Научная статья на тему 'Рейтинговая оценка конкурентоспособности форм малого агробизнеса Тюменской области'

Рейтинговая оценка конкурентоспособности форм малого агробизнеса Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ АГРОБИЗНЕСА / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / РЕЙТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SMALL FORMS OF AGROBUSINESS / COUNTRY (FARMER) FARMS / FARMS OF THE POPULATION / RATING / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахитова З. Т.

В статье представлена разработанная и апробированная методика оценки конкурентоспособности форм малого бизнеса региона. Обобщающие критерии ранжированы по трем группам показателей: от ресурсного потенциала до производства основных видов продукции на душу населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF FORMS OF SMALL AGROBUSINESS OF THE TYUMEN REGION

The developed and approved technique of an assessment of competitiveness of forms of small business of the region is presented in article. The generalizing criteria are ranged on three groups of indicators: from resource potential before production of main types of production per capita.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая оценка конкурентоспособности форм малого агробизнеса Тюменской области»

УДК 338

З. Т. Вахитова

старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, финансов и аудита, ФГБОУВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»,

г. Тюмень

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФОРМ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье представлена разработанная и апробированная методика оценки конкурентоспособности форм малого бизнеса региона. Обобщающие критерии ранжированы по трем группам показателей: от ресурсного потенциала до производства основных видов продукции на душу населения.

Ключевые слова: малые формы агробизнеса, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, рейтинг, конкурентоспособность.

Z.T. Vakhitova, Agrarian University of Northern Trans-Ural, Tyumen

RATING ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF FORMS OF SMALL AGROBUSINESS OF THE TYUMEN REGION

Abstract. The developed and approved technique of an assessment of competitiveness of forms of small business of the region is presented in article. The generalizing criteria are ranged on three groups of indicators: from resource potential before production of main types of production per capita.

Keywords: small forms of agrobusiness, country (farmer) farms, farms of the population, rating, competitiveness.

В агропромышленном производстве Тюменской области формы малого агробизнеса играет важную роль в производственной сфере, в сохранении и развитии сельских территорий, обеспечении продовольственной безопасности региона. Конкурентоспособность агропромышленного комплекса области, прежде всего, проявляется в способности удовлетворять внутренние потребности территории в продовольствии на основе конкурентных преимуществ (ресурсный потенциал, производственный потенциал) в сравнении с другими регионами.

Предложенная нами методика нацелена на определение конкурентоспособности форм малого агробизнеса Тюменской области в возможности удовлетворять внутренние потребности территории в агропродовольствии на основе конкурентных преимуществ (ресурсный потенциал, производственный потенциал) в сравнении с другими регионами УрФО.

В процессе исследования была разработана модель по формированию критериального подхода к оценке уровня конкурентоспособности. Данная модель заключается в определении интегрального рейтинга конкурентоспособности форм малого агробизнеса на основе трех групп показателей (ресурсного потенциала, производственного потенциала, выпуска продукции и производства продуктов питания на душу населения). Рейтинг состоит из двадцати девяти показателей (табл. 1, 2).

Таблица 1 - Матрица стандартных коэффициентов по трем группам показателей К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей

Показатели ТО КО СО ЧО Эталон

Ресурсный потенциал

Поголовье КРС, тыс. гол 0,78 0,44 0,3 1 1

в т. ч. поголовье коров, тыс. гол 0,72 0,45 0,96 1 1

Свиньи, тыс. гол 0,07 1 0,7 0,82 1

Овцы и козы, тыс. гол 0,21 0,65 0,49 1 1

Лошади, тыс. гол 0,23 0,29 0 1 1

Посевные площади, тыс. га 0,32 0,74 0,27 1 1

Посевная площадь зерновых, тыс. га 0,29 0,78 0,13 1 1

Посевная площадь картофеля, тыс. га 0,4 0,43 1 0,40 1

Посевная площадь овощей, тыс. га 0,09 0,23 1 0,14 1

Производственный потенциал

Валовой сбор зерновых, тыс. тон 0,61 1 0,24 0,78 1

Валовой сбор картофеля, тыс. тонн 0,39 0,3 1 0,22 1

Валовой сбор овощей, тыс. тонн 0,5 0,53 1 0,28 1

Урожайность зерновых, ц/га 1 0,59 0,87 0,36 1

Урожайность картофеля, ц/га 1 0,68 1 0,55 1

Урожайность овощей, ц/га 1 0,49 0,21 0,43 1

Произведено мяса в убойном весе, тыс. тонн 0,21 0,32 1 0,65 1

Молоко, тыс. тонн 0,69 0,27 1 0,55 1

Яйца, тыс. шт. 0,00 0,24 1 0,00 1

Надой молока на 1 корову, ц/гол. 0,91 0,59 1 0,52 1

Выпуск продукции и производство продуктов питания на душу населения

Производство продукции сельского хозяйства, всего, млн руб. 0,2 1 0,71 0,82 1

в том числе растениеводства 0,57 1 0,59 0,66 1

животноводства 0,46 0,34 0,74 1 1

Произведено зерна на душу населения, кг 0,39 1 0,05 0,2 1

Произведено картофеля на душу населения, кг 0,8 1 0,67 0,18 1

Произведено овощей на душу населения, кг 1 0,71 0 0,23 1

Произведено мяса на душу населения, кг 0,38 1 0,64 0,51 1

Произведено молока на душу населения, кг 1 0,64 0,47 0,32 1

Произведено яиц на душу населения, шт. 0,01 1 0,85 0,11 1

Произведено сельскохозяйственной продукции на душу населения, тыс. руб. 0,39 1 0,14 0,21 1

* составлено и рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики

**ТО-Тюменская область; КО-Курганская область; СО-Свердловская область; ЧО-Челябинская область

Таблица 2 - Матрица стандартных коэффициентов по трем группам показателей хозяйств населения

Показатели ТО КО СО ЧО Эталон

Ресурсный потенциал

Поголовье КРС, гол. 0,62 0,71 0,39 1 1

в т. ч. поголовье коров, гол. 0,57 0,7 0,34 1 1

Свиньи, гол. 1 0,57 0,14 0,57 1

Овцы и козы, гол. 0,89 0,93 0,39 1 1

Лошади, гол. 0,86 0,68 0 1 1

Посевные площади, тыс. га 0,13 0,51 0,22 1 1

Посевная площадь зерновых, тыс. га 0,01 0,57 0,00 1 1

Посевная площадь картофеля, тыс. га 0,48 0,47 0,65 1 1

Посевная площадь овощей, тыс. га 0,32 0,51 0,95 1 1

Посевная площадь кормовых культур, тыс. га 0,02 0,38 0,11 1 1

Производственный потенциал

Валовой сбор зерновых, тыс. тон 0,02 0,93 0,01 1 1

Валовой сбор картофеля, тыс. тонн 0,63 0,39 0,78 1 1

Валовой сбор овощей, тыс. тонн 0,61 0,87 0,71 1 1

Урожайность зерновых, ц/га 1 0,82 0,68 0,5 1

Урожайность картофеля, ц/га 1 0,63 0,92 0,76 1

Урожайность овощей, ц/га 1 0,87 0,86 0,51 1

Произведено мяса в убойном весе, тыс. тонн 0,94 0,66 0,93 1 1

Молоко, тыс. тонн 0,83 0,81 0,41 1 1

Яйца, тыс. шт. 0,00 0,84 0,49 1 1

Надой молока на 1 корову, ц/гол. 1 0,79 0,82 0,68 1

Выпуск продукции и производство продуктов питания на душу населения

Производство продукции сельского хозяйства, всего, млн руб. 0,61 0,53 0,54 1 1

в том числе растениеводства 0,57 0,37 0,68 1 1

животноводства 0,64 0,70 0,4 1 1

Произведено зерна на душу населения, кг 0,02 1 0,00 0,27 1

Произведено картофеля на душу населения, кг 1 0,99 0,41 0,64 1

Произведено овощей на душу населения, кг 0,44 1 0,17 0,29 1

Произведено мяса на душу населения, кг 1 0,86 0,24 0,33 1

Произведено молока на душу населения, кг 0,64 1 0,1 0,31 1

Произведено яиц на душу населения, шт. 0,00 1 0,11 0,29 1

Произведено сельскохозяйственной продукции на душу населения, тыс. руб. 0,72 1 0,29 0,48 1

* составлено и рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики

**ТО-Тюменская область; КО-Курганская область; СО-Свердловская область; ЧО-Челябинская область

На основе матрицы стандартных коэффициентов по каждой группе показателей для областей УрФО рассчитано значение рейтинговой оценки конкурентоспособности форм малого бизнеса аграрной сферы по формуле:

ф + X )2 + (1 + *2 )2 +... + (1 + хп )2,

(1)

где х1,х2...хп - значения стандартного коэффициентов, п - число стандартных коэффициентов.

На основе выполненных расчетов конкурентоспособность форм малого бизнеса наглядно представлена на рисунке 1.

Челябинская Свердловская I Курганская Тюменская

0

ъ

1

10

□ К(Ф)Х

□ хозяйства населения

Рисунок 1 - Конкурентоспособность форм малого агробизнеса Тюменской области в сравнении с областями УрФО

Крестьянские (фермерские) хозяйства Тюменской области занимают довольно слабую позицию в сравнении с такими же формами хозяйствования других областей Уральского федерального округа. В комплексе ресурсный, производственный потенциал, выпуск продукции и производство продукции на душу населения, больше других отводится потенциалу Курганской области, что не вызывает сомнений, так как территория Зауралья всегда считалась сельскохозяйственной. Второе место занимает Свердловская область. Свердловская область значительно превышает по своим размерам Челябинскую (которая занимает в данном рейтинге третье место). Тюменская область отличается суровыми климатическими условиями, лишь 3% территории занимают сельскохозяйственные угодья, что является одной из причин более низких показателей рейтинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из фактических условий для развития сельского хозяйства в Тюменской области, необходимо проводить мероприятия, направленные на модернизацию аграрного производства. А именно, начать максимально качественно и эффективно использовать имеющиеся сырье и материалы, стремиться к постепенному снижению затрат ресурсов на единицу произведенной продукции, а также стремиться ставить во главу угла эффективную трудовую производительность. Хозяйства населения Тюменской области в комплексе по трем группам показателей обладают конкурентными преимуществами лишь перед Свердловской областью, уступая Челябинской и Курганской областям. Что говорит об их явном потенциале возможности интенсивного экономического роста.

г

2

4

6

8

Список литературы:

1. Вахитова З.Т. Социально-экономические проблемы развития малого бизнеса аграрного сектора экономики Тюменской области // Научное обозрение. - 2015. - № 7. - С. 270-274. - 0,27 п.л.

2. Буторина Г.Ю. Развитие регионального агродиверсификационного предпринимательства на основе совершенствования кредитного обслуживания // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2.

3. Буторина Г.Ю. Диверсификация как способ устойчивого развития сельских территорий Тюменской области // Вестник Курганской ГСХА. - 2013. - № 2 (6). -С. 76-78.

4. Михайлюк О.Н., Вахитова З.Т. Экономический механизм государственной поддержки форм малого бизнеса аграрного сектора экономики / Михайлюк О.Н., Вахитова З.Т. // Научное обозрение. - 2015. - № 19. - С. 222-225. - 0,26 п.л.

5. Милоенко Е.В. Прогноз самообеспеченности продуктами питания населения Тюменской области за счет собственных источников производства // Научное обозрение. - 2015. - № 6. - С. 194-197.

6. Милоенко Е. В. Методика комплексной оценки качества жизни населения Тюменской области // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (56). - С. 222229.

7. Сёмин А.Н. Качество населения и социально-инженерная инфраструктура в сельских территория Тюменской области / Сёмин А.Н., Милоенко Е.В. // Агропродо-вольственная политика России. - 2015. - № 5. - С. 35-38.

8. Морозова И.М. Региональное законодательство для предпринимателей Тюменской области // Символ науки. - 2016. - № 1. - С. 152-155.

9. Морозова И. М. Влияние улучшения инвестиционного климата на развитие предпринимательства в Тюменской области // Наука и мир. - 2016. - № 2 (30). -С. 64-66.

10. Морозова И.М. Субсидии на развитие животноводства и ЛПХ в Тюменской области // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 11 (51). - С. 99-104.

11. Морозова И.М. Развитие лизинга: государственная поддержка предпринимательства Тюменской области // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 425-427.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.