адаптивности» разработанного теста наблюдаются со всеми интегральными показателями теста Роджерса-Даймонда, и, в первую очередь, с показателем «Адаптация» (rS=0,54; p<0,001), «Эмоциональный комфорт» (rS=0,53; p<0,001) и «Интерналь-ность» (rS=0,52; р<0,001). Следовательно, наиболее близкородственным показателем к уровню адаптации, измеряемым разработанным тестом, является интегральный показатель адаптации, измеряемый тестом Роджерса-Даймонда. Это доказывает кон-структную валидность разработанного теста.
Разработанная нами методика была апробирована на выборке испытуемых курсантов. Параметры измерения отражают специфику адаптации первокурсников к условиям обучения в военном вузе.
Библиографический список
1. Карпов А.В., Орел В.Е., Тернопол В.Я. Психология профессиональной адаптации. - Ярославль: Институт «Открытое общество», РПО, 2003. - 161 с.
2. Пергаменщик Л.А. Психологические механизмы адаптации учащихся к новым условиям жизни и деятельности. - М., 2008.
3. Просецкий П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. - М., 1982. - С. 3-17.
4. Реан А.А, Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.
5. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/ группы в новой социо- и этнокультурной среде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psyjoumals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full.shtml.
6. Шпак Л.Л.Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации: Дис. ... д-ра социол. наук. - Кемерово, 1992. -398 с.
УДК 159.923
Екимчик Ольга Александровна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Костромской государственный технологический университет
kaf_sozpsi@ksu.edu.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ Р. СТЕРНБЕРГА «ШКАЛА ИСТОРИЙ ЛЮБВИ» (1996)*
В исследовании описывается подход Р. Стернберга к изучению феномена любви, как истории, романтического сценария. Данный подход опирается на когнитивно-поведенческую теорию любви (Э. Бершид, Д. Майерс, Р. Стрен-берг), а также на нарративный подход. (Bruner, 1990; Murray и Holmes, 1994; Sternberg, 1996). Предложено изучение представлений о любви (романтических сценариев) и близких отношений у мужчин и женщин как целостных конструктов. Приводятся результаты адаптации методики Р. Стернберга «Шкала историй любви» (Love Stories Scale, 1996) для русскоязычных респондентов. Обосновывается необходимость дальнейшей работы над методикой с учетом социокультурного контекста и возможность ее модификации.
Ключевые слова: любовь, близкие отношения, представления о любви, диагностика.
Проблема любви в близких отношениях мужчины и женщины актуальна для современного общества и психологической науки. Любовь является одним из самых загадочных и мало исследованных феноменов по настоящее время. В контексте близких отношений, основанных на любви, развивается личность человека [7] либо травмируется [2; 3; 12; 14], происходит удовлетворение или неудовлетворение базовых потребностей в принятии и принадлежности, безопасности [1; 4; 6].
На наш взгляд, существует несколько причин, затрудняющих исследование феномена любви и близких отношений у мужчины и женщины в современной отечественной психологии.
Во-первых, в настоящее время мы можем констатировать множество подходов к определению и пониманию любви как психологического феномена: психоаналитический (З. Фрейд, П. Куттер,
О. фон Кернберг), экзистенциальный (Э. Фромм, В. Франкл, Р. Мэй, А. Ленглэ), онтологический (С.Л. Рубинштейн), когнитивно-поведенческий (Э. Бершид, Д. Майерс, К. Хендрик и С. Хендрик, Р. Стернберг), теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Ф. Шейвер, С. Хейзен), факторный подход (Р. Стернберг, А. Арон) [1]. Необходимо отметить, что большая часть подходов представлена и хорошо разработана в рамках зарубежной психологии. Наличие множества подходов исследования к одному феномену предполагает не только свое понимание этого явления в рамках каждого подхода, но порой и резко противоречащего другим подходам. Кроме того, перечисленные методологические подходы к изучению любви, в своем большинстве акцентируют внимание на одном или нескольких аспектах феномена, упуская или специально игнорируя остальные. Соответственно мы сталкиваемся с затруднением, если хотим постиг-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Гранта Президента РФ для молодых российских ученых кандидатов наук МК-71.2015.6.
нуть не только суть явления любви, но и охватить его многогранность, многоаспектность.
Во-вторых, специфика любви и близких отношений мужчины и женщины, основанных на любви, заключается в интимности их переживаний, сокрытия от окружающих, происходящего в диаде, сфокусированности друг на друге, при наличии общепринятых в обществе поведенческих проявлений подобного рода чувств и отношений. Это может служить препятствием для изучения феноменологии любви и качественных характеристик отношений, динамики и особенностей, придающей им уникальность, то есть имплицитных теорий любви.
В-третьих, отсутствие методического и диагностического инструментария для исследования любви в близких отношениях мужчины и женщины. При том, что каждый из выше названных подходов, предполагает свои методы исследования заявленных феноменов. Эта черта характерна в основном для отечественной психологии. Соответственно, исследователь, определившись с методологическим подходом, зачастую сталкивается с проблемой отсутствия адекватных методов изучения феномена любви в близких отношениях в заявленном им ключе.
В рамках данной статьи мы акцентируем внимание на одном из подходов к изучению любви как истории Р. Стернберга (пока не распространенного в отечественной психологии), а также на созданной им методике для русскоязычной выборки. Данная теория Р. Стернберга опирается на когнитивно-поведенческий и нарративный подходы [10-14].
Р. Стернберг предложил подход к изучению представлений о любви и близких отношениях у взрослых людей с помощью анализа их историй (наративов). Под «историей любви», мы вслед за Р. Стернбергом, будем понимать существующие у человека представления о любви и идеальных отношениях, структурированные в виде прототи-пических концепций. В структуре истории можно выделить следующие элементы: сюжет, тема и роли (герои). Сюжет - это краткое изложение того, что происходит во взаимоотношениях с точки зрения одного из партнеров. Темы - это те смыслы, которыми человек наделяет отношения. Роли - это определённые физические, поведенческие и личностные характеристики, которыми должен обладать каждый из партнеров в отношениях. Важно отметить, что истории обладают своей динамикой: начало и конец (завершение). У одного человека может быть несколько историй любви, и на протяжении отношений одни из них могут выходить на первый план, быть более приоритетными, чем другие. Кроме того, по мере развития отношений истории могут изменяться, приспосабливаться под особенности партнера и конкретных близких отношений [10-12].
У двух людей состоящих в отношениях могут быть совершенно разные представления о том,
что есть их отношения, какие чувства испытывает партнер, что влияет на развитие самих отношений. Эти различия представлений практически не определяются с помощью других подходов к изучению любви и близких отношений, либо дифференцируются, но при этом сильно огрубляются. Понимание любви как истории позволяет определить разницу в представлениях о любви и отношениях у каждого из партнеров и сопоставить, соотнести их между собой. Это открывает широкие перспективы для практической консультативной работы с парами по оказанию психологической помощи и поддержки.
Таким образом, перед нами встала задача адаптировать методику Р. Сертнберга «Love Stories Scale» (1996) (Шкала историй любви) для русскоязычных респондентов [13-14].
Выборка: в адаптации методики приняли участие 282 человека (115 мужчин и 167 женщин) в возрасте от 18 до 43 лет, средний возраст 27 лет. Все респонденты на момент опроса состояли в близких гетеросексуальных отношениях свыше одного года с одним партнером.
Методы: шкала Р. Стернберга Love Stories Scale (Шкала историй любви, 1996) [11], методика Установки на любовь и секс (К. Хендрик, С. Хендрик, 1986, адаптирована Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик, 2009) [1].
Статистическая обработка данных проводилась с помощью электронного пакета SPSS 19.0.
Методика включает в себя 51 утверждение, касающееся представлений о любви и близких отношений между партнерами. Респондент должен оценить степень согласия с каждый утверждением по шкале Лайкерта от 1 до 9, где 1 - это «совершенно не согласен», а 9 - «полностью согласен». Далее все вопросы разбиваются в соответствии с ключом на 12 шкал (мы приводим перевод авторских названий шкал и субшкал):
Первая шкала «История жертвы», предполагает отказ от собственных потребностей и притязаний ради удовлетворения и счастья любимого человека. Проверка на надежность пунктов шкалы показала хороший результат.
Вторая шкала «Полиция» предполагает с одной стороны контроль и недоверие к партнеру, ожидание обмана с его стороны, нарушение личностных границ, с другой - ожидания контроля и недоверия со стороны партнера, что отражается в двух комплементарных ролях «полицейский» и «подозреваемый».
Третья шкала «путешествие» рассматривает любовь и близкие отношения как процесс постоянного развития, личностного роста. Партнеры постоянно строят планы, концентрируются на будущем, ждут перемен, стремятся к ним.
Четвертая шкала «порнографическая история» сексуальным удовольствием заменяет любовь. Возбуждение достигается за счет унижения партнера, манипулирования им ради собственного удовлетво-
рения. Сексуальное желание доминирует над чувствами. В данной истории есть две комплементарные роли: «субъект» - пристрастен к порнографии, «объект» - объект пристрастия и сексуального желания. Прогноз развития отношений негативный.
Пятая шкала «история ужасов» предполагает отношения, выстроенные на страхе и подавлении. Один из партнеров воспринимается другим как угрожающий, таящий опасность. Страх возбуждает и влечет. В этой истории также присутствуют две взаимодополняющие роли «террорист» и «жертва». Отношения не предполагают долгой перспективы развития, так как постоянное напряжение выматывает партнеров, также как и нестабильность, связанная со страхом потерять партнера.
Шестая шкала «история поддержки» (восстановления) основана на том, что один из партнеров нуждается в спасении и поддержке со стороны другого для того, чтобы справиться с травмой или зависимостью. Другой партнер выступает в роли спасителя, поддерживающего, средства исцеления. Присутствует желание измениться, начать жизнь заново после болезненного и тяжелого прошлого, отношения и партнер рассматриваются как шанс новой жизни. Отношения нестабильны, существует угроза возвращения к зависимости и приобретения со-зависимости. В истории предполагается наличие комплементарных ролей: «поддерживающий» и «поддерживаемый».
Седьмая шкала «садоводство (взращивание отношений)»: отношения рассматриваются как нечто требующее постоянного внимания и подпитывания. Забота и внимание к партнеру, отсутствие спонтанности, наличие четких планов на будущее и видение перспективы отношений.
Восьмая шкала «бизнес-история» восприятие отношений как делового соглашения, обменные отношения. Каждый из партнеров делает свой вклад в отношения и ждет инвестиций. Холодность эмоциональной стороны отношений, отсутствие романтики, страсть не выражена.
Девятая шкала «фантастическая история» предполагает ожидание любви как в сказке, сказочный принц приедет и спасет, либо желание найти и спасти свою прекрасную принцессу. Высокие требования к партнеру, стремление реализовать свои фантазии.
Десятая шкала «любовь-война» предполагает восприятие любви и близких отношений как противоборства партнеров. Каждый отстаивает свою позицию, во что бы то ни стало. Отношения напоминают затяжной сильный конфликт, партнеры отказываются идти на компромисс.
Одиннадцатая шкала «юмористическая история»: любовь воспринимается как странная и забавная. Стремление видеть в жизни и в близких отношениях веселую сторону. В истории есть две комплементарные роли: «комик» и «зритель». Вы-
ражена склонность сводить конфликты к шутке, один из партнеров готов на все ради веселья.
Двенадцатая шкала «история коллекционирования»: партнер по отношениям рассматривается как объект коллекции, акцент и забота об его внешнем виде. Есть стремление поддерживать отношения с несколькими партнерами, реализуя разные потребности. С одной стороны забота о физическом благосостоянии партнера, а с другой большая психологическая дистанция [11].
Как мы уже отметили, ряд шкал предполагают наличие комплементарных ролей, например «история поддержки» - поддерживающий (спасатель) и поддерживаемый, тот, кто нуждается в спасении; «История ужасов» - насильник (террорист) и его жертва; «полиция» - полицейский (контролирующий) и подозреваемый (преступник, тот кого контролируют); «порнографическая история» - субъект (реализует свои сексуальный фантазии, удовлетворяет потребности) и объект (за счет кого потребности субъекта удовлетворяются, подчиняется субъекту, пассивен); «юмористическая история» - комик (смешит, сводит все в шутку, развлекает партнера) и зритель (ждет развлечения, не относится к партнеру и отношениям серьезно). В контексте конкретных отношений каждый из партнеров может примерить одну из комплементарных ролей, затем сменить ее на противоположную.
Респондентам перед тем, как они приступают к работе над текстом методики, дается следующая инструкция: «Следующие утверждения описывают убеждения, предпочтения или поведение в близких отношениях. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и поставьте вашу оценку согласия или несогласия по шкале от 1 - «совершенно не согласен» до 9 (абсолютно согласен) относительно вашего собственного опыта. Когда будете оценивать утверждения, помните о ваших нынешних отношениях, или, если сейчас у вас нет отношений, о ваших недавних прошлых отношениях».
Изначально была проделана работа, включающая в себя перевод текста методики с английского на русский язык, анализ грамматических конструкций и работа над формулировками, затем обратный перевод на английский язык и сопоставление с оригиналом. После того как текст методики был выверен, было проведено пилотажное исследование на 30 респондентах. После апробирования было проведено основное исследование по сбору данных для адаптации методики. Внешняя валид-ность проверялась путем корреляционного анализа с методами, изучающими сходные конструкты. В данном случае мы взяли методику Установки на любовь и секс, которая изучает когнитивные оценки собственных чувств, партнера.
Статистическая обработка данных дала следующие результаты. Анализ надежности с помощью вычисления Альфа-Кронбаха для всей методи-
Таблица 1
Психометрические характеристики шкал (субшкал) методики «Шкала историй любви» (Love Stories Scale, 1996) Р. Стернберга
Название шкалы (субшкалы) Альфа-Кронбаха (а) Коэффициенты корреляции (r)
История жертвы 0,71 0,21<r<0,38
История полиция 0,71 0,33<r<0,63
Полиция (полицейский) 0,75 0,31<r<0,38
Полиция (подозреваемый) 0,87 0,50<r<0,63
История путешествие 0,86 0,46<r<0,65
Порнографическая история 0,75 0,27<r<0,50
Порнографическая история (объект) 0,74 0,22<r<0,47
Порнографическая история (субъект) 0,79 0,36<r<0,41
История ужасов 0,63 0,08<r<0,57
История ужасов (террорист) 0,83 0,39<r<0,55
История ужасов (жертва) 0,62 0,05<r<0,50
История поддержки 0,73 0,31<r<0,58
История поддержки (поддерживающий) 0,72 0,23<r<0,40
История поддержки (поддерживаемый) 0,82 0,36<r<0,55
История садоводство 0,83 0,44<r<0,53
Бизнес-история 0,77 0,33<r<0,47
Фантастическая история 0,76 0,29<r<0,44
История любовь-война 0,73 0,27<r<0,35
Юмористическая история 0,81 0,36<r<0,70
Юмористическая история (комик) 0,84 0,33<r<0,69
Юмористическая история (зритель) 0,87 0,51<r<0,61
История коллекционирование 0,87 0,48<r<0,65
ки (51 пункт) в целом показал высокие результаты (а=0,92), коэффициенты корреляции пунктов с суммарным баллом также находятся в допустимых пределах (0,24<г<0,57).
Далее мы проанализировали отдельно надежность каждой шкалы (субшкалы) и таблично представили результаты (таблица 1).
Результаты психометрической проверки, представленные в таблице 1, позволяют нам утверждать, что практически по всем шкалам мы имеет хорошие и удовлетворяющие показатели надежности и корреляции пунктов с суммарным баллом, кроме пункта 5.6, который относится к «истории ужасов», и требует доработки.
Далее мы попытались с помощью факторного анализа определить, на какие факторы разбиваются пункты методики. В качестве метода выделения фактором использовался Альфа-факторный анализ, а также применен метод вращения матрицы факторов Варимакс с нормализацией Кайзера. Факторизация пунктов опросника дала следующие результаты: мера одновыборочной адекватности КМО=0,82, что говорит о высокой адекватности применимости факторного анализа к данной выборке; р=0,000 для критерия сферичности Бартлета указывает на то, что корреляции между переменными входящими в фактор достоверно значимо отличаются от 0; 61,08% объясненной дисперсии посредством 14 факторов, каждый из которых имеет удельный вес больше 1.
Важно отметить, что в факторы выпадали вопросы в соответствии со шкалами и/или субшкалами опросника: фактор 1 имеет вес 3,77 и объясняет 7,38% дисперсии. Он включает в себя пункты шкалы «Фантастическая история» и с несколько меньшими нагрузками «История путешествие», также два пункта шкалы «Садоводство». Данный фактор охватывает истории любви с хорошим позитивным настроем с одной стороны, с другой, с сильной ориентацией на партнера и отношения. Второй фактор имеет вес 3,04 и объясняет 5,96% дисперсии, он включает в себя пункты шкалы коллекционирование с максимальными нагрузками. Третий фактор: вес - 2,63, дисперсия -5,16%, включает в себя субшкалу «юмористической истории» - «слушатель». Четвертый фактор: 2,52 - вес, 4,95% - объясненной дисперсии, включает вторую субшкалу «зритель» юмористической истории. Пятый фактор: вес - 2,4, объясненная дисперсия - 4,71%, субшкала истории «полиция» - «подозреваемый». Шестой фактор -имеет вес - 2,24 и объясняет 4,36% дисперсии, включает в себя пункты субшкалы «поддерживаемый» -истории «поддержка». Седьмой фактор: вес - 2,13, 4,19% объясненной дисперсии, в него вошли все пункты шкалы «бизнес-история». Восьмой фактор: вес - 2,09, 3,98% дисперсии объясняет, и включает в себя пункты субшкалы «объект» в «порнографической истории». Девятый фактор: вес - 2,02, 3,96% объясненной дисперсии, в него вошли пункты суб-
шкалы из истории «полиция» - «полицейский». Десятый фактор: вес 1,75, объясненная дисперсия 3,42%, включает в себя все пункты шкалы «любовь-война». Одиннадцатый фактор: вес - 1,7 объясняет 3,32% дисперсиии, включает в себя пункты субшкалы «субъект» из «порнографической истории». Двенадцатый фактор: вес - 1,69, 3,13% объясненной дисперсии данным фактором, в него вошли пункты с максимальными нагрузками шкалы «история жертвы». Тринадцатый фактор: вес - 1,64, процент объясненной дисперсии 3,12%, включает в себя субшкалу «поддерживающий» из истории «поддержка». В последний четырнадцатый фактор с весом 1,61 и 3,16% объясненной дисперсии вошли два пункта субшкалы «жертва» из «истории ужасов».
Итак, факторный анализ подтвердил разбиение всего опросника на отдельные шкалы и субшкалы, который были заложены его автором первоначально, кроме субшкалы «террорист» из «истории ужасов» и в первый фактор включены несколько шкал «путешествие», «садоводство» и «фантастическая история», но с разными нагрузками по мощности. С нашей точки зрения объединение данных шкал в один фактор свидетельствует об их выраженности и распространенности, с одной стороны, с другой - схожесть между собой этих историй и связность их в сознании респондентов.
Далее мы проанализировали описательную статистику для всех шкал и субшкал с учетом половой принадлежности (таблица 2).
Анализ описательной статистики из таблицы 2 и результаты сравнения с помощью t-критерия Стьюдента по полу позволяют утверждать, что по шкалам (субшкалам): «история жертвы», «история путешествий», «история ужасов» («террорист» и «жертва»), «история поддержки» («поддерживаемый»), «фантастическая история», «история коллекционирования» между мужчинами и женщинами существуют достоверно значимые различия, что необходимо учитывать при определении нормативных значений.
Внешнюю валидность методики «Шкала историй любви» (Love Stories Scale) Р. Стернберга мы проверяли путем корреляционного анализа со шкалами методики «Установки на любовь и секс» (К. Хендрик, С. Хендрик, 1986, адаптирована Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик, 2009) (таблица 3).
Методика «Установки на любовь и секс» (К. Хендрик и С. Хендрик) направлена на изучение стилевых характеристик проявления любви в отношениях. Она включает в себя когнитивные оценки собственных чувств, партнера, а также некоторые поведенческие проявления любви к партнеру. Авторы методики, опираясь на классификацию стилей любви Дж. А. Ли, составленную на основе наблюдения за поведением людей, сконструировали в соответствии с ними 6 шкал: эротическая любовь, любовь-флирт, любовь-дружба, прагматическая любовь, любовь-одержимость и самоотверженная любовь. Методика широко используется
Таблица 2
Описательная статистика для опросника «Шкала историй любви» (Love Stories Scale, 1996) Р. Стернберга с учетом половой принадлежности респондентов (n=282)
Название шкалы (субшкалы) Вся выборка Мужчины Женщины Различия между мужчинами и женщинами
m SD m SD m SD t D (м-ж)
История жертвы 4,09 2,40 4,61 2,48 3,74 2,28 3,03** 0,87
Полиция(полицейский) 3,72 2,50 3,72 2,57 3,72 2,46 0,02 0,01
Полиция (подозреваемый) 4,29 3,03 4,29 3,13 4,29 2,98 -0,02 -0,01
История путешествие 6,31 2,63 5,83 2,69 6,63 2,53 -2,52** -0,79
Порнографическая история (субъект) 2,98 2,32 3,41 2,58 2,69 2,09 2,56** 0,072
Порнографическая история (объект) 3,58 2,49 3,74 2,58 3,48 2,43 0,89 0,27
История ужасов (террорист) 2,17 1,90 2,91 2,21 1,67 1,46 5,72** 1,25
История ужасов (жертва) 2,66 1,95 2,13 1,67 3,02 2,04 -3,89** -0,89
История поддержки (поддерживающий) 3,68 2,29 3,68 2,35 3,68 2,26 0,002 0,001
История поддержки (поддерживаемый) 3,07 2,51 2,60 2,40 3,39 2,55 -2,60** -0,78
История садоводство 6,51 2,49 6,22 2,48 6,70 2,49 -1,61 -0,48
Бизнес-история 3,75 2,41 4,09 2,41 3,52 2,38 1,95 0,57
Фантастическая история 5,16 2,58 4,53 2,32 5,60 2,67 -3,46** -1,07
История любовь-война 4,06 2,28 4,17 2,18 3,98 2,35 0,69 0,19
Юмористическая история (зритель) 5,49 2,82 5,13 3,04 5,74 2,64 -1,79 -0,61
Юмористическая история (комик) 4,87 2,99 5,05 3,02 4,75 2,98 0,84 0,31
История коллекционирования 2,60 2,30 3,22 2,52 2,17 2,02 3,83** 1,04
Примечание: ** - уровень значимости р<0,01.
Таблица 3
Взаимосвязи между шкалами методики «Шкала историй любви» (Love Stories Scale) Р. Стернберга
и методики «Установки на любовь и секс»
Эротическая любовь Любовь-флирт Прагматическая любовь Любовь-одержимость Самоотверженная любовь
История жертвы -0,29** 0,31** 0,41**
История полиция (полицейский) -0,25*
История полиция (подозреваемый) 0,26*
Порнографическая история (объект) -0,28** -0,23**
История ужасов (террорист) -0,31** 0,32**
История поддержки (поддерживающий) 0,26* 0,25*
Бизнес-история 0,36** 0,33**
Фантастическая история 0,27* 0,28**
История любовь-война 0,28** -0,28**
История коллекционирования -0,26* 0,43** -0,42**
Примечание: ** - корреляция значима на уровне 0,01; * - ко
в зарубежных исследованиях, помогает в рамках когнитивно-поведенческого подхода выявить стиль любви (модель поведения при переживании любви), но не виденье близких отношений с партнером [1]. В этом ее одно из принципиальных отличий от адаптируемой нами методики «Шкалы историй любви» (Р. Стернберга). Корреляционный анализ, представленный в таблице 3 подтверждает внешнюю валидность адаптируемой нами методики: 10 из 17 шкал (субшкал) прокоррелировали с 5 (из 6) шкалами методики «Установки на любовь и секс». Умеренные коэффициенты корреляции с высоким уровнем значимости свидетельствуют о том, что обе методики изучают общий феномен (когнитивные установки, представления о любви и близких отношениях), но с разных точек зрения.
Таким образом, мы можем заключить на основе полученных психометрических результатов, что методика «Шкала историй любви» (Love Stories Scale) пригодна для использования на русскоязычной выборке. Она измеряет представления о любви и близких отношениях у мужчин и женщин структурированные в виде истории, позволяет дифференцировать их половую специфику. Данная методика выявляет существующие нарративы о любви и отношениях, позволяет определить, их иерархию у конкретного человека. Кроме того, мы можем соотнести между собой выраженность тех или иных историй любви у мужчины и женщины, состоящих в близких отношениях, основанных на любви, попытаться спрогнозировать перспективу этих отношений. Также хотелось бы отметить, что методика может быть подвергнута модификации с учетом социокультурного фактора, а именно традиционных представлений о близких отношениях и любви отраженных в русских сказках и стереотипах современного общества. Адаптация данной методики расширяет перспективы дальнейшего исследования любви в близких отношениях мужчины и женщины.
;ляция значима на уровне 0,05.
Библиографический список
1. Екимчик О.А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 28 с.
2. Григорова Т.П. Деструктивная привязанность к партнеру во взрослом возрасте и совладание с ее проявлениями: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2015. - 26 с.
3. Карташова Т.Е. Психологические детерминанты и особенности профилактики деструктивных супружеских конфликтов в условиях кризиса брачно-семейных отношений: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 23 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2014 - 400 с.
5. Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. - М.: Смысл, 2013. - 235 с.
6. Роджерс К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений. - М.: Этерна, 2006. - 320 с.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 86 с.
8. Aron A., Westbay L. Dimensions of the Prototype of Love // Journal of Personality & Social Psychology. - 1996. - № 70 (3). - P. 535-551.
9. Berscheid E. and Hatfield (Walster) E. Interpersonal attraction. - (2 nd ed.) Reading, MA.: Addison Wesley, 1978. - 231 p.
10. Bruner J. Acts of meaning. - New York: Cambridge University Pres, 1990. - 208 p.
11. Sternberg R.J. Love stories // Personal Relationships. - 1996. - № 3. - P. 59-79.
12. Sternberg R.J. Love is a story. - New York: Oxford University Press, 1998. - 256 p.
13. Sternberg R.J., Hojjat M., & Barnes M.L. Empirical aspects of a theory of love as a story // European Journal of Personality. - 2001. - 15 (3). - P. 199-218.
14. Sternberg R.J. Measuring love // The Psychologist. - 2013. - 26 (2). - P. 101.