УДК 336.025
Проблемы функционирования и пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Аннотация. Налоги являются основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Поэтому в условиях развивающейся рыночной экономики особое внимание следует уделять реформированию налоговой системы и налогообложения. Сложившаяся структура экономики требует максимальной гибкости налогового законодательства, которое должно реагировать на возникающие риски.
Ключевые слова: политика; реформа; налоговая система; экономика.
Annotation. Taxes are the main source of budget revenues, including the budgets of all three levels and, therefore, a critical factor in creating the financial base necessary to fulfill the socio-economic and other problems of the state. In an emerging market economy, special attention should be given to the reform of the tax system. The current economic system requires maximum flexibility of the tax legislation, which needs to respond to emerging risks.
Keywords: policy; reform; tax system; economy.
Кукушкина Д.В.,
студентка
Финансового университета * [email protected]
Павкина Ю.В.,
студентка
Финансового университета * [email protected]
Основными драйверами реформирования налоговой системы в развитых странах являются стремление к рационализации системы налогообложения и устранение налоговых барьеров для экономического роста.
Важнейшие направления налоговой политики Российской Федерации сводятся к формированию стимулов повышения налоговых поступлений. Налоговая система является одним из определяющих факторов экономической политики госу-
дарства. Она несет в себе функционал регулятора экономического поведения налогоплательщиков и обеспечивает формирование доходной базы федеральных и муниципальных органов управления. Проведение налоговой реформы является важнейшим и необходимым инструментом улучшения инвестиционного климата в России во всех секторах экономики, ликвидации теневой экономической деятельности и обеспечения устойчивого экономического роста [1].
Проводимая налоговая реформа может быть классифицирована как:
• Структурная - предполагает оптимизацию структуры налогообложения и приведение ее в соответствие с перманентно изменяющейся рыночной экономической системой и возникающими между субъектами налогообложения отношениями.
• Многоцелевая - изменения затрагивают ключевые институты налоговой системы.
• Долгосрочная - изменения в налоговой системе и институтах являются необходимым условием успешного проведения экономической политики государства; изменения согласуются с возникающими проблемами практики [2].
Научный руководитель: Липатова И.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение».
Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими факторами:
1. Появлением двух разных налоговых режимов: финансового прессинга (для инвесторов и производителей); сравнительно льготного (для физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность) [3].
2. Обложением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с негативными экологическими и социальными эффектами, такими как: загрязнение среды или рост алкоголизма. Получается, что вместо стимулирования и снижения различных издержек данная система только негативно влияет на развитие производства и на финансовую сферу.
3. Необеспеченностью местных бюджетов и бюджетов регионов стабильными источниками финансирования при крупной доле федеральных трансфертов и дотаций. Ситуация, которая сложилась в России, где на долю собственных доходов муниципальных образований приходится около 20 %, а все остальное - средства вышестоящих бюджетов, говорит нам об отклонении от состояния, которое характеризует бюджетную самостоятельность местных и региональных образований.
4. Несовершенством налогового законодательства. Многие недостатки налоговой системы можно считать следствием несовершенного законодательства, сложности налоговой базы и процедур в порядке налогообложения [4].
5. Отсутствием налоговой политики, которая могла бы отвечать приоритетам развития экономики. Если задачей является модернизация и диверсификация экономики, а все принимаемые меры стимулируют только один сектор, то говорить об эффекте довольно сложно. Более того, при уменьшении нагрузки на высокодоходные сектора появляется потребность компенсировать снижающиеся бюджетные доходы какими-либо другими мерами. В итоге налоговая нагрузка на сектора, которые нужно стимулировать, не снижается, а может даже повышаться.
6. Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины, т.е. тезис, по которому выполнения и соблюдения налоговой дисциплины можно добиться только через ее ужесточение, является ошибочным, поскольку применение жестких мер вызывает враждебность в отношениях с налогоплательщиками и ведет к противоборству.
7. Значительным теневым оборотом. Можно сказать, что Россию захлестнула волна разоблачений, которые непосредственно связаны с незаконными финансовыми операциями.
Если говорить о путях реформирования налоговой системы, то, безусловно, одним из основных стратегических направлений является усиление ее стимулирующего влияния на развитие экономики, с одновременным выполнением фискальной функции [5].
Недавно Минфин опубликовал документ, посвященный основным направлениям налоговой политики на 2016 г. и плановый период 20172018 гг.
Ниже приведен перечень ключевых планируемых изменений в налоговом законодательстве:
1. Территории опережающего развития на Дальнем Востоке
На территориях опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР) планируется создать особые условия в отношении предпринимательской деятельности для новых предприятий, в том числе 5-тилетние каникулы по налогу на прибыль организаций, НДПИ (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций. Такой режим будет применяться не только в регионах Дальнего Востока, но и в Иркутской области, Республике Тыва, Красноярском крае, Республике Хакасия, в Крыму и в Севастополе. Критерии для отбора инвестиционных проектов в рамках ТОР, характер и размер льгот по уплате страховых взносов работодателей будут определены в законодательстве о ТОР и о государственном социальном страховании.
2. Борьба с уклонением от налогообложения и деофшоризация
Минфин указал, что в рамках данных инициатив планируется ввести в налоговое законодательство понятие налогового резидентства юридических лиц и правила КИК, усилить обмен информации между странами и поставить преграды безналоговой продаже недвижимости в РФ.
3. Акцизы
Как и раньше, постепенно будут индексироваться подакцизные товары. Предполагается индексация на 10% ставки акцизов на табачную продукцию, при этом в документе сказано, что
нужна гармонизация ставок на табачную продукцию с государствами — членами Таможенного союза. На моторное топливо ставки акцизов будут определяться по комплексу факторов, ставка акцизов на бензин с 2017 г. будет зависеть от экологического класса. Кроме того, нужно освободить от акциза реализацию биоэтанола, который используется в производстве биотоплива.
4. Налогообложение природопользователей
В планах есть налаживание системы «налоговых каникул» при добыче углеводородного сырья, распространение этих самых «каникул» на добычу газового конденсата и природного газа; продление «каникул» для новых месторождений нефти на полуострове Ямал и в Ненецком АО. Будет продолжаться работа по реализации «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли: снижение вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, пошлин на нефть при увеличении ставки НДПИ на нефть. Будет проводиться пересмотр порядка налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, плюс оценка целесообразности установления ставок НДПИ по разным видам твердых полезных ископаемых в привязке к мировым ценам; оценка эффекта от проведенных мер налогового стимулирования; пересмотр порядка определения налоговой базы НДПИ во время добычи драгоценных металлов, драгоценных камней; рассмотрение перспектив передачи полномочий по установлению ставок НДПИ, оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых региональным органам власти.
5. Консолидированные группы налогоплательщиков (КГН)
Участникам КГН будет необходимо в обязательном порядке раскрывать информацию о налоговой базе, которая должна была сформироваться у них, если бы они не были участниками КГН. Нужно будет пересмотреть учет убытков участников КГН.
По мнению Министерства финансов, есть два варианта изменения правил. По одному варианту в первую очередь распределяется общая прибыль без учета убытков отдельных участников, потом уже прибыль субъектов РФ, в которых были убыточные участники, уменьшается на их убытки. При этом варианте нагрузка на КГН может увеличиться. По второму варианту в процессе
распределения прибыли между субъектами РФ не учитывается стоимость основных фондов и число работников убыточных участков. Хочется сказать, что один из стимулов для создания КГН — это зачет убытков одних участников против прибыли других. Ликвидация первого стимула кардинально может сказаться на плюсах этого режима.
6. Налогообложение в Крыму и Севастополе
Республика Крым и Севастополь будут в перечне субъектов РФ, где реализуются инвестиционные проекты. Вопросы создания в Крыму игорной зоны Минфин в своих документах не обсуждает.
7. Налоговые льготы
По данным Минфина, главные «виновники» выпадающих доходов бюджета — это: амортизационная премия, льготы по налогу на имущество на инфраструктурные объекты (магистральные трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути), применение понижающих коэффициентов по НДПИ, перенос убытков прошлых лет на будущее, пониженные региональные ставки налогов, применение 0%-й ставки по дивидендам. Минфин предлагает полностью отказаться от установления новых льгот, а также отменить ряд существующих.
8. Налог на имущество организаций
Рассчитывается по новым правилам. Теперь налоговая база по налогу на имущество организаций для некоторых объектов налогообложения рассчитывается не из балансовой (остаточной) стоимости, а из кадастровой.
9. Налогообложение физических лиц до 2017 г.
• Налог на недвижимость
Как известно, 1 января 2015 г. Налоговый кодекс РФ пополнился новой главой 32 под названием «Налог на имущество физических лиц», а закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» утратил силу.
Одно из главных изменений, введенных новой главой НК РФ, это переход к исчислению налога на имущество не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости недвижимости. Кадастровая стоимость обычно максимально близка к рыночной стоимости имущества (поскольку при
ее установлении учитывается, например, сегмент недвижимости, расположение, площадь и год постройки). Инвентаризационная же стоимость может быть существенно ниже рыночной. Это позволит существенно увеличить налоговые платежи в местные бюджеты.
Нельзя не отметить, что важным изменением со вступлением в силу нового налога является то, что облагаться налогом будут как только сданные в эксплуатацию, зарегистрированные объекты, так и объекты незавершенного капитального жилого строительства, причем по ставке, приравненной к жилым помещениям. Введение налога на незавершенное строительство должно существенно пополнить налогооблагаемую базу в значительной мере за счет долгостроев на дачных участках, где в настоящее время большая часть домов налогом не облагается, потому что собственники растягивают сроки строительства на десятилетия, а затем не спешат регистрировать свой дом, чтобы не платить дополнительный налог. Также ставка налога сравняется со ставкой налога на имущество организаций (конкретные ставки будут устанавливаться субъектами РФ). Для тех налогоплательщиков, для которых увеличение налоговой нагрузки будет существенным, будет предусмотрено плавное повышение в течение 5 лет с использованием применением коэффициентов.
• Налогообложение при продаже квартир
Минфин предложил абсолютно новый подход к освобождению доходов физических лиц от продажи жилой недвижимости, который основывается на том, является ли продаваемое жилье единственным:
1. Полное освобождение доходов независимо от сроков владения в случае, если эта недвижимость является единственным жилым помещением в собственности налогоплательщика;
2. Если у физического лица на момент продажи находится в собственности более одного подобного объекта, то освободить доходы от продажи можно будет только в случае, если:
• доходы от продажи объекта не превышают 5 млн руб. либо продается садовый домик с жилой площадью до 50 кв. м;
• срок владения объектом составляет не менее 3 лет (субъекты РФ смогут увеличить этот срок до 10 лет). В отношении прочего имущества будет сохранен действующий порядок налого-
обложения. В целом предлагаемые изменения могут снизить привлекательность покупки жилой недвижимости как объекта инвестиций [6].
Хотя проект основных направлений налоговой политики находится на стадии обсуждения, он дает представление о направлении реформирования налоговой системы.
В заключение нельзя не отметить, что современная налоговая система имеет ряд крупных недостатков, среди которых следует выделить превалирование фискальной функции налогов, неравномерное распределение фактической нагрузки в различных сферах экономической деятельности, необеспеченность местных бюджетов и бюджетов регионов собственными источниками финансирования.
Довольно остро стоят проблемы уклонения от уплаты налогов, неуплаты налогов, слабой налоговой дисциплины и налоговой культуры общества, проблема взаимной социальной ответственности и сотрудничества граждан, труда, бизнеса. Отсутствует комплексный подход при формировании налоговой системы РФ, что приводит к обострению социальных и экономических противоречий, развитию теневой экономики и бегству капитала за границу. Безусловно, трудность и важность решения проблем совершенствования налоговой системы очевидна и требует решительных действий уполномоченных властных структур [7].
Литература
1. Брызгалин Л.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие// Налоговый вестник. 2010. № 1. С. 29.
2. Все налоги России / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 2012. С. 322.
3. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: «Юристъ», 2009.
4. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009.
5. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2014. С. 432.
6. Курочкин В.В., Басиев М.К. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления // Финансы. 2010. № 1. С. 28.
7. Доклад Минфина России. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.