того жизненного опыта, а были продиктованы мечтами, часть молодого поколения оказалась не готова к трудностям социально-экономического характера первых лет Советской власти. В их среде появлялись разочарование, непонимание и пессимизм. Эти нежелательные явления преодолевались в течение всего периода 1920-х гг.
Библиографический список
1. Дневники и письма комсомольцев / Сост. М. Л. Катаева; предисл. Ю. Н. Глазкова. М.: Молодая гвардия, 1978. 366 с.
2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. В 55 т. М.: Изд-во полит. лит. 1974. Т. 36. 741 с.
3. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 611. Оп.1. Д. 353. Л. 9-22.
4. РГАЛИ. Ф. 2130. Оп. 1. Д. 8. Л. 31.
5. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 36. Оп. 1. Д. 1. л. 10.
6. Neumann M. The Communist Youth League and the Transformation of the Soviet Union, 1917 — 1932. London and New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2013. 289 p.
7. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-187. Оп. 1. Д. 16.
8. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) Ф. М.-1. Оп. 23.
РЫБАКОВ Роман Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Отечественная история».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2017 г. © Р. В. Рыбаков
УДК 94(470)"1917":378.147
Т. В. ГЛАЗУНОВА
Омский государственный технический университет, г. Омск
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ 1917 Г. В РОССИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Статья посвящена исследованию отражения Великой Российской революции в историческом сознании молодежи. Анализируется знание студентов технического вуза об основных событиях революции в России и отношение к ним. Предлагается: ув еличить количество часов на изучение революционных событий 1917 г. на теоретических и практических занятиях; акцентировать внимание студентов на ключевых моментах февраля—октября 1917 г.; проследить причинно-следственные св язи этих событий и выявить закономерности раз в ития революции.
Ключевые слова: революция 1917 г., причинно-следственные с в язи революционных событий, анкетирование, студенты технических вузов.
Революция является переломным этапом в общественно-политическом развитии каждого государства. Она кардинально меняет все стороны жизни страны в целом и каждого человека в отдельности, приводит к невиданным разрушениям, огромным материальным, духовным и людским потерям. В то же время она является шансом привести к прогрессивным изменениям. Революция, как способ радикального обновления общества, неизбежна [1, с. 9].
В советские годы выделялось две революции 1917 г. Революцию, произошедшую в феврале, называли буржуазно-демократической, а в октябре — Великой Октябрьской социалистической революцией. В последние годы историки все чаще стали говорить о единой российской революции 1917 г. Вопросы хронологических рамок тоже относятся к числу дискуссионных. Однако уже никто из авторов сегодня не рассматривает октябрь изолированно от февраля 1917 г. [2, с. 112].
Предпосылки революции назревали на протяжении всего XIX в., проявляясь как в обострении социально-экономических противоречий и политической борьбе, так и в духовной трансформации российского общества [3, с. 9]. К началу 1917 г. ситуация в стране значительно обострилась: углубился
политический, экономический и социальный кризис. Царизм и правящая бюрократия все больше утрачивали свои позиции и были не способны разрешить все возникающие проблемы. В начале февраля 1917 г. императором была приостановлена работа IV Государственной думы. Росло число недовольных сложившейся ситуацией.
23 февраля состоялась демонстрация женщин. Уже на следующий день началась стачка, численность которой постоянно росла. Демонстрации продолжались. Постепенно возникали столкновения с полицией. Начались аресты царских министров. 2 марта Николай II подписал отречение от престола за себя и своего сына. В стране образовались новые органы власти: Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство.
Легитимность Временного правительства основывалась на том, что его члены, депутаты Думы, были «избранниками народа». Царь перед отречением утвердил князя Г. Е. Львова его председателем [4, с. 426]. Оно объявило широкие политические права и свободы, осуществило амнистию, ликвидировало старую полицию и др. Основные же политические вопросы (аграрный, рабочий, национальный и другие) было принято решать на Учредительном собра-
нии. Началась подготовка к выборам в Учредительное собрание.
Из-за нерешенности основных вопросов ситуация продолжала накаляться. В стране возникло двоевластие. Митинги и демонстрации проходили непрерывно. Борьба за власть продолжалась.
Осенью 1917 г. экономическая ситуация в стране крайне обострилась. На фронте русские войска продолжали терпеть поражения. Временное правительство так и не решало основных вопросов и не обеспечивало выход страны из мировой войны. По мнению А. Н. Боханова, «Февральская революция никаких задач и никаких идей не осуществила, потому что те задачи и те идеи, которыми она руководствовалась, были фальшивыми» [1, с. 6]. Из-за этого вновь создалась опасность социального взрыва. Большевики начали подготовку к вооруженному восстанию, центром которого стал Военно-революционный комитет. В ночь на 26 октября Временное правительство было арестовано. После октября большевикам удалось удержать власть и создать в стране новую государственность. Реальной альтернативой событиям октября 1917 г. был «анархический бунт и кровавая диктатура военщины». Революция предотвратила хаотический самораспад страны [5, с. 43].
Революционные события 1917 г. не только изменили общественно-политический строй в России, но и оказали огромное влияние на весь ход мировой истории. Видение этих событий в российском обществе на различных этапах его трансформации было весьма разнообразным. Как отмечал Б. Г. Могиль-ницкий: «набирающие силу в российском обществе начала 2000-х гг. стабилизирующие процессы способствуют росту его более взвешенного отношения к своему революционному прошлому, восстанавливающему утраченную в массовом сознании предшествующего десятилетия связь времен» [3, с. 8]. Прошло уже 100 лет, и можно попытаться дать оценку знаниям современной молодежи и их отношению к событиям февраля — октября 1917 г. С этой целью было проведено анкетирование студентов 1-го курса высшего учебного заведения. Методика социологического исследования заключалась в следующем: опрос проводился с помощью анкеты. Анкета по своей структуре состоит из закрытых и открытых вопросов.
В анкетировании, результаты которого публикуются в данной статье, приняли участие студенты 1-го курса Омского государственного технического университета факультетов экономики и управления (ФЭУ) и информационных технологий и компьютерных систем (ФИТиКС). Участвовало 36 респондентов (из них 50 % — ФЭУ, 50 % — ФИТиКС). Было предложено десять вопросов, посвященных ключевым событиям 1917 г., происходившим в России.
94,5 % опрошенных студентов указали, что в смысл понятия «революция» они вкладывают какое-либо изменение или коренной переворот. При этом 11 респондентов (30 %) отметили, что революция может происходить в различных сферах жизни, а не только в общественно-политической. Один (2,7 %) студент отметил, что революция — это политическое событие только XX в. Один (2,7 %) — затруднился с ответом. Также можно отметить, что 27,7 % указали, что изменения или переворот происходит насильственным путем, а один студент (2,7 %) указал, что смена власти при революции происходит естественным путем.
Таким образом, большинством студентов смысл слова «революция» понимается правильно. Но только
30 % опрошенных указали, что революция может затрагивать все сферы жизни.
81 % опрошенных на вопрос о том, что они помнят из школьного курса о революции 1917 г., смогли ответить. Основные моменты, которые смогли вспомнить студенты, можно разделить следующим образом:
— свержение монархии — 30,5 %;
— приход к власти большевиков — 30,5 %;
— Временное правительство — 27,7 %;
— Октябрьская революция — 25%;
— Февральская революция — 11 %;
— Брестский мир — 5,5 %;
— ликвидация частной собственности — 8,3 %.
Три человека (13,8 %) указали цель, причину
и крайние даты Февральской революции. Также среди ответов прозвучали: Апрельские тезисы (2,7 %), коммунистическая идеология (2,7 %), власть одной партии. Остальные 19 % затруднились с ответом. Хотелось бы отметить, что только один человек из опрошенных (2,7 %) отметил очередность основных событий, происходящих с февраля по октябрь 1917 г.
Как видим, после окончания школы у большинства опрошенных слабые знания и нет целостного восприятия произошедших революционных событий. У данных студентов отсутствуют система, закономерность, полнота и глубина знаний.
На вопрос об основных причинах революции 1917 г. 55,6 % респондентов отметили Первую мировую войну, 41 % — слабость правительственной власти. Наименьшее число опрошенных указали заговор как одну из основных причин (8 %) и 13,8 % уточнили, что революция носила стихийный характер. Среди своих вариантов ответа чаще встречались: финансовый кризис (25 %), кризис промышленности и сельского хозяйства (30,5 %) и усталость от войны (16,6 %). 8,3 % опрошенных указали противоречия двоевластия как одну из причин. Также можно отметить, что один из опрошенных (2,7 %) считает, что одной из причин революции является «спонсирование большевиков третьей стороной с целью ослабления Российской империи».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что студенты в основном отмечают одну, реже две причины революционных событий 1917 г. Это указывает на отсутствие у студентов понимания совокупности разных факторов, которые явились причиной революции.
Среди политических деятелей, являвшихся современниками событий с февраля по октябрь 1917 г., респондентами были указаны: В. И. Ленин (83 %), Л. Д. Троцкий (47 %), Николай II (44 %), А. Ф. Керенский (25 %), Ф. Э. Дзержинский (13,8 %), А. В. Колчак (16,6 %), П. Д. Долгоруков (11 %), Н. Д. Голицын (11 %), Н. Н. Суханов (8,3 %), С. С. Маслов, Ф. Ф. Раскольников, Л. Г. Корнилов, Н. А. Бердяев, П. Сорокин и И. В. Сталин (по 5,5 %). Среди фамилий также были указаны однократно В. М. Чернов, Б. В. Савинков, М. В. Алексеев, Г. Е. Львов, А. А. Брусилов, Л. Б. Каменев. Хотелось бы отметить, что на ФЭУ часто встречающейся фамилией является Ленин (100 %), а на ФИТиКС шесть человек (16,6 %) не указали ни одной фамилии.
Проанализировав данный вопрос, можно отметить, что большинство студентов указали Ленина как политического деятеля, являвшегося современником революционных событий 1917 г. Более 40 % опрошенных отметили Троцкого и Николая II. Остальных политических деятелей знает очень небольшое количество респондентов.
В вопросе о том, как назывался центральный орган власти после Февральских событий, большинство респондентов (94 %) назвали Временное правительство. Один человек отметил Комитет Госдумы (2,7 %) и один затруднился с ответом (2,7 %).
94 % опрошенных указали 25 октября 1917 г. как дату вооруженного восстания в Петрограде, один человек (3 %) — 20 октября и один человек (3 %) — 23 февраля.
На вопрос: «Сколько самопровозглашенных правительств возникло на территории России весной 1917 г.» ответы разделились следующим образом: 69,4 % — два правительства, 8,5 % — пять, 5,5 % — семь и 16,6 % — затруднились с ответом.
55,6 % респондентов отметили, что на II Съезде Советов был принят декрет о выходе России из войны, 16,7 % — об отмене частной собственности на средства производства и 13,8 % отметили декрет о созыве Учредительного собрания. Пять студентов (13,8 %) затруднились с ответом.
Таким образом, большинство студентов правильно ответили на предложенные вопросы.
На вопрос: «Чью бы вы сторону выбрали?» 66,6 % не определились с ответом и только 27,7 % опрошенных ответили, что сторону большевиков. Один студент (2,7 %) отметил, что выбрал бы нейтральную сторону и уехал бы из страны. Монархию выбрал бы один респондент (2,7 %). Свой ответ он обосновал следующим образом: «Поскольку альтернатива в виде большевистской власти после революции привела к существенному ослаблению страны, а также потому, что при царе все же была свобода частной собственности и поддерживались предпринимательские начинания».
Как видим, большинство опрошенных не смогли определить свое отношение к революции. Можно предположить, что причиной данной неопределенности послужило не только отсутствие глубоких знаний по данному вопросу, но и отсутствие консенсуса в обществе по поводу отношения к революции.
Положительную оценку последствиям событий октября 1917 г. указали 47,2 % опрошенных. 22 % считают, что они были для страны катастрофой, а 27,7 % затруднились с ответом. Один студент (2,7 %) из опрошенных дал свой вариант и отметил: «Зачем сейчас вспоминать, что было раньше. Не важно!».
Таким образом, почти половина респондентов дали положительную оценку революционным событиям 1917 г. Около 30 % не смогли определить свое отношение к произошедшему. И только один студент указал, что данные события лучше не вспоминать, т.к. они не важны для страны.
Проанализировав данные анкет, можно прийти к следующему выводу: у студентов 1-го курса имеются отрывочные знания по ключевым событиям февраля — октября 1917 г. Отсутствует понимание взаимосвязей исторических процессов, нет полноты знаний основных событий и политических лидеров революции, а отсюда неумение студентами выразить свое отношение к событиям.
В силу воспитательной функции истории крайне важно, чтобы в образовательном процессе использовались выверенные, достоверные знания о прошлом. Поэтому методику преподавания истории можно отнести к историческому знанию. Современные специалисты подчеркивают, что «методика преподавания истории, как никакой другой гуманитарной науки, неотделима от современного состояния общественного сознания и теоретико-методологического уровня развития исторической науки» [6, с. 20].
Формирование знаний о таких важных исторических событиях, как революция 1917 г., может служить фундаментом научного, патриотического воспитания, а также нравственных идеалов [7, с. 99]. Изучение Великой Российской революции особенно важно в связи с тем, что она дала старт развитию советской эпохи в истории России. Соответственно, получение молодежью достоверного исторического знания о революции формирует ее историческое сознание на основе уважения к прошлому страны и не дает фрагментировать сознание молодежи, вырезав из него как чуждый этап советскую эпоху. Это крайне важно для воспитания подрастающего поколения.
В постсоветские годы можно наблюдать повышение интереса к осмыслению исторических событий 1917 г., т.к. появилась возможность критически их оценить. Однако интерес у населения возникает волнообразно, в зависимости от происходящих событий в стране или юбилейных дат. Если в Советском Союзе революционные события 1917 г. имели важное значение, а день свершения Великой Октябрьской социалистической революции был главным праздником в стране, то в настоящее время изменилось отношение к революции, к ее значимости и, как следствие, наблюдается снижение знаний.
Выявленный уровень знаний показал, что для объективной оценки революционных событий студентами необходимо в процессе дальнейшего обучения обратить внимание на углубление знаний по революции в России 1917 г. для формирования исторического знания молодежи. Отрывочные знания, непонимание взаимосвязей, закономерностей, отсутствие знаний фактического материала о революции, о ее значимости в историческом процессе страны и мира создают почву для спекуляций и манипулирования поведением студентов, неумением их критически воспринимать происходящие исторические события.
Выходом из сложившейся ситуации может служить следующее:
1) изучение Великой Российской революции 1917 г. в виде самостоятельной темы, имеющей в своем составе лекционное и практическое занятия;
2) акцентировать внимание студентов на лекции, посвященной революции, на ключевых событиях февраля — октября 1917 г.;
3) на практических занятиях научить студентов прослеживать причинно-следственные связи революционных событий и выявлять закономерности развития революционного процесса.
Приложение Вопросы анкеты
I. Какой смысл Вы вкладываете в понятие революция?
II. Что Вы помните из школьного курса о революции 1917 г.?
III. В чем были основные причины революции 1917 г.?
1. Первая мировая война.
2. Слабость правительственной власти.
3. Заговор.
4. Революция носила стихийный характер.
5. Другое.
IV. Назовите политических деятелей, являющихся современниками событий февраля — октября 1917 г.
V. После Февральских событий 1917 г. центральным органом власти становится:
1. Комитет Госдумы.
2. Совнарком.
3. Директория.
4. Временное правительство.
5. Затрудняюсь ответить.
VI. Назовите дату вооруженного восстания в Петрограде: 1.10 октября 1917 г.
2. 20 октября 1917 г.
3. 25 октября 1917 г.
4. 23 февраля 1917 г.
VII. Сколько самопровозглашенных правительств возникло на территории России весной 1917 г.?
1. 2.
2. 5.
3. 7.
4. Затрудняюсь ответить.
VIII. Чью бы Вы сторону выбрали в 1917 г.?
IX. II съезд Советов принял декрет...
1.Об отмене частной собственности на средства производства.
2. О выходе России из войны.
3. О созыве Учредительного собрания.
4. Другое.
X. Как Вы оцениваете последствия событий октября 1917 г.?
1. Положительно — она открыла новый период в истории страны.
2. Отрицательно — катастрофа для России.
3. Затрудняюсь ответить.
Библиографический список
1. Круглый стол // Отечественная история. 2007. № 5. С. 3-30.
2. Данилов А. А. Осмысление места и роли революции 1917 года в истории России современной молодежью // Россия и революция: прошлое и настоящее системных кризисов русской истории: сб. науч. ст. (к 95-летию февраля-октября 1917 г.) / под ред. П. П. Марченя, С. Ю. Разина. М.: ООО «АПР», 2012. С. 108-116.
3. Могильницкий Б. Г. Русская революция в перспективе долгого времени: новые подходы к ее осмыслению // Русская революция в контексте истории: материалы рег. науч. конф., 6-8 нояб. 2007 г. / под ред. В. П. Зиновьева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. С. 6-35. ISBN 978-5-7511-1861-7.
4. История России. XX век: 1894-1939 / Ред. А. Б. Зубов. М.: АСТ, 2009. 1024 с. ISBN 978-5-17-059362-0, 978-5-271-23890-1.
5. Хлыстова Н. А К вопросу о смысле Русской революции // Русская революция в контексте истории: материалы регион. науч. конф., 6-8 нояб. 2007 г. / под ред. В. П. Зиновьева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. С. 43-61. ISBN 978-57511-1861-7.
6. Нагаев И. Б., Сушко А. В., Лидер Н. В., Иоаниди А. Ф. Методика преподавания истории России иностранным курсантам в военных вузах: моногр. Омск: Омский бронетанковый инженерный ин-т, 2014. 136 с.
7. Чистяков В. Б. Исторический компонент высшего образования: моногр. М.: Изд-во МГИУ, 2015. 186 с.
ГЛАЗУНОВА Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Отечественная история».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2017 г. © Т. В. Глазунова