УДК 378:001
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРСНОГО ОТБОРА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА Виталий Викторович Латюшин, кандидат педагогических наук, профессор, ректор, Татьяна Александровна Шульгина, кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления,
Наталья Анатольевна Белоусова, кандидат биологических наук, доцент, начальник организационно-педагогического отдела,
Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ),
г. Челябинск
Аннотация
В работе представлена модель рейтинговой системы оценки качества научноисследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава, которая способствует оценке процесса и результатов образования. В модели использованы параметры, характеризующие научно-педагогическую деятельность и не зависящие от субъективных факторов, которые могут быть использованы при подготовке документов для конкурсного отбора на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: конкурсный отбор, научно-исследовательская деятельность, научнометодическая деятельность, рейтинг.
APPLICATION OF THE RATING EVALUATION SYSTEM FOR QUALITY
ASSESSMENT OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORK OF THE PROFESSOR AND PEDAGOGICAL STAFF AT UNIVERSITY AT PROVIDING
THE RECRUITMENT FOR OPEN PROFESSOR AND PEDAGOGICAL
POSITIONS
Vitaly Viktorovich Latyushin, the candidate of pedagogical sciences, professor, rector, Tatyana Alexandrovna Shulgina, the candidate of pedagogical sciences,
Head of Educational Processes Management Department,
Natalia Anatolievna Belousova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Head of Pedagogic Management Department,
Chelyabinsk State Pedagogical University
Annotation
The article presents the model of the rating evaluation system for evaluating the quality of scientific and pedagogical work of the professor and pedagogical staff, contributing to the evaluation of the process and results of the education. The model uses the parameters specific for scientific and pedagogical work and independent from the subjective factors and can be used at documents preparation for competitive selection for open faculty positions.
Keywords: recruitment, scientific work, pedagogical work, rating.
В соответствии с законодательством Российской Федерации заключению трудового договора с профессорско-преподавательским составом вузов предшествует конкурсный отбор претендентов. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) в высшем учебном заведении Российской Федерации определяет процедуру и условия конкурсного отбора и заключения трудовых договоров между высшим учебным заведением и работником [2].
Требования Положения распространяются на профессорско-преподавательский состав (профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистен-
тов) и на научных работников (руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения Российской Федерации.
В государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» разработано Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников ЧГПУ, в котором задокументированы все этапы процедуры конкурсного избрания, представлены образцы документов претендентов на участие в конкурсном отборе, конкретизированы сроки подачи документов. Организацией конкурсного избрания занимается организационно-педагогический отдел учебно-методического управления, который готовит документы для ученого совета.
Ученый совет университета изучает предоставленные документы, содержащие данные об учебной, научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателей - претендентов.
Рейтинговая система оценки качества научно-исследовательской и научнометодической деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) позволяет оценить по разработанным критериям эффективность научной и методической деятельности преподавателя.
Сферами целостной системы профессиональной деятельности преподавателя являются ее научно-исследовательская и научно-методическая составляющие, которые выступают как системообразующий и системоразвивающий элементы. [1]. Научноисследовательская деятельность (НИД) предполагает систематические и планомерные научные изыскания и разработки по определенным темам, участие в научных событиях различного масштаба, научно-критическую работу (рецензирование и оппонирование научных трудов), обмен научным опытом с коллегами и студентами, содействие повышению их квалификации, организацию и руководство научной работой студентов. Аспектами этой деятельности мы считаем:
- собственно исследовательскую и изобретательскую работу (особую значимость в ней имеет грантосоискательская и изобретательская деятельность, работа в диссертационном совете, подготовка монографий по теме научного исследования),
- научно-организаторскую работу (организация научных мероприятий и научно-издательская деятельность),
- руководство научно-исследовательской работой студентов (оценивается, прежде всего, подготовка студентов-победителей всероссийских и международных олимпиад, руководство научной работой студентов, получившей признание на всероссийском и международном уровне).
Научно-методическая деятельность (НМД) предполагает создание разнообразной методической продукции (монографии научно-методического характера, учебники и учебные пособия), вклад в создание и совершенствование методического обеспечения образовательных программ, разработку образовательных технологий, обмен профессиональным опытом, участие в работе учебно-методических объединений.
Для оценки качества НИД и НМД были выделены виды научноисследовательской и научно-методической деятельности ППС, определены показатели по каждому виду деятельности.
Рейтинг преподавателя состоит из двух частей: постоянной (рейтинг П), учитывающей квалификационные характеристики (ученая степень, звание, членство в РАН, РАО), научное руководство аспирантами и докторантами; наличие государственных и ведомственных наград, почетных званий, и текущей, учитывающей его производственную и творческую активность за последние пять лет.
Для расчета рейтинга были выделены следующие традиционные направления деятельности преподавателя в высшем учебном заведении:
- научно-методическая работа,
- научно-исследовательская работа,
- научно-исследовательская работа со студентами,
- научно-организаторская работа.
По каждому направлению работы на основе анализа требований к преподавателю вуза определен состав показателей, позволяющих провести оценку качества деятельности.
Для каждого вида деятельности преподавателя рассчитывается сумма значений входящих в него показателей (для потенциала (П) и активности (А) отдельно).
Индивидуальные рейтинги преподавателя П и А определяются соответственно как суммы произведений натуральных величин (значений) показателей на балл за единицу показателя.
В целях стимулирования активности преподавателей коэффициенты весомости рейтингов П и А соотносятся как 0,33:0,67. Таким образом, весомость суммы значений показателя потенциала (П) определяется с коэффициентом 0,33, а активности преподавателя (А) за оцениваемый период - с коэффициентом 0,67. Соответственно, абсолютный общий личный рейтинг преподавателя (Р) рассчитывается по формуле:
Р = 0,33 х П + 0,67 х А, где
- Р - абсолютный общий личный рейтинг преподавателя,
- П - квалификационный потенциал преподавателя (рейтинг П),
- А - производственная и творческая активность преподавателя за последние пять лет (рейтинг А).
В каждой квалификационной категории профессорско-преподавательского состава (профессора (I), доценты (II), старшие преподаватели (III), ассистенты (IV)) определяется средний (Рсред) абсолютный рейтинг, по которому нормируются абсолютные рейтинги преподавателей данной категории.
В результате определяется относительный рейтинг преподавателя:
Ротн. = Р / Рсред., где
- Ротн. - относительный рейтинг преподавателя,
- Р - абсолютный общий личный рейтинг преподавателя,
- Рсред. - средний рейтинг в квалификационной категории.
Относительный рейтинг отражает удельный вес вклада сотрудника в результат деятельности, как кафедры, так и факультета - с одной стороны, с другой - отражает его уровень в квалификационной категории. Для подсчета рейтинга используется программный продукт «Рейтинг НИД и НМД преподавателя», разработанный в ЧГПУ.
Для определения ученым советом университета соответствия претендентов должностям специалист организационно-педагогического отдела принимает документы от претендентов: отчет о работе, представление, список публикаций.
По внесенным преподавателями в базу рейтинга исходным данным осуществляется обновление базы данных, по которым можно проверить отчет, представление и список публикаций.
Так как рейтинг А учитывает текущую деятельность профессорско-преподавательского состава, то направления деятельности преподавателя совпадают с разделами его отчета и представления на конкурсный отбор: научно-методическая работа, научно-исследовательская работа, научно-исследовательская работа со студентами, научно-организаторская работа. Из программы «Рейтинг НИД и НМД преподавателя» можно автоматически скомпоновать фактологический материал для составления отчета преподавателя и представления на преподавателя, подготавливаемого заведующим кафедрой, специалист организационно-педагогического отдела может проверить данные по базе рейтинга. Так же автоматически программа позволяет сформировать список публикаций преподавателя за определенный период.
При участии в конкурсном отборе нескольких претендентов, ученый совет имеет возможность выбрать кандидатуру не только на основании документов, но и на основании данных рейтинга, что позволяет сделать процедуру конкурсного избрания более объективной и открытой, а также заранее предположить результат избрания. Уровень рейтинга преподавателя устанавливается в соответствии с принятым интервалом значений, который рассчитывается относительно среднего значения по каждой категории профессорско-преподавательского состава.
В эксперименте по заполнения баз данных рейтинга приняли участие 425 человек из числа штатных преподавателей университета. На основании расположения средних значения рейтинга в интервалах значений были выделены уровни:
- высокий (п>1,5х, х - среднее значение рейтинга, п -значение рейтинга преподавателя);
- выше среднего (х<п<1,5х,);
- средний (х);
- ниже среднего (0,5х<п<х)
- низкий (<0,5х).
Средний рейтинг ассистентов кафедр составил 89 балла. По результатам расчета рейтинга высокого уровня достигло 7 человек, выше среднего - 5 чел, ниже среднего 7 чел, низкого - 34 чел. Таким образом, выше относительно среднего значения рейтинга в категории ассистентов находятся достижения 12 человек, что составляет 22,6%.
В эксперименте по определению рейтинга приняли участие также старшие. Средний рейтинг составил 343 балла. По результатам расчета рейтинга высокого уровня достигло 23 человека, выше среднего - 10 чел, ниже среднего 20 чел, низкого -64 чел. Таким образом, выше относительно среднего значения рейтинга по категории старших преподавателей находятся достижения 33 человек, что составляет 28,2%
Средний рейтинг доцентов составил 343 балла. По результатам расчета рейтинга высокого уровня достигло 40 человека, выше среднего - 26 чел, ниже среднего 65 чел., низкого - 81 чел. Таким образом, выше относительно среднего значения рейтинга по категории доцентов находятся достижения 91 человека, что составляет 42,9%.
Наиболее высоким был рейтинг профессоров - средний рейтинг 1360 баллов. По результатам расчета рейтинга высокого уровня достигло 5 человека, выше среднего - 6 чел, ниже среднего 14 чел, низкого - 18 чел. Таким образом, выше относительно среднего значения рейтинга по категории профессоров находятся достижения 11 человек, что составляет 25,6%.
При условии участия в конкурсном отборе нескольких претендентов, анализируя результаты рейтинга, возможно выбрать кандидатуру с более высоким уровнем рейтинга, что позволяет экономить время при рассмотрении документов претендентов.
Итак, рейтинговая система оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава педагогического вуза может быть использована при организации конкурсного отбора на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новаков, Н. Рейтинг преподавателей и управление вузом / Н. Новаков. -Волгоград : ВолгГТУ, 2002. - 100 с.
2. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических ра-
ботников в высшем учебном заведении РФ», утверждено приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 года № 4114 //
http://www.mnogozakonov.rU/catalog/date/2002/11/26/21897/ [доступ 06.12.2010]
Контактная информация: [email protected]