Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие кандидата педагогических наук, заместителя директора по учебной и научной работе филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Дзержинске Нижегородской области Ирины Евгеньевны жуковской «Экология»'

Рецензия на учебное пособие кандидата педагогических наук, заместителя директора по учебной и научной работе филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Дзержинске Нижегородской области Ирины Евгеньевны жуковской «Экология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / КОЭВОЛЮЦИОННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Ирина Александровна

В работе отмечается осознание экологических проблем современности, в связи с чем ведущие ученые уделяют особое внимание коэволюционным взаимоотношениям человечества и природы. Для этого необходимо формирование высокого уровня экологической культуры у широких слоев населения. Данное учебное пособие позволяет студенту сформировать экологическую культуру на базе экологического образования, воспитания, практического, интеллектуального и духовного постижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A REVIEW OF THE TEXTBOOK OF THE CANDIDATE OF PEDAGOGICAL SCIENCES, DEPUTY DIRECTOR FOR ACADEMIC WORK AND RESEARCH BRANCH OF THE NON-STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «SAINT-PETERSBURG INSTITUTE OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS, ECONOMY AND LAW», DZERZHINSK, NIZHNI NOVGOROD REGION I. E. ZHUKOVSKY «ECOLOGY»

Brief abstract: In this work marked the awareness of environmental problems, in connection with than the leading scientists pay special attention to ecological relations of man and nature. This requires the formation of high level of ecological culture among broad layers of the population. This textbook allows the student to form ecological culture on the base of ecological education, upbringing and practical, intellectual, and spiritual attainment.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие кандидата педагогических наук, заместителя директора по учебной и научной работе филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Дзержинске Нижегородской области Ирины Евгеньевны жуковской «Экология»»

УДК 91 (07)

И.А. ШЕВЧЕНКО, к. пед. н., старший преподаватель кафедры географии, географического и геоэкологического образования, НГПУ им. К. Минина, e-mail: [email protected]

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЕ ФИЛИАЛА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. ДЗЕРЖИНСКЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ИРИНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ ЖУКОВСКОЙ «ЭКОЛОГИЯ»

I.A. Shevchenko

A REVIEW OF THE TEXTBOOK OF THE CANDIDATE OF PEDAGOGICAL SCIENCES, DEPUTY DIRECTOR FOR ACADEMIC WORK AND RESEARCH BRANCH OF THE NON-STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «SAINT-PETERSBURG INSTITUTE OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS, ECONOMY AND LAW», DZERZHINSK, NIZHNI NOVGOROD REGION I. E. ZHUKOVSKY «ECOLOGY»

В работе отмечается осознание экологических проблем современности, в связи с чем ведущие ученые уделяют особое внимание коэволюционным взаимоотношениям человечества и природы. Для этого необходимо формирование высокого уровня экологической культуры у широких слоев населения. Данное учебное пособие позволяет студенту сформировать экологическую культуру на базе экологического образования, воспитания, практического, интеллектуального и духовного постижения.

Ключевые слова: экология, экологические проблемы, коэволюционные взаимоотношения человечества и природы, экологическое знания, экологическое воспитание и образование, экологическая культура.

Brief abstract: In this work marked the awareness of environmental problems, in connection with than the leading scientists pay special attention to ecological relations of man and nature. This requires the formation of high level of ecological culture among broad layers of the population. This textbook allows the student to form ecological culture on the base of ecological education, upbringing and practical, intellectual, and spiritual attainment.

Keywords: ecology, environmental issues, co-evolutionary relationship of man and nature, ecological knowledge, ecological education, ecological culture.

Современная система отечественного образования с введением федерального государственного стандарта второго поколения становится доминантой развития экологически осознанной личности. На современном этапе развития образования на первом месте стоит актуальная проблема необратимых последствий нарушения экологического равновесия на Земле в результате антропогенной деятельности. Во второй половине XX столетия человечество начало осознавать, что вследствие прогрессирующей мощи его влияния на окружающую среду уменьшается продуктивность биосферы, истощаются природные ресурсы, разрушаются природные ландшафты, загрязняется окружающая среда. К сожалению, осознание экологических проблем еще не обеспечивает их решения и предупреждения. В связи с этим ведущие ученые уделяют особое внимание коэволюционным взаимоотношениям человечества и природы. Между тем, когда говорится об отношениях общества к природе, имеется в виду духовно-нравственный аспект экологического совершенствования человека, что осуществимо при наличии в каждом

человеке достаточного уровня экологического и нравственного сознания. Для этого необходимо формирование высокого уровня экологической культуры у широких слоев населения. Поэтому за последние десятилетия значение экологии необычайно возросло. Из науки о взаимоотношениях организмов и среды она превратилась в науку об организации и функционировании надорганизменных биологических систем (популяций, сообществ, экосистем) и закономерностях их взаимосвязи со средой.

В данном учебном пособии «Экология» И.Е. Жуковской отмечено, что на современном этапе экологическое образование претерпевает существенные изменения. При этом важно, что автор уделяет внимание экологизации как сквозному направлению развития всей науки, которое играет главную роль в его модернизации, где внедряются новые теории и методики, имеющие геоэкологическую направленность. Актуальность введения данного курса продиктована необходимостью вовлечения студентов в изучение и решение экологических проблем, что способствует формированию опыта творческой деятельности и приобретению студентами таких качеств, как ответственность, самостоятельность, рефлексия, способность к выбору.

В учебном пособии изложены научные основы охраны среды обитания человека -основные законы экологии, учение о биосфере, принципы рационального природопользования, а также экологические аспекты устойчивого развития государства. Рассматриваются основные закономерности функционирования природных систем различного уровня (от популяций и элементарных экосистем до биосферы), факторы, определяющие их устойчивость, продуктивность. Большое внимание уделено защите атмосферы, гидросферы и литосферы от загрязнения, при этом сделан акцент на экологоправовой инструментарий охраны природы. Рассмотрены вопросы экологии урбанизированных территорий, даны рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижению ущерба от них. Считаем, что историческое развитие экологической культуры человека, понятие духовного мира человека, формирование экологического сознания являются важными разделами в учебном пособии. Показана культура общества как совокупность знаний, умений и навыков, представлений, образов и идеалов, материализованных и идеальных ценностей, потребностей и интересов людей к окружающей среде. Существенно обогащается ценностный компонент пособия идеями коэволюционных отношений, ноосферогенеза, устойчивого развития, экологической этикой, связью эстетики с выразительностью, разнообразием и гармонией элементов природно-антропогенной территории, с экологическим благополучием территории. Поэтому данное учебное пособие позволяет студенту приобрести экологическое сознание, сформировать экологическую культуру на базе экологического образования, воспитания, практического, интеллектуального и духовного постижения. Отмечено, что экологическая культура все более утверждается в общественном сознании. В экологической культуре картина мира предстает во всем многообразии как рационального, так и иррационального (образного) воплощения. На основе данного учебного пособия «Экология» студенты должны получить представление о сочетании эмпирических и теоретических подходов, о соотношении фундаментальных и прикладных задач в экологии. В результате изучения студенты должны уметь, опираясь на полученные экологические знания, дать научную оценку тем или иным природоохранным мероприятиям, которые проводятся в данном регионе или в целом по стране, а также они должны уметь использовать экологические знания при решении вопросов рационального природопользования и управления качеством окружающей среды.

Содержание учебного пособия базируется на солидном учебно-методическом материале, о чем свидетельствует список использованных при подготовке рукописи источников, состоящий более чем из 50 работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Полагаем, что учебное пособие Ирины Евгеньевны Жуковской «Экология» имеет теоретическую и практическую значимость, подготовлено квалифицированно, аргументировано в основных позициях. Соответствующий учебный материал подается, как

правило, в доступной форме. Все это дает достаточные основания для его положительной оценки.

© Шевченко И.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.