ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ б (68) ноябрь-декабрь ^
ЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В. С. САДОВСКОЙ, В. А. РЕМИЗОВА «ЭГАГОГИКА»
УДК 001.85 А. Я. Анцупов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
Представлена рецензия на учебное пособие, посвященное новому научному направлению — эгагогике, разрабатываемому в рамках сближения разных наук о человеке — культурологии, педагогики и психологии. Отмечается, что учебный курс «Эгагогики» авторы мыслят состоящим из трёх частей, первая из которых рассматривает объективные условия и закономерности процесса саморазвития личности, вторая часть связана с освоением технологий и методик саморазвития, третья — практическая часть связана с упражнениями и тренингами, призванными закреплять конкретные способы и приёмы саморазвития, при этом объектом эгагогики выступает человек как системный феномен, а её предметом является его функционально-регулятивная сторона, включающая три аспекта: человек — саморегулятивная система; человек — управляемая система; человек — самоуправляемая система. Автор рецензии рассматривает эгагогику как эффективный инструмент постоянного совершенствования человека, который вынужден в турбулентностях «информационного», «бифуркационного» пространства, формирующего новый мировой порядок в сообществе людей на планете, проявлять себя креативной, успешной личностью в решении сложных современных социокультурных задач. Ключевые слова: эгагогика, человек, педагогика, культурология, психология, саморазвитие, совершенствование, система.
A. Yu. Antsupov
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), The Russian Government, Prospect Vernadskogo, 82, Moscow, Russian Federation, 119571
REVIEW OF THE TEXTBOOK
OF V. S. SADOVSKAYA, V. A. REMIZOV "EGAGOGIKA"
The review of the manual devoted to the new scientific direction — an egagogika, developed within rapprochement of different sciences about the person — cultural science, pedagogics and psychology is submitted. It is noted that authors think of a training course of "Egagogika" consisting of three parts, first of which considers objective conditions and regularities of process of self-development of the personality, the second part is connected with development of technologies and techniques of self-development, the third — practical part is connected with the exercises and trainings urged to fix concrete ways and methods of self-development, thus as object of an egagogika the person as a system phenomenon acts, and its subject is its functional and regulatory party including three aspects: the person — self-regulatory system; the person — the operated system; the person — self-governed system. The reviewer considers an egagogika as the effective instrument of continuous improvement of the person which is compelled to prove in the turbulentnostyakh of the "information", "bifurcation" space forming a new world order in community of people on the planet the creative, successful personality in the solution of complex modern sociocultural challenges.
Keywords: egagogika, person, pedagogics, cultural science, psychology, self-development, improvement, system.
АНЦУПОВ АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ — доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
272 ANTSUPOV ANATOLY YAKOVLEVICH — Full Doctor of Psychology, Professor of Department of akmeology
and psychology of professional activity, Institute of social sciences, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
e-mail: [email protected] © Анцупов А. Я., 2015
^ Новые книги
Появление в печати и внесение в образовательно-профессиональный оборот книги В. С. Садовской и В. А. Ремизова «Эгагогика» [см.: 4] — весьма своевременный и логически обоснованный факт.
Действительно, данная работа находится в одном ряду с появлением в последние десятилетия обобщающих на новом уровне научных дисциплин: социология, конфликтология, культурология, экология, историческая психология и других. «Эгагогика», как справедливо отмечают её авторы, вычленяет из педагогики, на основе уже частью конституировавшихся специальных научных направлений, раздел, связанный с личностью. Это соотнесено и с «самоведением», и с «самопрезентацией» и с «самоменеджментом» современного человека. Здесь налицо появление постклассического направления в педагогике, приводящего к рождению новой научной дисциплины. Профессоры В. А. Ремизов и В. С. Садовская известны в научных кругах не только как талантливые учёные-педагоги, но и как научные новаторы. Их усилиями были созданы такие креативные работы, как «Социальная экология культуры личности» [1], «Лабиринты культуры быта» [2], первый и пока единственный учебник в России «Основы коммуникативной культуры» [3], «Культура научного творчества» [5], заслужившие лауреатство во Всероссийском конкурсе на лучшую научную книгу, проводимом Фондом развития отечественного образования. Вполне заслуженно стала лауреатом и книга «Эгагогика». В данной работе содержатся теоретико-методологические основания новой учебной дисциплины, её прикладные базисные положения, а также разделы, связанные с её инструментарием. Авторы, в русле современных научных тенденций, формируют эгагогику как конвергенцию культурологии, педагогики и психологии. Этот инте-гративный принцип позволил авторам одновременно создать и сумму тренинговых задач, упражнений, заданий, что делает из рецензируемой работы подлинное учебное пособие для вузов и других учебных заведений.
В.С. Садовская, В.А. Ремизов
ЭГАГОГИКА
Авторы в своей работе сосредоточили внимание на основах и на исходных проблемах «Эгагогики». Это видно из разделов книги: теоретические основы эгагогики как научной и учебной дисциплины; культура личности как сверхзадача и цель эгагогики; карьера как условие формирования мотивации к саморазвитию; позитивное мышление — условие эффективного саморазвития личности. Вместе с тем, осмысливая работу в целом, можно утверждать, что учебный курс «Эгагогики» авторы мыслят состоящим из трёх частей. Первая часть рассматривает объективные условия и закономерности процесса саморазвития личности. Здесь студенты (обучающиеся) должны освоить общие принципы и подходы к саморазвитию. Вторая часть связана с освоением технологий и методик саморазвития. Здесь уже основное внимание уделяется вопросам самоуправления на уровнях: психоэмоциональном, интеллектуально-деятельностном и функционально-прикладном. Третья — практическая часть связана
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ б (68) ноябрь-декабрь ^
с упражнениями и тренингами, призванными закреплять конкретные способы и приёмы саморазвития, при этом объектом эгагогики выступает человек как системный феномен, а её предметом является его функционально-регулятивная сторона, включающая три аспекта: человек — саморегулятивная система; человек — управляемая система; человек — самоуправляемая система.
Авторы на данной основе творчески разработали структуру эгагогики. В разделе «Психоэмоциональное самоуправление» выделены: формирование духовного мира, технологии самокоррекции; технологии позитивного мышления; технологии самоимиджи-рования; технологии формирования эмоций, чувств; мировоззренческие установки. В раздел «Интеллектуально-деятельностное самоуправление» включены: законы формирования культуры личности; технологии лидерства, технологии проектирования карьеры; технологии самопрезентации; формирование ценностно-смысловых ориентаций. Функционально-прикладной раздел содержит: технологии формирования коммуникативной культуры; технологии управления личным временем; технологии формирования событий в жизни, технологии ортобиотики; технологии физиологического здоровья.
Таким образом, авторы позиционируют «Эгагогику» как и науку (научную дисциплину), и как практику самоуправления, саморегуляции человеком самого себя.
Интересно, что авторы формируют «Эгаго-гику» на базе своего широкого экспериментального опыта работы в ряде школ Москвы, Московской области, Смоленска, а также на базе вузовского воспитательно-образовательного процесса, на данных исследований ценностных ориентаций современных деловых
людей России, проводимых в последние годы ВЦИОМом.
Отмечу специально ещё два интересных момента. Первый касается вершины «Эгаго-гики» — культуры личности. Представляется, что в этой установке авторы справедливо выдвигают и формируют личностную цель в параметрах сути XXI века. Именно культура, а не деньги, не бицепсы-трицепсы, не насилие, не фатальность вероисповедания, не командное понуждение определяют в современной перспективе подлинную ценность личности.
Второй связан с идеей «позитивного мышления». Именно нацеленность личности на позитив может вести его по пути созидательного творчества. Позитив исключает, с одной стороны, неуверенность, страх, робость. С другой стороны, он ориентирует личность на гуманизм, на поиск честного пути, он обращает внутренний мир человека к совести, чести, достоинству. Наконец «позитивное мышление» как мироориентирующий феномен складывается в уверенность, в личное достоинство, в приоритетность добродеяния. Все это так необходимо обретать молодому поколению людей, определяющих будущее России.
На обложке книги изображён деловой человек, идущий сквозь бурные волны жизни. Думается, что «Эгагогика» действительно поможет формированию современных специалистов. Ведь именно самоформирование, самовоспитание, самосозидание позволяют человеку постоянно совершенствоваться в турбулентностях «информационного», «бифуркационного» пространства, формирующего новый мировой порядок в сообществе людей на планете, и при этом проявлять себя креативной, успешной личностью в решении сложных социокультурных задач.
Примечания
1. Ремизов В. А. Социальная экология культуры личности : монография. Москва : МГУКИ, 2005. 140 с.
2. Садовская В. С. Лабиринты культуры быта: исследование реальности : монография. Москва : МГУКИ, 2003. 251 с., ил., табл.
3. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры : учебное пособие. Москва : ВЛАДОС, 2011. 206 с., ил., табл.
^ Новые книги
4. Садовская В. С., Ремизов В. А. Эгагогика : учебное пособие / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2014. 137 с., ил., табл.
5. Садовская В. С., Ремизов В. А., Бруккауф З. Л. Культура научного творчества : о чем не пишут в учебниках. Москва : Академиздатцентр «Наука» РАН, 2012. 91, [4] с., ил., портр., табл.
References
1. Remizov V. A. Sotsial'naya ekologiya kul'tury lichnosti [Social ecology of culture of the personality]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2005. 140 p.
2. Sadovskaya V. S. Labirinty kul'tury byta: issledovanie real'nosti [Labyrinths of culture of life: research of reality]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2003. 251 p.
3. Sadovskaya V. S., Remizov V. A. Osnovy kommunikativnoi kul'tury [Bases of communicative culture]. Moscow, Humanities Publishing Center "VLADOS", 206 p.
4. Sadovskaya V. S., Remizov V. A. Egagogika [Egagogika]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014. 137 p.
5. Sadovskaya V. S., Remizov V. A., Brukkauf Z. L. Kul'tura nauchnogo tvorchestva : o chem ne pishut v ucheb-nikakh [Culture of scientific creativity: about what don't write in textbooks]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 95 p.
ОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 001.85
Е. В. Литовкин
Московский государственный институт культуры, Рязанский филиал
В статье дана характеристика двухтомника В. М. Рябкова, посвященного биографике как новому научному направлению в изучении социально-культурной деятельности. Биографика представлена автором как одно из направлений антропологического подхода в изучении восприятия и переживаний человеком окружающей действительности, в том числе и досуговой деятельности. Также представлены основные теоретико-методологические положения биографики, разработанные В. М. Рябковым.
Ключевые слова: биографика социально-культурной деятельности, объект, предмет, принципы, функции и методы биографики.
E. V. Litovkin
Moscow State Institute of Culture, Ryazan branch, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Lenina str., 1/70, 390023, Ryazan, Ryazan region, Russian Federation
A NEW SCIENTIFIC DIRECTION IN THE STUDY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES
In article the characteristic of the two-volume book of V. M. Ryabkov, devoted to biographies as to the new scientific direction in studying of welfare activity in Russia is given. The biographics is presented by the author as one of the directions of anthropological approach in studying of perception and experiences by the person of surrounding reality, including to leisure activity. The basic teoretiko-methodological provisions of biographics developed by V. M. Ryabkov are presented in article.
Keywords: a biography of the social and cultural activity, object, subject, principles, functions and methods biographies.
ЛИТОВКИН ЕГОР ВАСИЛЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета организации и управления Московского государственного института культуры (Рязанский филиал)
LITOVKIN EGOR VASIL'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of social and cultural activities, Faculty of the organization and management, Moscow State Institute of Culture, Ryazan branch
e-mail: [email protected] © Литовкин Е. В., 2015