Научная статья на тему 'Резервы фискальной политики для обеспечения экономического роста страны'

Резервы фискальной политики для обеспечения экономического роста страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / СТИМУЛИРУЮЩАЯ ПОЛИТИКА / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ECONOMIC GROWTH / TAX REVENUES / TAX BURDEN / STIMULATING POLICY / FISCAL POLICY / FINANCIAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрахим Мустафа Али

Анализируется влияние резервов фискальной политики на преодоление экономикой Российской Федерации кризисных потрясений 2014 г. Указывается, что этот кризис кардинально изменил роль государства в экономике, сделав постоянным его активное присутствие практически на всех фазах экономического цикла. Делается общий вывод о том, что во многом именно проблемы, существующие в бюджетной сфере, не дают экономике расти. Данные предложения являются не просто пересмотром представлений о достижении экономического роста, а выступают новым инструментарием экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis The impact of reserves fiscal policy on the economy as a result of federal crisis 2014 in modern review here. The challenge role of the state in the economy in mentioned, as well as its presence in all phases of economy crisis. conclusion model. Problem in public sector prevent the economy from boasting. These proposals are not just a revision of the notions of achieving economic growth and deliver new tools for economic growth.

Текст научной работы на тему «Резервы фискальной политики для обеспечения экономического роста страны»

УДК 336.143.01

М.А. Ибрахим РЕЗЕРВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ

Аннотация. Анализируется влияние резервов фискальной политики на преодоление экономикой Российской Федерации кризисных потрясений 2014 г. Указывается, что этот кризис кардинально изменил роль государства в экономике, сделав постоянным его активное присутствие практически на всех фазах экономического цикла. Делается общий вывод о том, что во многом именно проблемы, существующие в бюджетной сфере, не дают экономике расти. Данные предложения являются не просто пересмотром представлений о достижении экономического роста, а выступают новым инструментарием экономического роста. Ключевые слова: экономический рост, налоговые доходы, налоговая нагрузка, стимулирующая политика, фискальная политика, финансовые инструменты.

Mustafa Ibrahim THE RESERVES OF FISCAL POLICY

TO ENSURE THE ECONOMIC GROWTH OF THE COUNTRY

Annotation: Analysis The impact of reserves fiscal policy on the economy as a result of federal crisis 2014 in modern review here . The challenge role of the state in the economy in mentioned, as well as its presence in all phases of economy crisis, conclusion model. Problem in public sector prevent the economy from boasting. These proposals are not just a revision of the notions of achieving economic growth and deliver new tools for economic growth.

Keywords: economic growth, tax revenues, tax burden, stimulating policy fiscal policy, financial instruments.

На сегодняшний день все чаще звучат мнения финансовых специалистов по поводу возможного роста экономики России в 2017 г. Однако, по нашему мнению, качественная деградация продолжится, так как предпосылок или тенденций для модернизации экономики на сегодняшний день мы не видим. Какие ключевые составляющие необходимы для ее запуска?

Во-первых, необходим существенный объем долгосрочных инвестиций, а рынка долгосрочных и без рисковых финансовых инструментов до сих пор в стране не создано. Далее необходима диверсификация экономики, дабы предотвратить структурные дисбалансы в экономике. Мы же по-прежнему наблюдаем ситуацию, когда основные инвестиции идут в Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). В-третьих, очевидно, что такой необходимый фактор как развитие технологий и их импорт снизится ввиду продолжившихся санкций и сокращения прямых инвестиций в целом в национальную экономику. Индикатором качества экономической ситуации также является и качество жизни населения, а оно продолжает ухудшаться. Так, по данным аналитиков, в текущем году средний класс сокращается с20%до15% населения, растет доля расходов населения на еду, что сокращает возможность формировать у населения сбережения (уже близко к 40 %, а норма по развитым странам составляет 15 %) [1]. На фоне складывающегося ключевого тренда во всем мире, связанного с ускорением темпов модернизации, наша страна попала в структурный кризис, который не характерен для других стран. И ввиду того, что ни одной макроэкономической предпосылки для роста мировых цент на нефть в 2017 г. точно нет, способность генерировать потоки доходов для модернизации, для разви-

© Ибрахим М. А., 2017

тия технологий у нас тоже нет на ближайшие несколько лет. Можно перечислить много факторов, необходимых для вывода экономики на траекторию устойчивого роста, в первую очередь это геополитические и экономические факторы. Но при нынешней модели государственного управления никакие реформы не будут проходить качественно и не принесут должный положительный эффект. То есть без создания новой системы управления, основанной на качественном менеджменте, без совершенствования системы управления результативностью проводить структурные изменения в экономике и бороться с «системным» кризисом не представляется возможным.

По мнению многих финансовых экспертов [1], экономка России сейчас переходит из стадии «рецессии» в стадию «стагнация», поэтому восстановление процессов еще не происходит и вряд ли будет происходить в ближайшее время. Вернуть подъем экономике только лишь за счет банковских инструментов и прагматичной политики ЦБ РФ невозможно. На сегодняшний день во многом именно проблемы, существующие в бюджетной сфере, не дают экономике расти. Универсальные рецепты роста для большинства секторов экономики состоят в повышении эффективности управления, в подготовке к новой экономике - экономике будущего, которая должна основываться на инвестициях в образование, развитии ИТ-технологий. Будущее за новыми технологиями, системами управления данными. Повышение эффективности управления, а в целом проведение реформы управления в госсекторе, внедрение новых методов управления может создавать дополнительные инвестиционные ресурсы в национальную экономику за счет повышения эффективности и консолидации расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Для этого также необходимо проводить реформу управления на всех уровнях, в том числе бюджетного управления.

Основными проблемами российской экономики являются ее сырьевая зависимость, слабая банковская система и жесткая налоговая политика. Эти проблемы не позволяют сформировать конкурентную экономику, базирующуюся на национальном промышленном производстве, модернизации и повышении эффективности бизнеса. В 2017 г. отрицательный эффект от санкций будет снижаться, поскольку появляются новые способы эффективной работы и наращивания отношений между компаниями и экономическими операторами. В то же время экономика России адаптируется к новым обстоятельствам, появляются новые способы эффективной работы и наращивания отношений между компаниями и экономическими операторами [3].

Для понимания общей ситуации, сложившейся в российской экономике, и поиска решения вышеперечисленных проблем следует проанализировать фискальную политику государства (см. табл. 1).

Таблица 1

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2014-2015 г.(в % к ВВП) [3]

Доходы Годы

2014 2015

Доходы - всего 34,34 33,32

Налоговые доходы и платежи 31,90 30,17

В том числе:

Налог на прибыль организаций 3,05 3,22

Налог на доходы физических лиц 3,47 3,47

Налог на добавленную стоимость 5,06 5,24

Акцизы 1,38 1,32

Таможенные пошлины 7,09 4,16

Налог на добычу полезных ископаемых 3,73 3,99

Единый социальный налог/страховые взносы 6,46 6,98

Прочие налоги и сборы 1,67 1,78

Представленные данные показывают, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля валового внутреннего продукта (ВВП), на протяжении последних лет снизилась с 34,34 % к ВВП в 2014 г. до 33,32 % к ВВП в 2015 г.

При этом имеет место сокращение поступлений по трем ключевым для бюджетной системы позициям доходов - таможенным пошлинам, налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налогу на прибыль организаций. Если первые две позиции сказываются на федеральном бюджете, то поступление налога на прибыль формируют главным образом доходы субфедеральных бюджетов, что влечет увеличение дефицита как на федеральном, так и на субфедеральных уровнях бюджета. Данный негативный фактор минимизируется за счет девальвации рубля, однако потенциал этого механизма компенсации недополученных доходов бюджетом практически счерпан.

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России следует обратить внимание на налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от этих видов налогов (см. табл. 2).

Таблица 2

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2014-2016 гг. (в % к ВВП) [3]

Доходы Годы

2014 2015

Налоговые доходы и платежи 31,90 30,17

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 10,18 7,63

из них:

НДПИ на нефть 3,16 3,35

НДПИ на газ 0,48 0,53

Акцизы на нефтепродукты 0,50 0,37

Вывозные таможенные пошлины на нефть 3,36 1,77

Вывозные таможенные пошлины на газ 0,63 0,68

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 1,91 0,93

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС сырой нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) 0,14 0,00

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов 21,72 22,54

Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов бюджета. В 2015 г. налоговые доходы от нефтегазового сектора составили 7,63 % ВВП, от других видов деятельности - 22,54 % ВВП.

Одним из вариантов улучшения методики расчета налоговой нагрузки может стать исключение из расчета НДФЛ и включение в фискальную нагрузку всех налоговых сборов плюс страховых взносов и страховых премий за обязательное страхование опасных производственных объектов. Получаемую сумму можно сопоставлять с валовой добавленной стоимостью без учета амортизации.

Не стоит забывать об изменениях, произошедших в налоговом законодательстве, вступивших в действие с 2015 г. В первую очередь они касаются налога на добычу полезных ископаемых, тамо-

женных пошлин и акцизов. Целый ряд более частных изменений затронул налог на прибыль организаций и некоторые другие налоги и платежи. Ставки акцизов с 2015 г. снижены в части акцизов на нефтепродукты и повышены на некоторые иные группы подакцизных товаров (алкоголь и табачные изделия). С 2015 г. введены акцизы на экспортируемый природный газ, фактически это возврат к ранее действовавшей модели акцизного обложения этой категории полезных ископаемых. Изменения, внесенные в главу 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», касаются в первую очередь повышения ставки налога на дивиденды до 13 %, теперь доходы от занятости по найму и доходы от распределения прибыли юридических лиц после налогообложения подлежат налогообложению по одинаковым ставкам [2]. Таким образом, на общей сумме доходов бюджетной системы это повышение существенно не скажется, однако приведет к перераспределению поступлений общей суммы налога на прибыль организаций в пользу федерального бюджета и выравниванию уровня налогообложения доходов различных категорий физических лиц. И это только начало реформирования налоговой системы страны.

Одно из направлений реформирования - это отмена порогов зарплат, с которых начисляются страховые взносы, таким образом, нагрузка на бизнес снизится, но основное бремя ляжет на компании, привлекающие квалифицированные кадры. Другим решением проблемы высокой налоговой нагрузки может стать повышение порога годовой выручки для бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения, например, с действующего порога в 60 до 120 млн руб., а также освобождение самозанятого населения от уплаты налогов с последующим переходом на патент [3]. Эти меры позволят вывести часть малого бизнеса из тени, что приведет к росту сбора налогов. Вот так можно добиться роста доходов бюджета за счет снижения налогового бремени.

В то же время даже в таких непростых условиях, в каких оказалась экономика России, сохраняются возможности для увеличения доходов бюджета за счет роста налогов. В первую очередь следует обратить внимание на те направления деятельности, которые сегодня оказались вне поля зрения фискальной политики, - это налоги на публичные сборища, видеопрокат, налог на сверхдоходы банков от валютных операций. Ориентировочный объем средств может составить порядка 500 млн руб. [3].

Таким образом, даже в сложной экономической ситуации сохраняются фискальные резервы для экономического роста экономики страны. Данные предложения являются не просто пересмотром представлений о достижении экономического роста, а выступают новым инструментарием экономического роста.

Библиографический список

1. Медведев, Д. Социально-экономическое развитие России : обретение новой динамики / Д. Медведев// Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - С. 5-30.

2. Налоговый Кодекс РФ, часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ с изменениями и дополнениями от: 28.12.2016 г., 7.03.2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения : 20.03.2017).

3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 20.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.