М. П. Харитонова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой стоматологии общей практики Уральской государственной медицинской академии
Л. И. Юрьева, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры стоматологии общей практики Уральской государственной медицинской академии, заведующая отделением семейной стоматологии ГУЗДБВЛ «Научно-практический реабилитационный центр "Бонум"» С. С. Григорьев, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии общей практики Уральской государственной медицинской академии
М. Ф. Салахутдинов, студент 5-го курса физико-технологического факультета Уральского государственного технического университета Екатеринбург
О подготовке в системе последипломного профессионального образования по специальности «Стоматология» в Уральской государственной медицинской академии
В настоящее время проблема деятельности врачей общей практики (семейной медицины) широко обсуждается в печати. Семейная медицина - это лишь форма организации первичной медико-санитарной помощи, которая оказывается врачом общей практики (семейным врачом), обеспечивающим индивидуальное первичное и непрерывное наблюдение всех членов семьи независимо от возраста, пола или вида заболевания. Переход к семейной медицине обусловлен не только поиском наиболее эффективных и экономичных форм оптимизации медицинской помощи, но и необходимостью интегрального видения человека, его здоровья и болезни [5, 6].
В сложившейся структуре отечественной стоматологии роль врача-стоматолога общей практики приобретает особое значение. На основе комплексного подхода данный специалист способен оценить стоматологическую проблему пациента в совокупности различных клинических проявлений и может оказать определенные виды стоматологической помощи (терапевтическую, хирургическую, ортопедическую) взрослым и детям в объеме амбулаторной деятельности, включая неотложную [1].
Следует отметить, что цель подготовки врачей-стоматологов общей (семейной) практики предусматривает формирование специалиста-универсала, способного взять ответственность за всю технологию лечения пациента со стоматологической заболеваемостью с учетом его общесоматического и генетического статуса, главным направлением деятельности которого является диагностика, профилактика и оказание квалифицированной стоматологической помощи [3].
Реформирование профессиональной деятельности врачей-стоматологов общей практики и подготовка специалистов данного профиля в Российской Федерации начались в 1999 г., после принятия Концепции стоматологического образования (одобренной Стоматологической ассоциацией России, 1999 г.), утверждения письма МЗ РФ № 2510/584-32 (2000 г.) о подготовке интернов по специальности «Стоматология» и принятия Второй всероссийской конференцией по стоматологическому образованию (Москва, 2001 г.)
резолюции с рекомендацией открытия в медицинских вузах кафедр общей стоматологической практики.
По разработанной учебной программе были подготовлены первые специалисты - врачи-стоматологи общей практики. В связи с этим выявился ряд проблем в определении их юридического статуса, организации последипломного образования и трудоустройства, что потребовало, в свою очередь, глубокой научной разработки модели общей (семейной) практики, модели специалиста врача-стоматолога общей практики, модели подготовки и организации его работы в системе стоматологической помощи [3, 4]. В связи с этим Министерством здравоохранения Свердловской области был издан приказ № 586-п от 17 августа 2004 г. «О внесении изменений в областные стандартные службы и учреждения здравоохранения на территории районов и городов Свердловской области». В номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения была введена новая специальность - «врач-стоматолог» и новая должность - «врач-стоматолог». Советом Стоматологической ассоциации России в 2005 г. утверждены следующие документы: «Табель оснащения рабочего места врача-стоматолога для оказания амбулаторно-поликлинической помощи при виде деятельности по специальности "Стоматология (общей практики)"» (см. помещенную ниже таблицу) и «Разряды стоматологических учреждений в зависимости от объема, услуг, работ и технологий».
В настоящее время в Российской Федерации также создается сеть учебных заведений, способных готовить врачей-стоматологов (общей практики) [4].
Современная структура стоматологического образования в Российской Федерации представлена на схеме, помещенной на стр. 49:
При этом, однако, система последипломного профессионального образования врачей-стоматологов нуждается в совершенствовании [2], в связи с чем в некоторых вузах открываются кафедры стоматологии общей практики.
Известно, что первой последипломной образовательной ступенью для врача-стоматолога является интернатура, обучение в которой обязательно. Интернатура должна комплексно объединять и интег-
Табель оснащения рабочего места врача-стоматолога для оказания амбулаторно-поликлинической помощи при виде деятельности по специальности »Стоматология (общей практики)»
№ п/п Наименование оборудования, инструментария Разряд ЛПУ
1 Аквадистиллятор 1-У
2 Аппарат для заточки инструментов (приспособление) 1-У
3 Аппарат для диагностики жизнеспособности Ш-У
пульпы (ЭОД, одонтометр, диджитест)
4 Аппарат для определения глубины корневого канала (апекслокатор, форматрон) Ш-У
5 Аппарат для определения центрального V
соотношения челюстей
6 Аппарат для изготовления капп для отбеливания Ш-У
7 Аппарат для электро (фоно) фореза Ш-У
8 Аппарат для снятия зубных отложений 1-У
9 Артикулятор с лицевой дугой Ш-У
10 Бормашина электрическая 1-У
11 Бормашина передвижная с компрессором 1-У
12 Ведро педальное 1-У
13 Видеокамера интраоральная V
14 Горелка (спиртовая, газовая, пьезо) 1-У
15 Диатерморегулятор стоматологический 1-У
Дополнительные аксессуары (ретракционные
16 нити, кольца, материалы для регистрации окклюзии) Ш-У
17 Зажим кровоостанавливающий V
18 Зонд глазной 1-У
19 Инкубатор для проведения микробиологических V
тестов
Инструменты режущие: - боры
20 - полиры - финиры - головки фасонные и круги - диски сепарационные - фрезы 1-У
21 Инъектор карпульный 11-У
22 Камера для хранения стерильных инструментов («Ультравиол», «Панмед», «Ультралайт») 1-У
23 Компьютер 1У-У
24 Коронкосниматель 1-У
25 Корнцанги 1-У
26 Коффердам (роббердам) Ш-У
27 Кресло стоматологическое 1-У
28 Крючки (ранорасширители) 11-У
29 Кюрета хирургическая V
30 Лампа для проведения кабинетного отбеливания 1У-У
31 Лампа для полимеризации Ш-У
32 Лампа бактерицидная 1-У
33 Ложки оттискные 1-У
34 Ложки хирургические 1-У
35 Лупа бинокулярная 1-У
36 Массы самотвердеющие для повязок V
37 Материалы остеопластические Ш-У
38 Материалы перевязочные 1-У
39 Матричная система 1-У
Материалы для временной и постоянной
40 фиксации ортопедической конструкции, дентин-герметизирующий ликвид 1-У
41 Машина упаковочная Ш-У
Набор аппаратов, инструментов, материалов
42 и медикаментов для оказания помощи при неотложных состояниях 1-У
№ п/п Наименование оборудования, инструментария Разряд ЛПУ
Набор для наложения швов:
43 - иглы - иглодержатель - шовный материал 1-У
44 Наборы восков 1-У
45 Набор для шлифования и полирования 1-У
46 Набор инструментов для трахеостомии 1-У
Набор инструментов для осмотра полости
рта (базовый):
- тазик почкообразный или лоток
- зеркало стоматологическое
- зонд стоматологический остроконечный
47 - зонд стоматологический пуговчатый - зонд пародонтологический градуированный - пинцет зубоврачебный - экскаваторы зубные - гладилки - шпатель зубоврачебный 1-У
Набор инструментов и медикаментов для снятия
зубных отложений:
48 - химические средства -скейлеры - экскаваторы зубные 1-У
49 Набор медикаментов для профилактики инфицирования (аптечка Анти-СПИД) 1-У
50 Набор реактивов для контроля дезинфекции 1-У
и стерилизации
51 Набор инструментов для снятия назубных 1-У
отложений
52 Наборы микробиологические для проведения тестов на кислотообразующую микрофлору V
53 Наковальня и молоточек 1-У
Наконечники:
- прямой для микромотора 1-У
54 - прямой со «страйт»-пилой 1У-У
- угловой для микромотора - турбинный с фиброоптикой I-У II-У
55 Негатоскоп 1-У
56 Ножницы в ассортименте 1-У
57 Ножницы для обрезания коронок 1-У
58 Отсасыватель для слюны электрический 11-У
59 Отсасыватель пыли электрический 11-У
60 Оттискные массы 1-У
61 Очиститель ультразвуковой («Серьга», «Флюкса») Ш-У
62 Очки защитные для врача и пациента 11-У
63 Параллелометр Ш-У
64 Перчатки резиновые 1-У
65 Пинцеты анатомические и хирургические 11-У
66 Плевательница 1-У
67 Пломбировочные материалы 1-У
68 Прибор для определения выносливости пародонта (гнатодинамометр) V
69 Прибор для определения степени подвижности зубов (периотест) V
70 Прибор для определения мышечного тонуса (миотонометр, электромиограф) V
71 Прибор для проведения пробы Калуженко 1У-У
72 Распаторы 1-У
73 Светильник бестеневой хирургический 1-У
74 Светильник стоматологический 1-У
75 Скальпели 1-У
48
проблемы СТОМАТОЛОГИИ 2005 № 3
№ п/п Наименование оборудования, инструментария Разряд ЛПУ
Средства индивидуальной гигиены:
- зубные щетки
76 - зубные пасты - флоссы, ершики, ирригаторы, межзубные стимуляторы - ополаскиватели 1-У
77 Средства и емкости для дезинфекции 1-У
78 Средства наглядной агитации 1-У
(стенды, плакаты, проспекты)
79 Стекла для замешивания материалов 1-У
80 Стерилизатор суховоздушный 1-У
81 Стерилизатор гласперленовый Ш-У
82 Стол гипсовочный Ш-У
83 Стол для врача письменный Ш-У
84 Столик стоматологический 1-У
Стоматологические материалы
и медикаментозные средства:
- раствор Шиллера-Писарева - раствор Люголя 1-У 1-У
- 1 %, 2 % раствор метиленового синего 1-У
- 0,1 % раствор метиленового красного 1-У
- 2 % раствор фуксина 1-У
- красители налета 1-У
- 96 % медицинский спирт 1-У
- 3 % раствор перекиси водорода 1-У
- 0,02-2 % растворы хлоргексидина 1-У
- растворы, содержащие препараты
85 растительного происхождения 1-У
- 2-4 % водные растворы фторида натрия 1-У
- фторсодержащие лаки и гели 1-У
- эмаль-герметизирующий ликвид, дентин-
герметизирующий ликвид 11-У
- герметики 11-У
- кальцийсодержащие препараты 1-У
- многокомпонентные препараты 1-У
- десенситайзеры 1-У
- отбеливающие системы 11-У
- желатиновые пленки с наполнителем 1-У
- препараты для ротовых ванночек
и лечебных повязок 1-У
86 Стоматологическое измерительное устройство СтИЛ-2333 V
87 Стул для ассистента врача 11-У
88 Стул для врача 1-У
89 Стул 1-У
90 Установка стоматологическая с микромотором 11-У
и турбинным наконечником
Фармакологические средства:
- анестетики
91 - кровоостанавливающие средства 1-У
- дезодорирующие и антисептические препараты - противовоспалительные препараты
92 Чашки резиновые V
93 Шкаф для медицинской сестры 1-У
94 Шприцы и иглы для проведения инъекций 1-У
95 Щипцы для удаления зубов в комплекте 1-У
96 Щипцы крампонные 1-У
97 Щитки защитные для врача и ассистента 1-У
рировать весь объем знаний и умений, полученных за период обучения на стоматологическом факультете. Врач-стоматолог, окончивший интернатуру и получивший сертификат специалиста, должен уметь об-
Работа в лечебно-профилактическом учреждении по полученной специальности (не менее 5 лет)
Краткосрочное тематическое
усовершенствование по избранной специальности (не менее 72 часов)
Структура додипломного и последипломного стоматологического образования в Российской Федерации
следовать пациента, установить диагноз, составить план комплексных лечебно-профилактических мероприятий и быть способным их выполнить. Прохождение интернатуры для врачей-стоматологов стало обязательным начиная с 1975 г. Тем не менее в Российской Федерации до сих пор отсутствуют гармонично отработанные механизмы подготовки специалистов в интернатуре. До недавнего времени имело место узкопрофильное обучение врачей-стоматологов в интернатуре по отдельно взятой стоматологической дисциплине [2]. Прогресс стоматологии по всем направлениям требует обновления знаний, создания адекватных условий преподавания и изменения существующих принципов подготовки специалистов, в связи с чем проблемы стоматологического образования, подготовка специалистов в интернатуре и клинической ординатуре по специальности «Стоматология» в настоящее время стали особенно актуальны.
Цель работы кафедры стоматологии общей практики УГМА - совершенствование системы подготовки врачей данного профиля.
Деятельность кафедры стоматологии общей практики, по нашему мнению, должна быть реализована на двух этапах.
Первый этап - вуз (додипломное образование); на этом этапе изучаются вопросы пропедевтики стоматологических заболеваний.
Второй этап - послевузовское образование:
1) интернатура;
2) профессиональная переподготовка;
3) усовершенствование врачей-стоматологов общей (семейной)практики.
Продолжительность первичной специализации (интернатуры) по специальности «Стоматология» составляет 1728 часов.
Задачи практического обучения определены требованиями к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков врача-стоматолога общей практики [1].
^ I
Тематическое усовершенствование по избранной специальности (не менее 144 часов) -аттестационные (сертификационные) циклы
Врач-стоматолог общей (семейной) практики обязан знать:
- значение профилактических мероприятий в предупреждении основных стоматологических заболеваний;
- вопросы организации стоматологической помощи населению;
- современные теории этиологии и патогенеза воспалительных, дистрофических, диспластических, неопластических, дисэмбриогенетических стоматологических заболеваний и травм челюстно-лицевой области у взрослых, детей и лиц пожилого и старческого возраста;
- клинические проявления основных стоматологических заболеваний, необходимые для постановки диагноза;
- особенности течения основных стоматологических заболеваний у взрослых, детей, лиц пожилого и старческого возраста;
- значение и систему организации реабилитационных мероприятий для лиц с заболеваниями че-люстно-лицевой области.
Врач-стоматолог общей (семейной) практики обязан уметь:
- организовывать профилактику основных стоматологических заболеваний у взрослых и детей;
- осуществлять раннюю диагностику, дифференциальную диагностику, оценивать тяжесть состояния больного;
- определять объем и последовательность специальных диагностических мероприятий, оценивать их результаты;
- составлять и обосновывать план лечебных мероприятий, формулировать показания и противопоказания;
- определять наиболее целесообразную методику стоматологического вмешательства и выполнять ее в необходимом объеме;
- оценивать необходимость участия врачей смежных специальностей в лечении взрослых, детей, лиц пожилого и старческого возраста;
- организовывать диспансеризацию, реабилитацию, экспертизу трудоспособности больных с основными стоматологическими заболеваниями.
Врач-стоматолог общей (семейной) практики должен осуществлять профилактические и диагностические мероприятия у взрослых и детей при следующих стоматологических заболеваниях:
- некариозные поражения твердых тканей зуба (флюороз, эрозия эмали, клиновидный дефект, кислотный некроз эмали, патологическая стираемость твердых тканей зубов);
- кариес зуба в стадии пятна (поверхностный, средний, глубокий);
- воспалительные заболевания челюстно-лицевой области (пульпит, периодонтит, периостит, альвеолит, остеомиелит челюстей, перикоронорит, синусит), специфические воспалительные процессы (актиномикоз, туберкулез, сифилис), абцессы, флегмоны;
- болезни пародонта (гингивит, пародонтит, пародонтоз, пародонтомы, пародонтолиз);
- болезни слизистой оболочки полости рта (герпетический стоматит, опоясывающий лишай, ящур, язвенно-некротический гингиво-стоматит, кандидоз);
- инфекционные заболевания с проявлениями на слизистой оболочке полости рта (скарлатина, дифтерия, корь, ВИЧ-инфекция, инфекционный мононук-леоз);
- фурункул, карбункул;
- сиалоаденит, слюнно-каменая болезнь;
- заболевания мышечно-суставного комплекса (синдром болевой дисфункции ВНЧС, артрит ВНЧС, остеоартроз ВНЧС);
- травма челюстно-лицевой области:
— повреждения зубов (ушиб, вывих, перелом);
— повреждения челюстей, костей лицевого скелета (ушиб, перелом, вывих ВНЧС);
— - повреждения мягких тканей лица (ушиб, рана);
— травма слизистой оболочки полости рта (травматическая эрозия, язва, лейкоплакия);
- заболевания тройничного нерва, языкоглоточ-ного, лицевого нерва (невралгия, невропатия), вегетативные прозалгии (глоссалгия, стомалгия);
- опухоли и опухолеподобные образования че-люстно-лицевой области:
— доброкачественные новообразования мягких тканей (плоскоклеточная папиллома, сосочковая гиперплазия, фиброма, фиброматоз);
— - злокачественные новообразования мягких тканей (плоскоклеточный рак, рак языка, базально-клеточный рак, злокачественная меланома);
— - доброкачественные новообразования челюстных и лицевых костей (остеома, остеобластома, ос-сифицированная фиброма, остеокластома);
— злокачественные новообразования челюстных и лицевых костей (рак нижней челюсти, рак верхней челюсти, остеосаркома, ратикулосаркома);
— одонтогенные опухоли, опухолеподобные поражения и кисты мягких тканей и челюстей (аме-лобластома, амелобластическая фиброма, сложная и составная одонтома, цементома, миксофиброма, радикулярная киста, кератокиста, фолликулярная киста, десневая киста, ринофима, кератоакантома, эпидермальная киста);
— - врожденные кисты и свищи челюстно-лицевой области и шеи (дермоидные кисты, бронхиальные кисты и свищи, тиреоглоссальные кисты и свищи, боковые кисты и свищи шеи);
— - предраки: болезнь Боуэна, бородавчатый предрак, хейлит Манганотти, гиперкератоз красной каймы губ, лейкоплакия, кожный рог, папиллома, хроническая трещина губ;
- дефекты и деформации тканей челюстно-лицевой области:
— врожденные пороки развития зубов (гипоплазия, несовершенный амело-, дентино- и одонто-генез), короткие и добавочные уздечки губ и языка, врожденные расщелины верхней губы и неба;
— дефекты коронки зуба (частичные, полные);
— - патология зубного ряда (нарушение окклюзии,
полное и частичное отсутствие зубов, феномен По-пова-Годона);
- - приобретенные дефекты и деформации тканей и органов челюстно-лицевой области (при частичном отсутствии зубов). Врач-стоматолог общей (семейной) практики должен уметь осуществить следующие манипуляции:
- премедикацию перед стоматологическими вмешательствами по показаниям;
- аппликационную анестезию;
- инфильтрационную анестезию;
- проводниковую анестезию верхней челюсти (ту-беральная анестезия);
- проводниковую анестезию нижней челюсти (ман-дибулярная, ментальная).
При некариозных поражениях:
- проводить отбеливание зубов (витальное и деви-тальное);
- изготавливать виниры прямым методом композитным материалом.
При кариесе зубов:
- проведение реминерализирующей терапии;
- герметизация фиссур;
- препарирование всех видов кариозных полостей под современные пломбировочные материалы и вкладки;
- пломбирование кариозных полостей современными пломбировочными материалами;
- формирование лечебных и изолирующих прокладок;
- шлифование и полирование пломбы;
- изготовление вкладок;
- использование парапульпарных штифтов. При осложненном кариесе зубов:
- лечение пульпы биологическим методом;
- витальная ампутация пульпы;
- девитализация пульпы некротизирующими мумифицирующими пастами;
- экстирпация пульпы;
- определение «рабочей» длины корневого канала (клиническим, электронным и радиографическим методом);
- инструментальная и антисептическая обработка корневого канала;
- пломбирование корневых каналов зубов пастами, гуттаперчевыми, жесткими штифтами;
- использование анкерных штифтов, вкладок;
- проведение физических методов лечения корневых каналов (коагуляция пульпы, электрофорез, ио-нофорез).
При одонтогенных воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области:
- удаление корней и зубов на верхней и нижней челюсти - простое;
- ревизия лунки при альвеолите;
- остановка луночкового кровотечения;
- удаление секвестров при остеомиелите лунки зуба;
- рассечение или иссечение слизистой оболочки при перикоронорите;
- вскрытие субпериостальных абсцессов;
- дренирование и медикаментозная обработка гнойной раны;
- гемисекция;
- наложение швов на рану.
При заболеваниях пародонта:
- обучение гигиене полости рта;
- удаление над- и поддесневых зубных отложений инструментальное;
- медикаментозная обработка пародонтальных карманов;
- кюретаж пародонтальных карманов;
- гингивэктомия;
- наложение лечебных пародонтальных повязок;
- избирательное пришлифовывание зубов;
- применение физических методов лечения (электрофорез, вакуум-массаж, гидромассаж, ирригация лекарственных веществ).
При заболеваниях СОПР:
- проведение орошения и аппликации лекарственными препаратами.
При травме челюстно-лицевой области:
- проведение первичной хирургической обработки раны СОПР;
- вправление вывиха височно-нижнечелюстного сустава;
- наложение стандартных проволочных шин;
- изготовление и наложение проволочных шин (гладких, с зацепными петлями);
- обработка ожоговых поверхностей;
- при вывихе зуба - его репозиция и его фиксация.
При врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области:
- пластическое удаление укороченных уздечек губ, языка.
При заболеваниях тройничного нерва:
- проведение блокады периферических ветвей тройничного нерва.
При частичных неосложненных дефектах зубных рядов и физиологических видах прикуса:
- препарирование зубов под искусственные коронки (провизорные, штампованные);
- снятие несъемных конструкций зубных протезов;
- снятие слепков оттисков с челюстей разными материалами;
- припасовывание и фиксация вкладок;
- припасовывание и фиксация штифтовых конструкций;
- припасовывание и фиксация искусственных зубных коронок;
- припасовывание и фиксация мостовидних протезов;
- изготовление индивидуальных ложек;
- починка съемных пластиночных протезов и их коррекция;
- припасовывание и фиксация съемных пластиночных протезов;
- изготовление иммедиат-протезов;
- изготовление полных съемных протезов;
- изготовление металлокерамических протезов.
52
проблемы СТОМАТОЛОГИИ 2005 № 3
Лечение:
- аномалийное прорезывание зуба;
- аномалия положения отдельных зубов;
- формирующаяся аномалия зубного ряда;
- аномалии зубных рядов;
- аномалии прикуса;
- аномалии развития челюстей;
- ранняя потеря временных зубов.
На кафедре создан алгоритм организации учебного процесса, состоящий из трех основных этапов: подготовительного, исполнительного и завершающего.
На первом этапе предусматривается выявление уровня базовой профессиональной подготовки, в том числе и с помошью метода тестирования.
Второй этап самый длительный, он включает в себя лекции, практические занятия и научные исследования. При этом 20 % учебного времени занимают лекции и семинары, а 80 % отводится на практику -работу в качестве врача-стоматолога.
Курс лекций и семинаров охватывает общие фундаментальные, клинические стоматологические и смежные дисциплины.
Общие фундаментальные дисциплины: нормальная и патологическая анатомия, физиология, клиническая фармакология, судебная медицина, биохимия.
Клинические стоматологические дисциплины: терапевтическая стоматология, в том числе терапевтическая стоматология детского возраста; хирургическая стоматология с курсом хирургической стоматологии детского возраста; ортопедическая стоматология, в том числе ортодонтия; профилактика стоматологических заболеваний.
Смежные клинические дисциплины: внутренние болезни, детские болезни, семейная медицина, эндокринология, онкология, дерматология, инфекционные болезни, лабораторная диагностика, физиотерапия, медицинская информатика, анестезиология, гериатрия и др.
На практические занятия отводится 996 часов, из них на терапевтическую стоматологию с курсом стоматологии детского возраста - 348 часов; на хирургическую стоматологию - 252 часа; на ортопедическую стоматологию - 306 часов; на профилактику стоматологических заболеваний - 90 часов.
Самостоятельным разделом деятельности кафедры стоматологии общей практики Уральской государственной медицинской академии является учебно-исследовательская работа с врачами-интернами, которые осуществляют клинические и лабораторные исследования состояния полости рта у пациентов, проводят анализ стоматологической заболеваемости, составляют комплексные планы лечения и профилактики. Результаты своих исследований они докладывают на систематических конференциях врачей-интернов.
На кафедре выделены четыре основных направления текущей работы: планирование, управление, учебно-методическая деятельность и отчетность. В организации технологии учебно-методической работы выделен блок контроля. Контроль - это проме-
жуточное звено между продуктом обучения, между необходимыми и имеющимися знаниями, между входом и выходом в образовательном пространстве.
Совместно с кафедрой вычислительной техники физико-технологического факультета УГТУ-УПИ создана и внедряется программа системы управления обучением «Intern». Данная программа является средством автоматизированного получения отчетов из имеющейся информации о ходе обучения интернов. Отчеты состоят из информации о пройденном обучении, о плане дальнейшего обучения, количестве расходных материалов, необходимых для обучения. Помимо этого данная система способствует дальнейшему развитию технологии управления знаниями. Глобальная цель программы - новое качество образовательной деятельности, осуществляемой сотрудниками кафедры. В программе реализованы 3 профиля: администратор, интерн, аналитик. Создано автоматизированное рабочее место врача-интерна.
Третий этап - сертификационный. На данном этапе проводится экзамен, который включает тестирование, решение ситуационных задач и защиту реферата. В реферат входят следующие основные разделы: диагностика, лечение, профилактика и реабилитация основных стоматологических заболеваний, а также общесоматическая патология. В нем должны быть представлены данные о собственных практических наблюдениях по заданной теме. Кроме того, на рассмотрение экзаменационной комиссии каждый врач-интерн представляет в электронном варианте (на CD) результаты своей практической работы по ортопедии, терапии и детской стоматологии: историю болезни пациента и иллюстративный материал (фотографии, на которых запечатлены этапы лечения).
Таким образом, в процессе обучения у врачей-интернов формируется умение комплексно подходить к стоматологическим проблемам пациента на основе совместной постановки и разрешения образовательных (теоретических и практических) задач, позволяющих повысить уровень компетентности, обновляется и корректируется имеющийся запас знаний, развивается профессиональное мышление и повышается уровень профессиональной культуры.
Список использованной литературы
1. Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием. М., 2001.
2. Кудрявцева Г. В., Орехова Л. Ю. Анализ работ факультета постдипломного образования СПб ГМУ им. акад. И. П. Павлова по разделу «Терапевтическая стоматология» // Пародонтология. 1999. № 3 (13). С. 62-66.
3. Леонтьев В. К., Безруков В. Б. Максимовский Ю. М. и др. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2000. № 2. С. 7-17.
4. Орехова Л. Ю., Кудрявцева Г. В. Организация стоматологической помощи населению и подготовка врачебных кадров. СПб., 2001.
5. Хальфин Р. А. Семейная медицина - основа реорганизации первичной медико-санитарной помощи населению Российской Федерации // Экономика здравоохранения. 2002. № 3. С. 64-69.
6. Шевченко Ю. Л., Вялков А. И. Организация общей врачебной практики. М., 2003. С. 47-81.