Научная статья на тему 'Рецепция творческой индивидуальности Н. Гоголя и Ф. Достоевского в критической рефлексии Л. Шестова'

Рецепция творческой индивидуальности Н. Гоголя и Ф. Достоевского в критической рефлексии Л. Шестова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
236
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИКА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / «ШЕСТОВИЗАЦИЯ» / ХУДОЖНИК / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / “SHESTOVIZATION” / CRITICAL WRITING / RUSSIAN LITERATURE / ARTIST / INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буркова Е. С.

В статье рассматриваются аспекты интерпретационной практики Л. Шестова. Анализируется статья «Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне)», так как ряд положений, изложенных в ней, позволяет выявить особенности философского дискурса критика, понять значимость философских идей в подходе Л. Шестова к проблемам литературы. Выделяются основные темы, в связи с которыми критик обращается к наследию С. Кьеркегора: онтологическое одиночество, экзистенциальное мироощущение человека, пограничная ситуация между жизнью и смертью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reception of creative individuality of N. Gogol and F. Dostoyevsky in the critical reflection of L. Shestov

The article deals with the aspects of interpretational practice of L. Shestov. His article “Kierkegaard and the existential philosophy: a voice crying in the wilderness” was chosen for analysis because a number of its conclusions make it possible to find out the specific features of the critic’s discourse and see the importance of philosophical ideas in L. Shestov’s treatment of the problems of literature. The given article specifies the main themes in regard to which the critic turns to Kierkegaard’s legacy: ontological loneliness, existential world perception of man, situation of life bordering on and death.

Текст научной работы на тему «Рецепция творческой индивидуальности Н. Гоголя и Ф. Достоевского в критической рефлексии Л. Шестова»

Драфт: молодая наука

Е.С. БУРКОВА (г. Одесса, Украина)

УДК 82:1 ББК Ю3(2)53-8

РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Н. ГОГОЛЯ И Ф. ДОСТОЕВСКОГО В КРИТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ Л. ШЕСТОВА

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты интерпретационной практи ки Л. Шестова. Анали зи руется статья «Ки ркегард и экзи стенци альная философи я (Глас вопи ющего в пустыне)», так как ряд положени й, и зложенных в ней, позволяет выяви ть особенности философского ди скурса кри ти ка, понять значимость философских идей в подходе Л. Шестова к проблемам литературы. Выделяются основные темы, в связ с которым кр т к обращается к насле-д ю С. Кьеркегора: онтолог ческое од ночество, экз стенц альное м ро-ощущени е человека, пограни чная си туация между жи знью и смертью.

Ключевые слова: кри ти ка, русская ли тература, «шестови зация», худож-н к, нтерпретац я.

В современном литературоведении усилился интерес к проблемам истории и теории литературной критики. В этом плане значимы исследования А. Валицкого, Р. Громяка, Н. Кочетовой, В. Лашова, М. Наенко, А. Оппо, Н. Раковской, С.Яковенко и др. В то же время теорет ческ важным для решен я поставленной проблемы являются концепции М. Бахтина, Ю. Лотмана, В. Тюпы. В современном гумани -тарном знан особый нтерес вызывает л тературная кр т ка конца XIX - начала XX вв. В этом плане наибольшее количество работ посвящено В. Розанову, Д. Мережковскому (Н. Грякаловой, В. Лебедевой, А. Холикова). Однако следует заметить, что критическое наследие Л. Шестова предметом пристального осмысления в литературоведени и ещё не стало. В связи с актуализацией проблемы целью данной статьи является осмысление интерпретационной практики Л. Шестова, в частност , выделен е пр нц пов подхода к русской л тературе, сред которых, безусловно, дом н рующ м является ф лософ чность.

Обращен е к работам Кьеркегора, Гуссерля, Н цше позвол л кр т ку выстро ть концепц ю русской л тературы, в центре которой находится философская проблематика: «...русская философская

мысль, такая глубокая такая своеобразная, получ ла своё выражен е менно в художественной л тературе. Н кто в Росс так свободно властно не думал, как Пушки н, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Достоевский, Толстой. и даже Чехов. » [Асоян 2002: 44].

Драфт: молодая наука

В. Лашов полагает, что «К ркегор - л шь прекрасный повод для разв т я темы, которая его (Л. Шестова) самого муч т которой он посвятил всё своё творчество» [Лашов 2012]. Это тема трагичности человеческого существован я. Для решен я поставленной задач С. Кьеркегор Л. Шестов включают в текст б блейск е мот вы стра-дан я, греха, воскресен я. Кроме того, наполненность статей Л. Шестова явным скрытым ц татам , авторск м комментар ям , оставленным для осмыслен я ч тателю, определяет пол фон ч-ность его размышлен й. В связ с эт м, укажем на д алог чность кр -тической системы Л. Шестова. Художни к становится основным объектом, вокруг которого выстра вается ход размышлен й кр т ка. Обратимся к организации текста статьи «Киркегард и экзистенциальная ф лософ я (Глас воп ющего в пустыне)». Она состо т з 25 глав заключения. Каждая глава содержит в своём названии отдельные аспекты проблемы («Вера и грех», «Гений и рок», «Знание как падение» и др.); в заголовки ряда глав вынесены имена мыслителей или библейских персонажей, к которым постоянно обращается критик: «Иов и Гегель», «Киркегард и Лютер». Отметим, что расположение имён Иов и Г егель рядом указывает на проблему иррационального и рационального начал в модел м ра Л. Шестова. Иов, являющ йся пр мером абсолютной веры в Бога даже находясь на гран г бел , прот восто т, с точк зрен я кр т ка, Гегелю как создателю ун версальной с стемы идеализма, в основании которой находится разум. Каждой главе предпослан эп граф з ф лософск х работ л Б бл , который Л. Шестов разворач вает, осмысляет, соотнос т с нтерпретац ей волнующ х его вопросов.

Так, напр мер, в главе «Иов Гегель» кр т к нтерпрет рует фразу «Глас воп ющего в пустыне», подчёрк вая экз стенц альную поз ц ю С. Кьеркегора. Тем самым Л. Шестов как субъект высказыва-н я ведёт речь об экз стенц альном состоян художн ка ф лосо-фа, высказанном в следующем суждении: «.философия и литература имеют своим началом не удивление <...> а отчаяние [Здесь и далее курси в наш. - Е.Б. ]» [Лашов 2005: 15]. Отчаяние возникает в состоя-н обречённост , онтолог ческого од ночества является мпуль-сом в творчестве художника, раскрывающего глубины человеческой душ . С точк зрен я кр т ка, п сатель способен создать вел к е про зведен я только тогда, когда в его ж зн была трагед я, когда он сам находился на краю гибели. Например, Ф. Достоевский, с точки зрен я Л. Шестова, после пом лован я п шет лучш е сво про зве-дения. Мучительное ощущение жизни проявилось в творчестве Н. Гоголя. В центре вн ман я Л. Шестова наход тся душа Н.В. Гого-

Драфт: молодая наука

ля. Исследован е спец ф к пс хосферной орган зац л чност п сателя позвол ло кр т ку улов ть связь между земным трансцендентным, бытовым быт йным в его текстах. Шестовское в ден е Н.В. Гоголя в целом вп сывается в контекст л тературно-ф лософ-ской критики конца XIX - начала XX вв., создавшей вместе с писателям -с мвол стам вокруг его л чност своеобразную м фолог ю. Н. Гоголь скал путь к ст не через намеренное погружен е в м р трагед . Кр т к нтерпрет рует творчество художн ка как творчество, находящееся всегда «на гран реального рреального, быт я

небыт я», где возн кает возможность познать божественное. Для Л. Шестова ж зненный творческ й путь п сателя представляет собой од н з самых загадочных пр меров существован я человека-на-грани, его попыток не выйти из области трагедии, а максимально погрузиться в неё, ощутить творческие муки, отчаяние, страдание. Современный сследователь В. Подорога отмечает, что для Н. Гоголя характерно погружен е в м р смерт , в м р запредельный тёмный, непознанный страшный. Отсюда «безл кость мертвенность персонажей», «смерть уже случ лась в гоголевском м ре». Отсюда - множество деталей как попыток вернуться к ж зн , укреп ться в ней. Но эт детал мгновенны, он быстро счезают сменяются оп сан ям «мёртвых героев». Эти тезисы близки концепции Л. Шестова, размышляющего о Н. Г оголе как о человеке с печатью смерти: «Его сверкающее остроум ем с несравненным юмором про зведен я - самая потрясающая из мировых трагедий, как и его личная жизненная судьба. И его посет л грозный ангел смерт надел л проклятым даром второго в ден я». Именного Н. Гоголь, по мнен ю Л. Шестова, сумел максимально глубоко выразить сущность перехода в инобытие.

Кр т к предполагает, что ч татель должен прон кнуть в м р внутренн х по сков п сателя, в м р про зведен я, сч тая, что в наслед Н. Гоголя можно постав ть знак равенства между н м его текстам . В этой связ для кр т ка на больш й нтерес представляют поздн е про зведен я п сателя («Выбранные места з переп ск с друзьям ») факт сожжен я второго тома «Мертвых душ». Это пр -меры абсолютного безум я, к которому пр ход т человек, заблуд в-ш йся в м ре обыденност в по сках божественного. Геро Н. Гоголя поэтому представляются Л. Шестову особым т пом «подпольного человека»: безысходно-безумные, противоречивые, мучающиеся. Как известно, Н. Гоголь писал: «Я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Пушкин, который так знал Росс ю, не замет л, что всё это кар катура моя собственная выдумка» [Шестов 2001: 119]. Именно это высказывание писателя

Драфт: молодая наука

станов тся кодом в кр т ческой нтерпретац Л. Шестова, позво-

л вш м ему п сать о м ст ц зме Н. Гоголя, его экз стенц . Именно эт особенност творческой нд в дуальност п сателя дают право Л. Шестову замет ть: «В русской л тературе Достоевск й не сто т од ноко. Вперед него даже над н м должен быть поставлен Гоголь. Все произведения Гоголя. одни непрерывные записки из подполья» [Шестов 2001: 97].

Сопоставляя художественные м ры Ф. Достоевского Н. Гоголя, Л. Шестов указывает, что Ф. Достоевск й с льнее проявляет своё отчаяние в художественных произведениях, Н. Гоголь - в публицисти ке, бо в ней очев дна обращённость п сателя к ч тателю. Л тературовед

В. Лашов отмечает: «Невыраз мо страшное чувство перехода в но-бытийное существование сумели потрясающе выразить многие рус-ск е п сател , но первее всех в этом отношен был, с точк зрен я

Шестова, Гоголь. Он сч тал его кн г неразгаданным , скрывающ м за семью печатям м роощущен е вел кого п сателя, представлявшего весь м р заворожённым царством, погружённым в л цемерное см -рен е перед л цом необход мост . С точк зрен я Шестова, Гоголь муч тельней, чем Достоевск й, чувствовал страшную власть ч стого разума» [Шестов 2001: 78].

Л. Шестов указывает, что С. Кьеркегор так же, как русск е п са-тели, решает «последние загадки бытия» - «загадки знания, веры, греха, скуплен я» [Там же]. Когда пр ход т осмыслен е быт я, возн -кает «безотчётный, беспр ч нный бессмысленный страх перед Н -что» [Там же]. Страх же порождает отчаяние, которое «подводит ху-дожн ка к пределам сущего» [Там же]. Н что в пон ман

Л. Шестова - это не звестность, которая открывается человеку только тогда, когда он решается заглянуть за пределы сущего, за грань ж зн смерт , в м р божественной веры.

Л. Шестов включает в сво рассужден я ч тателя, в д алоге с которым став т решает онтолог ческ е вопросы быт я. Д алог ч-ность двух сознан й даёт возможность Л. Шестову пр йт к выводу, что разум преврат л м р в вел кую ллюз ю, где невозможным станов тся «преодолен е самоочев дных» вещей (по сужден ю Л. Шестова - «самоочев дность»). Глас воп ющего в пустыне - это не только голос Иова, страдающего от страшной болезн в пустыне, Ф. Достоевского, ож дающего смертной казн , траг ческой г бел М. Лермонтова, безумства Н. Гоголя, - но пр зыв самого

Л. Шестова к отречен ю от власт разумной необход мост пр ходу к вере. Именно поэтому ему бл зк художн к , способные на внутренн й бунт: М. Лермонтов Ф. Достоевск й, Г. Ибсен для кр -

Драфт: молодая наука

т ка - художн к , в творчестве которых ст нным станов тся то, что посылает художни ку Бог с верой.

В этой связи любопытной является классификация личности, которую предлагает С. Кьеркегор. Мысл тель выделяет два т па л чност :

❖ рыцарь покорности;

❖ рыцарь веры.

Рыцаря покорности С. Кьеркегор определяет как тип личности, см р вшейся со своей участью, ощущающей себя «только пр шель-цем чужаком». С. Кьеркегор пр вод т звестный фольклорный мот в о царской дочер , которую хочет завоевать молодец, но он не делает усилие в движении к вере и Богу. В то время, как рыцарь веры «<...> благодаря вере <...> получит царскую дочь <...>, ибо он господствует над конечным» [Шестов 2005: 25].

На основе с стемы С. Кьеркегора Л. Шестов создаёт класс ф -кац ю т пов художн ка, согласно которой художн к может реал зо-вать себя в четырёх постасях: плотской, душевной, духовной, не-в нной.

Так, напр мер, обращаясь к творчеству И. Тургенева, в частност , к «Ст хотворен ям в прозе», Л. Шестов замечает, что п сателю удалось выразить тоску «о жизни... ушедшей на проповедь «добра». «Предпоследн е слова» И. Тургенева возн кают на гран ж зн смерт , когда раскрывается внутреннее Я человека, пр бл жая его к истине. Именно поэтому человек в творчестве И. Тургенева, с точки зрения критика, являлся исключительной личностью со своей неповторимой жизнью, индивидуальностью.

Отношен е Л. Шестова к творчеству И. Тургенева нельзя опреде-л ть однозначно. Именно в «Ст хотворен ях в прозе» Л. Шестов усматривает мотив «предпоследних слов» писателя, то есть момент осознания художником онтологического одиночества, которое можно преодолеть с лой веры, чтобы вырваться з норм законов обыденности. Критик называет такой путь приходом к вере через Абсурд и осуществлен ем дв жен я «рыцаря покорност » к «рыцарю веры».

Рыцарь веры для Л. Шестова - это художник духовного типа. К ним крити к относит М. Лермонтова, Ф. Достоевского, А. Чехова, Г. Ибсена. Геро х про зведен й не боятся заглянуть за пределы сущего ответ ть на вопросы о смысле ж зн .

Промежуточным становится душевный тип художника. К нему пр надлежат люд , стремящ еся к вере, но не пр шедш е к ней. Он находятся за гран цей познан я добра зла потому способны ослушаться Бога и совершить первородный грех.

Драфт: молодая наука

Обращаясь к читателю, Л. Шестов пишет: «.Послушаем его (т.е.

С. Кьеркегора. - Е.Б.): «Невинность (т.е. состояние до первородного греха - Е.Б.) есть неведение. В невинности художник определяется не духовно, а душевно, в непосредственном единстве с природностью. Дух в художнике ещё дремлет. Такое понимание находится в полном соответствии с Библией, которая не признаёт за невинным человеком различия между добром и злом <...> а тайна невинности есть в то же время и страх.» [Шестов 2005: 15]. Имя Ф. Достоевского возникает, когда Л. Шестов ищет ответ на вопрос С. Кьеркегора: «.Что же, и Христос, являя чудо, отклонял наше внимание от милосердия и, стало быть, провинился перед этическим?» [Шестов 2005: 79]. Для Л. Шестова очев ден ответ на данный вопрос: Хр стос как Сын Бож й стоит над этическим, потому категории этического (например, милосердие, которое, как мы отмечали выше, утверждает бессилие человека) для Него неистинны, верой совершаются великие дела. Но целью критика является необходимость убедить в этом реципиента, потому он отмечает: «Пусть на этот вопрос ответ т Достоевск й, од н з наиболее близких и конгениальных Киркегарду писателей: «Я утверждаю <...> сознание своего бессилия помочь или принести хоть ка-кую-н будь пользу л облегчен е страдающему человечеству, в то же время пр полном убежден в страдан человечества, может обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему» [Шестов 2005: 98]. Эти слова из «Дневника писателя, 1875 г.» (гл. 3 «Голословные утверждения») отражают интерес Л. Шестова к проблеме свободной воли художника, которую парализует обыденность. Это тот душевный т п художн ка, пределы которого не преодолел н С. К ркегард, н Л. Толстой, н Г. Ибсен, бо пон ман е смысла ж зн творчества невозможно з-за страха перед Н что, когда пассивная любовь рождает ненависть, окончательно закрывающую выход к вере. Пограничность и кризисность ситуации в душе художника определяется Л. Шестовым как хронотоп сознания, внутренний пространственно-временной образ, открытый д нам чный, прот воре-

ч вый нестаб льный, в котором возможна «бесс льная любовь» «любовь-бунт».

Решая сложные философские проблемы в творчестве писателей, Л. Шестов обращается к ч тателю (так м ч тателем в данной с туа-ции является философ); очевиден интерес автора и читателя к совместному действию, подчеркивающий значимость предмета обсужден я. Вместе с тем, автор не константен, а подв жен, он может в любой момент перейт на поз ц ю ч тателя воспр н мающего. Высказыва-

Драфт: молодая наука

ниє Л. Шестова после цитаци и текста С. Кьеркегора обозначает доми -нанты сознания самого критика.

Л. Шестов является одновременно и субъектом, и объектом высказывания, реципиентом.

Укажем также, что, с нашей точки зрения, рассуждения ведутся автором в рамках рецептивной критики, в основе которой находятся следующие положения:

1) читатель реагирует на поток, а не высказывание в целом;

2) внутреннее постижение объекта полностью заменяет язык (то есть ощущение доминирует над вербальными средствами и занимает ведущую роль в акте нтерпретац ).

Следован е так м положен ям помогает Л. Шестову дост чь высокого уровня интертекстуальности, диалогичности и сформулировать основные принципы своей критической системы, определив место художника в сложной ситуации пороговости и экзистенциального одиночества.

ЛИТЕРАТУРА

Асоян А. Семиотика орфического сюжета в литературе Серебряного века // Русская ли тература в XX веке: и мена, проблемы, культурный ди алог. -Вып. 4. - 2002. - С. 16-24.

Горбачёв А. Гоголь. - М.: ЭКС ТМА, 2008. - 139 с.

Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 7 т. - М.: Худож. ли т., 1987. Т. 5. - С. 39-67.

Кувакин В.А. Мыслители Росси и: Избр. лекци и по рус. философи и.- М.: Российское гуманистическое общество, 2005. - С. 300.

Лашов В. Л. Шестов и Н. Гоголь. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ lev-shestov-i-nikolay-gogol, 2012 (Дата обращения: 01.09.2013).

Манн Ю. Поэти ка Гоголя. - М.: Худож. ли т., 1988 . - 413 с.

Овсянико-Куликовский Д. Литературно-критические работы. - М.: Буки -н ст ческое здан е, 1989. - 526 с.

Подорога В. Ми меси с. - М.: Культурная революция, 2006. - 539 с.

Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - М.: АСТ, 2001. - 129 с.

Шестов Л. Ки ркегард и экзи стенци альная философия. - М.: АСТ, 2005. -299 с.

© Буркова Е.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.