Научная статья на тему 'Результаты анкетирования врачей-стоматологов, обучающихся в интернатуре Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования'

Результаты анкетирования врачей-стоматологов, обучающихся в интернатуре Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты анкетирования врачей-стоматологов, обучающихся в интернатуре Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования»

Результаты анкетирования врачей-стоматологов, обучающихся в интернатуре Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования

а

А. А. Абрамов, Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава Санкт-Петербург

Самооценка врачами полученных в

1-интернами СПбМАПО вузе знаний, %

Таблица 1

Проблемы улучшения стоматологического образования в Российской Федерации, соответствие современного уровня подготовки специалистов изменяющимся запросам практического здравоохранения тесно связаны с развитием и совершенствованием мануальных навыков врача-стоматолога.

Отсюда принципиальное значение приобретает подготовка стоматологических кадров в стенах медицинских вузов [2] и дальнейшее послевузовское обучение выпускников высших медицинских образовательных учреждений и медицинских факультетов государственных университетов, которые во многом зависят от материально-технической оснащенности учебного процесса [1].

Нами проведено вводное анкетирование 52 врачей-стоматологов, поступивших в интернатуру СПбМАПО в 2005 году. Из них закончили СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова 24 человека, вузы Российской Федерации - 25 человек, вузы стран СНГ - 3 человека.

Анкетирование показало, что, несмотря на существование стандартов обучения в вузе, большинство выпускников-стоматологов не владеют основными манипуляциями и довольно низко оценивают свои теоретические знания (табл. 1-3).

Согласно данным Т. В. Кудрявцевой [3], выпускники стоматологического факультета СПбГМУ оценили организацию практической подготовки в вузе следующим образом: на отлично — 3,3 %, на хорошо — 30,7 %, на удовлетворительно - 50,9 %, на неудовлетворительно - 16,1 %.

Неудовлетворенность студентов практической подготовкой объяснялась нехваткой рабочих мест для обучения и низким материально-техническим оснащением клинических баз, не принадлежащих СПбГМУ которое 50,9 % студентов отметили как удовлетворительное, 15,1 % - как неудовлетворительное, 30,7 % -как хорошее, 3,3 % - как отличное, причем хорошие и отличные оценки давались клиническим базам в стоматологической поликлинике СПбГМУ - 13,3 % [4].

Отмеченное выше относится, к сожалению, и к практической подготовке студентов стоматологических факультетов других вузов России и стран СНГ

Поэтому не удивительно, что опрошенные нами врачи-интерны довольно низко оценили свою готов-

Врачебная Место учебы Теоретическая Практическая

специальность подготовка подготовка

Терапевтическая СПбГМУ 76,4 55,4

стоматология Вузы РФ 73,4 55,0

Вузы СНГ 70,0 47,0

Итого 73,26 52,46

Хирургическая СПбГМУ 64,7 32,8

стоматология Вузы РФ 64,8 45,8

Вузы СНГ 66,0 40,0

Итого 65,16 39,53

Ортопедическая СПбГМУ 54,7 23,5

стоматология Вузы РФ 60,2 36,9

Вузы СНГ 60,0 36,0

Итого 58,3 32,13

Детская СПбГМУ 55,6 21,4

стоматология Вузы РФ 62,4 40,5

Вузы СНГ 53,0 40,0

Итого 57,0 33,96

Ортодонтия СПбГМУ 41,6 10,7

Вузы РФ 46,8 26,0

Вузы СНГ 73,0 43,0

Итого 53,8 26,56

Стоматология СПбГМУ 58,6 28,7

в целом Вузы РФ 61,5 40,8

Вузы СНГ 64,0 41,2

Итого 61,56 36,92

Таблица 2

Объем самостоятельной терапевтической работы в вузе

на одного выпускника в среднем

Заболевание Место учебы Вылечено зубов, %

постоянных временных

Кариес СПбГМУ 17,12 1,16

Вузы РФ 28,9 5,6

Вузы СНГ 11,0 2,3

Итого 19,0 3,02

Пульпит СПбГМУ 4,75 0,4

Вузы РФ 7,3 2,16

Вузы СНГ 2,3 0,66

Итого 4,8 1,07

Периодонтит СПбГМУ 1,5 0

Вузы РФ 4,4 0,76

Вузы СНГ 1,33 0,33

Итого 2,4 0,36

48

Проблемы стоматологии. 2007. № 3

Таблица 3

Объем самостоятельной ортопедической работы в вузе, %

Выпускники Проведение анестезии Обработка зубов под коронки Снятие оттисков Отлито рабочих и диагностических моделей

инфильтрационной проводниковой Альгинатные массы Силиконовые массы

СПбГМУ 17,08 10,25 1,0 8,04 4,6 10,5

Вузов РФ 36,3 20,3 5,3 20,8 10,3 22,0

Вузов СНГ 3,33 1,66 1,0 5,0 3,3 8,0

Всего 18,9 10,7 3,05 11,6 6,06 15,9

ность к самостоятельной практической работе в клинике (табл. 4). Подавляющее большинство респон-

дентов отметили необходимость фантомного курса обучения в интернатуре, что позволит им восполнить пробелы практической подготовки в вузе (табл. 5),

Таблица 5

Необходим ли вам в интернатуре курс обучения на фантомах?

и указали на важность и необходимость моделирования коронок зубов и изображения топографии полостей зубов (табл. 6) на пропедевтическом курсе обучения в интернатуре.

Изучив анкеты врачей-стоматологов, поступивших в интернатуру СПбМАПО, мы пришли к следующим выводам.

1. Недостаточная материально-техническая оснащенность учебного процесса в вузах снижает ка-

Таблица 6

Требуются ли вам занятия по моделированию коронок зубов, изображению топографии полостей зубов?

Выпускники Всего

Вариант ответа СПбГМУ вузов РФ вузов СНГ

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Да 22 91,68 23 92 3 100 48 92,3

Нет 1 4,16 2 8 0 0 3 5,77

Не знаю 1 4,16 0 0 0 0 1 1,93

чество обучения врачей-стоматологов на додип-ломном этапе подготовки.

2. Нарушается принцип преемственности вузовского и последипломного образования стоматологов: в интернатуре, являющейся, по сути, первичной специализацией, идет повторение пройденного в вузе, а не закрепление и углубление знаний и навыков по специальности.

3. В связи с этим возрастают требования к подготовке врачей-стоматологов в интернатуре, которая должна ликвидировать пробелы вузовского обучения и выполнить свою основную задачу: подготовить выпускников медицинских вузов к самостоятельному осуществлению первичной квалифицированной неспециализированной врачебной помощи, преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях.

Списокиспользованной литературы

1. Абрамов А. А. Организационные вопросы подготовки стоматологов в интернатуре II Организация управления, экономика и бухгалтерский учет в стоматологии: Сб. науч. тр. М.; Краснодар: Сов. Кубань, 2005. С. 3 - 8.

2. Беляков Н. А. Подходы к менеджменту в вузовской стоматологии. СПб.: Издат. дом СПбМАПО, 2002. С. 7 - 8.

3. Кудрявцева Т. В. Изучение мнения студентов - выпускников кафедры терапевтической стоматологии о профессиональной подготовке II Пародонтология. 2000. № 1. С. 9 - 13.

4. Кузнецова О. Ю. Клиническая ординатура и интернатура в СПбМАПО в 2000 - 2004 гг. II Вестн. МАПО. 2005. № 1. С. 7.

Таблица 4

Готовность врачей-интернов к самостоятельной практической работе в клинике

Выпускники Всего

Вариант ответа СПбГМУ вузов РФ вузов СНГ

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Готов 10 41,7 6 24 2 66,7 18 34,6

Не готов 3 12,5 2 8 1 33,3 6 11,8

Не знаю 11 45,85 17 68 0 0 28 53,8

Выпускники Всего

Вариант ответа СПбГМУ вузов РФ вузов СНГ

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да 24 100 18 72 3 100 45 86,5

Нет 0 0 5 20 0 0 5 9,6

Не знаю 0 0 2 8 0 0 2 3,8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.