Научная статья на тему 'Рецензия на учебник «Криминология», авторский коллектив В. П. Ревин, О. А. Рыхлов, В. В. Ревина М. : МИПП, 2012 359 с'

Рецензия на учебник «Криминология», авторский коллектив В. П. Ревин, О. А. Рыхлов, В. В. Ревина М. : МИПП, 2012 359 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебник «Криминология», авторский коллектив В. П. Ревин, О. А. Рыхлов, В. В. Ревина М. : МИПП, 2012 359 с»

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК «КРИМИНОЛОГИЯ»

Аминов Д.И.

11. РЕЦЕНЗИИ

11.1. РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК «КРИМИНОЛОГИЯ», АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В.П. РЕВИН, О.А. РЫХЛОВ, В.В. РЕВИНА - М.: МИПП, 2012 - 359 С.

Д.И. Аминов, д.ю.н., профессор

Выход в свет нового учебника для ВУЗов всегда событие, вызывающее интерес научной общественности. Учебник, подготовленный авторским коллективом, под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.П. Ревина является значимым событием в деле подготовки классических учебников для обучения юридических кадров России. Новизна рецензируемого учебника заключается в том, что его содержание базируются на материалах современных криминологических исследований и стандарте Минобрнауки РФ по подготовке бакалавров юриспруденции. Авторы подошли к анализу и изложению материала глав учебника не только с традиционной криминологической точки зрения, а рассмотрели во взаимосвязи с отраслями материального права, прежде всего, уголовного права. В представляемом учебнике обращено внимание на историю становления криминологии, на тенденции развития зарубежных криминологических теорий и практики превентивной деятельности, особенно в части инкорпорирования зарубежных достижений в правовую практику российских криминологов. Авторы учебника вполне отдают отчет в том, что не являются первооткрывателями в изложении криминологического материала для обучения юридических кадров, но на основе тщательного анализа предшествующих учебников и монографических работ формируют современные концептуальные положения, безусловно, важные для последовательного приобретения необходимых юристу криминологических знаний. По мнению авторов, это позволит путем «наложения» «российской криминологической модели» на элементы теоретических «прорывных» положений и превентивного зарубежного опыта достичь оптимизации, как идеальных (модельных), так и реальных мер профилактики. Данный подход в условиях значительного дефицита относительно новых идей оптимизации профилактики, может послужить не только определенной основой для оживления процесса обучения, но и может послужить научной дискуссии по криминологической проблематике.

Авторы определяют понимание и содержание негативных воздействий причинного комплекса и отдельных факторов либо их совокупности, которые формируют определенную систему противоправных черт и свойств личности правонарушителя или способствуют, нарушающему поведению, тем самым причиняют существенный вред охраняемым уголовным законом правам и свободам граждан. В целях совершенствования профилактики преступлений в рецензируемом учебнике предлагается создать систему методик и закрепить их в нормативных положениях, которые должны послужить повышению качества превентивной деятельности сотрудников правоохранительных органов и других субъектов профилактики преступности.

Структура учебника вполне традиционна. Она состоит из Общей и Особенной части. В Общей части, наряду с предметом и методом криминологии (гл. 1), рассматриваются проблемы организации и методики криминологических исследований (гл. 2), история российской криминологии (гл. 3), криминологические теории и концепции причин преступности (гл. 4), криминологическая характеристика преступности (гл. 5), причины преступности (гл. 6), фоновые явления и преступность (гл. 7), классификация и типология личности преступника (гл. 8), механизм индивидуального преступного поведения (гл. 9), жертва

преступления (гл. 10), теоретические и практические аспекты предупреждения преступности (гл. 11). Обращает внимание, то, что теоретические аспекты рассматриваемых криминологических вопросов увязываются с решением прикладных аспектов организации предупредительной деятельности. Это важный момент для практических работников, занимающихся непосредственной профилактикой предпреступного и иного правонарушающего поведения и предполагающие обучение выявлению таких лиц и осуществления воспитательного воздействия на них.

Особенная часть рецензируемого учебника посвящается подробному рассмотрению проблемных ситуаций касающихся отдельных групп и видов преступлений. Открывается раздел материалом, характеризующим преступность в наибольшей степени беспокоящую население. Речь идет о анализе криминологических характеристик насильственной преступности и личности преступника, приемах и методах её предупреждения (гл. 12). По аналогичной схеме рассматриваются также рецидивная преступность (гл. 13), профессиональная преступность (гл. 14), экономическая преступность (гл. 15), коррупционная преступность (гл. 16), организованная преступность (гл. 17), преступность в сфере незаконного оборота наркотиков (гл. 18), неосторожная преступность (гл. 19), экологическая преступность (гл. 20), преступность несовершеннолетних (гл. 21), женская преступность (гл. 22), воинская преступность (гл. 23). В приведенных главах авторами предпринимается также попытка «проецирования» традиционного общетеоретического понимания указанных видов и групп преступлений на проблемы практической организации и осуществления предупредительных мероприятий. Отчасти это удалось, но, на наш взгляд, возникла проблема с формулированием базового понятия «предупредительное воздействие» В тексте учебника оно определяется по-разному: иногда как совокупность приемов, иногда как режим осуществления таких мер, иногда как совокупность приемов и методов предупреждения преступности и позитивных воздействий на личность правонарушителя. Такое подход не способствует четкому пониманию мер и способов предупреждения преступности. В качестве позитивного момента, следует отметить то, что существенной новизной отличается та часть работы, в которой рассматриваются проблемы повышения эффективности предупредительной деятельности на современном этапе. Заслуживают внимания предложения об определенном «обособлении» отдельных функций регулирования предупредительной деятельности и подготовки ФЗ о профилактике преступлений . В таком законе целесообразно определить круг лиц и ситуаций, требующих предупредительного воздействия, задачи, стоящие перед субъектами профилактики и их компетенцию, пределы предупредительного воздействия, формы контроля и обжалования действий лиц, осуществляющих предупреждение правонарушающего поведения. Развивая эти направления, предстоит, конечно же, в монографических работах сформулировать условия обеспечения целесообразности проводимых мероприятий, их соотносимости с общественной опасностью деяния и личностью правонарушителя, справедливостью, гуманностью, учетом интересов жертвы преступления и др.

Изучение рецензируемого учебника позволяет сделать вывод о том, что он представляет добротное учебное издание, имеющее не только теоретическую, но и практическую значимость. Написан он живым, правовым языком, рекомендуется для подготовки бакалавров и магистров юриспруденции, он также может быть полезен для широкого круга лиц, интересующихся проблемами предупреждения правонарушающего поведения.

1 В течение ряда лет, один из авторов, профессор Ревин В.П. возглавлял межведомственную рабочую группу Госдумы Федерального собрания РФ, разрабатывавшей проект ФЗ «О государственной системе профилактики преступлений» который был одобрен федеральными правоохранительными органами и всеми субъектами РФ, но он так и не был принят законодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.