Научная статья на тему 'РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПОТРЕБНОСТЬ В РЕЗЕРВЕ / PERSONNEL RESERVE / FEDERAL RESERVE OF MANAGERIAL PERSONNEL / REGIONAL LEVEL / NEED OF RESERVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григошина Лариса Юрьевна

В статье рассматривается проблема улучшения кадрового состава государственной службы через призму создания кадровых резервов. Приводятся данные по распределению лиц, включенных в различные уровни федерального резерва в разрезе национальных/ приоритетных проектов. В качестве примера формирования резерва управленческих кадров на региональном уровне рассмотрены субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. Уделено внимание вопросам необходимости планирования потребности в резерве управленческих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESERVE OF MANAGEMENT PERSONNEL: PRACTICE OF FORMATION AT THE REGIONAL LEVEL

The article considers the problem of improving the personnel of the civil service through the prism of creating personnel reserves. The data on the distribution of persons included in various levels of the federal reserve in the context of national / priority projects are provided. As an example of the formation of a reserve of managerial personnel at the regional level, the subjects of the Russian Federation included in the North Caucasus Federal District are considered. Attention is paid to the need for planning the need for a reserve of managerial personnel.

Текст научной работы на тему «РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 35.08

Григошина Л.Ю.1

РЕЗЕРВ УПРАВлЕНЧЕСКИХ КАдРОВ: ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИИ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема улучшения кадрового состава государственной службы через призму создания кадровых резервов. Приводятся данные по распределению лиц, включенных в различные уровни федерального резерва в разрезе национальных/ приоритетных проектов. В качестве примера формирования резерва управленческих кадров на региональном уровне рассмотрены субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Уделено внимание вопросам необходимости планирования потребности в резерве управленческих кадров.

Ключевые слова: кадровый резерв, федеральный резерв управленческих кадров, региональный уровень, потребность в резерве.

Grigoshina L.

RESERVE OF MANAGEMENT PERSONNEL: PRACTICE OF FORMATION AT THE REGIONAL LEVEL

Abstract. The article considers the problem of improving the personnel of the civil service through the prism of creating personnel reserves. The data on the distribution of persons included in various levels of the federal reserve in the context of national / priority projects are provided. As an example of the formation of a reserve of managerial personnel at the regional level, the subjects of the Russian Federation included in the North Caucasus Federal District are considered.

Attention is paid to the need for planning the need for a reserve of managerial personnel.

Keywords: personnel reserve, federal reserve of managerial personnel, regional level, need of reserve.

В последнее время одной из самых острых проблем улучшения кадрового состава государственной службы стала проблема резерва кадров. Внутренние кадровые ресурсы самой государственной службы недостаточны, необходимо привлечение на государственную службу наиболее эффективных, талантливых, граждански мотивированных менеджеров. Кроме того, вследствие расширения присутствия государства в различных сферах экономики, что становится особенно заметным во время кризиса, подготовка резерва государственной службы начинает сопрягаться с подготовкой резерва для организаций государс-

твенного сектора и для тех бизнес-структур, в которых участвует государство. Тем самым, понятие резерва расширяется, от резерва государственной службы к резерву управленческих кадров.

Ключевым моментом изменения понимания понятия и содержания резерва, приведшим к практическим последствиям, следует назвать совещание Президента Российской Федерации с полномочными представителями Президента в федеральных округах от 23 июля 2008 года. На повестку дня этого совещания был вынесен вопрос о необходимости пересмотра подходов к кадровой политике,

1 Григошина Лариса Юрьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск

Larisa Grigoshina, Ph.D. in Philosophy, Associate Professor of Department of Management and Business Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk

созданию целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране. Для решения этой задачи, в качестве инструмента, Президент предложил использовать «общероссийский резерв эффективных управленческих кадров» [1]. По итогам проведенного совещания Президентом России был подписан перечень поручений от 01 августа 2008 г. № Пр-1573, в соответствии с которым перед государственными органами была поставлена задача - не позднее 1 марта 2009 года создать резерв управленческих кадров. Особо следует отметить, что задача создания и работы с резервом управленческих кадров была сформулирована в жесткой связке с требованием реализации стратегии развития страны до 2020 года (на тот момент).

Понятия «кадровый резерв на государственной гражданской службе» и «резерв управленческих кадров» - не синонимичные понятия.

Главное отличие этих резервов состоит в том, что лицо, состоящее в резерве на гражданской службе, с его согласия по решению представителя нанимателя может быть назначено на должность гражданской службы без проведения конкурса, при условии его соответствия квалификационным требованиям по вакантной должности. При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв. Лицо, состоящее в резерве управленческих кадров, но не состоящее в кадровом резерве на гражданской службе, может поступить на гражданскую службу по результатам конкурса, если иное не установлено ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ.

Управленческий кадровый резерв - кадровая опора высшего руководства страны в реализации концепции стратегического развития в долгосрочной перспективе, формируемый из высокопрофессиональных специалистов, обладающих безупречной деловой репутацией, специально подготовленных и способных занять вышестоящие (управленческие) должности [2].

В «Общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров

в Российской Федерации» (далее - Концепция) резерв управленческих кадров определен как «сформированные в установленном порядке группы граждан Российской Федерации, обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для назначения на целевые управленческие должности в системе государственного управления и местного самоуправления, включая организации федерального, регионального и местного подчинения» [3].

Совокупность всех резервов управленческих кадров в Российской Федерации, сформированных на единых принципах, с использованием единых подходов, на основе сопоставимых результатов оценки личност-но-профессиональных ресурсов - это единая система управленческих кадров.

Выделяют следующие уровни резервов управленческих кадров:

- резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации («Президентская сотня» и «Президентская тысяча»);

- федеральный резерв управленческих кадров;

- резервы управленческих кадров субъектов Российской Федерации;

- муниципальные резервы управленческих кадров.

В федеральных округах могут создаваться окружные резервы управленческих кадров.

Резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента Российской Федерации - это граждане Российской Федерации, прошедшие в установленном порядке отбор для включения в резерв, обладающие наиболее высокими интеллектуальными, профессиональными, деловыми и личностными качествами, правовой и управленческой культурой, способные к эффективному исполнению профессиональных (служебных) обязанностей на высших управленческих должностях системы государственного управления номенклатуры Президента Российской Федерации, руководящих должностях госкорпораций, государственных предприятий, акционерных обществ, 100% акций которых находится в федеральной собственности.

Основными целями формирования, подготовки и использования резерва являются [4]:

- создание подготовленного к управлению в новых условиях состава управленческих кадров;

- обеспечение непрерывности и преемственности государственного управления;

- совершенствование процесса управления в государственном и негосударственном секторах на основе отбора, обучения и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно руководить органами государственной власти, управлять производством и людьми.

Федеральный резерв управленческих кадров - это база данных высокопрофессиональных и перспективных сотрудников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, а также государственных корпораций и организаций, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, рекомендованных в установленном порядке руководителем («первым лицом») соответствующего органа и организации [5].

В федеральный резерв управленческих кадров включаются представители федеральных органов исполнительной власти, субъек-

тов Российской Федерации, государственных корпораций и организаций.

Федеральный резерв управленческих кадров состоит из трех уровней [5]:

- высший уровень резерва - руководящий состав государственных органов федерального и регионального уровней, а также государственных корпораций и организаций;

- базовый уровень резерва - руководители среднего уровня государственных органов федерального и регионального уровней, а также государственных корпораций и организаций;

- перспективный уровень резерва - государственные гражданские служащие, а также сотрудники государственных корпораций и организаций в возрасте до 35 лет. По состоянию на 18 марта 2020 года количество лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров составляет 860 человек (для сравнения: по состоянию на 1 ноября 2018 года численность резервистов

- 1601 человек). Проведем анализ распределения лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров в разрезе национальных/приоритетных проектов.

В высший уровень федерального резерва управленческих кадров включено 323 человека (Таблица 1):

Таблица 1. Распределение лиц, включенных в высший уровень федерального резерва управленческих кадров

Наименование национального/ приоритетного проекта Распределение резервистов, чел. Итого

от федеральных органов власти от субъектов Российской Федерации от государственных корпораций и организаций

Автодороги 2 16 2 20

Демография 1 36 - 37

Жилье и городская среда 2 24 1 27

Здравоохранение 3 24 — 27

Культура 1 16 — 17

Магистральная инфраструктура 5 2 5 12

Малый бизнес 3 22 — 25

Образование 4 29 3 36

Сотрудничество и экспорт 5 24 2 31

Цифровая экономика 6 30 10 46

Экология 5 28 1 34

Рынок труда — 9 2 11

Всего 37 260 26 323

Анализ показывает, что 80,5% резервистов - это лица от субъектов Российской Федерации. Представителей субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, включенных в высший уровень федерального резерва управленческих кадров, - 20 человек, что составляет 7,7% от общего числа резервистов, представленных субъектами РФ, и 6,2% от общего числа резервистов: по 6 человек от Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики, 4 человека - от Карачаево-Черкесской Республики, 3 - от Ставрополь-

В базовый уровень федерального резерва управленческих кадров включено 74,7% лиц от субъектов Российской Федерации. Их доля уменьшилась за счет увеличения доли лиц, включенных в резерв от федеральных органов власти. Представителей субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, включенных в базовый уровень федерального резерва управленческих кадров - 23 человека, что составляет почти 9% от общего числа резервистов, представленных субъектами РФ, и 6,7% - от общего числа резервистов: 9 человек от Республики Дагестан, 5 - от Ставропольско-

ского края и 1 - от РСО-Алании. Чеченская Республика и Республика Ингушетия в этом списке не представлены. Необходимо отметить, что представители субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, не вошли в высший уровень федерального резерва по национальным/приоритетным проектам «Культура» и «Магистральная инфраструктура».

В базовый уровень федерального резерва управленческих кадров вошли 344 человека (Таблица 2):

го края, 4 человека от Кабардино-Балкарской Республики, по 2 человека - от РСО-Алании и Республики Ингушетия и 1 - от Карачаево-Черкесской Республики. Нет представителей Чеченской Республики и в этом списке. Представители субъектов РФ, входящих в СевероКавказский федеральный округ, не вошли в базовый уровень федерального резерва по национальным/приоритетным проектам «Культура» и «Цифровая экономика».

Перспективный уровень федерального резерва управленческих кадров состоит из 193 человек (Таблица 3):

Таблица 2. Распределение лиц, включенных в базовый уровень федерального резерва управленческих кадров

Наименование национального/ приоритетного проекта Распределение резервистов, чел. Итого

от федеральных органов власти от субъектов Российской Федерации от государственных корпораций и организаций

Автодороги 2 7 7 16

Демография 1 43 - 44

Жилье и городская среда 2 27 1 30

Здравоохранение 8 28 2 38

Культура 2 18 - 20

Магистральная инфраструктура — 2 7 9

Малый бизнес 5 15 - 20

Наука — 1 — 1

Образование 2 34 1 37

Сотрудничество и экспорт 13 22 1 36

Цифровая экономика 19 18 8 45

Экология 4 29 1 34

Рынок труда 1 13 — 14

Всего 59 257 28 344

Таблица 3. Распределение лиц, включенных в перспективный уровень федерального резерва управленческих кадров

Распределение резервистов, чел.

Наименование национального/ приоритетного проекта от федеральных органов власти от субъектов Российской Федерации от государственных корпораций и организаций Итого

Автодороги — 7 2 9

Демография 2 19 - 21

Жилье и городская среда — 11 2 13

Здравоохранение 2 14 - 16

Культура — 5 — 5

Магистральная инфраструктура 1 — 5 6

Малый бизнес 3 20 — 23

Наука 5 2 — 7

Образование 2 23 1 26

Сотрудничество и экспорт 9 11 1 21

Цифровая экономика 10 20 2 32

Экология 4 6 1 11

Рынок труда 1 2 — 3

Всего 39 140 14 193

В перспективный уровень федерального резерва управленческих кадров включено 72,5% лиц от субъектов Российской Федерации. Как и в случае с формированием базового уровня федерального резерва управленческих кадров их доля уменьшилась за счет увеличения доли лиц, включенных в резерв от федеральных органов власти. Представителей субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, включенных в перспективный уровень федерального резерва управленческих кадров всего 9 человек, что составляет 6,4% от общего числа резервистов, представленных субъектами РФ (это самый низкий показатель по уровням формирования федерального резерва управленческих кадров): 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

человека от Республики Ингушетия, по 2 - от Кабардино-Балкарской Республики и РСО-Алании, 1 - от Ставропольского края. В список не вошли представители Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики. Представители субъектов РФ, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, не вошли в перспективный уровень федерального резерва по национальным/приоритетным проектам «Жилье и городская среда», «Культура», «Магистральная инфраструктура» и «Экология».

Таким образом, по состоянию на 18 марта 2020 года в федеральном резерве управленческих кадров всех уровней не состоит ни один представитель Чеченской Республики (Таблица 4):

Таблица 4. Распределение лиц, включенных в федеральный резерв управленческих кадров в разрезе субъектов РФ, входящих в СКФО

Наименование субъекта РФ, входящего в СКФО Уровни федерального резерва управленческих кадров Итого

высший базовый перспективный

Республика Дагестан 6 9 - 15

Кабардино-Балкарская Республика 6 4 2 12

Ставропольский край 3 5 1 9

Республика Ингушетия — 2 4 6

Карачаево-Черкесская Республика 4 1 — 5

РСО-Алания 1 2 2 5

Чеченская Республика - — — —

Представители субъектов РФ, входящих в СКФО, не представлены в качестве резервистов по национальному/приоритетному проекту «Культура» не на одном из уровней федерального резерва управленческих кадров. По национальному/приоритетному проекту «Магистральная инфраструктура» нет представителей региона в высшем и перспективном уровнях федерального резерва управленческих кадров, по национальному/ приоритет-

ному проекту «Цифровая экономика» - в базовом уровне, «Жилье и городская среда» и «Экология» - в перспективном.

Как было сказано выше субъекты Российской Федерации формируют собственные резервы кадров. По состоянию на 1 января 2020 года количество лиц, включенных в резерв управленческих кадров субъектов Российской Федерации, составляет 9635 человек. Лидирует Северо-Кавказский федеральный округ (Рисунок 1):

Рисунок 1 — Количество лиц, включенных в резерв управленческих кадров субъектов Российской Федерации (вразрезе федеральных округов)

Если проанализировать количественный состав резервистов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (Рисунок 2), то очевидно, что число лиц, включенных в резерв управленческих кадров Чеченской Республики (среди субъектов региона), практически равняется по совокупности общему числу лиц, включенных в резерв управленческих кадров других субъектов.

Высшей школой государственного управления РАНХиГС в 2018 году были разработаны «Методические рекомендации по работе с резервом управленческих кадров» (далее - Методические рекомендации) [6]. Методические рекомендации содержат описание основных процессов и процедур при формировании резервов управленческих кадров в Российской Федерации и носят рекомендательный характер для субъектов их формирования.

Рисунок 2 — Количество лиц, включенных в резерв управленческих кадров субъектов

Российской Федерации, входящих в СКФО

Особое внимание в вышеуказанном документе уделено проблеме определения численности резерва.

Количество лиц, планируемых для включения в резерв управленческих кадров для удовлетворения потребности в кадрах управления, как правило, не должно превышать одну треть от числа имеющихся управленческих должностей соответствующего уровня. Т.е. если численность резерва на всех уровнях будет стремиться к оптимальной, то это будет способствовать и оптимальным затратам на обучение резерва, его подготовку и сопровождение, более эффективному использованию.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике за 2018 год [7] численность работников государственных органов Чеченской Республики составляет 3633 чел. В резерв управленческих кадров субъекта включено 837 человек (по состоянию на 01.01.2020 г.), что составляет 23% от числа имеющихся управленческих должностей соответствующего уровня1 (для сравнения: в РСО-Алания примерно в два раза меньше

численность работников государственных органов и в почти в 30 раз меньше человек, включенных в резерв управленческих кадров).

Одна из панельных дискуссий на Гайдаровском форуме - 2020 была посвящена вопросам современного государственного управления и формированию госслужбы новой формации. Было отмечено, что на протяжении всей истории российского государственного управления система государственной службы в целом считалась самой тяжело и медленно поддающейся изменениям. Тем не менее, со всеми бюрократическими недостатками она обеспечивала необходимую стабильность.

Однако цифровизация отраслей, Big Data и новое поколение россиян предъявляют к работе власти совсем другие требования.

Формирование и рациональное использование резерва управленческих кадров государственной службы обуславливается непрерывным процессом совершенствования политико-административного управления, тем не менее каждый субъект Федерации (с учетом существующей нормативной правовой

1 Мы учитываем тот факт, что приведение показателей разных годов может показаться некорректным, однако допускаем незначительные отклонение по сопоставимым периодам и возможным проводить сравнительный анализ.

базы и опыта государственного управления) траекторию формирования резерва управлен-

должен и может сам выбирать собственную ческих кадров.

библиографический список

1. Вступительное слово Президента Российской Федерации на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров, 23 июля 2008 года, Московская область, Горки // Официальный сайт Президента России. - URL: http://www.kremlin.ru

2. Зимин В. А. Формирование кадрового резерва в системе государственной гражданской службы региона: монография / В.А. Зимин, А.В. Елагин. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2016. 152 с.

3. Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (одобрена Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29 ноября 2017 г. № 5). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306332/#dst100002

4. Киреева Е. Ю. Формирование резерва управленческих кадров: опыт и проблемы / Е.Ю. Киреева // Право и управление. XXI век. 2009. № 3. С. 68-72.

5. Федеральный портал управленческих кадров. - URL: https://gossluzhba.gov.ru/rezerv

6. Методические рекомендации по работе с резервом управленческих кадров - URL: http:// foir.hspa.ranepa.ru/index.php/news/item/2068.html

7. Чеченская Республика в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник / Чеченстат - Грозный 2019. 168 с. - URL: https://chechenstat.gks.ru/storage/mediabank/Чечня%20в%20цифрах %202018.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.