УДК 94(470+571)«1917»:1:316 ББК 63.3(2)611 И 46
Н.А. Ильинова,
кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79184926097, e-mail: nady_i@bk.ru
Е.С. Куква,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79286693012, e-mail: kukva@rambler.ru
С.В. Макеев,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел: +79884740129, e-mail: 82221@mail.ru
В.Н. Нехай,
доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79951880945, e-mail: slava0482@mail.ru
З.М. Хачецуков,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79604994884, e-mail: xzm@list.ru
А.Ю. Шадже,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79184245432, e-mail: shadzhe@maykop.ru
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА В ОЦЕНКЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования исторической памяти студенческой молодежи. Проанализированы особенности восприятия студентами исторических событий Октябрьской революции 1917 г. в России, а также их оценка социально-политических, идеологических и экономических последствий революции. Исследование показало, что историческое сознание студенческой молодежи не изменилось и остается на довольно низком уровне. Доказана необходимость использования эвристических возможностей исторической памяти в воспитании гражданина-патриота.
Ключевые слова: Россия, Октябрьская революция, студенческая молодежь, историческая память, ценность прошлого, гражданин-патриот.
N.A. Ilyinova,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Head of Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79184926097, e-mail: nady_i@bk.ru
E.S. Kukva,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University, Maikop, ph.: + 79286693012, e-mail: kukva@rambler.ru
V.N. Nekhay,
Doctor of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University, Maikop, ph.: + 79951880945, e-mail: slava0482@mail.ru
S.V. Makeev,
Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79884740129, e-mail: 82221@mail.ru
Z.M. Khachetsukov,
Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79604994884, e-mail: xzm@list.ru
A.Yu. Shadzhe,
Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Department of Philosophy and Sociology of the Adyghe State University, Maikop, ph.: +79184245432, e-mail: shadzhe@maykop.ru
THE 1917 OCTOBER REVOLUTION IN ASSESSMENT OF STUDENTS
Abstract. Results of sociological research of historical memory of students are presented in the paper.The authors analyze features of perception by students of historical events of the 1917 October Revolution in Russia, as well as their assessment of socio-political, ideological and economic effects of revolution. The research has demostrated that historical consciousness of young people did not change and remains at low level. Need to use heuristic opportunities of historical memory for education of the patriotic citizen is proved.
Keywords: Russia, October revolution, students, historical memory, value of the past, patriotic citizen.
Постановка проблемы. В центре современной науки находятся некоторые дискуссионные вопросы, требующие своего осмысления и переосмысления в новой социально-исторической парадигме. Таковой является проблема сохранения (лучше без этого уточнения. Сокращает диапазон проблематики) исторической памяти, онтологическое, гносеологическое и аксиологическое значение которой значительно возросло. В последние десятилетия социальная функция памяти актуализируется, и связана она с тем, что историческая память может оказать влияние на гражданскую солидарность и национальное единство современной
России. Понимание этого феномена может повлиять на самоорганизацию сложной системы «российское общество», одним из фундаментальных компонентов которой является историческая память, способная сохранить и ретранслировать социокультурный опыт прошлых поколений, а значит - заложить базис для укрепления консолидационного потенциала российского государства. Поэтому столь важно теоретически осмыслить направление и практически оценить особенности самоорганизации сложных процессов конструирования и трансформации исторической памяти как символического ресурса укрепления национального единства.
Особенно активизируется исследовательский интерес к разным видам памяти. Обращает на себя внимание то, что во многих публикациях, по выражению американского историка А. Мегилла, «память становится коммеморацией» [1]. Но существует и другое понимание памяти, согласно которому память представляется как сложный механизм, являющийся источником формирования новых смыслов, уважительного отношения к прошлому.
В современной социально-гуманитарной науке наиболее цитируемыми авторами остаются М. Халь-бвакс и П. Нора; дискуссионными вопросами - экспликация понятия «память», употребление выражений «долг памяти» (П. Нора) или «работа памяти» (П. Рикер) и т.д. Появляющиеся некоторые исследования памяти в контексте современной, постнеклассической науки (например, А.В. Дахин) позволяют прогнозировать социальные процессы.
Между тем, одним из неисследованных видов памяти все еще остается историческая память, в частности историческая память определенного сообщества. В связи с этим важно отметить одно предваряющее методологическое положение. В рамках новой конструктивистской методологии представляется возможным в центр исследовательского внимания поставить сознание и поведение человека, его место и отношение к другим не просто как отдельного индивида, но и члена определенной социальной/профессиональной группы, представителя определенного общества, определенной социокультурной среды. Более того, данная методологическая стратегия направлена на поиск своей идентичности: «кто я» или «кто мы» в определенном обществе в современное нестабильное время.
Рассмотрение «парадигмы памяти» на уровне коллективного измерения способствовало появлению в научной литературе понятий
«историческая память», «коллективная память» и «социальная память», которые взаимосвязаны, но не являются тождественными. Обратимся к исторической памяти, основу которой составляет социальная память, в социокультурном пространстве которой определяется смысл исторической памяти.
Историческая память связывает прошлое, настоящее и будущее. Прошлое зафиксировано в разных формах памяти, в современной жизни оно приобретает новое содержание посредством актуализации наиболее значимых событий, которые получили народную оценку и нашли всеобщий отклик в содержании социально-исторического опыта. Переосмысление прошлого в современных условиях позволяет выявить новые смыслы прошлого, которые становятся фактором укрепления национального единства/ солидарности.
Характеристика социологического исследования исторической памяти. В контексте вышеприведенных размышлений научный интерес представляет проблема осмысления исторического прошлого. Унификация социальных стандартов, возобладание упрощенного понимания социальных явлений прошлого и настоящего выхолащивает духовные смыслы человечества. Вместе с тем значимость получения адекватной современным реалиям оценки судьбоносных событий в исторической жизни страны возрастает в условиях поиска парадигмы социального развития, в которой реализуется принцип преемственности поколений, демонстрируется значимость исторической памяти в формировании ценностных ориентиров общества. Наибольшую обеспокоенность вызывает подрастающее поколение, и в особенности - студенчество как часть молодежи, в большей степени обладающая интеллектуальным потенциалом, которая в обозримом будущем получит право
принимать активное участие в социальных преобразованиях. В этой связи важность приобретает оценка знаний, представлений студентов вузов о революционных событиях 1917 г., а также личное отношение к имевшим место 100 лет тому назад историческим процессам, которые спустя целый век не вызывают однозначной реакции общества.
Цель исследования заключалась в выявлении отношения студенческой молодежи к революционным событиям 1917 г.
В ходе реализации намеченной цели были решены следующие задачи:
- выявлен знаниевый потенциал современного студенчества в области исторических событий Октябрьской революции 1917 г.;
- дана оценка современными студентами социально-политических, идеологических и экономических последствий революции 1917 г.;
- выявлено мнение студенчества о влиянии революции 1917 г. на жизнь современных россиян.
Основным методом исследования стало анкетирование, предполагавшее ответы на 16 вопросов, включающих открытые, закрытые и смешанные вопросы. Один вопрос (№ 11) требовал ранжирования полученных ответов в зависимости от значимости конкретной позиции в восприятии респондентов.
Вопросы анкеты были разделены на три блока (оценки знаний революционных событий 1917 г., оценки отношения к последствиям Октябрьской революции, оценки влияния революционных событий 1917 г. на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России), что позволило не только определить остаточные знания студенческой молодежи по событиям и персоналиям Октябрьской революции, но и выявить особенности восприятия современным студенчеством результатов и последствий революционных преобразований,
На первом этапе было отобрано 7 из 13 факультетов Адыгейского государственного университета с целью отражения структуры осваиваемых в вузе областей знаний (математические и естественнонаучные, социальные и гуманитарные): факультеты естествознания, математики и компьютерных наук, экономический, социальных технологий и туризма, исторический, филологический, педагогики и психологии. Также в выборочную совокупность были включены магистранты филологического факультета, факультета естествознания и аспиранты 1-го года обучения Адыгейского государственного университета.
На втором этапе респонденты отбирались из списков студенческих академических групп на основе систематического отбора.
Исследование предусматривало:
Подготовительный этап (сентябрь 2017 г.) - определение объекта, предмета, цели и задач исследования, ознакомление с результатами существующих эмпирических исследований по выбранной тематике (проведенные Левада-центром (20-23 января 2017 г.), Фондом общественного мнения (15, 22, 29 октября, 5 ноября 2017 г.), Всероссийским центром изучения общественного мнения (3-5 октября 2017 г.), разработка концепции исследования, определение выборочной совокупности, разработка анкеты.
Основной этап (октябрь-ноябрь 2017 г.), включающий проведение:
- пилотажного опроса с объемом выборочной совокупности N=50 человек, который позволил выявить определенные погрешности в подготовке опросных материалов;
- анкетирования на семи факультетах Адыгейского государственного университета среди студентов, магистрантов и аспирантов в соответствии с разработанным маршрутным листом с объемом выборочной совокупности N=300 человек.
Результаты исследования были представлены в виде инфографиче-ских материалов, которые сопровождаются аналитической справкой.
Знаниевый потенциал студентов о революции 1917 г. Одна из задач опроса - определение того, насколько события революции 1917 г. отражены в памяти респондентов, как на уровне знаний, так и на уровнз ассоцакцзй.
Вопрос о дате начала революции показал човально широкий диапазон атветов, хотя болашого количества конкретных баблажде-ний выявлено не аеыо. Окчло 2,б% опрошенных опнеделчле Дбту революции , как X бояОря, ччб связахбо с постепенным замещением в сознании респондентов ноябрьских
праздников. Поэтому полученные ответы сгруппированы в три блока: а) полный правильный ответ (по старому и по новому стилю), б) неполный правильный ответ (только по старому или только по новому стилю) о в) неправильный ответ. Полученные результаты отражены на рис 1.
Кск видно из диаграммы, боль -шаячзстьреспордентов(бове е трех тетвертев) влвдхет тханием о дате Охтябрбсквйрхтолюцио 6X17 г. в России, ноне слишком уверенно. Кроме хахт, надв хсметитх,что про -цена ответивших хбовильво, во -пхека ожиданиям, не уменьшалея е рестом курса обучения (по мере увеличения периода после окончания школы) (табл. 1).
Нет ответа Правильный 4,76% точный ответ
Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на, вопрос: «Скажите, пежатуйста,какссе чпела прейзошлаОотябръвкая реввикцссвРоссии?»
Таблица 1
Оценка корректности знаниядаты Октябрьскойреволюции
Курсобучения % правильных ответов
Первый 77,36
Второй 66,22
Третий 79,55
Четвертый 75,44
Пятый 25,00
Магистрант/аспирант 85,71
п
п п
п
п
•Ь0
г
Рисунок 2. Наиболее настек ответы, респондентов на вопрос: «Октябрьская революция прбизошиа н 1917гоСв. Прибнмпите, пожалиорста,
уаибтниковсобб1тий1917 вод а - лобктсееьбих веятелей твое времеиб, на какой бы стороне они ни находились (2-3 фамилии)» (% к опрошенным)
Довольно большой набор вариантов ответовмы получини на вопрос , паььющвйся звания персоналий евьаанныв в увазанными событивми.Впаоянм,отвоныбыла не баишпыи ртзноноразны. Основные со оопулярностс осветымаж-ннунпдетьпа рис.а.
Как можно заметить, разброс мнрний достато-ат небольшой. Часто -поминослые фигуры инвнорса-лн чоасью мосьовпй кпьвтуврв огоо-бенно если уосать,ито незадолпо аР пьоведенир опроса пороссийсввму тельвидению прошел ряд документальных и художественных сюжетов, связанных с указанными персонажами. Наибольший процент набрали герои сразу двух широко разрекламированных сериалов («Демон революции» и «Троцкий»): В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий, а вот И.В. Сталин, удостоенный в этих х дожественных творениях лишь эпизодической роли, такой сильной ассоциации с революцией не вызвал. Можно упомянуть, что проводившийся подобный опрос ФОМ десятилетней давности [2] показал больший разброс, и В.И. Ленина указали только 27% респондентов,
фтЭ. Дсепа-инвуоьр - 0%, И.В. Сталина - В%, Л.Д. Твсцкого п 4% и т.а.п)чевионо, ямеьт мевоо воз-дервваие рп иеторичеекую памипь молодежт масыовой к^зьтуры, и грьньмсжду истор иНЬСКаМИЗоаЯИ -ями у художыввыввными обрааами епчраеаая.
Отдельный интерес вызвало о преде лепие нссоопико иллуче -ния ьлачнй и рвОытиьв револьщ ии 1917 г. Варианты ответов респон-Лсовов можноувильтс ао ров.З.
Из оьа^^с^ви^х^д^п^, чтоословная масса респондентов опирается на остаточные знания, полученные в процессе обучения. Очевидно, что темы революции 1917 года редко становятся предметом интереса студентов в сети Интернет (а это наиболее популярная сфера коммуникации у современной молодежи) и крайне редко - предметом обсуждения в компании друзей, знакомых. В сочетании с данными предыдущего вопроса это подтверждает нашу гипотезу о синкретическом характере исторической памяти современной молодежи. Художественные образы, образы масс-медиа накладываются на остаточные знания
от друзей, одногруппников I I 4,08 из художественной литературы от членов семьи/ родителей из телепередач, других СМИ из интернет-ресурсов, социальных сетей из научной литературы от учителей в школе/преподавателей в вузе
3 20,07 !□ 21,77 I 23,13
I 28,57
□ 36,73
Нет ответа П 1,7
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Откуда Вы, знаете о революционных событиях 1917 г.? (Отметьте не более трех вариантов ответов)» (% к опрошенным)
385,
1
Убийство царской семьи, война, страх | 0,34 Ничего ] 0,68 Затрудняюсь ответить, нетответа^] 2,04
Ностальгия по прошлому,дореволюционной России Крейсер ''Аврсра" Стольный дворец, штурм Зимнего дворца Парады, красные флаги, лозунги Война, кровопролитие Хаос, разруха, голод
Освобождение народа, борьба за справедливость, равенство, демократию
Большевики, коммунисты Уолитический пшреворот,блруС зв воаидсмена вшасе
5т 1
I Н,44
□ 12,5Н
19,05 Ш 22,45
I 26,87 I У8,23
I 38,1
Рисунок 4. Наиболее частыеответы респондентовна вопрос: «С какимиявлениямии/или событиями уВас ассоциируется слово «Октябрьскаяреволюция»? (Отметьтенеболее трехвариантов ответов)»
(% к опрошенным)
школьной программы и нерефлек-сивно смешиваются вобразы мозаичного характера.
Еще одним исследовательским вопросом была попытка выяснить основные ассоциации в памяти респондентов с Октябрьской революцией в России. Наиболее частые ответы можно увидеть на рис. 4.
Ассоциативные цепочки очень важны для пониманияисториче-ской памяти,посамоску фиксируют нетолькопорстср,ноа когиче-ские связи, показывают те «якоря», к которым крепятся образы того или иногоисторическогоявления в рамяти респянденррв. Обрктикшроь к ассоциативной памяти в рамках данного опроса, мы обнаружили, что в памяти современной молодежи революционные события 1917 г.
лишесы излишней деталпыации, болые прагмаоичны, большинства респондентов сконцентрировались на сущности революции - ее политическом измерении, советская же романтика (красные флаги, крейсер «Аврора») в сознании респондентов уже почти не находят отклика. Данные в принципе схожи с упомянутым опросом ФОМ, однако со ооачитадьнд медыним разбросом (в иаеаедокснии ФОМ паоиция«пр-литоиескаИ иереворот, борьба за власть, смена власти» была отмече-аа вьего 12% отаевнашик, хотя это рылстнисл популярные воркянт)-
Иолим орроаом я еслс падаодктс итоги оценки знания респондентов, можно констатировать следующее:
- Революционные события 1917 г. в России все еще запечатлены
в исторической памяти современной молодежи.
- характер этой памяти - фрагментарный, тематика революции не является особо популярной в коммуникативном пространстве молодежи и тематикой дополнительных информационных поисков. Источниками знания выступают остаточные знания, полученные в учебных заведениях, а также продукты массовой культуры и СМИ, воспринимаемые некритично.
- Ассоциативная связь с событиями революции у респондентов слабая, шаблонная, представленность свободных ответов низкая. Все это говорит о том, что революционные события 1917 г. в России в исторической памяти российской молодежи представляют собой далекий, размытый и смутный образ, воспринимаемый без эмоциональной нагрузки и персональной заинтересованности.
Ценностное восприятие образа революции. Второй блок опроса ориентирован на анализ образа революции в исторической памяти, в том числе на отражение стереотипности исторических представлений о событиях 1917 г. Для этих целей было предложено выразить отношение к причинам, масштабу и последствиям революционных событий1917 г.
Один из вопросов был нацелен на изучение восприятия студентами
революционных событий в разрезе «закономерность и случайность». Причинно-следственную связь с событиями, предшествующими революции, обнаруживают 23,81%о респондентов, считающих ее закономерной. 39,8% рассматривают революцию с промежуточных позиций: как неизбежность, что, с одной стороны, можно рассматривать как неизбежность в силу неотвратимости исторических законов, с другой стороны - как неизбежность в силу совпадения случайностей. 22,45% опрошенных придерживаются
взгляда на случайный характер революции (рис. 5).
Несколько в ином контексте, но признали революцию исторической неизбежностью 57% респондентов во всероссийском опросе, проведенном ВЦИОМ и также приуроченном к столетней дате [3].
Накануне столетия Октябрьской революции Фондом общественного мнения был проведен всероссийский опрос «Революция: исторические деятели, предпосылки и итоги». Анализ полученных фондом данных показывает, что сторонниками закономерности революционных событий являются 35% опрошенных в возрасте от 18 до 30 лет, в то время как случайными событиями, которые могли бы и не произойти, считают 49% молодых. Позиции опрошенных
Нет ответа
2,38%
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, революция 1917 г. была...?»
респондентов старшего поколения (старше 60 лет) распределились как 47% против 31%, в возрастной категории от 40 до 60 лет - примерно поровну. Это свидетельствует о различии моделей исторической памяти у разных поколений, а также о том, что у современной молодежи отсутствует четкая картина прошлого, которое не имеет однозначной оценки [4].
Оценить представления о масштабах и влиянии революционных событий в России на ход истории позволяет вопрос «Революция 1917 г. стала событием...». Распределение ответов можно увидеть на рис. 6.
В общественном сознании предыдущих десятилетий, а также в отечественной и зарубежной историографии (причем не только марксистской) устоялась позиция о «всемирно-историческом значении» Октябрьской революции [5]. Однако эта позиция не закрепилась в исторической памяти, не преломилась через сознание молодых людей и не является популярной среди них (только 19,39% придерживаются такого взгляда). Очевидной для опрошенных студентов является судьбоносность событий для страны, а не для всего мира, так считает 71,43%.
Такая интер претация, возможно, объяснима тем, что молодое поколение, родившееся в постсоветские
годы, уже дистанцировалось от советской эпохи, масштаб и значение которой, воплощенные в идеологии советского времени, перестали оказывать непосредственное влияние, начали функционировать в виде стереотипов и образов, а официальная политика дискредитировала большевиков и отнесла эти события на второй план.
В сравнительном аспекте показательными являются данные опроса ФОМ, в ходе которого задавался вопрос о том, являются ли события октября 1917 г. делом прошлым и представляют лишь исторический интерес либо они до сих пор сохраняют свою актуальность и их необходимо обсуждать для понимания и решения сегодняшних проблем. Опрошенные в возрасте от 18 до 30 лет предпочли первый вариант второму (53% и 38%). Среди людей 45-60-летнего возраста выбор сделан в пользу второго варианта: 32% к 60% [6].
Результаты как всероссийского, так и проведенного нами исследований свидетельствуют, скорее всего, о том, что стереотипы общественного сознания о значимости и роли русской революции для мирового развития активно вытесняются из коллективной памяти нового поколения россиян, однако значимость революции для страны является бесспорной.
Общепланетарного масштаба, повлиявшим на ход развития всемирной истории и человечества в целом
Регионального геополитиче
Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Революция 1917г. стала со бытием...?» (% а опро шенным)
При определении основного фактора, приведшего к революционным событиям 1917 г., с объективных позиций пытаются подходить к причинам революции 51,7% опрошен-н х студентов, которые выделяют в качестве основного драйвера революции социально-политический и социально-экономичтский кри-зии иРоссиос СЧбъектквно4 точки зреник щ)идерживаютснткммпрно 44,57%, чткясняя ек раолиниыми причинами: это заговор определенных политических фигур (13,95%), некомпетентность, ошибки и
просчеты в деятельности Временного правительства (14,63%), организованные действия политических партий по захвату власти (15,1 9%) 5йос. 7).
Отметим, что исследование, проведенное ВЦИОМ, также фиксирует в качестве цсиовного объиктив-ныйфакто4 и сяжелое положекос народ а(0Т%) [С].
(впрос «Что в жктни современ-ичй ипссииявляется следксткем революционных событий 1917 г.?» призван дать оценку последствий революции в понимании респондентов
Замысел иностранных спецслужб 2,72
Стихийное движение народных масс _| 6,8
Заговор определенных политических фигур | 13,95
I 14,63
Некомпетентность, ошибки и просчеты в деятельности Временного правительства
Организованные действия политических партий по захвату власти
Социально-политический и социально-экономический кризис в России
Нет ответа | 3,74
15,99
1 51,7
Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите основной, по Вашему мнению, фактор, приведший к революционным событиям 1917 г.» (% к опрошенным)
Добрососедские отношения между народами Ц 1,02
4,08
8,84 И 9,86
Современная российская жизнь никак не связана с теми -событиями
Сильная армия и высокий уровень национальной безопасности
Неразвитость институтов демократии и гражданского ■ общества
Доступность образования, здравоохранения I 12,59
Проблема противостояния со странами Запада ~| 14,29
Высокий уровень вмешательства государства в жизнь | ^ ^
граждан '
Недостаточная развитость рыночной экономики в России I 22,11
Нет ответа I 41,5
Рис;. 8. Распределение ответовреспондентов на вопрос: «Что в жизни современнойРоссии яеляется следствием реселлцииннтх сзСытив 1937 г.»
(% к опрошенным)
и их способность оценить ее последствиям спустя сто лет (рис. 8.)
Отметим, что оценка последствий революции, особенно положительных, вызвала наибольшее затруднение у студентов (41,5%). Анализ результатов показывает, что в выборе преобладают негативные последствия, среди позитивных респонденты отмечают доступность образования и здравоохранения, а также сильную армию и высокий уровень национальной безопасности.
Предложенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в нашем обществе период постепенного переосмысления событий октября 1917 г. и понятия «революция» в целом еще продолжается. И если в современной историографии крайние позиции во взглядах на революцию ослабевают, и она воспринимается как сложное и противоречивое явление, имеющее как негативные, так и позитивные аспекты, то ее воспроизводство в образах исторической памяти молодых людей имеет в большей степени негативное содержание. Кроме того, у современной молодежи отсутствует четкая картина прошлого, и оценить возможности столетнего юбилея как «одной из форм корректировки исторической памяти» [7] еще предстоит.
Отношение студенческой молодежи к последствиям революции. Революция глубоко трансформировала Россию, вывела ее на новый международный уровень, ведь впервые в
истории «отсталая» Россия оказалась более радикальной, чем Европа, выступила в реформистском ключе. Идеологи российской революции получили импульс демократического мироустройства от европейской интеллектуальной элиты, реализовать который в Европе она не решалась. Поэтому сегодня необходимо принципиально разобраться с вопросом -забыта или нет революция октября 1917 г. нашими современниками, значительная часть которых может быть охарактеризована как постсоветские поколения.
По данным ВЦИОМ [8], последствия Октябрьской революции для страны в целом россиянами оцениваются скорее положительно: 38% считают, что революция дала толчок социальному и экономическому развитию страны, для 23% она открыла новую эру в истории России. Примечательно, что такая позиция характерна не только для старшего поколения, закономерно переживающего ностальгию по советскому прошлому, но и для молодежи.
При ответе на вопрос: «Как Вы считаете, революция 1917 г. имела больше положительных или отрицательных последствий?», 41,84% респондентов, обучающихся в одном из ведущих вузов Адыгеи, испытали латрудления в выЛоре однозначного ответа, 29,59% указали на приоритет негативных последствий. Распределение ответов можно увидеть на рис. 9.
3,74%
Рис. 9. Распределение ответов респондентов на вопрос: «КакВы, считаете,революция1917 г.имела больше помжителснех илиотрицателъныхпоследствий?»
Стабильные, высокие зарплаты, высокий уровень жизни, хорошая жизнь в целом
Никаких положительных последствий не было Фабрики - рабочим, земля - крестьянам Устранение социального неравенства, угнетения и эксплуатации людей
Создание колхозов, совхозов, развитие села
Установление нового прогрессивного политического строя, образование СССР
] 1,02
] 1,02
] 1,02
] 1,02
] 1,02
□ 1,7
□ 2,04
□ 2,38
Ш 2,72
т 4,08
1 5,44
1 5,78
1 7,Я?
1 8,84
1 17,74
1
] 63,61
Рис. 10. Ранжирование ответов респондентов на вопрос: «Какие положительные последствия, по Вашему мнению, имела Октябрьская революция для России?» (% к опрошенным)
Результаты авторского исследования шокируют, так как преобладающая часть студенческой молодежи Адыгейского государственного университета - 63,61% - на вопрос «Какие положительные последствия, по Вашему мнению, имела Октябрьская революция для России?» не дала ответа. Для 12,24% опрошенных к положительным последствиям Октябрьской революции относится установление нового прогрессивного политического строя, образование СССР (более подробно наиболее популярные ответы на заданный вопрос отражены на рис. 10).
На наш взгляд, Октябрьская революция заложила основы для развития социального государства, стала серьезным толчком к развитию, изменению в восприятии социальной реальности, которой как-то удавалось уравновешивать вечное социальное противостояние имущих и неимущих. К несомненным социальным приобретениям
Октябрьской революции 1917 года считаем целесообразным отнести бесплатную медицину, бесплатное образование, получение бесплатного жилья, гарантированную работу
о о °
и трудоустройство, 8-часовой рабочий день, гарантированный достойный прожиточный минимум, социальную справедливость, стабильные цены и госконтроль над ценами, возможность за счет государства ездить на отдых в санатории, на курорты, в дома отдыха, достойную пенсию и многое другое. Опрошенные накануне 100-летия революции россияне указывают на нивелирование в современной социальной действительности социальных гарантий, приобретенных в результате произошедших в октябре 1917 г. событий (таблица 2) [9].
Следующий вопрос, заданный студентам Адыгейского государственного университета, был нацелен на выяснение негативных последствий революционных событий столетней давности (рис. 11).
Таблица 2
Сохранены ли в современной России важнейшие социальные завоевания Октябрьской революции 1917 года (%)
Показатель Да Частично Нет Не знаю
Бесплатная медицина 8 61 31 -
Бесплатное образование 6 67 27 -
Получение бесплатного жилья 1 36 52 11
Гарантированная работа и трудоустройство 0 52 42 6
8-часовой рабочий день 36 54 6 4
Гарантированный достойный прожиточный минимум 2 39 41 18
Социальная справедливость 3 41 40 16
Саабильные ценыигосконтрольнад ценами 5 29 55 11
Возможность за счет государства ездить на отдых в санатории, на курорты, в дома отдыха 0 16 65 19
Достойная пенсия 5 38 45 12
Никаких отрицательных последствий не было
Неправильная политика, обман, ограбление народа, страны
Разрушение культуры, традиций, падение нравственности
Ликвидация частной собственности, развал экономики Свержение монархии, гибельцарской семьи, гибель аристократии
Уничтожение интеллигенции, ее эмиграция
Развал великой империи, застой в развитии страны
Разрушение церквей, гонения на религию, безбожие
Изоляция страны, "железный занавес" Продразверстка, раскулачивание, коллективизация,упадок сельского хозяйства
Диктатура, тоталитаризм, культ личности
Нищета, голод, болезни, разруха,ухудшение жизни народа
Ограничение прав и свобод людей, террор, репрессии, геноцид
Гражданская война, войны
Кровопролитие, массовая гибель людей
Нет ответа
2,72 □ 4,42
I 7,14
И 8,5 □ 8,84
I 13,61
И 15,31
Ц 15,31 □ 15,65
Ц 20,07
I 23,47
Ц 23,81
Ц 28,91 □ 29,25
□ 1,36
40,82
Рис. 11. Ранжирование ответов респондентов на вопрос: «Какие,по Вашему мнению, отрицательные последствияимела Октябрьская революция для РоссииН»Л% к опрошенным)
40,82% опрошенных, преоб- кровопролитие и массовую гибель ладающая часть, среди отрица- людей. Поэтому можно сделать вы-тельных последствий отмечают вод о том, что никакие позитивные
завоевания революционных событий не могут быть оправданы массовым убийством сограждан. Гражданская война (29,25%), репрессии (28,91%), нищета, разруха (23,81%) - вот недопустимые последствия минувшей революции, любых трансформаций. Непозволительно доводить проблемы жизнедеятельности общества и государства до такой стадии, на которой их разрешение возможно только с помощью революции, так можно интерпретировать позицию респондентов.
В одном из вопросов мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале основные изменения, произошедшие в ходе революции 1917 г., среди которых нами были указаны следующие:
- свержение монархии;
- установление социалистического государства и диктатуры пролетариата;
- выход из Первой мировой войны (Брестский мир);
- национализация земли и промышленности;
- предоставление независимости Польше и Финляндии;
- создание автономных республик на месте провинций империи;
- экспроприация собственности и раскулачивание.
Распределение ответов можно увидеть на рис. 12.
Наше пристальное внимание привлекла инертность трети респондентов в оценке произошедших в ходе революционных событий изменений - 26,82% опрошенных отказались давать какой бы то ни было ответ на предложенный вопрос. В среднем 21,13% относятся к основным изменениям, произошедшим в ходе революции 1917 г., нейтрально.
История развития человечества подтверждает, что людям не свойственно учиться на чужих ошибках. Неоднозначность в оценках значимости Октябрьской революции 1917 г. для современного социума может быть следствием
недостаточно длительного промежутка времени с ее свершения, всего 100 лет! Но невозможно отрицать, что революция рассматриваемого периода предоставила нашей стране новые горизонты развития - индустриальные, интеллектуальные. Были созданы условия, позволяющие раскрыть потенциал каждого гражданина, независимо от его социального положения, этнической принадлежности, материального достатка.
Таким образом, проанализировав и выявив уровень исторического сознания студенческой молодежи, считаем возможным обозначить некоторые положения.
1. Оценивая события Октябрьской революции 1917 г. и ее последствия, следует отметить, что революционные процессы начала XX века оказали судьбоносное воздействие не только на нашу страну, но и на весь мир. Дальнейшее, после октября 1917 г., мировое развитие протекало по двум направлениям: абсолютное следование революционным идеям и категорическое их отрицание. Октябрьская революция 1917 г. продолжает патетику французской революции, приобретшей эпитет Великой, задает традицию оценивания революционных трансформаций как социально одобряемых. Российские события данного периода служат отправной точкой для большинства нынешних мировых устоев в сфере экономики, политики, права, культуры, идеологии, подчас выступая не столько основой, сколько источником противоречия, антагонизмом с ярко выраженными созидательными тенденциями.
2. Одним из основных уроков, усвоенных по прошествии 100 лет после октябрьских событий, выступило понимание предпочтительности поступательного развития перед скачкообразным. Необходимость своевременного реагирования на внутренние и внешние вызовы и риски может стать определяющим
Рис. 12. Оценка респондентами социально-политических последствий
Октябрьской революции
вектором развития российского общества. А в поисках адекватных ответов на вызовы современности большая роль принадлежит исторической памяти.
3. Исследование выявило проблемные точки в формировании исторической памяти студенческой молодежи: уровень исторического сознания/мышления студенческой молодежи остается низким; в памяти студентов сложился фрагментарный образ революции 1917 года; опрошенные не могли определить «национальный характер» революции; у студентов нет понимания диалектики Октябрьской революции и т.д. Одной из главных причин такой ситуации является негативное отношение к прошлому, отсутствие нелинейного мышления в анализе и оценке исторического прошлого нашей страны.
4. С учетом сложившейся новой реальности в стране и мире важно разработать инновационные подходы к формированию исторического сознания. Пробудить интерес к прошлому; помочь молодежи познать диалектическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Историческая память является фундаментом человеческого бытия. Мы должны помнить, чтобы понять, какое общество возникло на
основе крупнейших исторических событий и процессов истории и каковы мы, составляющие это общество? Научили ли нас уроки истории сохранять человеческое в себе в условиях кардинальной переоценки отношения ко многим вопросам человеческого бытия? Каков наш ценностный мир? Каким мы видим свое будущее? Какова связь будущего с памятью? Что может стать основой будущего общества? Эти вопросы являются судьбоносными и актуализированы в современных условиях.
Завершая, отметим, что поставленные вопросы и полученные ответы требуют дальнейшего глубокого осмысления. Более того, данное исследование открывает новые возможности для изучения исторической памяти молодежи, приглашает к освещению новых и развитию выдвинутых положений. Представляется, этому может способствовать комплексное, междисциплинарное исследование исторической памяти в условиях современной социально-гуманитарной науки. Не менее важным является разработка рекомендаций для органов государственной власти, образовательных и культурных практик по формированию исторического мышления у молодежи.
Примечания:
1. Мегилл А. Историческая эпистемология. М.: Канон+: РООИ «Реабилитация», 2007. 480 с. URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/megill/megill11.htm (дата обращения: 21.11.2017.).
2. Октябрьская революция: последствия для страны и роль в жизни семей. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/hist_ro/d074421 (дата обращения: 01.11.2007).
3. Октябрьская революция: 1917-2017. Пресс-выпуск № 3488. URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=116446.
4. Революция: исторические деятели, предпосылки и итоги. URL: http:// fom.ru/Proshloe/13837.
5. Гринин Л.Е. Русская революция и ловушки модернизации // Полис. Политические исследования. 2017. № 4. С. 138-155; Миронов Б.Н. Русская революция 1917 года в контексте теорий революции. URL: http://www.bmironov.spb.ru/russkaya-revolyuciya-1917-goda-v-kontekste-t/; Историческая неизбежность? Ключевые события русской революции: пер. с англ. / под ред. Т. Брентона. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. С. 21; Историк Александр Чубарьян рассказал о разногласиях среди ученых в оценке революции 1917 года. URL: https://vz.ru/news/2017/9/29/172979.html.
6. 1917-2017. Память о революции. Инфографика ФОМ с основными результатами опросов про революцию. URL: Режим доступа: http://fom.ru/ infografika/13839 (дата обращения: 16.12.2017).
7. Булыгина Т.А. Модели исторической памяти в воспоминаниях о войне // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.В. Гладыше-ва. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2010. Вып. 1. С. 31.
8. Октябрьская революция: 1917-2017. URL: http://www.wciom.ru (дата обращения: 16.12.2017).
9. Спустя сто лет. Незабытая революция. Аналитический доклад ЦИПКР по материалам социологического исследования и мониторинга СМИ. URL: http:// www.kprf.ru. (дата обращения: 16.12.2017).
References:
1. Megill A. Historical Epistemology. M.: Canon +; ROOI Rehabilitation, 2007. 480 pp. [Electronic resource]. - Access mode: http://abuss.narod.ru/Biblio/megill/ megill11.htm (date of access 21.11.2017).
2. The October Revolution: the consequences for the country and role in the life of families (01.11.2007) [Electronic resource]. - Access mode: http://bd.fom.ru/ report/cat/hist_ro/d074421.
3. The October Revolution: 1917-2017. Press Release No. 3488 https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=116446.
4. Revolution: historical figures, precondition and results. [Electronic resource]. - Access mode: http://fom.ru/Proshloe/13837.
5. Grinin L.E. The Russian Revolution and the Traps of Modernization // Polis. Political studies. 2017. No. 4. P. 138-155; Mironov B.N. The Russian Revolution of 1917 in the context of revolution theories. [Electronic resource]. - Access mode: http: //www.bmironov. spb.ru/russkaya-revolyuciya-1917-goda-v-kontekste-t/; Historical inevitability? Key events of the Russian revolution / Ed. by Tony Brenton; Transl. from English. - M.: Alpina non-fiction, 2017. P. 21; Alexander Chubaryan, a historian, spoke about the disagreements among scholars in assessment of the revolution of 1917. [Electronic resource]. - Access mode: https://vz.ru/news/2017/9/29/172979.html.
6. 1917-2017. Memory of the revolution. Infographics of the FOM with the main results of polls about the revolution. [Electronic resource]. - Access mode: http:// fom.ru/infografika/13839. Date of access: 16.12.2017.
7. Bulygina T.A. Models of the historical memory in reminiscences about war // History and historical memory: Interuniversity. coll. of scient. works. Ed. by A.V. Gladyshev. Saratov: Saratov University Publishing House, 2010. Iss. 1. P. 31.
8. The October Revolution: 1917-2017. [Electronic resource]. Access mode: http:// www.wciom.ru. Date of access: 16.12.2017.
9. A hundred years later. An Unforgotten Revolution. An analytical report of TsIPKR on the materials of sociological research and monitoring of mass media. [Electronic resource]. Access mode: http://www.kprf.ru. Date of access: 16.12.2017.