УДК 330.147
АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Д.Н.Цыбиков
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается сложившаяся ситуация в связи с мировым финансовым кризисом в инвестиционной сфере Республики Бурятия. Предлагаются наиболее перспективные направления активизации инвестиционной деятельности республики в ближайшем будущем. Табл.1.
Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная деятельность; налоговые каникулы; финансовый кризис; рейтинг.
THE ANALYSIS AND PERFECTION DIRECTIONS OF ECONOMICAL PROGRAMS IN THE BURYAT REPUBLIC D.N.Tsybikov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The author considers the present situation in the investment sphere of the Buryat republic in the connection with the world financial crisis. He offers the most perspective activation courses of republic investment activity in the nearest future. 1 table.
Key words: investments; investment activity; tax holidays; financial crisis; rating.
В связи с мировым финансовым кризисом и, как следствие, приостановлением реализации инвестиционных проектов по большинству видов деятельности, а также ограничением бюджетных расходов на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства прогнозируется падение инвестиций в основной капитал. Проблема низкой инвестиционной привлекательности Республики Бурятия (РБ) способствует её экономической «изоляции», затрудняет получение финансовых ресурсов для проектов и программ экономического развития. С начала 2009 г. падение объема инвестиций в основной капитал в республике отмечается в каждом отчетном периоде, что соответствует общероссийской тенденции. Так, за 1 квартал 2009 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал РБ по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. составил 84,4% (по РФ -84,4%), за 1 полугодие по полному кругу организаций - 92,3% (по РФ - 81,8%).
Объем инвестиций в основной капитал за 1 полугодие 2009 г. составил 7296,6 млн. рублей. По данному показателю республика как в докризисном 2008 г., так и в 2009 г. продолжает занимать 9 место в числе 12 регионов Сибирского Федерального Округа (СФО).
Следует отметить, что за январь-июль 2009 года падение инвестиций в основной капитал отмечено по всем регионам СФО, кроме Красноярского края (128,5%), при этом в десяти регионах отмечены более высокие темпы падения инвестиций по сравнению с республикой. О невысоком уровне инвестиционной привлекательности свидетельствует и низкий уровень прямых иностранных инвестиций. На невысокий рейтинг Республики влияет её географическое положение в Восточной Сибири, где все субъекты РФ традиционно получают оценки ниже среднероссийских.
1Цыбиков Дмитрий Николаевич, аспирант, тел.: 89501338299. Tsybikov Dmitrii Nikolaevich, a postgraduate, tel.: 89501338299.
В числе 85 российских регионов по рангу инвестиционного потенциала республика находится на 58 месте. При этом достаточно высоко оценивается при-родно-ресурсный потенциал (19 место) и туристический потенциал республики - 26 место (в 2006 г. - 45 место). Для того чтобы достигнуть среднероссийских показателей, валовой региональный продукт в Бурятии должен вырасти до 190 млрд. руб. в год. Для выхода на этот показатель необходимо обеспечить более высокий уровень притока инвестиций и рост производительности труда, как минимум, в полтора раза.
По оценкам экспертов, большая часть инвестиций приходится на уже имеющееся производство, меньшая часть - на новые проекты. Но сегодня у предприятий не хватает хорошо проработанных инвестиционных проектов. Следовательно, первая задача - определиться по каждому предприятию в республике с перспективами развития на период 2009-2011 гг. и на перспективу до 2017 г.
Правительству Бурятии необходимо будет создать систему сопровождения инвестиционных проектов предприятий, вплоть до открытия новых производств.
Серьезным ресурсом для увеличения инвестиций должна стать государственная поддержка проектов. После негативного опыта выделения бюджетных гарантий в республике и вовсе прекратились любые формы поддержки. Необходимо научиться эффективно работать с имеющимися в распоряжении финансовыми инструментами.
Исходя из установленных приоритетов развития реального сектора экономики в республиканском бюджете формируются расходы инвестиционного характера. Их роль заключается в инфраструктурном обеспечении развивающихся ключевых производственных комплексов, а также в применении к субъектам
инвестиционной деятельности действенных финансовых стимулов. К ним, в частности, относятся:
- модернизация и создание стратегически важных для республики объектов транспортной, энергетической, инженерной, информационно - коммуникационной инфраструктуры для развития минерально-сырьевого, топливно - энергетического, транспортно-логистического, туристско-рекреационного, агропромышленного и инновационного комплексов;
- реконструкция и модернизация жилищного фонда и инженерно - технической, коммунальной инфраструктуры с целью создания условий для нормального жизнеобеспечения;
- развитие социальной инфраструктуры с целью повышения обеспеченности населения республики объектами здравоохранения, культуры, образования, спорта, физической культуры, социальной защиты;
- адресная поддержка реализации наиболее значимых, эффективных инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности республики;
- государственная поддержка малого предпринимательства;
- формирование системы поддержки инновационной деятельности в республике;
- реализация природоохранных мероприятий и создание условий безопасности жизнедеятельности.
В качестве источников инвестиций рассматриваются собственные средства предприятий (амортизационные отчисления и чистая прибыль) и привлеченные средства (бюджетные средства, заемные средства банков, средства частных инвесторов и прочие инвестиции). Развитие экономики республики в силу большой капиталоемкости требует активных структурных изменений и серьезного активного регулирования всех воспроизводственных процессов. Необходима эффективная промышленная политика правительства Республики и государства в целом (см. таблицу).
Источники покрытия потребности в инвести-_циях РБ2_
Показатели 2008-2012 2005-2012 2013-2015
Потребность в инвестициях, млрд. руб./ % 69,6/100 103,8/100 41,4/100
Источники покрытия инвестиций, млрд. руб./ %:
Амортизационные средства 24,0/34,5 35,4/34,1 17,6/42,5
Чистая прибыль, всего 43,3 58,2 40,8
в т. ч. направляемая на инвестиции (20% от чист. приб.) 8,7/12,4 11,6/11,2 8,2/19,7
Бюджетные средства (20% от налоговых платежей во все уровни бюджетов) 12,6/18,1 17,9/17,2 10,7/25,9
Заемные средства 24,3/34,9 38,9/37,4 4,9/11,8
Высокая доля заемных инвестиционных ресурсов потребует от Правительства РБ, Правительства РФ и хозяйствующих субъектов активной инвестиционной политики, инвестирования в регионе и преодоления сложившегося в настоящее время «узкого места» в экономике республики - отсутствия достаточного притока инвестиций в реальный сектор.
Следует учитывать, что ситуация со стимулированием инвестиционной деятельности в республике определяется общефедеральными подходами в разграничении федеральных и региональных полномочий между регулирующими государственными органами в этой сфере. От компетенции органов власти зависит возможность и правомерность осуществления ими правотворческой деятельности. Это напрямую определяет правовую среду, в которой протекают процессы привлечения и использования инвестиций, и оказывает в одних случаях благоприятное, а в других -негативное воздействие на инвестиционную деятельность в РФ.
Республиканскому Правительству следует шире использовать такие способы стимулирования инвестиционной активности, как:
- развитие системы государственных гарантий инвесторам;
- развитие системы страхования инвестиций;
- предоставление инвесторам налоговых льгот.
До недавнего времени первые два способа были связаны в большей мере с регулированием инвестиций на государственном уровне и долгое время находились в России на начальной стадии развития.
Стимулирующая налоговая политика широко применяется в российской практике и в ряде регионов дает положительные результаты. Предоставление инвесторам налоговых льгот явилось одним из основных и реально возможных способов стимулирования инвестиционной активности. Наиболее популярной формой региональных инвестиционных налоговых льгот является освобождение от уплаты (налоговые каникулы) региональной части налога (в основном в экономической литературе рассматривается налог на прибыль и налог на имущество). Опыт принятия на региональном уровне законов о льготах и гарантиях инвесторам получил особенно широкое распространение в последние годы. Это косвенно свидетельствует о том, что наряду с производственными и ресурсными факторами инвестиционной привлекательности, значимыми для инвесторов становятся другие факторы, в том числе институциональные.
Приоритетным направлением государственной инвестиционной политики на среднесрочную перспективу до 2012 года станет содействие коренной модернизации производства и его структурной перестройке, повышению конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренному инвестиционному развитию секторов «новой экономики», прежде всего становлению инновационных и информацион-
2Основные направления экономического роста Республики Бурятия с позиций энергоэффективности на период 2004-2007 гг. и на перспективу до 2012 г.: материалы регионального центра управления энергосбережением, (Институт экономических исследований ДВО РАН) г. Томск.
ных отраслей, формированию нового технологического облика производственных комплексов республики.
В целом наиболее перспективными направлениями активизации инвестиционной деятельности республики в ближайшем будущем должны стать:
- страхование некоммерческих рисков залогом имущества РБ;
- долевое участие республиканского бюджета в финансировании перспективных инвестиционных проектов;
- создание элементов региональной инфраструктуры (продажа земли под приватизированными предприятиями, создание уполномоченных коммерческих банков при региональной администрации и т.д.);
- разработка межрегиональных программ инвестиционного
сотрудничества;
- создание лизинговых, венчурных фондов;
- формирование фондов поддержки малого предпринимательства;
- предоставление налоговых льгот, введение системы инвестиционных кредитов, дифференциация ставок налогов на имущество и на землю для предприятий, осуществляющих масштабные инвестиции в региональные проекты ;
- выпуск и размещение республиканских займов и долговых обязательств;
- при изучении динамики отраслей республиканской экономики необходимо создание Агентства по реструктуризации, которое возьмет на себя часть обязательств предприятий в обмен на контрольный пакет акций и обеспечит контроль за ходом финансового оздоровления (альтернативой может явиться механизм поглощения или слияния предприятий взамен государственной поддержки поручителя или донора. Подобные меры целесообразно использовать и для решения проблем с обновлением основных производ-
ственных фондов в экономике республики);
- разработка стратегии управления государственным долгом, предусматривающая сокращение последнего до безопасного уровня;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятий республики путем закрепления за ними прав собственности на участки, на которых предприятия расположены.
Для решения перечисленных задач используются специальные организационно-экономические рычаги:
- установление особых правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов, включая меры государственной поддержки эффективно работающих предприятий;
- государственная поддержка на конкурсной основе наиболее значимых инвестиционных проектов (бюджетные кредиты; компенсационные выплаты процентной ставки по кредитам коммерческих банков; государственные гарантии под привлекаемые кредитные ресурсы);
- содействие расширению внутреннего спроса на продукцию местного производства путем введения системы госзаказа, лизинга, развитие инфраструктуры товарных рынков;
- реализация федеральных и республиканских программ.
Для любой экономической системы четко работает одно золотое правило: нет инвестиций - нет экономического роста. Республика Бурятия открыта для реализации новых серьезных проектов в различных сферах бизнеса. Она делает все, чтобы настоящим и потенциальным инвесторам было выгодно и комфортно работать и развивать свой бизнес в республике. В 2009 году объем инвестиций составил 30 млрд. руб. В течение ближайших трех лет при интенсивном развитии в экономику республики необходимо привлечь 100 млрд . руб . инвестиций .
УДК 336.075
ОПТИМАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ В СТОХАСТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Э.В.Чепиков1, И.А.Наталуха2
Кисловодский институт экономики и права, 357700, г. Кисловодск, ул. Р.Люксембург, 42.
Построена модель инвестиционного процесса, позволяющая учесть влияние ожидаемого изменения экономической политики в отношении инвестиций на инвестиционную стратегию фирмы. Показано, что угроза изменения налоговой политики приводит к более высоким инвестиционным затратам, к снижению величины опциона инвестирования.
Табл. 1. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: инвестиционная стратегия; налоговая политика; волатильность.
1Чепиков Эдуард Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры экономико-математического моделирования, тел.: (87937) 48164, e-mail: [email protected]
Chepikov Eduard Vasiljevich, a candidate of technical sciences, an associate professor of the Chair of Economical and Mathematical Modeling, tel.: (87937) 48164, e-mail: [email protected]
2Наталуха Игорь Анатольевич, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой экономико-математического моделирования, тел.: (87937) 48164, e-mail: [email protected]
Nataluha Igor Anatoljevich, a doctor of physical and mathematical sciences, a professor, the head of the Chair of Economical and Mathematical Modeling, tel.: (87937) 48164, e-mail: [email protected]