Научная статья на тему 'Резолюция второй международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России'

Резолюция второй международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция второй международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России»

РЕЗОЛЮЦИЯ

Второй международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России

Вторая международная научно-практическая конференция по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России является важным шагом в анализе ситуации, складывающейся в области финансового обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса в России XXI века.

Успешное проведение Конференции в значительной степени обусловлено тем, что она проводится под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Это позволило привлечь к участию в данном мероприятии представителей субъектов Российской Федерации, российских и международных структур.

В Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства отмечается, что развитие малого предпринимательства в Российской Федерации рассматривается как неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, соответствующий целям экономических реформ в России. Поиск путей совершенствования системы финансового обеспечения деятельности и развития предприятий малого и среднего бизнеса является частью внутренней и внешней политики в сфере реструктуризации отечественной экономики и перевода ее на инновационный путь развития.

На Конференции были всесторонне рассмотрены и обсуждены вопросы функционирования и развития системы финансового обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса в России. Особое внимание было уделено:

• созданию национальной социально ориентированной финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса Российской Федерации;

• правовому регулированию финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса;

• обеспечению доступа малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в частности к инвестициям;

• мерам по формированию предложения кредитных, финансовых, страховых, лизинговых и других финансовых продуктов предприятиям малого и среднего бизнеса;

• опыту отдельных регионов и специалистов в области малого и среднего бизнеса по организации процессов финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса, в том числе с использованием новых технологий и схем;

• опыту и проблемам финансирования и кредитования малого и среднего инновационного и венчурного бизнеса;

• формированию финансовой культуры российского бизнеса.

На основе выступлений участников Конференция констатирует:

I. Общие положения

A. Поставленная Президентом РФ задача удвоения ВВП невыполнима без ускоренного развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, без активного использования и вовлечения потенциала малых и средних предприятий в хозяйственный оборот. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности «малых» форм организации производства.

B. Динамичное социально-экономическое развитие многих стран мира обеспечено развитием малого и среднего предпринимательства. Малые и средние предприятия действуют как самостоятельно, так и интегрируясь с системообразующими корпорациями. Все это обеспечивается развитой системой финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса, которая сложилась исторически или была создана для решения задач ускоренного экономического развития. При этом во всех странах финансовая инфраструктура малого и среднего бизнеса рассматривается государством как важнейший элемент национальной экономики.

C. Сложившийся уровень финансового обеспечения малого и среднего бизнеса является фактором, тормозящим его развитие.

1. Доступ малого и среднего бизнеса к банковскому кредитованию затруднен.

2. Доступ малого и среднего бизнеса к ресурсам существующих инвестиционных институтов затруднен. Практически отсутствует система инвестирования малого и среднего бизнеса, учитывающая его особенности.

3. Многократно отстает от потребностей развития малого и среднего бизнеса система «стартового» финансирования, позволяющая начинающим предпринимателям «открыть дело».

4. Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере финансирования и кредитования малого и среднего инновационного бизнеса.

5. Недостаточно развита система венчурного финансирования, особенно в сфере инновационного бизнеса.

II. Правовое регулирование финансирования и кредитования

A. Законодательную базу финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса составляют правовые акты Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, правовые акты субъектов Российской Федерации.

B. Отсутствие целостной системы комплексного федерального нормативного правового регулирования финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса является одним из важных сдерживающих факторов ее развития. Особенно болезненно это проявляется в сфере инновационного и венчурного бизнеса.

III. Инфраструктура финансирования

и кредитования сектора малого и среднего бизнеса

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 133-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию федерального бюджета на 2006 г.» предусматривается предоставление государственных гарантий для развития малого и среднего предпринимательства.

А. Созданы бизнес-инкубаторы, центры поддержки малых инновационных и венчурных предприятий.

Министерством экономического развития и торговли реализуется Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства МЭРТ на 2005-2006 гг., в рамках которой реализуется программа «Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам». Она охватывает широкий спектр вопросов финансирования малого и сред-

него предпринимательства. Финансирование программы предусмотрено в размере 1,5 млрд руб.

В 1993 г. был создан Федеральный фонд развития предпринимательства и конкуренции, который в 1995 г. преобразован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. В настоящее время Федеральный фонд находится в стадии ликвидации.

В 2003 г. в целях оказания практической помощи малому и среднему бизнесу России, совершенствования механизмов взаимодействия малых, средних и крупных предприятий страны, укрепления делового сотрудничества регионов РФ, развития кооперации и формирования эффективной модели социального партнерства между властью, обществом и бизнесом образован Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства по инициативе предпринимателей, представителей неправительственных предпринимательских организаций и объединений России членов Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации.

На муниципальном уровне действуют муниципальные фонды. Их задача — кредитование малых предприятий на льготных условиях, финансирование региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства.

Действуют фонды, финансирующие малые инновационные и венчурные предприятия. В частности: Фонд (государственный) содействия развитию малых форм предприятий, Российский фонд технологического развития и др.

B. Большинство банков декларируют желание финансировать и кредитовать малый и средний бизнес, однако реальную работу в этом направлении проводят лишь немногие банки. В основном это банки государственные или тесно связанные с государством, это Сберегательный банк РФ, Внешторгбанк, Российский банк развития. Частные банки кредитуют малый и средний бизнес, как правило, в рамках средств или гарантий, выделенных Правительством РФ или поступивших из-за рубежа.

C. Заслуживает изучения и распространения опыт ряда субъектов РФ по сохранению и наращиванию потенциала финансирования малого и среднего бизнеса, в частности: г. Москвы, Краснодарского края, Республики Татарстан, Кемеровской области и др.

О. Участниками конференции отмечен позитивный опыт создания систем микрофинансирования (фондов поддержки, кредитных кооперативов, бюро кредитных историй, микрофинансовых

бюро), привлекающих средства банков и предпринимателей, в ряде муниципальных образований.

Е. Заслуживают изучения и внедрения теоретические разработки ряда специалистов и пилотные проекты ряда регионов и фондов по созданию систем финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса.

Е Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ) совместно с Министерством образования и науки РФ проводится большая работа по созданию центров венчурного предпринимательства в федеральных округах.

IV. Рынок финансовых ресурсов и финансового обслуживания и экономическое положение предприятий малого и среднего бизнеса

A. На рынке в силу различных причин отсутствуют легитимные кредитные ресурсы, доступные для предприятий малого и среднего бизнеса. В качестве причин следует отметить как сложившуюся практику "теневого" размещения имеющихся ресурсов, так и особенности государственного регулирования деятельности кредитных учреждений.

B. По ряду объективных причин оборот предприятий малого и среднего бизнеса, особенно работающих в сфере обслуживания населения, составляют средства, не оформляемые должным образом, их невозможно принять в расчет при решении о легитимном кредитовании. С другой стороны, эти средства составляют значительную часть ресурсов, в том числе кредитных, обращающихся в сфере малого и среднего бизнеса, формируя особую «теневую» культуру финансовых отношений.

C. Большинство действующих предприятий малого и среднего бизнеса, не говоря о вновь созданных, не располагает ресурсами для обеспечения заимствований, что повышает для банка риск выдачи займа.

О. В случае, если предприятие малого и среднего бизнеса располагает ресурсами для обеспечения заимствований, эти ресурсы оцениваются банком с высоким дисконтом, вследствие трудностей реализации обеспечения, в случае неблагоприятного исхода кредитной операции. Рынок реализации залогов, в том числе бизнесов, неразвит или отсутствует.

V. В части формирования финансовой культуры российского бизнеса необходимо:

А. Повышение финансовой культуры бизнеса, что возможно реализовать при содействии государства. Следует воздействовать на отдельные факторы, составляющие финансовой культуры.

В. Назрела актуальность выработки комплексной государственной программы по формированию цивилизованной культуры малого бизнеса, в том числе культуры финансовых отношений.

VI. Создание национальной финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса Российской Федерации

A. Все вышесказанное затрагивает важнейшие, но отдельные аспекты финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса. Успешное решение проблем развития и инвестирования предприятий малого и среднего бизнеса возможно лишь при реализации единой концепции финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса Российской Федерации.

B. Количественное и качественное развитие экономики России невозможно без формирования национальной социально ориентированной финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса Российской Федерации, которая позволит получить асуммативный эффект от интеграции интересов государства, малого и среднего бизнеса, системообразующих корпораций и граждан.

По результатам обсуждения поставленных проблем участники Конференции рекомендуют:

I. Ускорить создание национальной социально ориентированной финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса Российской Федераци В качестве первоочередных мер, которые позволят стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, необходимо:

А. В экономико-правовой сфере ускорить разработку:

1. Концепции национальной социально ориентированной финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса Российской Федерации. Эксперт-но-аналитическую работу по созданию Концепции целесообразно проводить на коммерческой основе с использованием экспертов Совета и Национального фонда, являющегося исполнительным органом и деловым партнером Совета. Финансирование работ целесообразно проводить за счет спонсорских взносов заинтересованных субъектов финансового рынка и внебюджетных средств Правительства РФ, администраций субъектов РФ и муниципальных органов управления; государственных гарантийных институтов, для обеспечения

отраслевых и территориальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

2. Мер косвенного государственного стимулирования финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса, в первую очередь для банков.

3. Мер прямого и косвенного стимулирования развития рынка венчурного капитала (венчурные фонды со 100%-м государственным капиталом или со смешанным капиталом для поддержки «посевных» и «стартовых» компаний, налоговые льготы и госгарантии под кредиты и инвестиции, поддержка создания информационно-консультационных инструментов, сетей «бизнес-ангелов», бирж субконтрактации).

4. Мер косвенного государственного регулирования деятельности банков и других учреждений, действующих на финансовом рынке, которые сделают предложение финансовых продуктов и услуг для малых и средних предприятий выгодным.

В. В нормативно-правовой сфере содействовать:

1. Реализации плана законопроектной деятельности на 2005 г., на период до 2008 г., предусматривающего разработку изменений и дополнений в закон «О банках и банковской деятельности в РФ» в части, касающейся обеспечения поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (МСП), создания эффективной системы доступа субъектов МСП к финансовым и материальным ресурсам, развития негосударственных механизмов финансовой поддержки, формирования условий для развития негосударственных небанковских организаций финансирования МСП.

2. Принятию федеральных законов: «О двойных и простых складских свидетельствах», «О кредитной кооперации»; о внесении изменений и дополнений в законы: «О страховании банковских вкладов», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об ипотечных ценных бумагах», «О саморегулируемых организациях», «О кредитных потребительских кооперативах граждан», в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также в иные законодательные акты.

3. Разработке и реализации специальной Инвестиционной программы по внешним и внутренним заимствованиям, направляемым на развитие малого и среднего предпринимательства.

4. Рассмотрению возможности по отчислению и использованию части природной ренты для нужд малого и среднего предпринимательства, в частности для создания:

государственного фонда субсидирования процентной ставки по кредитам для субъектов МСП; государственного гарантийного фонда; национального центра финансирования разработок и реализации инновационных проектов малых предприятий.

5. Восстановлению в Налоговом кодексе РФ ранее действовавшего порядка исключения из налогооблагаемой базы кредитных организаций доходов от кредитов, предоставленных малым предприятиям, при одновременном сохранении для малых предприятий порядка отнесения расходов по кредитам к расходам, учитываемым для целей налогообложения.

6. Разработке инновационного и инвестиционного законодательства по развитию венчурного инвестирования инновационных проектов предприятий малого и среднего бизнеса, созданию национальной венчурной индустрии.

7. Упрощению бухгалтерской и налоговой отчетности для субъектов МСП с учетом предоставления данной информации банкам и другим финансово-кредитным организациям.

8. Принятию федеральной Программы государственных гарантий и страхования рисков при инвестировании субъектов малого предпринимательства, в том числе их микрофинансирование и микрокредитование.

9. Изучению действующих механизмов финансирования МСП и проведения эксперимента по привлечению финансовых средств в реализацию тестовых проектов, представленных в секцию Совета «Совершенствование финансово-кредитных механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства».

С. Развитие финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса.

1. Совершенствовать инвестиционную деятельность банков и других кредитно-финансовых организаций по реализации государственной политики поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, приведения Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 год и на период до 2008 года в соответствие с требованиями федеральных законов, направленных на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации.

2. Сформировать и реализовать комплекс программ и мероприятий по привлечению иностранных инвестиций и допуску иностранных финансовых институтов к финансированию субъектов малого и среднего бизнеса.

В Совете федерации

8(23) - 2005

3. Способствовать созданию местной финансовой инфраструктуры — широкого спектра микрофинансовых организаций, касс взаимопомощи, кредитных бюро, обществ взаимного кредитования, кредитных обществ и союзов, кооперативных банков - самых различных форм кредитно-финансовых организаций в сфере обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.

4. Создание рынка реализации залогов, выставленных в обеспечение кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства.

5. Разработать и реализовать программы развития современных форм кредитования: лизинга, франчайзинга, ипотеки, венчурного инвестирования инновационных проектов.

Б. Провести организационные мероприятия:

1. Совету по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации ФС РФ, Национальному фонду развития малого и среднего предпринимательства обратиться в Министерство финансов РФ с инициативой создания постоянно действующего экспертно-консультативного органа — Совета по развитию финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса при Министерстве финансов РФ.

2. Совету по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации ФС РФ, Национальному фонду развития малого и среднего предпринимательства подготовить и провести круглый стол-семинар для руководителей региональных и муниципальных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства «Гарантийное обеспечение финансирования и кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства».

3. Рекомендовать администрациям субъектов Российской Федерации совместно с аппаратами Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и фондам содействия инвестициям провести форумы, научно-практические конференции, круглые столы по вопросам создания национальной социально

ориентированной финансовой инфраструктуры малого и среднего бизнеса Российской Федерации в Федеральных округах.

4. Совету по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации ФС РФ, Национальному фонду развития малого и среднего предпринимательства содействовать созданию периодического печатного органа для консолидации предпринимательского сообщества и распространения опыта развития малого предпринимательства — журнала «Вестник малого бизнеса».

Участники Конференции обращаются:

1. К Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Совету безопасности России, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству промышленности Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, ко всем заинтересованным федеральным, региональным и муниципальным органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации — с просьбой ускорить создание национальной социально ориентированной финансовой инфраструктуры малого и среднего предпринимательства Российской Федерации.

2. К Федеральному Собранию Российской Федерации — с просьбой активизировать работу по совершенствованию законодательства, направленного на стимулирование финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса.

3. К субъектам Российской Федерации — с просьбой учесть резолюцию настоящей конференции при планировании и реализации мероприятий по развитию финансовой инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.