Рецензии
Рецензия
на статью «Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе» Палецкой Т.В.
Соловьёв Сергей Серафимович канд. пед. наук, доцент, профессор, действительный член (академик) и вице-президент Международной общественной академии Экологической Безопасности
и Природопользования ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева», г. Москва
Актуальность темы. В работе освещена проблема профессиональной адаптации и становления педагогов. Описана специфика подготовки будущих педагогов в вузе, ориентированная на развитие педагогических способностей.
По мнению рецензента, действительно на современном этапе развития профессионального образования остается актуальной проблема системного формирования педагогических способностей будущих педагогов. Согласно статистике, количество выпускников, получивших диплом педагога уступает лишь численности юристов и медиков [2]. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается приток молодых педагогов (по сообщению министра образования и науки России О.Ю. Васильевой, в 2017 учебном году в 59 регионах России их приток составил 5-10%) потребность образовательных учреждений в специалистах остается достаточно высокой...
Автор статьи раскрывает читателям различные виды противоречий и проблем «.сложности адаптации и профессионального становления молодых педагогов, поскольку процесс формирования и развития профессионально значимых качеств - сложен, зависит от совокупности факторов и условий образовательного процесса».
Рецензент согласен с мнением автора, что, «.. решать обозначенную проблему необходимо путем ориентирования студентов педагогического вуза на понимание, принятие и исследование красоты и полифункциональности педагогической деятельности. С одной стороны, предполагающей научное, методическое и психолого-педагогическое знание, нацеленность на творческое решение профессиональных задач с другой, готовность к самопознанию, самосовершенствованию, накоплению опыта, к кропотливой, ежедневной работе требующей внимания к мелочам, наблюдения и детального анализа».
Вполне понятно, что «.понимание и принятие педагогической профессии будущими педагогами, во многом определяется целенаправленной работой преподавателей вуза по развитию их педагогических способностей на протяжении всего обучения». Известно, что, - педагогические способности относят к специальным способностям и чаще всего определяют как совокупность таких индивидуально психологических особенностей и профессионально значимых качеств
педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности [3]. В соответствии с классификацией В.А. Крутецкого, - группа педагогических способностей включает: дидактические, речевые, академические, перцептивные, коммуникативные и организаторские способности.
Заслуживает внимания опыт работы данного преподавателя, который в качестве примера, - берет, -систему заданий по развитию данной группы способностей на материале дисциплины «Педагогика: введение в педагогическую деятельность». Отбор и систематизация заданий основаны на двух подходах: личностном (самопознание, самосовершенствование) и деятельнос-тном (формирование системы компетенций, как наперед заданных профессиональных требований).
Научно-исследовательская работа автора статьи осуществлялась на основе использования: 1) дидактических способностей слушателей; 2) речевой способности слушателей; 3) академической способности слушателей; 4) перцептивной способности слушателей; 5) коммуникативной способности слушателей; 6) организационной способности слушателей. При чем по каждому из указанных направлений способностей разработаны интересные и содержательные задания, выполнение которых делает успешными слушателей. Например, организаторские способности позволяют осуществить педагогический замысел, поддерживать внимание, интерес, ситуацию успеха у обучающихся и снижать напряженность и усталость всех участников педагогического взаимодействия.
Мы, поддерживаем творческие поиски преподавателя, так как, — действительно, - «создание условий для развития педагогических способностей студентов вуза требует системной работы на протяжении всего обучения. Данный процесс, предполагает опору на личностный и деятельностный подходы, на накопление теоретических и практических представлений студентов о природе и характере будущей профессиональной деятельности».
Считаю, что данная статья будет весьма полезна особенно молодым педагогам, начинающим свою педагогическую карьеру, для активизации различных способностей у слушателей...
Статью канд. пед. наук, доцента Т.В. Палецкой на тему «Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе» целесообразно рекомендовать к публикации в научном журнале «Интерактивная наука».
56
Интерактивная наука | 10 (20) • 2017