Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие «Известные изобретатели и ученые в физике» / О. А Семина, Н. С. Клименко, А. П. Семин, В. Е. Громов, С. В. Коновалов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. 355 с'

Рецензия на учебное пособие «Известные изобретатели и ученые в физике» / О. А Семина, Н. С. Клименко, А. П. Семин, В. Е. Громов, С. В. Коновалов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. 355 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР / НАУЧНЫЕ БИОГРАФИИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КРУГОЗОР / HISTORICAL REVIEW / SCIENTIFIC BIOGRAPHIES / OUTLOOK / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Виктор Александрович

Цель рецензируемого учебного пособия – познакомить студентов, в рамках формирования их мировоззрения, с биографией выдающихся ученых с мировым именем, их научной деятельностью, научным методом, связью науки и технологий, а также развить навыки владения иностранным языком. Учебное пособие подготовлено группой авторов Сибирского государственного индустриального университета, совместно с преподавателями кафедр физики и иностранных языков. Пособие поможет студентам приобрести навыки владения иностранным языком в естественнонаучной области, т. к. оно построено по принципу интеграции знаний по естественнонаучным дисциплинам и английскому языку. Новизна работы заключается в попытке представить сведения о современном состоянии естественных наук при помощи комплексного метода, не только описывая исторический аспект развития науки, но и затрагивая другие не менее важные стороны обучения – воспитательные, культурологические, образовательные и др. В учебном пособии скрупулезно подобраны тексты о выдающихся ученых-изобретателях в области физики, что соответственно определяет лексическое наполнение учебного пособия. Каждый тематический раздел содержит упражнения не только на расширение и закрепление лексического материала как общего, так и специального плана. Гуманитарные науки связаны с мировоззрением, которое формируется в т. ч. и с помощью материала данного учебного пособия. Содержательное наполнение и функциональная направленность пособия, несомненно, актуальны, поскольку представленный текстовый материал взят из аутентичной научно-популярной, общетехнической и научно-технической литературы, что позволяет не только адаптировать обучающихся к восприятию словосочетаний и оборотов, лексико-грамматических особенностей современного английского языка по научно-технической тематике, но и расширить их профессиональный кругозор. Необходимо отметить, что предложенная авторами структура и содержательное наполнение учебного пособия поможет обучающимся систематизировать знания, полученные по техническим дисциплинам, и закрепить их средствами иностранного языка. Рецензируемое учебное пособие вносит существенный вклад в решение задач повышения интереса к изучаемым дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федоров Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE MANUAL “KNOWN INVENTORS AND SCIENTISTS IN PHYSICS” / O.A. SEMINA, N.S. KLIMENKO, A.P. SEMIN, V E. GROMOV, S.V. KONOVALOV. KEMEROVO: KUZBASSVUZIZDAT, 2013. 355 p

The purpose of the manual is to acquaint students, within formation of their outlook, with the biography of outstanding scientists with a world name, their scientific activity, scientific method, communication of science and technologies, and also to develop skills of foreign language skills. The manual is prepared by group of authors of the Siberian State Industrial University together with the teachers of departments of physics and foreign languages. The grant will help students to gain skills of foreign language skills in natural-science area as it is constructed by the principle of integration of knowledge of natural-science disciplines and English. The work novelty consists in attempt to submit data on a current state of natural sciences by means of the complex method describing not only historical aspect of development of science, but also, mentioning other not less important parties of training-educational, culturological, educational, etc. In the manual texts about outstanding scientists-inventors in the field of physics are picked scrupulously up that respectively defines lexical filling of the: manual. Each thematic section contains exercises not only on expansion and fixing of a lexical material, as the general, and the special plan. The humanities are connected with outlook which is formed, including, and by means of a material of this manual. The substantial filling and functional orientation of a grant, undoubtedly, are actual as the presented text material is taken from authentic popular scientific, all-technical and scientific and technical literature that allows not only to adapt the phrases which were trained to perception and turns, lexical and grammatical features of modern English on scientific and technical subject, but also to broaden their professional horizons. It should be noted that the structure offered by authors and substantial filling of the manual will help being trained to systematize the knowledge received on technical disciplines and to fix them means of a foreign language. The reviewed manual makes an essential contribution to the solution of problems of increase of interest to studied disciplines.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие «Известные изобретатели и ученые в физике» / О. А Семина, Н. С. Клименко, А. П. Семин, В. Е. Громов, С. В. Коновалов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. 355 с»

УДК 378.147

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ИЗВЕСТНЫЕ ИЗОБРЕТАТЕЛИ И УЧЕНЫЕ В ФИЗИКЕ» / О.А СЕМИНА, Н.С. КЛИМЕНКО, А.П. СЕМИН, В.Е. ГРОМОВ, С.В. КОНОВАЛОВ. КЕМЕРОВО: КУЗБАССВУЗИЗДАТ, 2013. 355 с.

© В.А. Федоров

Ключевые слова: исторический обзор; научные биографии; мировоззрение; компетентностный подход; профессиональный кругозор.

Цель рецензируемого учебного пособия - познакомить студентов, в рамках формирования их мировоззрения, с биографией выдающихся ученых с мировым именем, их научной деятельностью, научным методом, связью науки и технологий, а также развить навыки владения иностранным языком.

Учебное пособие подготовлено группой авторов Сибирского государственного индустриального университета, совместно с преподавателями кафедр физики и иностранных языков.

Пособие поможет студентам приобрести навыки владения иностранным языком в естественнонаучной области, т. к. оно построено по принципу интеграции знаний по естественнонаучным дисциплинам и английскому языку. Новизна работы заключается в попытке представить сведения о современном состоянии естественных наук при помощи комплексного метода, не только описывая исторический аспект развития науки, но и затрагивая другие не менее важные стороны обучения - воспитательные, культурологические, образовательные и др.

В учебном пособии скрупулезно подобраны тексты о выдающихся ученых-изобретателях в области физики, что соответственно определяет лексическое наполнение учебного пособия.

Каждый тематический раздел содержит упражнения не только на расширение и закрепление лексического материала как общего, так и специального плана.

Гуманитарные науки связаны с мировоззрением, которое формируется в т. ч. и с помощью материала данного учебного пособия.

Содержательное наполнение и функциональная направленность пособия, несомненно, актуальны, поскольку представленный текстовый материал взят из аутентичной научно-популярной, общетехнической и научнотехнической литературы, что позволяет не только адаптировать обучающихся к восприятию словосочетаний и оборотов, лексико-грамматических особенностей современного английского языка по научно -технической тематике, но и расширить их профессиональный кругозор.

Необходимо отметить, что предложенная авторами структура и содержательное наполнение учебного пособия поможет обучающимся систематизировать знания, полученные по техническим дисциплинам, и закрепить их средствами иностранного языка.

Рецензируемое учебное пособие вносит существенный вклад в решение задач повышения интереса к изучаемым дисциплинам.

В настоящее время в России выпущено достаточно большое количество учебной литературы для изучения иностранных языков. Есть издания известные, есть менее известные. При этом учебное пособие, подготовленное группой авторов Сибирского государственного индустриального университета, заслуживает особого внимания. Издание подготовлено совместно преподавателями кафедр физики и иностранных языков.

Несомненно, развитие межпредметных связей, возрастающие требования и интерес к изучению иностранных языков и естественных наук в вузе, недостаточное количество учебной научно-технической литературы на английском языке способствовали появлению данного учебного пособия. Пособие поможет студентам приобрести навыки владения иностранным языком в естественнонаучной области, т. к. оно построено по принципу интеграции знаний по естественнонаучным дисциплинам и английскому языку.

Исторический обзор развития физики на примере биографий известных ученых позволит студентам понять, каким тернистым путем иной раз идет наука, насколько стремителен научный прогресс и сколь важна

роль физики как основы многих технических наук в век освоения космоса и поиска новых источников энергии.

Новизна работы заключается в попытке представить сведения о современном состоянии естественных наук при помощи комплексного метода, не только описывая исторический аспект развития науки, но и затрагивая другие не менее важные стороны обучения -воспитательные, культурологические, образовательные и др. Необходимо подчеркнуть, что воспитательный аспект отражен в текстах о важности образования и чтения, обсуждения этических проблем, о чертах характера, необходимых для достижения высоких результатов; о творческом труде в жизни человека. Обучающимся предлагается обсудить афоризмы и высказывания известных ученых о науке и жизни и выразить свое мнение о них.

Материал, имеющийся в учебном пособии, изложен в увлекательной форме, хорошим и доступным языком для изучения, освоения и использования в учебном процессе.

В учебном пособии скрупулезно подобраны тексты о выдающихся ученых-изобретателях в области физи-

3402

ки, что, соответственно, определяет лексическое наполнение учебного пособия. Оно структурно состоит из 46 тематических разделов. Каждый раздел состоит из основного текста, который представляет биографию ученого или изобретателя, ставшего Нобелевским лауреатом; второй и третий текст знакомит с его научной деятельностью, открытиями и изобретениями, его соавторами или учеными, работающими в этой же области науки. Фактически, в пособии представлены сведения о шестидесяти шести ученых и изобретателях. Пособие знакомит обучающихся с такими интереснейшими темами, как процесс изобретения, изобретение и наука, наука и технология, технология и общество, научный метод, гипотеза и теория, история создания Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российской академии наук, Московского физико-технического института, Сибирского отделения Российской академии наук и др.

Каждый тематический раздел содержит упражнения не только на расширение и закрепление лексического материала как общего, так и специального плана (найти русские и английские эквиваленты терминов и словосочетаний), на понимание текста (ответить на вопросы по тексту, найти информацию в подтверждение фактов и утверждений), но и обсуждение изучаемой темы (обсудить преимущества и недостатки процесса/прибора; прокомментировать афоризмы), а также активирование имеющихся знаний лексики (высказать свое мнение, используя имеющиеся у них языковые средства и специальные знания по той или иной дисциплине).

Гуманитарные науки связаны с мировоззрением, которое формируется в т. ч. и с помощью материала данного учебного пособия. Современное естествознание - это мультидисциплинарная научная область знания, предназначенная для формирования культуры человека.

Наука является связующим мостом между прошлым и будущим современной культуры. Современное естествознание является основой любого знания - и естественнонаучного, и гуманитарного. Гуманитарное содержание современного естествознания связано с развитием мышления, формированием мировоззрения, воспитанием чувств. Современное состояние научного знания характеризуется тенденцией к инновациям и междисциплинарному проникновению наук.

Умение работать с общетехнической литературой и литературой по специальности следует рассматривать как необходимое при любой профессиональной деятельности. Этим объясняется тот факт, что обучение студентов вузов чтению должно рассматриваться в качестве основной цели обучения, а чтение на иностранном языке - как один из основных видов речевой деятельности.

Упражнения на проверку понимания текста развивают навыки анализа прочитанного материала, умение определять логическую и хронологическую последовательность событий, составлять аннотации текста, главная задача которого состоит в том, чтобы выделить основные мысли текста, опустив при необходимости второстепенные детали, в результате чего студенты приобретают умения письменно фиксировать ключевые слова и фразы в качестве опоры для устного высказывания, найти в тексте нужную информацию.

Учебное пособие группы авторов «Известные изобретатели и ученые в физике» (на английском языке)

соответствует целям профессионально-ориентированного обучения студентов в технических вузах.

Содержательное наполнение и функциональная направленность пособия, несомненно, актуальны, поскольку, во-первых, представленный текстовый материал взят из аутентичной научно-популярной, общетехнической и научно-технической литературы, что позволяет не только адаптировать обучающихся к восприятию словосочетаний и оборотов, лексико-грамматических особенностей современного английского языка по научно-технической тематике, но и расширить их профессиональный кругозор; во-вторых, в пособии учитываются современные тенденции в организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования, в частности, компетентност-ный поход: задания, предлагаемые в пособии, направлены на формирование необходимых компетенций в сфере иноязычной коммуникации будущего специалиста технического профиля.

Рецензируемое учебное пособие вносит существенный вклад в решение задач повышения интереса к изучаемым дисциплинам (физика, технические науки, иностранный язык), способствует укреплению межпредметных связей и формированию культуры человека.

В заключение необходимо отметить, что предложенная авторами структура и содержательное наполнение учебного пособия поможет обучающимся систематизировать знания, полученные по техническим дисциплинам, и закрепить их средствами иностранного языка.

Тексты сопровождаются сносками с переводом технических терминов, что значительно облегчает восприятие учебного материала.

В целом, учебное пособие способно оказать серьезную помощь не только для студентов-бакалавров, но и для студентов-магистров, а также всех желающих усовершенствовать владение английским языком.

Поступила в редакцию 30 сентября 2013 г.

Fedorov V.A. REVIEW OF THE MANUAL “KNOWN INVENTORS AND SCIENTISTS IN PHYSICS” / O.A. SEMINA, N.S. KLIMENKO, A.P. SEMIN, V E. GROMOV, S.V. KONOVALOV. KEMEROVO: KUZBASSVUZIZDAT, 2013. 355 p.

The purpose of the manual is to acquaint students, within formation of their outlook, with the biography of outstanding scientists with a world name, their scientific activity, scientific method, communication of science and technologies, and also to develop skills of foreign language skills.

The manual is prepared by group of authors of the Siberian State Industrial University together with the teachers of departments of physics and foreign languages. The grant will help students to gain skills of foreign language skills in natural-science area as it is constructed by the principle of integration of knowledge of natural-science disciplines and English.

The work novelty consists in attempt to submit data on a current state of natural sciences by means of the complex method describing not only historical aspect of development of science, but also, mentioning other not less important parties of training-educational, culturological, educational, etc.

In the manual texts about outstanding scientists-inventors in the field of physics are picked scrupulously up that respectively defines lexical filling of the: manual. Each thematic section contains exercises not only on expansion and fixing of a lexical material, as the general, and the special plan.

The humanities are connected with outlook which is formed, including, and by means of a material of this manual.

3403

The substantial filling and functional orientation of a grant, undoubtedly, are actual as the presented text material is taken from authentic popular scientific, all-technical and scientific and technical literature that allows not only to adapt the phrases which were trained to perception and turns, lexical and grammatical features of modern English on scientific and technical subject, but also to broaden their professional horizons.

It should be noted that the structure offered by authors and substantial filling of the manual will help being trained to systematize the knowledge received on technical disciplines and to fix them means of a foreign language. The reviewed manual makes an essential contribution to the solution of problems of increase of interest to studied disciplines.

Key words: historical review; scientific biographies; outlook; competence-based approach; professional outlook.

3404

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.