«Revolving door» как канал рекрутирования членов администрации президента США «Revolving door» as the recruitment channel of the U.S. President Administration members
Уксусова Арина Сергеевна
Студент 4 курса
Факультет Институт истории, международных отношений и социальных технологий
Волгоградский государственный университет
РФ, г. Волгоград e-mail: ariadna. uksusova@mail. ru
Uksusova Arina Sergeevna
Student 4 term
Faculty of Institute of History, International Relations and Social Technologies
Volgograd State University Russia, Volgograd e-mail: ariadna. uksusova@mail. ru
Аннотация.
Настоящая статья рассматривает явление «revolving door» как механизм рекрутирования членов администрации президента США. С помощью метода количественного контент-анализа, на базе которого проводилось качественное и количественное исследование численного состава администраций президентов США от Дж. Форда до Б. Обамы, был выявлен потенциал, степень использования и характер влияния «revolving door» как канала рекрутирования пула сотрудников администрации американского президента. На основе данных, полученных в результате анализа, был сделан вывод о роли лоббистского механизма «revolving door» как способа комплектования административного аппарата главы исполнительной власти США.
Annotation.
This article considers the «revolving door» phenomenon as a mechanism of members' recruitment of the U.S. Presidential Administration. Through the quantitative content analysis instrumentality on the base of which the author conducted the qualitative and quantitative examination of the 7 presidential offices personnel structure, from G. Ford to B. Obama, the author determined opportunities, efficiency and impact of «revolving door» as a recruitment channel of the American president administration staff pool. The author made a conclusion about the role of the «revolving door» as a deployment mechanism of the U.S. chief executive' administrative structures.
Ключевые слова: явление "revolving door", канал рекрутирования, президент США, члены администрации, количественный контент-анализ, Б. Обама.
Key words: the "revolving door" phenomenon, recruitment channel, the U.S. President, members of U.S. President Administration, quantitative content analysis, B. Obama.
Политическая система США функционирует на основе демократических принципов, аккумулируя в себе различные компоненты, механизмы и явления, которые обусловливают факт преобладания плюралистических тенденций в политическом процессе в США. «Revolving door» (c англ.-«вращающаяся дверь») - уникальный феномен, разновидность лоббизма, который является неотъемлемым компонентом американской политики, на современном этапе представляет собой один из механизмов, который не только способствует повышению качества и уровня лоббистских практик в США, но и выступает в качестве надежного канала рекрутирования и отбора пула сотрудников государственных структур, а также исполнительных, законодательных и судебных органов власти, в том числе членов администрации главы исполнительной власти США, которые непосредственно влияют на формулирование и формирование основ внутренней и внешней политики США.
В политике, «revolving door»[8]^TO особый механизм, который определяет процесс перехода лиц, ранее проходивших службу в государственных органах или задействованных в государственном секторе, на позиции лоббистов, консультантов и политтехнологов в различных лоббистских фирмах, а также неправительственных организациях[10]: иными словами, явление «revolving door» позволяет бывшим служащим федеральных органов государственной власти сменить поле деятельности и построить карьеру в сфере предоставления лоббистских
254
услуг. Данный механизм работает и в «обратную сторону»: бывшие или действующие лоббисты, а также стратегические консультанты также имеют возможность сменить вектор деятельности, нанявшись на службу в органы исполнительной, законодательной и судебной власти.
«Revolving door» как канал перехода на службу из государственного сектора в частный, первоначально широко использовался бывшими конгрессменами и сенаторами[4]-американскими законодателями, которые формируют составы обеих палат главного законодательного органа США-Конгресса, а также рядовыми сотрудниками структур Конгресса США. Ценность «revolving door», в дальнейшем предвосхитившая расширение сферы использования данной практики среди американских политиков, государственных служащих и представителей лоббистских структур, состоит в том, что данный инструмент позволяет реализовать наработанные навыки, опыт, и что более важно-приобретенные личные и рабочие связи с прошлого места работы в новой сфере деятельности[7]: этот факт приобретает особую значимость, когда речь идет о бывших членах Конгресса США, которые, обладая ценными связями среди бывших коллег, а также огромным опытом, знаниями в вопросах законодательных процедур и законотворчества, принимают решение построить карьеру в сфере лоббизма.
Явление «revolving door», а также различные его аспекты находились в фокусе внимания ряда зарубежных авторов, посвятивших свои научные труды анализу различных аспектов данной лоббистской практики. Такие авторы как Т. ЛаПира и Т. Хершел[3], а также Дж. Видал и Д. Мирко[11] исследуют феномен « revolving door» в целом, представляя акторов, которые используют данный канал в качестве способа смены сферы деятельности и реализации лоббистской активности, как уникальную группу или сообщество, численность которого в ближайшей перспективе будет только увеличиваться. Кроме того, данные исследователи предпринимают попытку оценить степень данного механизма на развитие системы представительства и продвижения частных интересов бывшими госслужащими, воспользовавшимися «revolving door» и ставшими лоббистами.
Исследователи Т. Максе[6], Дж Лазарус и Э.Маккей[4] в своих работах непосредственное внимание уделяют анализу лоббистской активности бывших членов Конгресса США как превалирующей части политических акторов, которые наиболее часто прибегают к использованию механизма «revolving door» как в качестве лоббистской практики внутри палат Конгресса, так и в качестве инструмента реализации приобретенных знаний и навыков в контексте построения лоббистской карьеры.
Особого внимания заслуживают исследования Дж. Маккрейна, который рассматривает явление revolving door через призму его коммуникативного потенциала и канала связи, а также Д. Заринга, который в противовес критикам практики «revolving door» представляет аргументы в пользу использования данного механизма, освещая положительное влияние «revolving doo»r на развитие и функционирования американской политической системы.
Данное исследование, в дополнение к уже имеющемуся пулу научных работ по проблематике явления «revolving door», имеет своей целью оценить потенциал применение такой лоббистской практики как «revolving door» в качестве влиятельного канала рекрутирования членов структур и ведомств, формирующих облик и непосредственный состав администрации президента США. На основе количественных данных, размещенных в базе данных ресурса OpenSecrets.Org[9], с помощью метода количественного контент-анализа предпринимается попытка оценить масштабы применения инструмента «revolving door» как способа комплектования администраций 7 президентов США, от Г.Форда (1974-1977) до Б. Обамы (2009-2017).
Начиная с администрации Дж. Форда (1974-1977) посредством механизма «revolving door» в состав администраций президентов США было рекрутировано 3416 человек при общей численности состава всех
администраций в 4275 человек (См. Таблица 1.) Важно отметить, что с каждым новым президентом, количество сотрудников, прошедших через данный канал комплектования состава президентской администрации значительно возрастало, в некоторых случаях - в несколько раз. Лидером по количеству рекрутированных через «revolving door» служащих в различные ведомства и структуры администрации главы Белого дома, стал 42-й американский президент Б. Клинтон (999 человек) (См. График 1)
Ещё одной ключевой особенностью рекрутирования членов администрации президента США является преобладание среди нанятых физических лиц бывших и/или действующих лоббистов, прошедших обязательную регистрацию в соответствии с законодательством США о регулировании лоббистской деятельности (зарегистрированные в соответствии с законодательством США о регулировании лоббистской деятельности (в частности, Lobbying Disclosure Act 1995[5]). Лоббисты составляют значительную долю рекрутированных посредством «revolving door» по сравнению с другими категориями служащих, а именно бывших членов Конгресса США и служащих иных федеральных органов власти. Доля нанятых на службу в президентских администрациях от Дж. Форда до Б. Обамы составляет в среднем 80% от общего числа всех рекрутированных посредством механизма «revolving door» (См. Таблица 1)
Таблица 1.
Годы Имя Количество Общее Количество Количество
правления действующег членов количество действующих и/ иных категорий
администраци о в этот администраци членов или бывших членов
и президента США период президента США и президента США администрации президента США, рекрутированны х посредством механизма revolving door зарегистрированны х лоббистов в администрации президента США, рекрутированных посредством механизма revolving door администрации президента США, рекрутированны х посредством механизма revolving door (бывшие сенаторы, конгрессмены, госслужащие и др.)
1974-1977 Дж. Форд 130 88 (67%) 81 (92%) 7
1977-1981 Дж. Картер 207 156 (75%) 151 (96%) 5
1981-1989 Р. Рейган 367 260 (70%) 165 (63%) 95
1989-1993 Дж. Буш ст. 206 172 (83%) 155 (90%) 10
1993-2001 Б. Клинтон 1261 991 (78%) 958 (96%) 33
2001-2009 Дж. Буш мл. 1264 999 (79%) 884 (88%) 115
2009-2017 Б. Обама 840 750 (89%) 294 (39%) 456
Количество членов администраций президентов США, рекрутированных посредством механизма 'revolving door'
■ Администрация Дж. Форда (1974-1977)
■ Администрация Дж. Картера (1977-1981)
■ Администрация Р. Рейгана (1981-1989)
■ Администрация Дж. Буша ст. (1989-1993)
■ Администрация Б. Клинтона (1993-2001)
■ Администрация Дж. Буша мл. (2001-2009)
■ Администрация Б. Обамы (20092017)
График 1.
Обращаясь к статистике по ключевым министерствам, также формирующим архитектуру администрации президента США, следует отметить также значительное число служащих данных министерств, которые получили свои должности в структурах администрации президента США через канал «revolving doors». В данном случае, также следует отметить ведущую тенденцию в составе служащих министерств: вторя общей закономерности, большую часть сотрудников от общей численности министерства в разных администрациях составляют бывшие и/или действующие лоббисты. Доля лоббистов, нанятых на различные должности в администрации президентов США с 1970 - х гг. по 2010-е гг. составляла от 23% до 90% и даже 100%: наибольшее число лоббистов наблюдается в Министерстве торговли, финансов и юстиции. Наиболее число лоббистов работало в министерствах при нахождении у власти администраций Б.Клинтона (1993-2001) и Дж. Буша мл. (2001-2009): в первом случае из общей численности кадрового состава включенных в выборку министерств, составившей 374 служащих, 243 являлись лоббистами; в администрации Дж. Буша мл. из 430 человек, работавших в министерствах 290 имели лоббистский статус. (См. Таблица 2.)
Таблица 2.
Администрац ия президента США Крупнейшие министерства администрации президента США
Министерст во торговли США Министерст во обороны США Министерст во транспорта США Министерство здравоохранен ия и социальных услуг США Министерст во юстиции США Министерст во финансов США
а б а б а б а б а б а б
Дж. Форд (1974-1977) 7 6 (85% ) 9 6 (66% ) 5 4 (80%) 8 3 (37%) 18 11 (61%) 8 6 (75%)
Дж. Картер (1977-1981) 10 7 (70% ) 17 13 (76% ) 13 13 (100%) 5 4 (80%) 19 14 (73%) 10 9 (90%)
Р. Рейган (1981-1989) 22 18 (81% ) 34 23 (67% ) 17 14 (82%) 14 11 (78%) 37 23 (62%) 14 10 (71%)
Дж. Буш ст. (1989-1993) 15 12 (80% ) 18 14 (77% ) 7 7 (100%) 5 3 (60%) 12 7 (58%) 15 12 (80%)
Б. Клинтон (1993-2001) 61 43 (70% ) 92 60 (65% ) 37 29 (78%) 43 33 (76%) 88 46 (52%) 53 32 (60%)
Дж. Буш мл. (2001-2009) 81 60 (74% ) 83 50 (60% ) 47 36 (76%) 66 51 (77%) 88 55 (62%) 65 38 (58%)
Б. Обама (2009-2017) 40 12 (30% ) 47 21 (44% ) 20 6 (30%) 29 14 (48%) 43 13 (30%) 38 9 (23%)
Обозначения: а - общая численность министерства б - число (процент) действующих/бывших лоббистов, рекрутированных посредством механизма «revolving door»
Анализируя качественные и количественные характеристики состава членов наиболее влиятельного образования в рамках администрации президента США-Аппарата президента США или Исполнительного офиса президента США, можно также отметить общую отличительную черту, которая характеризует использование revolving door как канала рекрутирования членского состава ведомств и структур администрации американского президента: посредством revolving door Аппарат также, как и другие министерства и ведомства комплектуется за счет найма лоббистов. Например, в Аппарате Дж Картера и Р. Рейгана 73% от общего состава офиса составили лоббисты, а в случае с президентством Б. Клинтона и Б. Обамы 64% и 33% лоббистов соответственно работали в бюрократическом аппарате, находящимся в непосредственном подчинении президенту и включающему его ближайших советников и помощников (См. Таблица 3)
Таблица 3
Администра ция президента США Аппарат президента США
Общая численность Число (процент) действующих/бывших лоббистов, рекрутированных посредством механизма «revolving door»
Дж. Форд (1974-1977) 24 13 (54%)
Дж. Картер (1977-1981) 49 36 (73%)
Р. Рейган (1981-1989) 113 83 (73%)
Дж. Буш ст. (1989-1993) 70 52 (74%)
Б. Клинтон (1993-2001) 303 195 (64%)
Дж. Буш мл. (2001-2009) 296 218 (73%)
Б. Обама (2009-2017) 266 88 (33%)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лоббистская практика «revolving door» в течение нескольких десятилетий находится на вооружении глав исполнительной власти США-президентов, которые активно используют данный селективный механизм в качестве надежного и эффективного канала рекрутирования, членов президентской администрации. Данные демонстрируют высокие показатели количества служащих,-среди которых подавляющее большинство составляют лоббисты- занявших позиции в структурах администраций президентов США от Дж. Форда до Б.Обамы. Количественные и качественные показатели позволяют заключить, что механизм «revolving door», находясь в активе каждой президентской администрации, играет важнейшую роль в выборе кандидатур на посты в ключевых ведомствах и структурах администрации президента США, в значительной степени оказывает влияние на формирование состава наиболее приближенных к президенту, а соответственно, и к процессу артикуляции и принятия политических решений, а также формирования повестки как внутренней, так и внешней политики США.
Список используемой литературы:
1. Eggers, Andrew C. The Partisan Revolving Door.May, 2010.:[ Электронный ресурс^КЪ: http://andy.egge.rs/papers/partisan revolving door.pdf (Mode of access:26.04.2018)
2. Griffin, D., Bronstein, S. Defense official example of revolving door between governing, lobbying.: [Электронный ресурсу/CNN.POLITICS. February 23, 2010.URL:
http://edition.cnn.com/2010/P0LITICS/02/23/broken.lobbyists/index.html (Mode of access: 26.04.2018)
3. LaPira, Timothy M., Herschel F. Thomas III. «Revolving door lobbyists and interest representation».:[Электронный ресурс]// Interest Groups and Advocacy, January 21, 2014. URL: https://www.researchgate.net/publication/263222815 Revolving door lobbyists and interest representation (Mode of access: 26.04.2018)
4. Lazarus, J., McKay, A., & Herbel, L. (2016). Who walks through the revolving door? Examining the lobbying activity of former members of Congress Interest // Groups & Advocacy.-2016.- No. 5.- pp. 82-100.
5. Lobbying and Disclosure Act of 1995 (2 U.S.C. § 1601): [Электронный ресурс]. URL: http://lobbyingdisclosure.house.gov/lda.pdf (Mode of access:26.04.2018)
6. Makse, T. A Very Particular Set of Skills: Former Legislator Traits and Revolving Door Lobbying in Congress.:[Электронный ресурсу/American Politics Research. November 7, 2016. URL: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1532673X16677274 (Mode of access: 26.04.2018)
7. McCrain, Joshua M. The Value of Who You Know: Revolving Door Lobbyists and Congressional Staff Connections. June, 2017:[Электронный ресурс].Б^:
http://joshuamccrain.com/Revolving door lobbyists social networks McCrain.pdf (Mode of access:26.04.2018)
8. Maskell, J. Post-Employment, "Revolving Door," Laws for Federal Personnel.:[ Электронный ресурс]//Congressional Research Services. January 9, 2014. URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/R42728.pdf (Mode of access: 26.06.2018)
9. OpenSecrets.Org. Center for Responsive Politics.: [Электронный ресурс]. URL:https://www.opensecrets.org/lobby/clientsum.php?id=D000048641&year=2016 (Mode of access:26.04.2018)
10. Rennie, G. The revolving door: why politicians become lobbyists, and lobbyists become politicians:[Электронный ресурс/The Conversation. September 21, 2016. URl:
http://theconversation.com/the-revolving-door-why-politicians-become-lobbyists-and-lobbyists-become-politicians-64237 (Mode of access: 26.04.2018)
11. Vidal, Jordi Blanes I . Revolving Door Lobbyists//Jordi Blanes I. Vidal, D. Mirko, C. Fons-Rosen// The American Economic Review.- 2012.-No. 102.-pp.3731-3748.
12. Zaring, David T., Against Being Against the Revolving Door.:[Электронный ресурсу/University of Illinois Law Review.-2013.- Vol. 2013.-No. 2.- pp. 507-549. URL: https ://www. illinoislawreview. org/wp-content/ilr-content/articles/2013/2/Zaring.pdf (Mode of access: 26.04.2018)