ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2018. №2(52)
ПЕДАГОГИКА
УДК 37.02
РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© Римма Ахмадуллина, Нелли Валиахметова, Анастасия Сюнина
FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN STUDENTS-FUTURE TEACHERS BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS
Rimma Akhmadullina, Nelly Valiakhmetova, Anastasia Syunina
The article is devoted to the urgent problem of modern society: Searching effective means of developing ethnic self-awareness of the individual in the context of the current unification of social and cultural values. We believe this issue is important for the multinational and multicultural population of the Republic of Tatarstan. We consider that the development of ethnic self-awareness primarily requires the formation of its key component - ethnic identity.
The article focuses on searching the most effective tools for forming ethnic identity in students-future teachers. We formulate theoretical provisions concerning the essence of ethnic identity, its distinguishing features and factors that prevent its positive development.
In our opinion, museum pedagogy, as one of the areas of pedagogical science, possesses a significant potential for forming ethnic identity in future teachers. This article emphasizes the unique role of museums in solving the problem under study. We suggest a program for forming ethnic identity in students-future teachers by integrating the content of the pedagogical course "History of Pedagogy and Education" and museum practice. We have proved experimentally the effectiveness of this strategy.
The article can be recommended to teachers and museum workers who intend to form ethnic self-consciousness in university students.
Keywords: ethnic self-awareness, ethnic identity, formation, means, museum pedagogy, educational environment, integration.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - поиску эффективных средств формирования этнического самосознания личности на фоне процессов унификации социально-культурных ценностей, происходящих сегодня в мире. Особую значимость, по мнению авторов, данная тема приобретает для многонационального, поликультурного населения Республики Татарстан. Решение задачи развития этнического самосознания авторы рассматривают прежде всего через необходимость формирования одного из ключевых его компонентов - этнической идентичности.
В статье актуализируется проблема поиска наиболее эффективных средств формирования этнической идентичности студентов - будущих педагогов. В работе излагаются теоретические положения, касающиеся сущности этнической идентичности, ее дифференцирующих признаков, факторов, препятствующих ее развитию в позитивном направлении.
По мнению авторов, значительный потенциал для формирования этнической идентичности будущего педагога содержит в себе одна из отраслей педагогической науки - музейная педагогика. В работе акцентируется внимание на уникальной роли музея в решении исследуемой проблемы. Авторы статьи предлагают программу формирования этнической идентичности студентов, будущих педагогов, через интеграцию содержания дисциплины педагогического цикла «История педагогики и образования» и музейной практики, экспериментальным путем доказывают ее эффективность.
Статья может быть рекомендована преподавателям, музейным работникам для решения задач формирования этнического самосознания студенческой молодежи.
Ключевые слова: этническое самосознание, этническая идентичность, формирование, средства, музейная педагогика, образовательная среда, интеграция.
Происходящий в современном обществе процесс унификации духовных и материальных ценностей одновременно сопровождается стремлением многих народов сохранить свою уникальную культуру, историю. Этнос выполняет функцию защиты, является источником жизненно необходимых ценностных ориентаций, сложившихся в результате опыта многих поколений. Ключевым условием для существования этнической группы выступает этническое самосознание. Оно позволяет стать активным участником социокультурных процессов.
В то же время опыт показывает, что современная молодежь, имеющая представление о своей этнической принадлежности, не знает родного языка, истории, культуры. Народные традиции, обычаи, по мнению молодых, утратили свою актуальность, являются несовременными. Другая, столь же острая проблема связана с появлением в молодежной среде феномена этноцентризма, негативных стереотипов и интоле-рантности к представителям других культур и национальностей. Также необходимо отметить уменьшение роли формального образования и одновременно возрастание влияния окружающего социума на формирование духовности молодого поколения. Это ставит перед современной образовательной практикой задачу поиска новых форм взаимодействия с окружающей средой с целью воспитания молодежи.
Особая роль в формировании этнического самосознания молодежи принадлежит педагогам, способным реализовать эту идею в образовательном процессе. В связи с этим на этапе их профессиональной подготовки важнейшим является развитие интереса к бесценному историческому и духовному опыту поколений, формирование на этой основе социально значимых личностных качеств, помогающих выстраивать гуманные отношения в современном обществе. Решение этих задач позволит им в дальнейшем грамотно осуществлять профессиональную деятельность по формированию этнического самосознания школьников. Значительный потенциал для формирования этнической идентичности студентов содержит в себе музейная педагогика.
В рамках данного исследования поставлена цель: экспериментально обосновать эффективность средств музейной педагогики для формирования этнической идентичности студентов -будущих педагогов - на основе интеграции музейной практики в содержание преподавания педагогических дисциплин.
Методологической основой исследования стали теоретические подходы к определению этнического самосознания и этнической идентич-
ности [Стефаненко], [Ethnic Identity, Immigration, and Well-Being: An Interactional Perspective], исследования по профессионально-педагогическому образованию [Ахмадуллина, Валиахметова, 2012, № 4], [Ахмадуллина, Валиахметова, 2012, № 3], воспитательному потенциалу музейной педагогики [Столяров].
Этническая идентичность - «психологическая категория, связанная с осознанием своей принадлежности к определенной этнической общности» [Стефаненко, с. 210]. Она способствует сохранению этнической группы, обеспечивает чувство безопасности отдельной личности, удовлетворяет ее потребность в принадлежности к коллективу, формирует знания об особенностях других этнических групп и отношение к ним. В совокупности вышеперечисленное составляет основу для создания толерантных поликультурных отношений.
Этническая идентичность является многомерной конструкцией, включающей этнические чувства, знания, отношения и поведенческие реакции [Ethnic Identity...]. Наиболее полно оно формируется в поликультурной среде.
Дифференцировать этническую идентичность позволяют язык, происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, историческая память, религия, гражданство, характерная внешность.
Сознательная самоидентификация с определенной этнической группой происходит в процессе социализации, формирования способности к размышлению. Т. Г. Стефаненко указывает, что осознание людьми их этнической принадлежности может быть разным, в зависимости от того, в какой среде они живут - полиэтнической или моноэтнической [Стефаненко, с. 208].
Структурно этническая идентичность представляет собой совокупность познавательного (знание о своем народе), аффективного (чувства к своему народу) [Стефаненко], поведенческого (отражение особенностей этноса в поступках, поведении, привычках) [Ethnic Identity.] компонентов.
Вследствие того что социализация осуществляется под влиянием множества различных факторов, эмоциональный фон этнической идентичности может приобретать как положительный, так и отрицательный характер. Доказано, что толерантное отношение к другим этническим группам, различиям в культуре прослеживается при наличии позитивной этнической идентичности. Именно ее формирование выступает ключевой задачей этнокультурного образования.
Данный процесс затрудняют размытое представление о своей этнической принадлежности,
отсутствие понимания ее личной значимости, сознательный уход от собственной этнической группы, гиперболизация своей этнической идентичности до дискриминационных форм ее проявления [Солдатова].
Значимым и наиболее благоприятным периодом в развитии этнической идентичности выступает возраст 18-22 лет, совпадающий с периодом обучения в вузе. Мы поддерживаем мнение ученых о том, что среди основополагающих факторов, оказывающих влияние на ее формирование, значительная роль принадлежит образцам народной культуры. Реализации их потенциала в условиях образовательного процесса вуза как нельзя лучше способствуют, на наш взгляд, средства музейной педагогики.
Специфическая образовательная музейная среда создает условия для проявления интереса к истории, традициям, культуре своего народа. Уникальная роль музея заключается в том, что он способен одновременно влиять на интеллектуальную, эмоциональную и моральную сферы, предоставляет возможность получить опыт непосредственного личного контакта с историей и культурой. Эта особенность способствует эффективному формированию когнитивных, аффективных и поведенческих структурных компонентов этнической идентификации.
В контексте нашего исследования эффективными средствами музейной педагогики выступили образовательные музейные программы и их интеграция в содержание преподавания дисциплины педагогического цикла. Использовались следующие методы: анализ теоретических источников, систематизация, педагогический эксперимент, анкетирование, количественные методы подсчета результатов исследования.
Участие в эксперименте приняли 68 студентов 1 курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», квалификация - бакалавр, в основном этнические татары и русские. Исследование проводилось в течение 1 семестра обучения. Цель эксперимента - разработать и апробировать программу формирования этнической идентичности студентов, основанную на интеграции элементов музейной педагогики и содержания дисциплины «История педагогики и образования». В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что подобная интеграция может играть положительную роль в формировании этнической идентичности будущих педагогов, если содержание программы будет строиться на принципах:
• интеграции образовательного и музейного пространства;
• аксиологизации образования;
• историзма в изучении этнической культуры разных народов;
• диалога и взаимодействия культур.
На констатирующем этапе эксперимента для определения исходной степени выраженности этнической идентичности студентов была использована «Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности» [Татарко, Лебедева]. Методика представляет собой анкету, состоящую из двух шкал, и ориентирована на индивидуальную оценку показателей этнической идентичности. Первая шкала оценивает степень позитивности этнической идентичности, то есть ее эмоциональную окрашенность; вторая оценивает степень неопределенности этнической идентичности респондента, то есть насколько ясно респондент ощущает себя представителем своего народа. При оценке ответов используется пятибалльная шкала (1 балл - абсолютно не согласен; 2 - отчасти не согласен; 3 -не знаю; 4 - отчасти согласен; 5 - абсолютно согласен). Обработка данных анкетирования заключается в подсчете средних значений отдельно по каждой шкале и определении показателей, соответствующих низкой, пониженной, средней, повышенной и высокой степеням эмоциональной окрашенности и неопределенности этнической идентичности.
На констатирующем этапе исследования нами была проведена первичная диагностика, результаты которой показали, что у большинства студентов (70,6% от выборки) преобладает средняя степень неопределенности этнической идентичности, то есть осознания ими принадлежности к своему этносу. Также большинство студентов (85,3% от выборки) находятся на среднем уровне позитивности, то есть эмоционального отношения к своей этнической принадлежности.
На формирующем этапе была разработана и апробирована программа формирования этнической идентичности, основанная на интеграции элементов музейной педагогики и содержания педагогической дисциплины «История педагогики и образования». Ее ключевыми задачами явились:
- историко-педагогическое просвещение с целью расширения и углубления этнокультурных представлений;
- использование педагогического потенциала музейного пространства, обеспечивающего освоение культурных и нравственных ценностей своего народа, его истории, традиций;
- развитие позитивных этнических установок личности посредством обогащения знаниями о культурных ценностях разных народов;
- вовлечение студентов в различные формы социально-культурного творчества, направленного на формирование этнической идентичности.
Фрагмент содержания программы, основанной на интеграции модулей и дидактических единиц дисциплины «История педагогики и образования» и тематики практических занятий на базе музеев г. Казани, представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Программа формирования этнической идентич-_ности студентов
Раздел (модуль) программы дисциплины «История педагогики и образования», способствующий формированию этнической идентичности
Воспитание как средство сохранения и распространения культуры этноса.
История развития образования в Татар-
стане
Дидактические единицы дисциплины «История педагогики и образования», способствующие формированию
этнической идентичности
Историко-культурные и воспитательные традиции различных народов.
Просветители, деятели науки и искусства, внесшие вклад в развитие образования Татарстана.
Содержание музейной практики (музеи г. Казани)
Экскурсии: «Традиции и современность»,
«Многообразие культур мира», «Познаем народы России и мира - познаем себя»
(Этнографический музей КФУ)._
Экскурсия «Я устремляюсь в вечность: Габ-дулла Тукай и его наследие» (Литературный музей Г. Тукая).
Жизнь и творчество татар-ского просветителя К. На-сыри
(Музей К. На-сыри).
«Погибая, не умрет герой...» (Музей-квартира Мусы Джалиля)._
Формами освоения программы явились экскурсии в музей, самостоятельная работа студентов по освоению культурного пространства и самообразование, разнообразные формы индивидуальной творческой деятельности, самостоятельная проектировочная деятельность.
После реализации разработанной программы на контрольном этапе эксперимента вновь было проведено анкетирование студентов по методике А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой, которое показало положительную динамику развития их этнической идентичности. Сравнительные результаты изменения количества студентов с разными степенями неопределенности и позитивности этнической идентичности приведены на Рис. 1 и Рис. 2.
Приведенные на рисунке 1 данные показывают, что на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим возросло количество студентов: 1) обладающих низкой степенью этнической неопределенности с 5,9% до 8,8% от выборки; 2) обладающих пониженной степенью - с 4,4% до 8,8%; 3) обладающих средней степенью - с 70,6% до 73,6%. Количество человек с повышенной и высокой степенью неопределенности, наоборот, снизилось соответственно с 8,8 % до 2,9% и с 10,3% до 5,9% от выборки.
□ низкая степень неопределенности
□ пониженная степень неопределенности
□ средняя степень неопределенности
□ повышенная степень неопределенности
□ высокая степень неопределенности
Количество студентов в % от выборки на констатирующем этапе эксперимента
Количество студентов в % от выборки на контрольном этапе эксперимента
Рис. 1. Количество студентов в % от выборки с разными степенями неопределенности этнической идентичности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Сравнительные данные на рисунке 2 показывают также изменения степеней позитивности на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим. Увеличилось количество студентов с высокой степенью позитивности этнической идентичности с 5,9% до 8,8% и повышенной с 2,9% до 7,3%. Количество студентов с низкой степенью позитивности уменьшилось с 4,4%
до 1,5% от выборки, со средней - с 85,3% до 80,9 %, а с пониженной степенью не изменилось.
Количество студентов в % Количество студентов в %
от выборки на от выборки на контрольном
констатирующем этапе этапе эксперимента эксперимента
□ низкая степень позитивности
□ пониженная степень позитивности
□ средняя степень позитивности
□ повышенная степень позитивности
□ высокая степень позитивности
Рис. 2. Количество студентов в % от выборки с разными степенями позитивности этнической идентичности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Таким образом, судя по результатам исследования, можно говорить о проявлении положительной динамики осознания студентами принадлежности к своему этносу и позитивного эмоционального отношения к своей этнической принадлежности.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что в условиях глобализации и нарастания миграционных процессов вопросы формирования этнической идентичности личности приобретают особую значимость прежде всего с целью необходимости сохранения национальной и культурной самобытности современной России. Значительная роль в этом процессе принадлежит культурному и образовательному пространству, целенаправленной педагогической поддержке и активной деятельности самих обучаемых. При этом вопросы выявления эффективных педагогических средств, способствующих формированию данного личностного качества, по-прежнему требуют изучения.
Результаты нашего исследования позволяют утверждать, что интеграция вузовских и музейных образовательных потенциалов может служить эффективным средством формирования устойчивой позитивной этнической идентичности, а также патриотизма, адекватной самооценки и чувства собственного достоинства студентов -будущих педагогов. Эти данные могут использоваться преподавателями вузов, работниками музеев для организации совместных культурных и образовательных программ.
Список литературы
Ахмадуллина Р. М., Валиахметова Н. Р. К проблеме диагностики педагогической компетентности
на этапе вузовского обучения // Казанская наука. Казань: Казанский Издательский Дом, 2012. №. 3. С. 261-263.
Ахмадуллина Р. М., Валиахметова Н. Р. Конструирование компетентностно-ориентированных заданий в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов // Образование и саморазвитие. 2012. № 4 (32). С. 49-54.
Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности, Москва: Смысл, 1998. 389 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. Москва: Аспект-Пресс, 2013. 224 с.
Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея. СПб.: ГРМ, 2013. 310 с.
Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологии. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 22 с.
Phinney J. S., Horenczyk, G., Liebkind, K., Vedder P. Ethnic Identity, Immigration, and Well-Being: An Interactional Perspective // Journal of Social Issues. Vol. 57 (3). Pp. 493-510.
References
Akhmadullina, R. M., Valiakhmetova, N. R. (2012).
K probleme diagnostiki pedagogicheskoi kompetentnosti na etape vuzovskogo obucheniia [To the Problem of Diagnostics of Pedagogical Competence at a Stage of High School Training]. Kazanskaia nauka. Kazan', Kazanskii Izdatel'skii Dom, No. 3, pp. 261-263. (In Russian)
Akhmadullina, R. M., Valiakhmetova, N. R. (2012). Konstruirovanie kompetentnostno-orientirovannykh zadanii v protsesse professional'no-pedagogicheskoi podgotovki studentov [Designing Competence-Oriented Tasks in the Process of Professional and Pedagogical Training of Students]. Obrazovanie i samorazvitie. No. 4 (32), pp. 49-54. (In Russian)
Phinney, J. S., Horenczyk, G., Liebkind, K., Vedder, P. Ethnic Identity, Immigration, and Well-Being: An Interactional Perspective. Journal of Social Issues. Vol. 57 (3), pp. 493-510. (In English)
Soldatova, G. U. (1998). Psikhologiia mezhet-nicheskoi napriazhennosti [Psychology of Interethnic Tensions]. 389 p. Moscow, Smysl. (In Russian)
Stefanenko, T. G. (2013). Etnopsikhologiia: praktikum [Ethnopsychology: A Workshop]. 224 p. Moscow, Aspekt-Press. (In Russian)
Stoliarov, B. A. (2013). Pedagogicheskie aspekty obrazovatel'noi deiatel'nosti muzeia [Pedagogical Aspects of Museum Educational Activities]. 310 p. St. Petersburg, GRM. (In Russian)
Tatarko, A. N., Lebedeva, N. M. Metody etnicheskoi i krosskul'turnoi psikhologii [Methods of Ethnic and Cross-Cultural Psychology]. 22 p. Moscow, izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki. (In Russian)
The article was submitted on 27.05.2018 Поступила в редакцию 27.05.2018
Ахмадуллина Римма Маратовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. akhrimma@mail.ru
Валиахметова Нелли Раисовна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. пе11уу 1975@mail.ru
Сюнина Анастасия Сергеевна,
аспирант,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. sunina_nastya@mai1.ru
Akhmadullina Rimma Maratovna,
Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. akhrimma@mail.ru
Valiakhmetova Nelly Raisovna,
Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. nellyv 1975@mail.ru
Syunina Anastasia Sergeevna,
graduate student,
Kazan Federal University,
18 Kremlyovskaya Str.,
Kazan, 420008, Russian Federation.
sunina_nastya@mail. ru