвестиционной деятельности в республике. Итоги формирования благоприятного инвестиционного имиджа Удмуртии.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный климат.
Правительством Удмуртской Республики проводится активная государственная инвестиционная политика, направленная на повышение эффективности управления инвестиционными процессами, создание благоприятных условий для привлечения в республику инвестиций, развитие инвестиционной инфраструктуры.
С 2006 г. в республике действует Закон Удмуртской Республики «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике», где указаны основные формы поддержки инвесторов:
1) предоставление инвесторам льгот по налогам;
- по налогу на прибыль организаций (снижение налога на 4,5%);
- освобождение от налога на имущество организаций;
2) предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на инвестиционные цели из бюджета Удмуртской Республики;
3) предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет Удмуртской Республики;
4) предоставление государственных гарантий;
5) включение инвестиционных проектов в Реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики;
6) информационная и организационная поддержка инвесторов, в том числе методическая и организационная помощь в оформлении заявок на получение софинансирования из федеральных институтов развития.
С 2006 г. в республике действует республиканская целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику». Как видно на рис. 1, с момента начала реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности программноцелевым методом наметился резкий рост в объеме инвестиций в основной капитал по Удмуртской Республике.
Благодаря реализации мероприятий Программы годовой объем инвестиций вырос с 20,48 млрд. руб. в 2006 г. до уровня 41,31 млрд.руб. в 2009 г., то есть увеличился на 201,71% (в 2 раза).
В 2009 г. объем инвестиций в экономику Удмуртии снизился по сравнению с итогами 2008 г. (с 49,88 млрд.руб. до 41,31 млрд.руб.), что было связано с кризисными явлениями в экономике в целом по всем регионам Российской Федерации.
По результатам реализации программных мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртии за 9 месяцев 2010 г. в республику привлечено 31,6 млрд. руб. инвестиции в основной капитал, а объем инвестиций на душу населения составил 20,7 тыс. руб.
Более подробная информация о динамике основных показателей инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике приводится в табл. 1.
2004
2005 2006 2007 2008
■ Инвестиции в основной капитал
2009 9 мес 2010
г.
Рис. 1. Динамика объема инвестиций в основной капитал, млрд. руб.
Таблица 1
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике
Наименование показателя 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 9 мес. 2010 г.
Инвестиции в основной капитал по полному кругу, млрд. руб. 20,48 28,15 49,88 41,31 31,6
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб./чел. 13,38 18,39 32,59 26,99 20,7
Доля инвестиций в валовом региональном продукте УР, % 12,42 13,69 20,76 18,21 будет определен по итогам года
Данные табл. 1 указывают на то, что увеличение объема инвестиций наблюдается не только в абсолютных, но и в относительных показателях. Так, инвестиции в основной капитал на душу населения в Удмуртской Республике увеличились в 2009 г. до уровня 26,99 тыс. руб. на человека по сравнению с 2006 годом - 13,38 тыс.руб. на душу населения. Наибольший рост значения показателя наблюдается в 2008 г., когда инвестиции на душу населения составили 32,59 тыс. руб. на человека. По итогам 9 месяцев 2010 г. наблюдается некоторое снижение данных показателей, однако на текущий момент не учитываются результаты 4-го квартала 2010 г., а по прогнозам поступление инвестиций в основной капитал за 2010 г. должно превысить уровень 2009 г. и достичь значения 43,0 млрд. руб.
Если смотреть поступления инвестиций по видам экономической деятельности, то наибольшую инвестиционную активность за последние годы показывают предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса, поскольку по данному направлению прирост поступления инвестиций в основной капитал за последние 5 лет увеличился в 7 раз. По направлению «Операции с недвижимым имуществом и аренда» поступления инвестиций увеличились на 17%. Достаточно высокую инвестиционную активность проявляют предприятия обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых.
Доля инвестиций в валовом региональном продукте Удмуртской Республики увеличилась с 12,4% в 2006 г. до уровня 18,2% в 2009 г., причем в 2009 г. показатель составил 20,76%.
Одним из наиболее востребованных направлений государственной поддержки инвестиционной деятельности является предоставление на конкурсной основе налоговых льгот предприятиям, реализующим крупные инвестиционные проекты.
В период с 2007 по 2009 гг. в рамках реализации республиканской целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на 2007-2009 годы» состоялось 2 конкурса на право получения льгот по налогу на прибыль и 4 конкурса на право получения льгот по налогу на
имущество. Победителями конкурсов были признаны 35 инвестиционных проектов 31 предприятия республики.
На реализацию инвестиционных проектов организаций-победителей конкурсов с 2007 по 2009 г. предоставлено более 350 млн. руб. налоговых льгот (см. рис. 2).
4000
3500
3000
2500
2000
1500
1000
500
0
Объём инвестиций по проектам
Сумма налоговых льго
Поступление налоговь платежей
2007 г. 2008 г. 2009 г.
т
х
Рис. 2. Информация по предоставленным налоговым льготам организациям-победителям,
реализующим инвестиционные проекты
На рис. 2 продемонстрировано, что за период реализации РЦП размер предоставляемых налоговых льгот ежегодно увеличивался. При этом бюджетный эффект от предоставления данных льгот в несколько раз превышает размер льгот.
В период с 2004 по 2010 гг. по результатам конкурсного отбора налоговые льготы получили 68 предприятий республики для реализации 82 инвестиционных проектов.
В 2007 г. фактическая сумма предоставленных льгот по налогу на прибыль и имущество составила 59,5 млн. руб. при увеличении налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики на сумму 569,7 млн. руб. (в 9,5 раз превышает размер льгот).
В 2008 г. фактическая сумма предоставленных льгот по налогу на прибыль и имущество составила 139,2 млн. руб. при увеличении налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики на сумму 983,0 млн. руб.
В 2009 г. фактическая сумма предоставленных льгот по налогу на прибыль и имущество составила 156,4 млн. руб. при увеличении налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики на сумму 635,4 млн. руб.
Еще одним положительным итогом стало создание за счет реализации инвестиционных проектов более тысячи новых рабочих мест. В 2007 г. благодаря реализации инвестиционных проектов ор-ганизациями-победителями конкурса по предоставлению налоговых льгот было создано дополнительно 539 рабочих мест. В 2008 г. было вновь создано 256 рабочих мест, а в 2009 г. - 343 новых рабочих места.
В 2010 г. был проведен очередной конкурс инвестиционных проектов на право получения льгот по налогу на имущество организаций, победителями которого определены инвестиционные проекты 17 организаций республики. Реализация данных проектов позволит привлечь 3662 млн. руб. дополнительных инвестиций, создать 1442 рабочих места. Предполагаемое увеличение налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики, связанное с реализацией инвестиционных проектов, составит 850,6 млн. руб. Предполагаемая общая сумма налоговых льгот, предоставленных организациям-победителям конкурса, на весь период срока окупаемости (но не более 5 лет) составит 164,8 млн. руб.
В итоге на реализацию инвестиционных проектов в период с 2004 по 2010 гг. было предоставлено за счет бюджета Удмуртской Республики более 450 млн. руб. налоговых льгот. В то же время
бюджетная эффективность от их реализации более чем в 6 раз превысила объем предоставленных льгот и составила 3197,6 млн. руб. Привлечено инвестиций за данный период около 13 млрд. руб.
Но самое главное - дополнительно создано за этот период более 2500 новых рабочих мест.
В течение последних лет инвестиционный потенциал Удмуртии был представлен на самых престижных выставках и форумах: Международной выставке-ярмарке инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости в Каннах, международных инвестиционных форумах в Санкт-Петербурге и в Сочи, Международной выставке достижений АПК «Зеленая неделя» в Берлине. В 2008 г. делегация Удмуртской Республики приняла участие в составе экономической миссии Приволжского федерального округа в российской национальной выставке в Индии.
Хорошей традицией для Удмуртии стало ежегодное проведение инвестиционных форумов. В июне 2010 г. в Удмуртии состоялся третий российский форум «Российским инновациям - российский капитал», посвященный развитию агропромышленного комплекса. Он собрал более 1000 участников из 15 регионов страны.
В целях освещения инвестиционной деятельности Удмуртской Республики с 2007 г. успешно функционирует информационный интерактивный сайт в сети «Интернет» www.udminvest.ru, на котором приведены контакты субъектов инфраструктуры инвестиционной деятельности, а также в новостном блоке освещаются мероприятия и основные события в инвестиционной деятельности Удмуртии и России в целом. Сайт содержит базу инвестиционных проектов и инвестиционных площадок Удмуртской Республики.
Большое внимание уделяется подготовке и повышению квалификации кадров. Ежегодно организуются обучающие семинары и программы повышения квалификации. В целях активизации работы по формированию инвестиционных проектов Министерство экономики Удмуртской Республики дважды в течение 2010 г. (в июле и в ноябре текущего года) проводило для представителей органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления республики обучающие семинары по формированию проектов государственно-частного партнерства.
Для участия в работе семинара в ноябре 2010 г. были приглашены представители Центра ГЧП Внешэкономбанка и представители международных консалтинговых компаний «Allen and Overy Legal Servises» и «Magisters», которые в ходе обучающего семинара рассматривали практический опыт формирования проектов государственно-частного партнерства в других субъектах Российской Федерации.
В целях повышения социального статуса инвесторов и популяризации инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике в 2008 г. впервые был проведен конкурс «Лучший инвестор года Удмуртской Республики».
В результате победителями конкурса были признаны 10 предприятий по 5 номинациям. В 2009 г. победителями конкурса признаны 7 организаций в 6 номинациях. В 2010 г. победителями конкурса «Лучший инвестор Удмуртской Республики» были признаны 10 организаций по 11 номинациям. В том числе в номинации «Лучший инвестиционный проект» были отмечены две организации: ООО «Завод нефтегазового оборудования “ТЕХНОВЕК”» за проект «Расширение производства нефтегазопромыслового оборудования» и филиал «Удмуртэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» за проект «Строительство подстанции закрытого типа 110к/В «Калашников».
Начиная с 1999 г. ежегодно проводится конкурс «Лучший экспортер Удмуртской Республики», что стимулирует развитие внешнеторговой деятельности и повышение авторитета и престижа экспортеров республики. География внешнеторговых партнеров предприятий республики очень широка. Так, за 2009 г. товары из Удмуртии поставлялись в 69 различных стран мира. Крупнейшими экспортерами товаров из Удмуртии являются Казахстан, США, Египет, Венгрия, Украина, Германия, Венесуэла. По данным статистики, в 2009 г. внешнеторговый оборот Удмуртской Республики составил 373 млн. долл. США. По итогам 2009 г. «Лучшими экспортерами Удмуртской Республики» были признаны ООО «Производственное предприятие “Уралтехмонтаж”», ОАО «Концерн “Аксион”», ЗАО «Можгинское деревообрабатывающее народное предприятие “Красная звезда”», ОАО «Ижевский электромеханический завод “Купол”», ОАО «Ижнефтемаш».
В 2008 г. в целях повышения эффективности деятельности органов власти, упрощения согласительных процедур и устранения административных барьеров правительством Удмуртской Республики определена уполномоченная организация по взаимодействию с инвесторами по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Удмуртии, по принципу «единого окна».
В 2007-2008 гг. были размещены облигационные займы в объеме 1,5 млрд. руб. и 1 млрд. руб. соответственно, которые были направлены на финансирование капитальных вложений и дорожных работ.
В декабре 2009 г. было принято решение об эмиссии дополнительного выпуска государственных облигаций Удмуртской Республики объемом 1 млрд. руб. с купонным доходом 8,4%.
В целях повышения прозрачности и эффективности функционирования инвестиционной системы Удмуртии Международным рейтинговым агентством Moody’s ежегодно проводится работа по присвоению и мониторингу кредитного рейтинга Удмуртской Республики (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика оценки кредитного рейтинга Удмуртской Республики
Иаименование показателя 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 20і0 г.
Национальный рейтинг Аа3.га Аа2.га Ааі.т Ааі.т Ааі.т Ааі.т Ааі.т
Глобальный (международный) рейтинг Ваі стабильный Ваі стабильный ВВ+ стабильный
В 2007 г. Удмуртской Республике был присвоен рейтинг по национальной шкале на уровне Аа1.т. В 2008 г. Moody’s Investors Service присвоило Удмуртской Республике рейтинги в иностранной и местной валюте по глобальной шкале на уровне Ba1. Прогноз рейтингов - стабильный.
Одновременно рейтинговое агентство Moody's Investors Service подтвердило рейтинг республики по национальной шкале на уровне Аа1.т (очень высокая кредитоспособность).
В 2009 г. кредитный рейтинг сохранил свои высокие показатели. А в 2010 г. кредитный рейтинг оценивался другим рейтинговым агентством - Fitch Reitings, поэтому шкала оценки несколько изменилась. Однако рейтинг сохранил прогноз «стабильный». Такие высокие показатели кредитных рейтингов, как Удмуртская Республика, имеют республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Пермский край, Челябинская, Самарская, Белгородская и Вологодская области.
В последние годы в Удмуртии особое внимание уделяют сравнительно новому механизму ведения инвестиционной деятельности - государственно-частному партнерству, когда отдельные государственные функции передаются частному бизнесу при условии совместного осуществления инвестиций в социальные объекты и инфраструктуру (дороги, водоснабжение, канализация, теплоснабжение и т.п.). В 2009 г. в Удмуртии, опередив многие другие регионы России, приняли закон Удмуртской Республики №39-РЗ «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах». В это же время в составе Министерства экономики УР было сформировано Управление инвестиций и государственно-частного партнерства, к задачам которого были отнесены отбор проектов, реализуемых на принципах ГЧП, оценка их эффективности с точки зрения регионального развития, подготовка конкурсов по выбору частного партнера.
Ярким примером проекта государственно-частного партнёрства стал проект «Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через р. Кама и р. Буй у г. Камбарка» общей стоимостью более 14 млрд. руб. Целью данного проекта является инфраструктурное обеспечение транспортно-экономических межрегиональных связей. Проект одобрен на заседании Инвестиционной комиссии по проведению отбора проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ при Минрегионе РФ. В настоящее время проект готовится к рассмотрению на заседании Правительственной комиссии по инвестиционным проектам для представления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.
В целях развития монопрофильного г. Глазова оказывается содействие в подготовке заявки на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция животноводческого комплекса ОАО “Удмуртская птицефабрика”». В настоящее время проект проходит государственную экспертизу.
Для оказания содействия в реализации крупных инвестиционных проектов и привлечения в республику долгосрочных стратегических инвестиций была создана рабочая группа по рассмотрению инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для социально-экономического разви-
тия Удмуртской Республики. Возглавляет данную группу председатель правительства Удмуртской Республики. Данная рабочая группа на настоящий момент курирует около 12 крупных инвестиционных проектов, координирует деятельность органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления по устранению административных барьеров в ходе реализации данных приоритетных проектов.
В числе приоритетных проектов находятся, прежде всего, инвестиционные проекты по строительству новых производственных предприятий, например, «Строительство завода по производству лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения» в Завьяловском районе Удмуртской Республики. По проекту уже выделен участок под строительство и ведутся переговоры по подключению объектов коммунальной инфраструктуры. В результате реализации проекта будет создано около 500 новых рабочих мест.
ООО «Северная палитра» реализуется проект «Строительство цементного завода на территории Удмуртской Республики» в Ярском районе. Для реализации проекта уже выделен земельный участок.
Следующий перспективный инвестиционный проект - это проект компании «Аквафонд», которая планирует на территории нескольких муниципальных районов Удмуртии создание регионального рыбоводного комплекса. Согласно проекту в республике будет создано более 800 новых рабочих мест.
По результатам отбора приоритетных инвестиционных проектов был сформирован перечень инвестиционных проектов, представивших Удмуртскую Республику в сентябре 2010 г. на Межрегиональной конференции «Стратегия социально-экономического развития Поволжья до 2020 года». По результатам конференции два проекта от Удмуртии вошли в перечень приоритетных инвестиционных проектов ПФО, которые станут основой реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа в период до 2020 г. Среди отобранных проектов концессионный проект «Строительство мостовых переходов через р. Кама и р. Буй.» и проект по развитию отрасли производства и переработки мяса в Удмуртской Республике.
В целях установления отношений стратегического партнерства, развития долгосрочного и эффективного сотрудничества в течение 2009-2010 гг. были подписаны соглашения о сотрудничестве между правительством Удмуртской Республики, с одной стороны, и ОАО «Промсвязьбанк», ГК «Внешэкономбанк», Министерством регионального развития Российской Федерации, государственной корпорацией «Роснанотех» - с другой.
В итоге комплексная государственная поддержка инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике способствовала созданию благоприятных условий для потенциальных инвесторов и, в конечном счете, развитию конкурентоспособной экономики республики.
Поступила в редакцию 14.12.10
S. V. Radygina
Performance on the investment appeal formation of the Udmurt Republic
The author provides the analysis of investment activity measures dynamics of managing subjects in the Udmurt Republic. The measures of the state support for the investment activity in the republic are disclosed. The results of forming a favorable investment image of Udmurtiya are shown.
Keywords: investment activity, investment image, investment climate.
Радыгина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: [email protected]
Radygina Svetlana Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor GOUVPO « Udmurt State University»
462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4 E-mail: [email protected]