УДК 37.017.92
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ
КЛАССОВ ВО ВРЕМЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.Ш. Кадырова
Аннотация. Статья посвящена исследованию уровня сформированности этнической идентичности младших школьников в результате реализации опытно-экспериментальной работы.
В статье описываются современные подходы к пониманию сущности феномена этнической идентичности, структура, а также выявляется ризоматический образовательно-воспитательный потенциал внеурочной деятельности в процессе развития исследуемого феномена. Кроме того, в статье представлены результаты и выводы апробации разработанной в рамках исследования технологии, направленной на развитие отдельных компонентов этнической идентичности и всего феномена в целом. В результате проведенной опытно -экспериментальной работы наглядно отражается эффективность практической имплементации разработанной технологии в процессе оптимизации формирования целостной системы представлений о собственной идентичности, этническом своеобразии народов, населяющих полиэтнические, многонациональные регионы РФ, принятии собственной этнической идентичности, что обуславливает целесообразность внедрения указанной технологии в практику деятельности образовательных учреждений на младшем этапе школьного обучения.
Ключевые слова: этническая идентичность, модель этнической идентичности, технология развития этнической идентичности, технология развития этнической идентичности, апробация технологии развития этнической идентичности.
RESULTS OF APPROBATION OF TECHNOLOGY
OF CULTIVATION OF ETHNIC IDENTITY OF YOUNGER
PUPILS DURING OUT-OF-CLASS ACTIVITY
S. Kadyrova
Abstract. This article is about the study of ethnic identity of younger pupils fulfilled during experimental activity.
This article describes modern approaches in interpretation of such phenomenon as ethnic identity, its structure. The article also reveals considerable educative potential of out-of-class activity in the process of development of this phenomenon. Besides, the article presents the results and conclusions of approbation of created technology necessary for development of entire ethnic identity and its parts. Results of experimental activity present the efficiency of practical using of created technology in process of cultivation of concepts about personal identity, ethnic diversity of peoples living in many regions of Russian Federation, acceptance of personal identity. This determines the necessity of practical using of this technology in primary education.
Keywords: Ethnic identity, model of ethnic identity, technology of development of ethnic identity, approbation of technology of development of ethnic identity.
Вторая половина минувшего столетия ознаменовалась рядом онтологических изменений, трансформаций, обусловленных усилением и углублением интеграционных процессов, процессами слияния,
взаимопроникновения культур и образа жизни разных народов, нивелирования национальных и культурных границ. В результате надинтенсификации указанных процессов в начале третьего тысячелетия глобальный социум оказался в ситуации, которая может быть охарактеризована как ситуация кризиса идентичности, когда отмечается «обострение ряда проблем, касающихся проблем этнокультурной идентичности» [4, с.178].
В начало XXI века Россия вступила с комплексом неразрешенных проблем, актуальность которых не только не утратила своей актуальности, но приобретает все более угрожающие масштабы. К одной из таких проблем может быть отнесена проблема формирования и развития этнической идентичности. Сегодня «дестабилизация культурной самобытности в результате социальных и экономических изменений современных обществ вовлекается в общие эволюционные процессы, тесто связанные с глобализацией и конструированием коллективной экуменической идентичности» [8, с.3771]. Другими словами, в ситуации
надинтенсификации интеграционных процессов
усиливаются риски полной утраты национальной, этнической идентичности.
Этническая идентичность представляет собой «часть самооценки человека» [10, с.122]. В наиболее общем виде под этим феноменом понимается сложное комплексное образование, социально-психологический феномен, в формировании которого активное участие принимают как индивидуальные особенности личности, так и социальное окружение, сформировавшееся под влиянием историко-культурного, социально-политического,
экономического производственного и пр. контекста; в основе которого лежат механизмы идентификации и самоидентификации личности с определенной социальной группой;
динамический процесс адаптации, интеграции личности к социально - природному окружению, который осуществляется на протяжении всей жизни личности. Принимая во внимание комплексность, синтезность понятия этнической толерантности в последние годы данный феномен является «центральным концептом психологии развития, социальной и кросс-культурной психологии» [7, с.410], социологии, лингвистики и ряда других смежных наук.
Эффективное развитие этнической идентичности обеспечивает адаптацию личности к социально-природной окружающей среде, социализацию, интеграцию в общество, принятие системы социально одобряемых культурно-маркированных аксиологических модусов и поведенческих паттернов, обусловливает развитие личности как представителя определенной культурной модели, этнической общности.
Процессы развития этнической идентичности осуществляются на протяжении всей жизни личности, однако, приоритетная роль в процессах формирования навыков адекватной
идентификации, самоидентификации отводится младшему школьному возрасту. Принимая во внимание огромное значение указанного возраста в процессах личностного развития, организация и практическая реализация целенаправленного педагогического воздействия на развитие этнической идентичности может обеспечить наиболее полное, глубокое и последовательное развитие личности в духовно-нравственном плане, формирование целостной системы представлений о культурных ценностях, нормах поведения, формирование представлений о себе как представителе определенной культурной модели.
Следует отметить, что, несмотря на то, что формирование этнической идентичности, воспитание толерантности, уважительного
отношения к представителям различных культур, наций выступает одним из основных требований действующих нормативных документов, регулирующих реализацию образовательного процесса в современной российской школе, единый подход к развитию этнической идентичности в практике деятельности современных образовательных учреждений, как и единый подход к пониманию сущности феномена в современной научной литературе отсутствуют, что обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Подходы к пониманию сущности этнической идентичности.
Методологическое обоснование изучения этнической идентичности приобретает все большую актуальность в современной педагогической литературе. В последние годы все большее распространение в процессах исследования сложных психологически моделей, которым, безусловно, выступает этническая идентичность, приобретает моделирование.
Педагогические модели представляют собой «логические конструкты, схематично
отображающие образовательную практику в целом или отдельные её фрагменты» [3, с.73]; совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных в единую целостную методическую систему.
Конструирование модели этнической идентичности позволит выявить основные компоненты, формирующие целостность, единство сложного психолого-педагогического, социального, этнического феномена.
Принимая во внимание результаты исследований ученых, для оптимизации процессов исследования феномена, а также выявления оптимальных путей развития этнической идентичности целесообразным представляется выявление следующих базовых составляющих образования [6, с.840]:
1) когнитивный элемент - познание, восприятие ребенком отличительных черт своего этноса, ощущение личной причастности к нему с помощью этнодифференцирующих признаков;
2) эмоциональный элемент - восприятие членства в своей этнической группе, чувство тождественности с ней, оценка качеств своей этнической группы;
3) поведенческий элемент - реальная система проявления себя как члена данной этнической группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [5, с.7].
В графическом виде модель критериев этнической идентичности может быть представлена следующим образом:
Критерии этнической идентичности
Рисунок 1. - Критерии этнической идентичности
Таким образом, развитие этнической идентичности представляет собой
целенаправленное педагогическое воздействие, направленное на развитие отдельных компонентов синтезного образования, что обеспечивает повышение уровня
сформированности феномена в целом.
Роль внеклассной работы в процессе развития феномена этнической идентичности младших школьников.
Как уже отмечалось, в современной методической, педагогической литературе единый подход к пониманию сущности развития этнической идентичности в школе отсутствует. Как отмечает С.Б. Дагбаева, «особенно актуальна проблема формирования этнической
идентичности в младшем школьном возрасте, который характеризуется тем, что начинает закладываться фундамент всестороннего развития личности, формируется ее базовая культура, воспитывается добросовестное отношение к учению, общественнополезному труду, любовь к Родине, к своему народу» [1, c.21].
Как правило, приоритетная роль в процессе приобщения младшего школьника к
национальным культурным ценностям осуществляется при помощи содержания дидактических материалов, которые
используются в процессе обучения. Вместе с тем, роль внеклассной работы, выступающей неотъемлемой частью образовательно-воспитательной деятельности, личностного развития школьника, часто остается недооцененной.
Сложившаяся ситуация представляется в корне неправильной, поскольку именно посредством внеурочной деятельности достигается в полной мере реализация требований ФГОС для общего образования. Среди положительных сторон этой деятельности стоит выделить тот факт, что у учащихся есть возможность осуществлять широкий спектр занятий, которые способствуют личностному развитию, формированию как отдельных компонентов этнической идентичности, так и всего феномена в целом. Другими словами, внеурочная деятельность позволяет педагогу использовать различные, вариативные формы реализации целенаправленного педагогического воздействия, предоставляя эффективный
инструментарий для проявлений педагогического творчества в процессе развития навыков идентификации, самоидентификации личности.
Организация оп ытно-экспериментал ьной работы, направленной на развитие этнической идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
Принимая во внимание выявленную структуру феномена этнической идентичности, а также образовательно-воспитательный потенциал внеурочной деятельности, в процессе реализации опытно-экспериментальной работы была разработана и внедрена в практику деятельности МАОУ «Гимназия имени Н.Д. Лицмана» г. Тобольска технология формирования отдельных компонентов феномена.
Опытно-экспериментальная работа
осуществлялась поэтапно и включала три этапа: констатирующий, формирующих и контрольный. Экспериментальной работой было охвачено 105 учеников вторых классов. Принимая во внимание тот факт, что Тюменская область представляет собой полиэтнический регион, в котором проживают представители различных народностей, наций, проведение эксперимента позволило охватить представителей русской, украинской и татарской культур.
В качестве основного метода исследования уровня сформированности отдельных компонентов этнической идентичности использовался метод анкетного опроса. Результаты, полученные в результате опроса, подверглись количественной и качественной обработке с последующей интерпретацией.
В процессе реализации констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что у большинства младших школьников отмечается достаточно низкий уровень сформированности всех компонентов этнической идентичности. Дети продемонстрировали недостаточность знаний о родном государстве, национальных ценностях и традициях, связях со средой народа, поверхностную информированность о культуре своего народа. Другими словами, этническая идентичность учащихся младших классов находится на этапе становления и характеризируется диффузностью.
Результаты констатирующего эксперимента стали основой для разработки технологии формирования этнической идентичности младших школьников во внеурочной деятельности. Внедрение инновационной технологии осуществлялось поэтапно; разработанная программа факультативного курса «Культура народов России» была рассчитана на 68 часов и включала наиболее актуальные темы, позволяющие осуществить развитие всех
компонентов этнической идентичности. Кроме того, внедрение технологии подразумевало использование нетрадиционных форм и методов обучения, включая методы арт-технологий.
Развитие этнической идентичности младших школьников в условиях опытно-экспериментальной работы.
В результате практической имплементации разработанной технологии в практику деятельности образовательного учреждения, апробации результатов теоретического исследования удалось добиться существенного повышения уровня сформированности как отдельных компонентов этнической
идентичности младших школьников, так и всего комплекса в целом.
В процессе проведения повторной диагностики уровня сформированности когнитивного компонента было выявлено, что обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали более глубокое знание культуры, традиций, фольклора. Дети смогли не только перечислить народные пословицы, поговорки, сказки и легенды, но и предложили показать танец, изобразить героя той или иной национальной сказки.
В результате опытно-экспериментальной работы дети продемонстрировали более глубокое знание и понимание отличительных признаков этнических групп: если на констатирующем этапе все этнические различия в глазах школьников сводились к языку и ярким внешним признакам; на этапе контрольного эксперимента большинство учащихся младших классов называли язык - 72,7% (на 29% больше, чем во время констатирующего этапа); традиции и обычаи - 69,1% (на 47,3% больше, чем во время констатирующего этапа); народные праздники, песни и танцы - 69,1% (на 60% больше, чем во время констатирующего этапа).
Результаты исследования уровня
сформированности когнитивного компонента этнической идентичности в результате практического внедрения разработанной технологии представлены в таблице 1.
В графическом виде результаты проведенной опытно-экспериментальной
работы на рис.2.
Как видно из приведенного анализа, в результате реализации целенаправленного педагогического воздействия на младших школьников отмечается существенное развитие когнитивного компонента; осуществляется формирование целостной системы представлений об этническом своеобразии, национально-культурных особенностях различных
народностей.
Таблица 1. - Уровень сформированности когнитивного компонента этнической идентичности (констатирующий и контрольный этапы эксперимента)
№ п/п Ответы Контрольная группа Экспериментальная группа
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
1. Язык 46% 46% 43,7% 72,7%
2. Внешние признаки 32% 32% 32,7% 21,8%
3. Национальная одежда 18% 20% 20% 43,7%
4. Традиции и обычаи 20% 18% 21,8% 69,1%
5. Место жительства 12% 8% 10,9% 10,9%
6. Образ жизни 8% 10% 7,3% 7,3%
7. Народные праздники, песни, танцы 10% 12% 9,1% 69,1%
8. Черты характера, особенности поведения 4% 6% 3,6% 10,9%
9. Национальная кухня 10% 8% 14,5% 43,7%
10. Не могу назвать этнических отличий 4% 4% 5,5% -
Е констатирующий этап ■ контрольный этап
Рисунок 2. - Уровень сформированности когнитивного компонента этнической идентичности обучающихся (констатирующий и контрольный этапы эксперимента)
Существенно снизилась численность обучающихся, у которых преставления о культурном своеобразии сводятся исключительно к осознанию внешних признаков: с 32,7% на констатирующем этапе до 21,8% на контрольном. Полученные данные могут выступать свидетельством углубления системы
представлений об этническом своеобразии у младших школьников.
У детей контрольной группы существенных сдвигов не отмечается. Дети контрольной группы также плохо ориентировались в названиях
государственных, семейных, национальных праздников. Эти результаты указывают на то, что учащиеся, которые не принимали участие в формирующем эксперименте, не приобщены к народному фольклору и искусству, что, в свою очередь, вызывает затруднения в процессе формирования чувства общности, родственной причастности к этническому миру.
В процессе разработанной технологии отмечаются существенные трансформации уровня сформированности эмоционального компонента феномена этнической идентичности,
повышение переживания удовольствия, обусловленного ощущением сопричастности личности с определенной этнической общностью.
В процессе выявления уровня переживания сопричастности с определенной этнической общностью детям было предложено ответить на вопрос: «Укажи народ, представителем которого ты себя ощущаешь в большей мере? Почему?».
Подобная формулировка позволяет выявить критерии, показатели для соотнесения себя с определенной этнической группой, основы для реализации национальной, этнической самоидентификации.
Результаты, полученные в процессе анкетирования, представлены в таблице 2.
Таблица 2. - Уровень сформированности эмоционального компонента этнической идентичности (констатирующий и контрольный этапы эксперимента)_
№ Ответы Экспериментальная группа Контрольная группа
п/ п Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
е о | ы е о | ы е о | ы е о | ы
су & у Я су & у Я су & у Я су & у Я
р р р р
1. Национальное ть родителей 21,8% 14,5% 7,3% 12,7% 12,7% 7,3% 20% 20% 6% 20% 20% 6%
2. Родной язык 12,7% 12,7% 7,3% 21,8% 14,5% 7,3% 16% 10% 6% 16% 10% 6%
3. Место жительства 7,3% 5,4% 7,3% 7,3% 5,4% 7,3% 6% 4% 8% 6% 4% 8%
Внешние
4. признаки (цвет глаз, волос) 1,8% 1,8% - 1,8% 1,8% - 2% - 2% 2% - 2%
Как видно из приведенного анализа, численность обучающихся экспериментальной группы, на констатирующем этапе называющих в качестве критерия этнической принадлежности национальность родителей, существенно снизилась: с 21,8% до 12,7% среди представителей русского этноса; с 14,5% до 12,7% среди украинцев, среди татар количество детей, национальная идентификация которых зависит от национальности родителей, не изменилась.
В то же время численность обучающихся, которые в качестве главного интеграционного этнического критерия, указывают родной язык увеличилась: с 12,7% до 21,8% среди русских, с 12,7% до 14,5% среди украинцев, среди опрошенных детей татарской национальности изменения не фиксируются. Таким образом, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы свое наглядное подтверждение получает тот факт, что «ключевым критерием идентификации себя с определенным этносом является коммуникация» [2, с.81].
Другими словами, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы было выявлено, что у обучающихся формируется углубленное понимание того, что «язык этнической группы, выступающий средством передачи широкого круга символов, обеспечивает
единство членов этой этнической группы, порождает сходство между ними и, в отличие от других средств актуализации этнической идентичности, - обеспечивает ассимиляцию истории этноса, его культурных ценностей, выступая этнообразующим фактором» [9, с.415].
Полученные результаты могут выступать свидетельством более глубокого понимания школьниками сущности этнической
идентичности, того факта, что
самоидентификация зависит не от генетических факторов, национальности родителей, но от совокупности культурных, национальных факторов, приоритетное место среди которых занимает родной язык. Другими словами, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в результате внедрения в практику разработанной технологии у обучающихся формируется более глубокое понимание сущности этнических различий, а также повышается переживание удовольствия от сопричастности личности с определенной этнической общностью.
Исследование уровня сформированности поведенческого компонента этнической идентификации в условиях опытно-экспериментальной работы позволило выявить, что в результате реализации целенаправленного педагогического воздействия у большей части
обучающихся отмечается стремление к соответствию поведенческим нормам и паттернам, принятым в определенной этнической общности. Большая часть испытуемых
Таблица 3. - Уровень сформированности
Полученные данные снова показывают, что у большего числа школьников отмечается повышение уровня удовлетворения фактом проживания в России, принятие своей этнической идентичности. Другими словами, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что у школьников повышается проявление того, что принято называть патриотизмом. Численность детей, которые хотели бы изменить этническую идентичность или жить в другой стране, снизилась до нуля.
Результаты, которые были получены в результате проведенного исследования в контрольной группе, снова продемонстрировали неоднозначное отношение младших школьников к собственной этнической идентичности, допуская возможность изменения своей национальности.
Таким образом, в результате практического внедрения разработанной технологии в практику деятельности образовательного учреждения отмечается повышение уровня
сформированности всех компонентов феномена
продемонстрировали стремление жить в родной стране, желание принадлежать собственному этносу. Результаты анкетирования приведены в таблице 3.
ческого компонента этнической идентичности
этнической идентичности. У младших школьников отмечается углубление
представлений о собственной идентичности, этническом своеобразии народов, населяющих полиэтнические, многонациональные регионы РФ, формируется чувство удовлетворенности от принадлежности к определенной этнической общности, а также отмечается усиление проявлений стремления жить в России, принятие собственной этнической идентичности.
Результаты, полученные в результате проведения опытно-экспериментальной работы, выступают свидетельством эффективности внедрения разработанной техники развития как отдельных компонентов этнической
идентичности, так и всего феномена в целом. Принимая во внимание полученные в процессе апробации разработанной технологии результаты и выводы, целесообразным представляется внедрение указанной технологии в практику деятельности образовательных учреждений на младшем этапе школьного обучения.
(констатирующий и контрольный этапы эксперимента)
Ответы Экспериментальная группа Контрольная группа
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
русские украинцы татары русские украинцы татары русские украинцы татары русские украинцы татары
1. Хотели бы опять родиться русскими (украинцами, татарами) и в России 29,1% 20% 14,3% 40% 27,5% 7,3% 34% 22% 8% 34% 22% 8%
2. Хотели бы родиться в другой стране, но снова русскими (украинцами, татарами) 10,9% 10,9% 3,6% 3,6% 7,3% 7,3% 8% 8% 10% 8% 8% 10%
3. Хотели бы жить в иной стране и иметь иную национальность 3,6% 3,6% 3,6% - - - 2% 4% 4% 2% 4% 4%
4. Хотели бы опять родиться русскими (украинцами, татарами) и в России 29,1% 20% 14,3% 40% 27,5% 7,3% 34% 22% 8% 34% 22% 8%
Литература:
1. Дагбаева С.Б. Этническая идентичность младших школьников в изменяющихся социокультурных условиях / С.Б. Дагбаева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2013. - № (1)21. - С. 20-26.
2. Лазарян С.С. Структура и критерии формирования этнической идентичности личности / С.С. Лазарян // Человек и образование. - 2008. - № (2)15. - С. 81-83.
3. Лопата К. Педагогические условия формирования дискурсивной компетентности у студентов медицинского университета (на примере изучения иностранного языка): дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Лопата Карина Михайловна. - Курск, 2014. - С. 222.
4. Русских Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2013. - № 2. -С. 178-180.
5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект Пресс, 2006. - С. 189.
6. Alperovich V. Ideas of Personality About Enemy Influenced by Attitudes to Other People and Ethnic Identity // In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. -Volume 214. - pp. 839-844.
7. Jumageldinov A. Ethnic Identification, Social Discrimination and Interethnic Relations in Kazakhstan // In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. -Volume 114. - pp. 410-414.
8. Kassidou S., Golia P. and Kotsou S. The cultural representations of an ethnic identity: Aspects of Greek University students about the concept of culture // In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2010. -Volume 2, Issue 2. - pp. 3770-3774.
9. Sakhiyeva F., Berdibayeva S., Shomanbayeva A. and Kalkhojayeva A. Ethnic Identity as an Ethnic Identity Aggregate Value Orientations // In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Volume 114. - pp. 415-419.
10. Zbarauskait A. and Gailiene D. Minority Ethnic Identity and Discrimination Experience in a Context of Social Transformations // In Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Volume 165. - pp. 121-130.
Сведения об авторе:
Кадырова Сулия Шарифулловна (г. Тобольск, Россия), соискатель Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева, e-mail kadyrowa.suliya2011@yandex.ru
Data bout the author:
S. Kadyrova (Tobolsk, Russia), applicant Pedagogical institutt of Tobolsk named after D.I. Mendelejev, e-mail kadyrowa.suliya2011@yandex.ru