ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
J
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Оплетин А.А.
А н н о т а ц и я. Формирование сознательного отношения студентов к своему здоровью, развитие потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, формирование уверенности в своих силах на занятиях физической культуры направленных на саморазвитие личности.
Ключевые слова: система контроля, физические упражнения, модульные технологии, информационно-аналитический потенциал.
Система физического воспитания студенческой молодежи воплощает в практику социальный заказ и общие положения теории физической культуры. Социальноэкономические изменения в общественной жизни ведут к изменениям в сфере жизнедеятельности и в первую очередь в среде студенческой молодежи. Общее мнение специалистов в области физической культуры заключается, в признании необходимости перестройки системы физического воспитания студенческой молодежи, на основе принципов гуманистической педагогики, этики, а также психологии (А. С. Новоселова, В. С. Макеева, В. В. Маркелов, Т. В. Скобликова, А. И. Уман, А. С. Белкин и др.).
На протяжении последних лет процент абитуриентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приводит к тому, что их уровень физической подготовленности не отвечает требованиям вузовской программы. Для 1020% студентов они оказываются и вовсе невыполнимыми. Что подтверждают исследования ученых проведенные в высших учебных заведениях г. Перми за последние 20 лет Л. А. Зелениным, М. Г. Ишмухаметовым, В. В. Маркеловым, А. С. Новоселовой, А. А. Оплетиным, Н. Л. Пономаревым, Л. А.
Титовой, Е. В. Шаймухаметовой (см. табл.1).
Наиболее заметные отрицательные в состоянии здоровья студента изменения произошли после событий 1991 г. Кроме того, это во многом объясняется и тем, что в последнее десятилетие была разрушена достаточно отлаженная система физического воспитания населения, а так же контроля над ее состоянием. Об этом свидетельствует анализ медицинской документации и отчетов студенческих поликлиник за 1991 по 2010 учебные годы. Нами установлено, что количество первокурсников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденных от занятий физической культуры, за этот период увеличился с 6 % до 40%.
Основная медицинская группа уменьшилась с 60% до 20 % . Если в 1991 году освобожденных от занятий физической культуры культурой составил 1 % от всего контингента обучающихся студентов в вузе, то в 2010 г. данная категория студентов составила 9%. Согласно проведенному анализу только 20% от общего числа студентов 1-5 курсов могут без вреда для своего психического физического здоровья успешно обучаться, сдавать экзамены и сессию.
{
15
}
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
Таблица 1
Сравнительный анализ числа студентов отнесенных по состоянию ______________здоровья к медицинским группам_________________
год медицинские группы
основная % подготовительная % специальная % освобожденные % до обследования %
1991 60 34 5 1 0
2000 55 36,3 7,7 1 0
2005 28 39 15 7 12
2010 20 40 20 9 11
Следует также отметить, что 37% студентов испытывают психическое, эмоциональное и физическое напряжение, 38% - тревожность, депрессию, часто болеют ОРЗ, ОРВИ и имеют хроническое заболевания. Далее 5% из числа студентов имеют пограничные состояния. Большинство студентов (70%), поступивших в вуз, имеют средний уровень физического развития. Физическая подготовленность (особенно в тестах на скорость и выносливость) снижена более чем у одной трети студентов первого курса. Неутешительными были и результаты комплексной оценки соматического здоровья первокурсников в 2010 году, которые показали, что высокий уровень имеют лишь 18%, средний - 35%, низкий - 27%, очень низкий - 20% студентов. Таким образом, только 53% первокурсников в состоянии хорошо адаптироваться к социальным, психическим и физическим нагрузкам, выдерживать, без вреда для своего здоровья, интенсивный учебный график вуза.
В связи с выше изложенным возникает ряд противоречий между:
> наличием инновационных программ физического воспитания и недостаточной разработанностью адекватных технологий, обеспечивающих их реализацию;
> значимостью проявления студентами субъективной позиции в физкультурно-образовательном процессе и низким уровнем использования личностно развивающих педагогических технологий, обеспечивающих их проявление и становление.
В этой связи актуальным является построение собственной здоровьесберегающей системы обучения студентов с учетом современных требований и избранной профессии.
В настоящее время назрела потребность в принятии комплексных мер, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья подрастающего поколения. К числу таких мер относятся: рациональная организация учебного
{
16
}
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
J
процесса, создание здоровьесберегающей среды в высших учебных заведениях, организация качественного питания, использования современных технологий оздоровления и, главное, физкультурно-оздоровительных. Одной из основных задач физического воспитания в вузах должно явиться формирование устойчивой мотивации к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию, саморегуляции, саморазвитию личности студента.
Анализ современных педагогических технологий (П. В. Атутова, В. П. Беспалько, И. П. Волкова, М. В. Кларина, С. П. Мезенцевой, В. М. Монахова, Г. К. Селевко, Ф. А. Фрадкина, М. В. Щепе-лья и др.) позволил предположить, что избежать такого рода проблем возможно в условиях модульного обучения (С. Н. Никитин, С. Я. Батышевым, К. Я. Вязиной, Н. Н. Суртаевой, П. Ю. Цявичене, А. А. Оплетина и др.). Модульное построение учебного материала позволяет в значительной степени индивидуализировать обучение через дифференциацию содержания учебной программы, в которой принято выделять базовую и вариативную части. Базовая часть является обязательной для выполнения, вариативная - дает право выбора, исходя из индивидуальных способностей, интересов и готовности студента. Практика показывает, что вариативные модули позволяют дифференцировать обучение и стимулируют самостоятельную работу студентов, от которой в итоге зависит эффективность процесса физического воспитания.
Интенсивные методы модульной технологии обучения предполагают обязательную оценку каждого раздела учебной программы, что значительно повышает требования к систематичности, объективности и оперативности педагогического контроля. Практика показывает, что модульная система на сегодняшний день наиболее
полно соответствует перечисленным требованиям. Эта система позволяет «отойти» от нормативного критерия оценки учебной деятельности в физическом воспитании - практически единственного в существующей педагогической практике высшей школы -и включить в число оцениваемых любые формы спортивных занятий: рекреационной, спортивной, оздоровительной и т.д (И. А. Водянникова, Н. Н. Никитушина, А. А. Оплетин).
Весь учебный материал семестра, разбитый на модули и блоки, все темы теоретического раздела, и практические задания оцениваются определенным количеством баллов. «Оценка» в баллах каждого теоретического вопроса, практического задания, участия в соревнованиях и т.д. доводятся до сведения студентов в начале семестра.
Применение рейтинговой системы контроля позволяет стимулировать самостоятельную физкультурную деятельность студентов и значительно усиливает образовательную и воспитательную функции педагогического процесса физического воспитания в вузе.
Учитывая, что воспитание потребности в ФК невозможно единообразными формами и средствами, мы использовали преимущество модульную технологию обучения, позволяющую дифференцированно подходить к обучению студентов с различным уровнем спортивнотехнической подготовки и различными способностями. По результатам данных поликлиники и распределения студентов на медицинские группы, мы делим студентов на 5 категорий, определяющих форму их участия в учебном процессе по физическому воспитанию.
Первая категория — к ней относятся студенты постоянно или временно освобождённые от занятий физиче-
{
17
}
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
ской культуры, по состоянию здоровья. Они пишут два реферата в семестр. Цель написания рефератов -убедить студента, имеющего отклонения в состоянии здоровья и освобождённого от практических занятий по физической культуре в укреплении своего здоровья теоретическим путём получения знаний и установок на здоровый образ жизни и на активизацию самостоятельных занятий доступным (для данного заболевания) средствами и методами лечебной физической культуры. Написание рефератов позволяет студентам получить более полные знания о своих заболеваниях, найти оптимальные пути реабилитации, получить специальные теоретические знания по физической культуре и спорту и постепенно перейти к доступному уровню двигательной активности с использованием различных средств и методов лечебной физической культуры, что является первым модулем в нашей технологии. Данная категория участвует в научных конференциях студентов с докладами и написанием статей и набирает 20 баллов, из них: 10 баллов за реферат, 10 - баллов за участие и выступление в студенческих научных конференциях. Для повышения эффективности подготовки рефератов и написания статей распоряжением заведующего по кафедре назначается ответственный преподаватель, как правило, кандидат педагогических наук.
Вторая категория — студенты, отнесённые к специальной медицинской группе здоровья. Они проходят курс занятий по физической культуре по специальной программе, в которую вводится два модуля: традиционный и нетрадиционный. В традиционный модуль средств физической культуры входят: легкая атлетика, лыжи, лечебная гимнастика, плавание, танцы, спортивные игры на свежем воздухе.
В нетрадиционный модуль: элементы йоги, самомассаж, растяжки, дыхательная гимнастика, универсальная система разминки, исцеляющие звуки, элементы медитации. Данный модуль призван, не только расширить область физического развития студентов, но и пробудить силу личностного «Я» приобщить к овладению элементами самостоятельной работы над собой.
Целью данной программы является, формирование представления о психофизиологии здоровья и функциональных резервах организма и укрепления здоровья.
Основными задачами программы являются:
а) овладение знаниями о концепциях здоровья, понятии индивидуального здоровья;
б) формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков коррекции здоровья с использованием средств физической культуры;
в) овладение умением адекватно выбирать методики для характеристики здоровья и определять уровни или градации здоровья;
г) овладение практическим умением разрабатывать комплексы коррекционного взаимодействия, составлять планы, конспекты занятий с учётом состояния и заболевания студента. Студенты должны набрать 30 баллов: за освоение теоретического раздела -20 баллов, составление индивидуальных планов, конспектов, комплексов направленных на оздоровление, развитие и саморазвитие личности - 10 баллов.
Третья категория - студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинской группе, наиболее многочисленная группа обучаемых, которые должны пройти полный курс теоретических и практических занятий учебной программы в уста-
{
18
}
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
J
новленное расписанием время. В нее входят студенты, имеющие низкий уровень развития физических качеств и недостаточный арсенал спортивнотехнических умений и навыков или не желающие заниматься совершенствованием своих физических качеств во внеучебное время. Для студентов данной группы в целях мотивации занятий физической культуры, физического развития личности в побуждении стремления к освоению и управлению своим организмом и социальнонравственной стороны саморазвития личности вводятся два дополнительных модуля:
а) социально-педагогический тренинг (А. С. Новоселова, И. Е. Шварц);
б) приемы самозащиты, российская система самообороны (А. И. Ретюн-ских), в целях безопасности жизнедеятельности и выживания используется система ГРОМ (С. Ю. Махов).
Студенты должны набрать 60 баллов, из них 30 баллов за практический раздел и 20 баллов за теоретический (см. табл.2). Ещё 10 баллов за участие в массовых мероприятиях: лыжня России, кросс нации.
Четвертая категория - менее многочисленная. Это студенты, которые
имеют высокие показатели физических кондиций, достаточный уровень развития спортивно-технических навыков, хорошие знания по теории и методике физической культуры, а главное, не менее трех раз в неделю занимаются в спортивных секциях вуза. Студентам этой категории мы предоставляем право свободного посещения занятий, но всего 20 баллов рейтинга за самостоятельные занятия (из 110, необходимых для получения зачета). Остальные зачетные баллы они должны набрать за сдачу теоретического раздела учебной программы 20 баллов, участие в соревнованиях по 15 видам спорта внутривузовской спартакиады среди факультетов по - 10
баллов за соревнование, сдачу контрольных нормативов - 40 баллов. С преподавателями такие студенты обязаны встречаться во время аттестационных недель и семестровых тестирований. Студенты, не выполнившие индивидуальных заданий, снизившие показатели уровня развития физических качеств или прекратившие регулярные тренировки, лишаются права свободного посещения.
В пятую категорию мы отнесли студентов-спортсменов, входящих в состав сборных команд Пермского края, начиная с первого разряда и выше (КМС, МС, МСМК). Для вузов, не имеющих факультетов физической культуры, спортсмены такого уровня стали сегодня редким исключением. После прохождения медицинского осмотра и заполнения «личного листка здоровья» (в случае отсутствия «факторов риска»), такие студенты освобождаются от занятий. Обязательными для них являются только семестровые итоговые формы контроля. За тренировки в спортивных секциях студенты получают 20 баллов рейтинга, остальные, необходимые для получения зачета баллы, они, как правило, набирают за участие в соревнованиях различного уровня (вуза, города, края). Перевод студентов на другую форму обучения разрешается только в начале семестра на основании выполнения всех вышеперечисленных требований.
{
19
}
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
Таблица 2
Модульная оценка зачетных нормативов студентов основной медицинской ____________________________группы_______________________________
ЮНОШИ ДЕВУШКИ
1. Подтягивание 5 4 3 2 1 баллы 15 12 9 7 5 раз 1.Отжимание 5 4 3 2 1 баллы 16 14 12 8 6 раз
2.Поднимание туловища из положения лежа на спине (пресс)
5 4 3 2 1 баллы 5 4 3 2 1 баллы
80 70 60 55 50 раз 60 50 40 35 30 раз
3. Сгибание и разгибание рук на брусьях 5 4 3 2 1 баллы 3. Поднимание колен в висе на шведской стенке 5 4 3 2 1 баллы
15 12 10 8 5 раз 40 30 20 15 10 раз
4. Бег на 100 метров 5 4 3 2 1 баллы 4. Бег на 100 метров 5 4 3 2 1 баллы
13,2 13,8 14,0 14,3 14,6 сек. 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7 сек
5. Бег на 400 метров 5 4 3 2 1 баллы 5. Бег на 300 метров 5 4 3 2 1 баллы
66” 68” 70” 74” 76” сек. 56” 58” 60” 64” 66” сек
6. Прыжки в длину с места 5 4 3 2 1 баллы 6. Прыжки в длину с места 5 4 3 2 1 баллы
225 210 200 195 190 см. 200 190 180 175 170 см.
7. Кросс 3000 метров 5 4 3 2 1 баллы 7. Кросс 2000 метров 5 4 3 2 1 баллы
12,00 12,35 13,10 13,50 14,00 мин/сек. 10,15 10,50 11,15 11,50 12,15 мин/сек
8. Лыжи 3 км 5 4 3 2 1 баллы 8. Лыжи 2 км 5 4 3 2 1 баллы
12,30 14,00 15,00 17,00 17,30 мин/сек. 10,00 11,00 12,30 14,00 15,00 мин/сек
9. Лыжи 5 км 5 4 3 2 1 баллы 9. Лыжи 3 км 5 4 3 2 1 баллы
23,50 25,00 25,25 27,45 28,30 мин/сек. 18,00 18,30 19,30 20,00 21,00 мин/сек
10. Пропуски занятий без уважительной причины -10 -8 -6 -4 -2 баллы 5 4 3 2 1 раз
11. Сто процентное посещение занятий -10 баллов
{ 20 }
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
J
Выводы:
1. Применение модульной технологии контроля позволяет стимулировать самостоятельную деятельность студентов в области своего физического развития и саморазвития личности.
2. При модульном обучении педагог выполняет формирующую и контролирующую функцию, а также функцию консультанта и координатора.
3. Внедрение в учебный процесс модульной технологии и использование информационно-аналитического потенциала мониторинга позволяет полнее реализовать дидактические принципы гуманистической личност-
но-ориентированной педагогики и тем самым повысить эффективность функционирования вузовской системы физического воспитания.
4. Эффективность применения модульной технологии в процессе освоения основ физической культуры обеспечивает сочетание традиционных и нетрадиционных модулей образовательной программы физической культуры создает условия для овладения студентами личностной технологии саморазвития.
Литература:
1. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности/ Б.Х. Ланда - Казань: Форт-диалог, 2000 - 76 с.
2. Махов, С. Ю. Самооборона в формировании стратегии личной безопасности: монография/ С. Ю. Махов - Орел: ОрелГТУ, 2008. - 202 с.
3. Оплетин, А. А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания): монография. - Пермь: СПб ИВЭСЭП, 2008. - 224 с.
4. Новоселова, А. С., Оплетин, А. А. Саморазвитие личности студента нетрадиционными методами физической культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов и преподавателей вузов. - Пермь: Филиал СПб ИВЭСЭП, 2007 - 140 с.
5. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие лоя вузов/Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002 - 437 с.
6. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие/ М. А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
7. Якимович, В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных образовательных учреждениях/ В. С. Якимович. - Волгоград, 2002. - 135 с.
{
21
}
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Шепетько Д. В.
А н н о т а ц и я. Рассматривается влияние компетентностного подхода в процессе подготовки специалистов-управленцев в вузе. В статье раскрыты факторы, влияющие на формирование ответственности личности будущего специалиста-управленца. Материал статьи может быть полезен педагогам и соискателям вузов, управленцам-руководителям.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, профессиональная ответственность, управленческое решение, специалист-управленец.
В связи с широкими социальноэкономическими преобразован иями, происходящими как в нашей стране, так и в мире в целом, на систему профессионального образования возлагаются большие надежды по подготовке компетентных ответственных специалистов, готовых принимать обоснованные и эффективные решения в профессиональной сфере.
Новая образовательная парадигма основывается на компетентностном подходе, предпосылкой внедрения которого является реакция профессионального образования на кардинальные изменения социальноэкономических условий и политические процессы, происходящие в стране и за рубежом.
Рынок труда предъявляет к современному профессионалу целый перечень новых профессионально ориентированных требований, которые теперь учтены в новых образовательных стандартах и программах профессиональной подготовки.
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения будущих профессионалов, перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образова-
тельного процесса при опоре на ответственность самого обучающегося — цель современных образовательных программ.
На основании нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования одной из важнейших задач, стоящих перед профессорскопреподавательским составом современного вуза, является подготовка компетентного специалиста, способного находить организационно-
управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, способного проявлять инициативу, в том числе ситуации риска, брать на себя всю полную ответственность.
Такие требования выдвигаются в связи с тем, что полномочия и права, делегируемые работнику (специалисту) в современном обществе, формируют круг проблем, с которыми ему приходится сталкиваться и которые необходимо решать, разрабатывая и реализуя управленческие решения на высоком профессиональном уровне. Полномочия и права немыслимы без обязанностей и ответственности за выполненную работу. Рассмотрим механизмы регуляции ответственности
{
22
}