УДК 378 ББК 74.48:72
Латюшин Виталий Викторович
кандидат педагогических наук, профессор
кафедра практической биологии, экологии и методики преподавания биологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Хузина Светлана Александровна кандидат педагогических наук, доцент
кафедра информационных технологий, вычислительной техники и предметных
методик
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Капаев Евгений Михайлович преподаватель
кафедра информационных технологий, вычислительной техники и предметных
методик
Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск Latyushin Vitaly Viktorovich Candidate of Pedagogics,
Professor
Chtlybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Huzina Svetlana Aleksandrovna
Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor
Chair of Information Technology, Computer Facilities and Subject Techniques Chtlybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kapaev Evgenie Mihajlovich Senior Lecturer
Chair of Information Technology, Computer Facilities and Subject Techniques Chtlybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Рейтинг научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры педагогического университета Scientific Activity Rating of Pedagogical University Department
В статье представлено исследование о реализации рейтинга научной деятельности преподавателей педагогического университета на основе компьютерных технологий.
In article research about realization of a rating of scientific activity of teachers of pedagogical university on the basis of computer technologies is presented.
Ключевые слова: рейтинг, научная деятельность преподавателей университета, компьютерные технологии.
Key words: rating, scientific activity of teachers of university, computer technologies.
Качество образовательных услуг, предоставляемых современным вузом, в значительной мере определяется его кадровым обеспечением. Однако, критериальные показатели количественной оценки научной деятельности кафедр вуза в настоящее время разработаны не достаточно.
В этой связи актуальным, на наш взгляд, является создание «портрета» качественно работающего преподавателя, который стал бы ориентиром для реализации кадровой политики образовательного учреждения, а также для формирования обоснованной системы финансирования оплаты труда его профессорско-преподавательского состава.
Задача это не простая, поскольку профессиональная деятельность современного педагога - достаточно многоаспектная, динамично развивающаяся в связи с реалиями рынка труда, социально-экономическими, технологическими и др. изменениями, происходящими в обществе, конкретных производственных отраслях, в системе образования. А значит, и ввести однозначные нормы качества деятельности преподавателя в образовательном учреждении - очень нелегко.
Ядром целостной системы деятельности преподавателя вуза, соответственно ее системообразующим и системоразвивающим элементом, являются нучно-исследовательская и научно-методическая деятельность - две взаимосвязанные и взаимодополняющие сферы. Именно поэтому с обозначенных видов деятельности была начата работа по созданию системы оценки результатов деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр в Челябинском государственном педагогическом университете [2].
Творческий коллектив специалистов вуза разработал информационную модель обозначенных видов деятельности. Основой математической модели оценки научно-методической и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава вуза стали показатели, характерные для обозначенных видов деятельности, а также балльная оценка их эффективности, выделенные в ходе исследования. Среди них: квалификационные характеристики (ученая степень, звание, членство в РАН,
РАО); научное руководство аспирантами и докторантами; наличие государственных и ведомственных наград, почетных званий; членство в УМО по специальности, научно-методических советах; сведения обо всех видах научно-методических и научно-исследовательских публикаций; сведения об изобретательской деятельности, о подготовке кандидатов и докторов наук, о подготовке студентов-победителей олимпиад различного уровня и студенческих научных конкурсов; об объемах хоздоговорных и госбюджетных НИР, а также сведения о выполнении различных видов научноисследовательской работы со студентами и научно-организаторской работы.
Оценка результативности деятельности преподавателей осуществляется на основе рейтинга - числового показателя, отображающего степень реализации определенного показателя.
Рейтинг возникает из потребности измерить то, что не может быть точно измерено. Рейтинг [англ. rating — оценка, порядок, классификация] — термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация социальнопсихологических объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). В социальных науках рейтинг служит основой для построения многообразных шкал оценок, в частности, при оценке различных сторон трудовой деятельности, популярности отдельных лиц, престижности профессий и др. [4].
В нашем случае речь идет о применении рейтинговых технологий для сравнительной оценки результатов научной деятельности кафедр вуза на основе портфолио научных достижений профессорско-преподавательского состава.
Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. Портфолио организаций и предприятий помогают продвигать на рынке предоставляемые ими услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг. Начиная с 90-х годов речь, зашла и о применении портфолио в российском образовании.
Сегодня существует немало подходов к трактовке понятия «портфолио», его назначения, структуры, а также классификации и способов применения.
В реальной педагогической практике выделяют три основных его типа: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов [3].
Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация достижений педагога, студента.
В нашем исследовании речь идет о портфолио преподавателя вуза, позволяющем документировать его научно-исследовательскую и научнометодическую деятельность.
Достаточно большой перечень мероприятий и событий, относящихся к научно-исследовательской и научно-методической деятельности
преподавателей, не позволяет осуществлять их своевременную систематизацию, объективное оценивание их результативности без привлечения современных информационных технологий.
"Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами" [1]. Целью информационной технологии является качественное формирование и использование информационного продукта в соответствии с потребностями пользователя; методами информационной технологии являются методы обработки данных; в качестве средств информационной технологии выступают математические, технические, программные, информационные и другие средства.
Информационная технология - это, во-первых, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и, во-вторых, описание этих процессов.
Информационную технологию, реализация которой осуществляется с помощью средств микропроцессорной, вычислительной ("компьютерной") техники, отличают следующие характерные особенности:
- реализация возможностей современных программных, программноаппаратных и технических средств и устройств, функционирующих па базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;
- использование специальных формализмов (логико-лингвистических моделей) для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме; при этом логико-лингвистическое моделирование резко расширяет возможности решения задач для трудно или совсем неформализуемых областей знаний и сфер деятельности;
- обеспечение прямого (без посредников) доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;
- обеспечение простоты процесса взаимодействия пользователя с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения.
В последние годы, чтобы подчеркнуть использование современных средств вычислительной техники и связи, часто используют понятия-синонимы "современные информационные технологии", "новые информационные
технологии" (НИТ), которые неотделимы от технических средств их
реализации, воплощения и внедрения и являются компонентой информационной технологии.
Современные информационные технологии могут использоваться не только непосредственно в процессе обучения, но и в информационной деятельности, обеспечивающей сотрудников системы образования (в том числе и преподавателей) научно-технической информацией, а также при управлении учебным заведением и системой образования в целом.
Поэтому математическая модель рейтинговой оценки НИД и НМД стала основой программного продукта - информационной базы данных в формате web-ресурса, позволяющего не только систематизировать и хранить информацию о результатах научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, но и выстраивать рейтинг преподавателей, кафедр учебного заведения.
Первоначальными действиями, предвосхищающими собственно составление рейтинга, стали определение уровня рейтинга и объекта рейтингования.
Для обеспечения сравнимости результатов предусмотрены четыре квалификационные категории профессорско-преподавательского состава: I -профессора, II - доценты, III - старшие преподаватели, IV - ассистенты.
Рейтинг преподавателя и научного сотрудника состоит из двух частей:
- рейтинг П - постоянный, характеризующий квалификационный потенциал преподавателя, накопленный им за все время работы;
- рейтинг А - текущий, учитывающий его производственную и творческую активность за последние пять лет.
Уровень рейтинга преподавателя устанавливается в соответствии с принятым интервалом значений, который рассчитывается относительно среднего значения по каждой выделенной категории профессорско-преподавательского состава.
Экспертный состав критериев охватывает основные виды НИД и НМД научно-педагогических сотрудников. Каждый критерий имеет свой коэффициент значимости. Важность каждого частного показателя определяется его весом в баллах за единицу показателя. Перечень показателей является открытым, а компьютерное исполнение проекта позволяет без особых затруднений внести необходимые коррективы практически в любой его модуль (рис.1).
Выберите норму для редактирования
Ученая степень
Ученое звание или должность
Членство в РАН(Российской Академии Наук)
Членство в РАО Ведомственные награды другие Членство в УМО по специальности Членство в научно-методическом совете
Монографии по научно-методической работе, изданные в РФ и странах СНГ тиражом не менее 100
Монографии по научно-методической работе, изданные за рубежом (кроме стран СНГ)
Статьи в методических журналах и сборниках трудовютечественные журналы(нереферируемые)
Статьи в методических журналах и сборниках трудов: отечественные журнапы(реферируемые)
Статьи в методических журналах и сборниках трудов: зарубежные журналы(нереферируемые)
Статьи в методических журналах и сборниках трудов: зарубежные журналы(реферируемые)
Учебники и методические пособия с грифом на титульном листе (гриф "Допущено или Рекомендовано" Минобразования России)
Учебники и методические пособия с грифом на титульном листе (гриф "Допущено или Рекомендовано" соответствующего Учебно-методического объединения или Научно-методического совета, утвержденных приказом Минобразования России)
Учебники и учебные пособия, изданные за рубежом (кроме стран СНГ)
Учебники и учебные пособия, изданные за рубежом.
Рис. 1 Форма просмотра и редактирования существующих критериев оценки
деятельности преподавателей
Программный доступ к персональной информации о преподавателях разграничен на основании официально утвержденного списка участников проекта. Система управления базой данных предусматривает разделенный доступ к ее контенту:
- ответственный на уровне кафедры (имеет доступ только к информации о конкретной кафедре);
- администрирование базы данных.
Программный продукт имеет интуитивно понятный интерфейс.
База данных «Рейтинг НИД и НМД преподавателей вуза» состоит из 15-ти информационных таблиц, связи между которыми представлены на рис. 2.
Рис. 2. Структура БД «Рейтинг НИД и НМД»
Результатом работы с программным продуктом является абсолютный рейтинг деятельности преподавателя кафедры и его относительный рейтинг среди коллег по должностной группе.
Рейтинг позволил получить различные аналитические материалы по эффективности деятельности отдельных преподавателей и кафедр университета.
Так, рейтинг всех кафедр вуза по различным укрупненным показателям научно-исследовательской и научно-методической деятельности показал, что в настоящее время достаточна низка активность работы профессорско-преподавательского состава по грантам, а наиболее результативно осуществляется руководство научно-исследовательской работой студентов (диаграмма 1). При этом работа по грантам в структуре общего рейтинга кафедр имеет наиболее высокий рейтинг (11%) у кафедр естественнонаучных и математических дисциплин.
Диаграмма 1. Суммарный рейтинг всех кафедр вуза по различным укрупненным показателям научно-исследовательской и научно-методической
деятельности
Помимо полномасштабного внедрения рейтинговой системы оценки НИД и НМД в ЧГПУ, программный продукт прошел апробацию в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников учреждений среднего и высшего профессионального образования на базе ЧГПУ.
Дальнейшая реализация проекта с учетом всех видов деятельности педагога высшей школы будет способствовать совершенствованию подсистемы управления качеством деятельности кафедр, а, значит, и системы управления качеством образования в образовательном учреждении.
Библиографический список
1. Жалдак, М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Изд-во МПИ, 1989. -89 с.
2. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения [Текст] : Учебное пособие / под общ. ред. Н.В. Бордовской. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 636 с.
3. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании. М.: ACADEMIA, АПК и ПРО, 2005. - 290 с.
4. Социальная психология. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
Bibliography
1. Galdak, M.I. Sistema of preparation of the teacher for use of information technology in educational process: Avtoref.dis. Dr.s ped. Sciences. - М: Publishing house MPI, 1989. - 89 with.
2. Humanities technology in university education in practice: the practice of design, analysis and application [Text] : Tutorial / under the general editorship N.V. Bordovskikh. - SpB. : publishing house RSPU name AI Herzen , 2008. - 636 p.
3. Novikova T.G. Examination of innovation in education. M.: ACADEMIA, APK и PRO, 2005. - 290 p.
4. Social psychology. The dictionary / under editorship M.Ju.Kondratyev//the Psychological lexicon. The encyclopedic dictionary in six volumes / Red.-sost. L.A.Karpenko. under the general editorship A.V.Petrovsky. — М: PER СЭ, 2006. — 176 with.