Научная статья на тему 'Резервы совершенствования функциональной подсистемы СМК: планирование качества'

Резервы совершенствования функциональной подсистемы СМК: планирование качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / РЕЗЕРВЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / RESERVES / QUALITY PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордашникова Ольга Юрьевна

Излагается точка зрения автора на проблему выявления резервов совершенствования функциональной подсистемы системы менеджмента качества машиностроительного предприятия «планирование качества». Выделены основные задачи функциональной подсистемы СМК «планирование качества», необходимость решения которых непосредственно вытекает из современных требований к развитию менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордашникова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reserves of perfection of the functional subsystem of QMS - quality planning

The author states her own point of view on the problem of revealing the reserves of perfection of the functional subsystem of the system of quality management at machine building enterprise quality planning. The main tasks of the functional subsystem of QMS of quality planning are singled out, necessity of decision of which directly results from modern demands of quality management development.

Текст научной работы на тему «Резервы совершенствования функциональной подсистемы СМК: планирование качества»

УДК 658.56

РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ СМК: ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА

© О.Ю. Г ордашникова

Излагается точка зрения автора на проблему выявления резервов совершенствования функциональной подсистемы системы менеджмента качества машиностроительного предприятия - «планирование качества». Выделены основные задачи функциональной подсистемы СМК «планирование качества», необходимость решения которых непосредственно вытекает из современных требований к развитию менеджмента качества.

Ключевые слова: система менеджмента качества; резервы; планирование качества.

Для машиностроительного производства становится очевидно, что качество превратилось в важный инструмент в борьбе за рынки сбыта, за конкурентоспособность предприятия. Это заставляет машиностроительное предприятие основательно переосмысливать внутрипроизводственные процессы, связанные с качеством продукции, чтобы достичь оптимальной эффективности мероприятий, важных с точки зрения качества, согласовать их между собой и скоординировать.

Современный подход к организации машиностроительного производства обусловил необходимость наметить общие проблемы эффективности и результативности системы менеджмента качества (СМК) в научном и практическом аспектах. Вместе с тем особое значение имеют вопросы выявления и использования резервов СМК, возможность их более глубокого анализа.

В неразрывной связи с экономическим потенциалом системы менеджмента качества следует говорить о выявлении резервов повышения эффективности использования его функциональных составляющих и их оптимальном сочетании для повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия и его производимой продукции.

На взгляд автора, под резервами системы менеджмента качества следует понимать производственные и непроизводственные потенциальные возможности ее развития, выявленные на основе несоответствия отдельных функциональных подсистем рыночной деятельности предприятия.

Функциональная подсистема «планирование качества» - основное звено реализации функций СМК в практической деятельности машиностроительного предприятия [1]. Лишь при запланированной реализации их

функций отдельные подсистемы СМК переходят как бы из фазы возможности в фазу действительности, т. к. действительность есть результат осуществления определенной возможности. Реализация функций СМК может быть представлена различными комбинациями составляющих ее элементов: планирования, оценки и стимулирования повышения качества машиностроительной продукции.

Под планированием качества в пределах СМК понимаются систематическая подготовка и принятие управленческих решений о целях, средствах и действиях, необходимых для целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных путей развития в ожидаемых условиях на основе познания и использования объективных экономических законов.

Данный процесс должен предусматривать наиболее полное использование достижений науки и техники в соответствии с требованиями потребителей, назначением и условиями использования изделий, требованиями техники безопасности и экономической целесообразности.

С учетом системного подхода к наиболее подверженным трансформации элементам функциональной подсистемы СМК - «планирование качества» - следует отнести:

- принципы планирования;

- регулирующие и регламентирующие процесс планирования качества методы и методики;

- совокупность планов, а также плановые показатели и нормативы;

- информационную систему;

- внутрипроизводственные резервы;

- организационную структуру планирования качества, встроенную в организационную структуру управления предприятием;

- процесс планирования, реализующий все элементы указанной системы.

Следует заметить, что в исследуемой функциональной подсистеме СМК имеют место разноуровневые организационно-экономические отношения, которые возникают между структурными подразделениями машиностроительного предприятия по поводу поддержания динамизма функциональной полезности СМК, предотвращения экстремальных ситуаций, например, ухудшения качества изделий, проведения корректирующих действий и фундаментальных изменений для обеспечения определенного состояния СМК.

Важнейшими задачами функциональной подсистемы СМК - «планирование качества» -являются:

- достижение и превышение уровня качества лучших отечественных и зарубежных образцов по основным видам продукции;

- своевременная замена или снятие с производства устаревших изделий;

- обеспечение строгого соблюдения требований стандартов и другой технической документации и высококачественного изготовления всех выпускаемых изделий.

Задачи планирования качества определяются каждым предприятием самостоятельно в зависимости от его деятельности. На основе этих задач определяются: последовательность действий для их достижения, т. е. состав работ и мероприятий в их взаимосвязи; расчет потребности в средствах и ресурсах разного рода для осуществления достижения заданных уровней качества; определение конкретных исполнителей, сроков достижения промежуточных и конечных целей, выполнения работ и мероприятий.

Мероприятия по повышению качества продукции разрабатываются на основе систематического анализа ее технического уровня, изучения отечественных и зарубежных достижений, патентных материалов, международных стандартов и обобщения опыта эксплуатации (использования) изготовляемых изделий. Особое внимание при этом обращается на обеспечение своевременного предупреждения дефектов в изготовляемой продукции и предотвращения выпуска продукции низкого качества, не соответствующей стандартам, техническим усло-

виям, утвержденным образцам (эталонам), условиям поставки [2].

При этом планирование должно осуществляться на основе систематического изучения требований потребителей локального рынка к качеству продукции, условий использования и эксплуатации, конкурентоспособности экспортируемой продукции, анализа имеющихся дефектов, рекламаций.

Кроме того, функциональность планирования повышения качества продукции на машиностроительных предприятиях должна реализовываться с учетом особенностей типа производства на них: производство и сборка на заказ (индивидуальное и мелкосерийное производство), серийное, крупносерийное и массовое производства.

Следует заметить, что анализ качества выпускаемых изделий вскрывает важные резервы экономии, которые должны реализовываться за счет:

- выявления соответствия потребительских свойств, конструкции изделий потребностям рынка и населения, требованиям современной науки и техники;

- определения уровня показателей качества с учетом лучших отечественных и зарубежных образцов;

- выявления дефектов и несоответствия выпускаемой продукции действующим стандартам и другой технической документации, условиям использования, требованиям потребителей;

- определения устаревших видов продукции, подлежащих снятию с производства;

- тщательного технического и экономического обоснования целесообразности планируемого повышения качества продукции и улучшения ее внешнего оформления и упаковки, обеспечивающей сохранность продукции.

Говоря о методической стороне анализа, следует указать, что при его проведении необходимо использовать данные:

- оперативной, периодической, единовременной и других видов отчетности о качестве продукции;

- проверок соответствия выпускаемых изделий установленным стандартам;

- эксплуатационных обследований, контрольных, стендовых, лабораторных и других видов испытаний;

- заказов, требований, претензий и предложений потребителей по улучшению качества продукции;

- информации об отечественных и зарубежных научно-технических достижениях, показателях лучших изделий и т. д.

В результате данного анализа делается вывод, что СМК может быть стабильной и, наоборот, нестабильной структурой.

Стабильная структура СМК продолжает действовать, накапливать информацию. Нестабильная - разрушается, превращается в новое качество, с новой системой упорядоченных связей.

Работа по планированию качества имеет большую творческую составляющую, вызывающую ряд человеческих и социальных взаимодействий, которые не могут быть заранее предусмотрены планом.

Существенная часть известных разработок по совершенствованию процессов создания качественной продукции имеет крен в сторону дисциплины, т. е. имеется в виду работа более структурированным и, возможно, более дешевым и быстрым путем. Это обычно сводится к установлению процедур, правил и руководств для работы. Несмотря на то, что разработано большое число стандартов, многие из которых рекомендуют «стандартные» модели плановых процессов, большинство из них не применяется на машиностроительных предприятиях.

Предполагается, что разработка планов по качеству основана на сотрудничестве между работниками отдельных служб машиностроительного предприятия. В данном случае требования к плану являются предметом непрерывных объяснений и переговоров.

Наконец, при проведении плановых процедур необходимо проверить теоретические постулаты и по возможности так сфокусировать работу, чтобы она была более ориентирована на конкретную продукцию и на конкретного потребителя, т. е. была релевантной.

С учетом вышесказанного при планировании мероприятий СМК необходимо учитывать резервы по следующим направлениям:

- основные опытно-конструкторские работы и организационно-технические мероприятия, направленные на повышение показателей качества изделий;

- мероприятия по совершенствованию техники и технологии производства: внедре-

ние прогрессивных технологических процессов, машин и оборудования, обеспечивающих улучшение качества продукции;

- требования по повышению качества комплектующих узлов, деталей и материалов, предъявляемые к поставщикам;

- заказы научно-исследовательским, проектным и конструкторским организациям на проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ по повышению качества изделий;

- мероприятия по улучшению технической документации;

- регламент контроля за соблюдением технологической дисциплины, мероприятия по обеспечению процесса производства контрольно-измерительными приборами и испытательным оборудованием;

- мероприятия по внедрению и строгому соблюдению стандартов и по унификации изделий, обеспечению высококачественного изготовления продукции, предупреждению брака, рекламаций и дефектов и др.

Кроме этого, для обеспечения стабильности изготовления продукции с планируемыми показателями качества на предприятиях должны предусматриваться мероприятия по совершенствованию и внедрению прогрессивных методов контроля качества продукции. Так, в массовом производстве необходимо использовать систему экономикостатистической оценки качества продукции с применением экономико-математических

методов. Здесь в плановой работе необходимо предусматривать получение обобщающих статистических показателей качества на основе проводимых выборочных обследований качества продукции в процессе ее производства и потребления, а основой первичной информации о качестве должны быть результаты применения статистических методов контроля качества продукции: входного контроля качества сырья, материалов; текущего или предупредительного контроля качества выполнения технологических процессов; приемочного контроля готовой продукции и оценочного контроля качества продукции.

В рыночных условиях для обеспечения предусматриваемого в плане повышения качества выпускаемой продукции машиностроительные предприятия должны разрабатывать требования к предприятиям-постав-щикам по улучшению качества и замене низ-

кокачественного сырья, материалов, комплектующих изделий, узлов и деталей. Указанные требования к поставщикам должны включаться в особые условия поставки при заключении договоров с предприятиями-поставщиками.

Совершенствование планирования качества на машиностроительном предприятии должно происходить так, чтобы стало возможным комплексное качественное обновление всех сфер деятельности предприятия, что требует осуществления планирования в трех взаимообусловленных плоскостях: качества продуктов, качества процессов и качества потенциала СМК.

Разработка плана в функциональной подсистеме СМК - «планирование качества» -должна опираться, во-первых, на выявление всех неиспользованных в данное время резервов путем соответствующего анализа отчетных и плановых материалов; во-вторых, на выявление резервов путем сравнения норм, технологии, приемов и методов организации труда и производства, существующих на данном предприятии и на других машиностроительных предприятиях.

Все это свидетельствует о том, что при планировании повышения качества продукции особенно важно учитывать фактор времени. При этом планирование качества не противоречит рыночным отношениям.

Таким образом, процесс образования резервов совершенствования функциональной подсистемы СМК - «планирование качества», - являясь объективной основой постоянного улучшения потребительских свойств изделий, характерного для рыночного хозяйства, должен происходить систематически для достижения предприятием следующих целей:

- повышения контролируемой доли рынка;

- предвидения требований потребителя;

- выпуска продукции более высокого качества;

- обеспечения согласованных сроков поставок;

- установления уровня цен с учетом условий конкуренции;

- поддержания репутации фирмы у потребителей.

Выявление и ввод в действие данных резервов связаны с рядом особенностей, опре-

деляющих место этой группы резервов в общей их совокупности. Так, между осуществлением мероприятий по планированию повышения качества и реализацией обусловленной этим экономии создается значительно больший разрыв во времени, чем при использовании всех других резервов производства. Особенно ярко отмеченная тенденция наблюдается при изготовлении продукции с длительным сроком службы (станки, машины, оборудование и т. п.).

Выявление и использование резервов совершенствования функциональной подсистемы СМК - «планирование качества», - как и других резервов, вытекает из требований закона планомерного (пропорционального) развития отраслей экономики. Учет этого требования в планировании означает, что надо искать, находить и обеспечивать использование резервов как при составлении плана, так и в процессе его осуществления. На основе дополнительно вскрытых резервов следует совершенствовать план. Кроме того, резервы должны выявляться при разработке и анализе отдельных показателей плана в систематическом порядке.

Таким образом, результативность системы менеджмента качества в условиях рыночных отношений зависит от степени выявления и использования резервов совершенствования СМК. Главное при этом, чтобы реализация резервов совершенствования СМК проходила в минимальные сроки и с наибольшим эффектом.

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования. М., 2001.

2. Ларин В.М., Немцев А.Д., Лапина Н.В. Качество и конкурентоспособность продукции / под общ. ред. В.М. Ларина. Саратов, 2004.

Поступила в редакцию 26.12.2009 г.

Gordashnikova O.Y. Reserves of perfection of the functional subsystem of QMS - “quality planning”.

The author states her own point of view on the problem of revealing the reserves of perfection of the functional subsystem of the system of quality management at machine building enterprise - “quality planning”. The main tasks of the functional subsystem of QMS of “quality planning” are singled out, necessity of decision of which directly results from modern demands of quality management development.

Key words: system of quality management; reserves; quality planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.