УДК 796:01
Наумов Алексей Иванович Alexey Naumov
РЕИТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
THE RATING SYSTEM OF EVALUATION OF STUDENTS' PREPAREDNESS IN DISCIPLIN «PHYSICAL EDUCATION»
Обобщён опыт стимулирования студентов высших учебных заведений (нефизкультурной направленности) к занятиям физической культурой и спортом. Одним из подходов к решению этой проблемы является рейтинговая оценка подготовленности студентов. Система рейтинговых оценок по дисциплине «Физическая культура» должна предусматривать, наряду с посещением основных занятий, комплекс мероприятий:
— повышение результатов при тестировании физической подготовленности студентов по сравнению с первоначальным уровнем;
— участие в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня (чем значимее соревнования, тем выше рейтинговая оценка);
— выполнение разрядных норм, предусмотренных по каждому виду спорта;
— научно-исследовательская работа:
— другие инициативы студентов.
Дополнительным стимулом может стать возрождение известного всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Комплекс мероприятий по совершенствованию процесса физического воспитания в вузе с внедрением рейтингового контроля позволит повысить заинтересованность к предмету, физическую подготовленность, что отвечает основному требованию — сохранение и укрепление здоровья молодого поколения
Ключевые слова: рейтинговая оценка, балл, уровень физической подготовленности, сохранение и укрепление здоровья
The experience of students' engaging to physical education during their education in higher school is presented. One of the approaches to this problem's solution is the rating system of evaluation of students' preparedness. During the rating's count on the discipline not only students' attendance and level of physical preparedness are considered, but also the tendency to improvement of results in tests on physical preparedness is considered: participation in massive sporting events (taking into consideration their level), execution of rating standards in kind of sport; participation in scientific-exploratory activity — preparation of refera-tive works, reports and etc.; participation in scientific-practical conferences. The revival of well known allunion complex «Ready for labor and defence» (RLD) may become the additional stimulus.
However it is necessary to remember that the main place in the process of education is occupied by the problem of students' health's formation. This complex of measures of improvement of the process of physical education in higher school along with the implana-tion of rating control will allow to increase the interest in subject, physical preparadness, that applies the main requirement — preservation and strengthening of young generation's health
Key words: rating evevolution, level of physical pre-paradness, control, preventation and strengthening of young health
Совершенствование психофизических способностей, необходимых в будущей профессиональной деятельности, является одной из основных задач при обучении студентов высших учебных заведений. В связи с тем, что в последнее время в здоровье студентов вузов отмечаются значительные отклонения от нормы, здоровьесберегаю-щее обучение приобретает всё большее значение. Отрицательное влияние на здоровье студентов оказывают многие факторы: ухудшение экологии, безработица, низкий прожиточный минимум, рост неблагополучных семей, подверженность студентов вредным привычкам (алкоголь, курение, наркотики). К разряду отрицательных факторов ученые относят «... перегрузку учебными занятиями, авторитарный стиль взаимоотношений педагогов и студентов, недостаточный учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании, гиподинамию и др.» [1].
В последнее время исследователи обратили внимание на проблему экзаменационного стресса, оказывающего негативное влияние на здоровье студентов. «...Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у студентов высшей школы. Последние научные исследования убедительно доказывают, что он оказывает негативное влияние практически на все органы и системы студентов, в том числе на свёртывающую систему крови» [2, 3].
Поэтому возникает необходимость формирования в процессе обучения студентов благоприятных условий, улучшающих их психофизическое здоровье и физическую подготовленность.
Особое внимание этому должно уделяться на уроках физического воспитания, так как учебная дисциплина «Физическая культура», как никакая другая, должна обучать студентов укреплять, развивать и сохранять свое здоровье. Задача формирования здоровой личности, повышения физической подготовленности занимает главенствующее место в процессе занятия физической культурой на всех этапах обучения, включая высшее образование.
Формирование устойчивой мотивации, направленной на привлечение студентов к занятиям физической культурой, является главной проблемой исследования многих учёных.
Так как условия развития современного общества требуют от специалиста высокой степени компетентности в своей профессиональной деятельности, необходимо повышать качество образования в их подготовке, в том числе и по физической культуре.
Поэтому «. преподавание физической культуры в настоящее время необходимо осуществлять на основе профессиональных, оздоровительных, педагогических и информационных технологий, которые должны базироваться на овладении новыми методами обучения и компьютеризации учебного процесса по физическому воспитанию» [4].
Поскольку физически здоровый специалист способен работать с полной отдачей и приносить наибольшую пользу своей деятельностью, необходимо формировать технологию преподавания физической культуры в высшем учебном заведении, при которой физической подготовленности должно уделяться особое внимание.
Для достижения этой цели необходимо осуществление комплексного контроля психофизического состояния студентов в течение всего учебного процесса в вузе. Одним из методов является систематический мониторинг, позволяющий отслеживать физическое и психическое состояние обучаемого. С точки зрения С.Ю. Тюлен-кова, «... целесообразно в технологию преподавания физической культуры включать нормативную часть, связанную с оценкой результатов физической подготовленности студентов, дифференцированную по годам (курсам) обучения» [5].
Исследования ученых, главным образом, направлены на развитие различных подходов к проблеме формирования устойчивой мотивации по привлечению студентов к занятиям физической культурой и спортом. Однако анализ подходов к этой проблеме не имеет достаточного научного
обоснования при разработке концепции педагогического процесса физического воспитания студентов в целом.
Одним из подходов является организация рейтинговой системы оценки физической подготовленности студента, учитывающей особенности преподавания физической культуры как учебной дисциплины.
«...Рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков относится к прогрессивным методам контроля. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность» [6]. Поэтому рейтинговый метод оценки находит всё большее применение в образовательном процессе вузов. В связи с этим «... рост научного и практического интереса к рейтинговому контролю ставит задачи более высокого уровня — мониторинга всех изменений физкультурно-спортивной деятельности студентов, педагогически целесообразного управления инновационными изменениями и развитием» [7].
Проблемой рейтингового контроля знаний студентов по отдельным дисциплинам, в том числе по физической культуре, занимались А.И. Загревская, М.М. Старчеков, Л.И. Варенова, В.П. Беспалько, А.А. Полозов, В.М. Наскалов, Ю.К. Шубин, В.В. Борисов, В.И. Григорьев, В.И. Кожанов, П.А. Виноградов, Д.В. Широбоков и др.
По мнению многих учёных, рейтинговый метод оценки учебной деятельности студентов относится к прогрессивным методам контроля. Рейтинговая система способна рационально организовать учебный процесс и активно влиять на его эффективность.
А.И. Загревская трактует понятие «рейтинг» как «. интегральный показатель, характеризующий совокупность качественных параметров, диагностируемых с целью:
— организации систематического и объективного контроля уровня обученнос-ти студентов;
— обеспечения эффективного образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе;
— стимулирования более глубокого и мотивированного освоения студентами теоретических основ физической культуры;
— приобретения практических навыков использования средств физической культуры в профессионально-педагогической деятельности;
— активизации познавательной работы студентов;
— моделирования условий для развития индивидуальных способностей» [8].
По дисциплине «Физическая культура» система рейтинговых оценок студентов должна предусматривать наряду с посещением основных занятий, комплекс мероприятий, влияющих на общую рейтинговую оценку:
— повышение результатов при тестировании физической подготовленности студентов по сравнению с первоначальным уровнем;
— выполнение разрядных норм, предусмотренных по каждому виду спорта;
— участие в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня (чем значимее соревнования, тем выше рейтинговая оценка);
— научно-исследовательская работа: подготовка рефератов, докладов и т. д.;
— выступление с докладами на научно-практических конференциях;
— проявление инициативы по организации спортивных мероприятий в институте с привлечением школьников;
— просветительская деятельность с целью рекламирования здорового образа жизни в школах, средних учебных заведениях и т.д.
Таким образом, дифференцированный подход к оценке физической подготовленности, использование на практике рейтинговых оценок стимулирует студентов как к самосовершенствованию физических способностей, так и развитию познания в области физкультуры и спорта. Это дает также возможность студентам постепенно повышать успеваемость по дисциплине «Физическая культура». Принятая система рейтинговой оценки позволяет увеличивать физический статус студента, развивает его активную деятельность и инициативу.
Следовательно, внедрение рейтинговой оценки, учитывающей комплекс представленных мероприятий, позволит улучшить процесс физического воспитания, уменьшить количество пропусков без уважительных причин, что способствует повышению физической подготовленности студентов, стимулированию их познавательных интересов, а также повышению успеваемости, спортивной и творческой активности.
По мнению Д.В. Широбокова, «...сочетание валеологического образования, условий для реализации потребностей занимающихся в физкультурно-спортивной деятельности и её рейтинг-контроль оказывают наилучшее воздействие на участников образовательного процесса, способствуют более значительному повышению уровня здорового образа жизни, физического состояния и физической подготовленности студентов» [9].
Однако в настоящее время нет научно обоснованных моделей рейтинг-контроля, отвечающих современным требованиям государственного стандарта базовой физической подготовленности, направленных на стимулирование активности студентов, в том числе физической. Их разработка «... является сложной многоаспектной задачей. Актуальность её решения обусловлена недостаточной эффективностью используемых в учебном процессе методов педагогического контроля, их субъективизмом и ограниченными возможностями использования индикаторов здоровья и подготовленности студентов в коррекции содержания учебного процесса» [10].
Ученые предпринимают попытки разработки критериев рейтинговых оценок подготовленности студентов по физической культуре.
Нами разработан критерий рейтинговых оценок подготовленности студентов по физической культуре. Балльная система оценки включает как аудиторные занятия, так и внеаудиторное время, отведённое на самостоятельную работу студентов (СРС), в которое они занимаются дополнительно физической подготовкой и другими видами деятельности, связанными с физкультурой и спортом (см. перечисленные мероприятия).
В исследуемом вузе по дисциплине «Физическая культура» на год отводится 72 ч: 36 ч в первом семестре, 36 — во втором.
Количество баллов выставляется:
1) за посещение часов — 1 балл за каждый час;
2) за физическую подготовленность — 1... 5 баллов, в зависимости от качества выполненного задания (для каждого вида, согласно планам образовательного стандарта, разработаны соответствующие нормативы: отдельно для юношей, девушек и медицинских групп);
3) за участие в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня:
а) внутривузовские соревнования — 1 балл;
б) межвузовские соревнования — 2 балла;
в) российские соревнования — 5 баллов;
г) соревнования более высокого уровня — 10 баллов;
4) за участие в научно-исследовательской работе:
а) написание рефератов — 1 балл;
б) подготовка доклада — 2 балла;
5) за проявление инициативы по организации спортивных мероприятий в институте с привлечением школьников — 5 баллов;
6) просветительская деятельность с целью рекламирования здорового образа жизни в школах, средних учебных заведениях и т.д. — 3 балла;
7) другие инициативы студента — от 1 до 5 баллов.
Зачёт выставляется, если студент посетил за семестр не менее 60 % занятий, сдал нормативы по всем предусмотренным программой видам спорта 1...5 баллов. За дополнительное количество баллов предусматривается поощрение: благодарность, награждение Почетными грамотами, медалями, денежное поощрение. Кроме того, вывешиваются показатели на стенде кафедры физического воспитания «Лучшие студенты».
Таким образом, по нашим наблюдениям, такой подход стимулирует студентов
к совершенствованию физической подготовленности, снимает психологическое напряжение, повышается заинтересованность к урокам физической культуры, посещаемость, вырабатывается осознанное отношение студентов к дисциплине. Всё это ведёт к улучшению психофизического здоровья студента.
Для получения информации о процессе физической подготовки — сдаче нормативов индивидуальных показателей — и возможности сравнить их со своей физической подготовленностью и подготовленностью одногруппников, студентов других групп и факультетов заведён журнал, в котором отражаются все показатели.
Нормативные требования типовой программы по базовой физической подготовленности студентов вывешиваются на общеинститутском стенде, где студенты могут получить информацию и рекомендации о комплексах физических качеств и о необходимости самоконтроля организма при самостоятельных тренировках и т.п.
В институте оборудован методический кабинет, в котором собраны рекомендации по совершенствованию физических способностей, подобраны учебно-методические пособия для самостоятельной подготовки студентов к сдаче учебных нормативов.
Студентам оказывается помощь и даются рекомендации преподавателями кафедры физического воспитания для проведения самостоятельных занятий. Преподаватели помогают разработать индивидуальные комплексы физических упражнений.
Во время текущего, рубежного и итогового контроля осуществляется оценка физической подготовленности, теоретических знаний, умений и навыков. В зависимости от дисциплинированности, уровня подготовленности и других факторов студент может набрать различное количество баллов в пределах возможного максимума. Баллы по текущему контролю набираются студентом за работу на каждом занятии, рубежные виды контроля оцениваются баллами, набираемыми по пройденным тематическим блокам учебного материала.
Нулевой балл выставляется при неявке студента на все виды контроля без уважительной причины. При неявке по уважительной причине зачетное задание оценивается без коэффициента. Если студент набирает менее 65 % баллов, то не аттестуется и не допускается к сдаче зачетов и экзаменов.
При определении уровня успеваемости в решении вопроса о возможности выставления зачетов и экзаменов автоматически используется следующая шкала: «отлично» — 95...100 % , «хорошо» — 75...85 %, «удовлетворительно» — 60...70 % , «неудовлетворительно» — от 59 % и ниже. Если студент в течение семестра занимается регулярно и набирает не менее 85 % от максимального количества баллов, то кафедра может принять решение о выставлении ему зачетов автоматически. За студентом остается право отказаться от автоматического экзамена и претендовать на более высокую оценку по пятибалльной системе — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» — за счет его сдачи. Студент в течение учебного года на каждом занятии получает информацию о ходе накопления своего рейтинга.
Таким образом, анализ успеваемости студентов за последние три года позволил установить, что комплекс мероприятий, таких как участие в соревнованиях разного уровня, научно-исследовательской работе, проявление инициативы по организации спортивных мероприятий, просветительская деятельность и другое, включенный в учебный процесс помимо посещения занятий и обязательной сдачи нормативов по физической подготовленности, позволяет студенту получить дополнительные баллы при оценке его учебной деятельности. Все это способствует развитию не только физической подготовленности, но и познавательных интересов студента в области физкультуры и спорта.
Из этого следует, что рационально организованный процесс образования студентов по дисциплине «Физическая культура», включающий в качестве стимулирующего фактора рейтинговую оценку индивиду-
альных достижений студента, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, повышает успеваемость и посещаемость.
Кроме того, система поощрений лучших студентов, прозрачность достижений студента, которая отражается в специальных журналах и на кафедральных и институтских стендах, служат дополнительным стимулирующим фактором.
Литература_
1. Широбоков Д.В. Активизация физкультур-но-спортивной деятельности студентов в контексте здорового образа жизни с помощью рейтинг-контроля: дисс. ... пед. наук: 13.00.04. СПб: СПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 4.
2. Деваев Н.П. Влияние экзаменационного стресса на регуляцию сердечного ритма и биоэлектрическую активность головного мозга у студенток // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2 (2). С. 622-626.
3. Мельников В.И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 1. С. 45-60.
4. Старчеков М.М., Борисов В.В. Рейтинговая оценка деятельности студентов нефизкультурных вузов по дисциплине «Физическая культура». Чита, 2009. С. 9.
5. Тюленков С.Ю., Зуев С.Н., Крылова Л.М. Технология преподавания физической культуры в вузах // Теория и практика физической культуры. 2009. № 5. С. 50-54.
6. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2002. 437 с.
7. Шубин Ю.К., Григорьев В.И. Возможности балльно-рейтингового контроля в управлении физической подготовкой студентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. rusnauka. com/26_WP_2013/Sport/1_144039.doc.htm
8. Загревская А.И. Рейтинговая система оценки качества образования по физической культуре // Теория и практика физической культуры. Вып. 3. 2008. С. 9-13.
9. Широбоков Д.В. Влияние рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности на физическую подготовленность студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 2 (48). С. 96.
Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на предпринимаемые в последнее время попытки разными учеными изучения проблемы рейтинговой системы оценок подготовленности студентов по физической культуре, до сих пор не определена типологическая общность методов контроля, не обоснованы индикаторы физкультурно-спортивной деятельности, которые следует отслеживать в ходе тестирования.
_References
1. Shirobokov D.V. Aktivizatsiya fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti studentov v kontekste zdo-rovogo obraza zhizni s pomoshhyu reytingkontrolya: diss. ... ped. nauk: 13.00.04. (Activation of students' sports activities in the context of healthy lifestyle with rating control: Diss. ... ped. sciences: 13.00.04). SPb: SPU named after A.I. Gertsena, 2009. p. 4.
2. Devaev N.P. Vestn. Nizhegorod. unta im. N.I. Lobachevskogo. (Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky). 2010. no. 2 (2). P. 622-626.
3. Melnikov V.I. Psihologiya. Istorikokrit-icheskie obzory i sovremennye issledovaniya. (Psychology. Historical-critical reviews and modern research). 2012. no. 1. P. 4560.
4. Starchekov M.M., Borisov V.V. Reytingovaya otsenka deyatelnosti studentov nefizkulturnyh vuzov po distsipline «Fizicheskaya kultura». (Rating estimation of students' activity of non-physical training universities on discipline «Physical education»). Chita, 2009. P. 9.
5. Tyulenkov S.Yu., Zuev S.N., Krylova L.M. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. (Theory and practice of physical culture). 2009. no. 5. P. 5054.
6. Chernilevsky D.V. Didakticheskie tehnolo-gii v vysshey shkole. (Didactic technologies in higher school). Moscow: YuNITIDANA, 2002. 437 р.
7. Shubin Yu.K., Grigoriev V.I. Vozmozhnosti ballnoreytingovogo kontrolya v upravlenii fizicheskoy podgotovkoy studentov. (The possibilities of creditrat-ing control in management of students' physical training). Available at: http://www.rusnauka.com/26_ WP_2013/Sport/1_144039.doc.htm
8. Zagrevskaya A.I. Teoriya i praktika fiziches-koy kultury. (Theory and practice of physical culture). Vol.: 3. 2007. Р. 913.
9. Shirobokov D.V. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. (Scientific notes of the University named after P.F Lesgaft). 2009. no 2 (48). P. 96.
10. Варенова Л. И., Куклин В. Ж., Наводнов В. Г. Рейтинговая интенсивная технология модульного обучения М., 1993. С. 67.
Коротко об авторе
Наумов А.И., канд. пед. наук, доцент каф. «Гуманитарные дисциплины», Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, мастер спорта СССР по биатлону, г. Чита, РФ [email protected]
Научные интересы: современные методы преподавания физической культуры, здоровьесберегаю-щие технологии
10. Varenova L.I., Kuklin V.Zh., Navodnov V.G. Reytingovaya intensivnaya tehnologiya modulnogo obucheniya. (Rating intensive technology of module education). Moscow, 1993. Р. 67.
Briefly about the author
A. Naumov, candidate of pedagogic sciences, assistant professor, Humanities department, Transbaikal Institute of Business, Siberian University of Consumer Cooperatives, master of sports of the USSR in biathlon, Chita, Russia
Scientific interests: modern methods of physical education teaching, health saving technologies