Рецензии
Рецензия
на статью «Использование технологии развития критического мышления в педагогическом вузе: дидактический аспект» Палецкой Т.В.
Соловьёв Сергей Серафимович канд. пед. наук, доцент, профессор, действительный член (академик) и вице-президент Международной общественной академии Экологической Безопасности и Природопользования ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева», г. Москва
Актуальность темы: в статье раскрывается и обосновывается объективная необходимость пересмотра использования образовательных технологий для обеспечения качества образовательного процесса, отвечающего вызовам времени.
Описаны, также дидактические возможности использования технологии развития критического мышления в педагогического вузе.
Рецензент согласен с автором статьи, что, - обозначенная проблема обусловлена рядом противоречий, существующих в российском и мировом образовании с учётом следующих факторов:
«Во-первых, постоянное реформирование образования с целью обеспечения эффективных условий обучения и воспитания личности, способной жить в информационном, быстро меняющемся мире, с одной стороны, и ошибки реформирования, отсутствие целенаправленной стратегии образования, способствующие снижению его качества, с другой [2].
Во-вторых, ФГОС ориентирует на достижение новых образовательных результатов. Например, в документе обозначена очень важная позиция при формировании предметных компетенций: «...формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами» [1]. Из чего следует, что знания школьников должны точными, разнообразными и глубокими, чтобы уметь анализировать, сравнивать, синтезировать, делать выводы. Вместе с тем существующая сегодня критика и ломка традиций российской школы, основанной на знаниевой парадигме, приводят к нарастанию технократизма и снижению гуманитар-ности образования [4].
Непонятно, какие знания должен получить школьник».
В-третьих, в настоящее время все больше возможностей получить любую необходимую либо интересующую информацию, но при этом у школьников и студентов наблюдается низкий уровень информационной культуры. На наш взгляд, это обусловлено прежде всего тем, что легкий доступ к ресурсам Интернета как наиболее востребованным не делает человека более знающим, поскольку используемая информация часто не точна, быстро забывается и, как следствие, не формируется потребность думать и анализировать прочитанное».
Заслуживает внимания и опыт преподавателя
по критике современных стандартов в «соответствии с идеологией новых стандартов знания отодвигаются на задний план» [4, с. 5]. Авторы также указывают на то, что в настоящее время избыточных знаний не может быть, а стандартизация и унификация ведут к однозначному пониманию явлений многообразной жизнедеятельности человека и неминуемому взращиванию технократа - человека исключительно технического мышления, стремящегося улучшить свое существование с помощью автоматизации быта, постоянно обслуживающего технические устройства.
Главная опасность существующих тенденций, по мнению рецензента, заключается в том, что технократ не способен в полной мере быть человеком мыслящим, творческим, поскольку ограниченность знаний, алгоритмизация мышления не только не способствуют глубокому восприятию, анализу и пониманию процессов и явлений окружающего мира, взаимоотношений и поступков людей, но и приводят к пересмотру ценностей со смещением акцента в сторону базовых потребностей и философии вещизма.
Автор, предоставленного материала, справедливо отмечает, что, - «обозначенные противоречия могут быть разрешены посредством дидактики, а именно использования образовательных технологий и прежде всего при обучении будущих педагогов».
Т.А. Палецкая, в своей статье содержательно раскрывает понятие «образовательная технология», под которой «понимается как определенная совокупность эффективных действий обучающего и обучающихся, а также как система, спроектированный процесс обучения, нацеленный на гарантированный результат. Любая образовательная технология включает в себя определенные дидактические методы и приемы, которые подбираются и выстраиваются в соотнесенности с поставленными задачами».
Автор статьи рассматривает на примере технологии развития критического мышления (ТРКМ) систему действий студентов педагогического вуза, которая позволит не только осваивать содержание учебной дисциплины, развивать навыки самостоятельной работы, но накапливать педагогический опыт проектирования учебного процесса, позитивного взаимодействия с будущими учениками, оценивать полученные результаты.
Заслуживает внимания, творческий подход автора к научно-исследовательской работе, где в основу ТРКМ положена когнитивная теория, в соответствии с ней выстраивается структура чтения и письма данной технологии с целью развития интеллектуальных умений обучающихся, позволяющих самостоятельно работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения.
Базируется ТРКМ на модели из трех стадий: вызов -реализация смысла - рефлексия. Эта модель помогает обучающимся самим определять цели Центр научного сотрудничества обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.
54 Интерактивная наука | 10 (20) • 2017
Reviews
Исследование продемонстрировало, что «в ходе работы студенты овладевают различными способами интегрирования информации, вырабатывают собственное мнение на основе осмысления разнообразного опыта, идей и представлений, выстраивают умозаключения и логические цепочки доказательств, учатся выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим».
Таким образом, в процессе осуществления научного исследования и обобщения результатов исследований и собственного опыта Т. А. Палецкой, - были выделены следующие возможности использования ТРКМ в современном образовательном процессе школы или вуза: работа с учебными и научными текстами на уровнях понимания и воспроизведения, анализа и творчества (создания собственного продукта); целенаправленное формирование компетенций и УУД; возможность эффективного использование при реализации всех типов и этапов учебного занятия или урока.
В статье представлен, — в виде примера, — типовой — путевой лист занятия, разработанный для индивидуальной работы студента в рамках изучения дисциплины «Теория обучения и образовательные технологии» по теме «Современные образовательные технологии»..., где приведены задания различной степени сложности. Сложность заключается в том, что необходимо ориентироваться на аудиторию, к которой обращается выступающий.
Так на стадии рефлексии, автором статьи, - предполагается не только описание полученных впечатлений или отслеживание динамики эмоционального состояния в течении занятия (задание 8), но и фиксирование знани-евого приращения (задание 1). В связи с этим, - использование технологии развития критического мышления в педагогическом вузе целесообразно осуществлять не только с целью работы с научными текстами, но путем знакомства с дидактическими приемами, выстраивание их в целостную систему, обеспечивающую организацию учебной деятельности на разных уровнях, включая аналитический, проблемный и творческий.
На наш взгляд, автору статьи необходимо усилить в самом начале материала актуальность данной темы научно-исследовательской работы.
Статью кандидата педагогических наук Т.В. Палецкой на тему «Использование технологии развития критического мышления в педагогическом вузе: дидактический аспект» целесообразно рекомендовать к публикации в научном журнале «Интерактивная наука».
Рецензия
на статью «Роль общественных организаций в системе политической коммуникации в Чувашской Республике» Вишневской М.Д., Савельева А.И.
Рецензент Орлова Вера Вениаминовна д-р социол. наук, профессор ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», г. Томск
По критерию соответствия содержания публикации ее названию констатируется соответствие, заявленной автором проблематики. В статье предпринята попытка проанализировать состояние деятельности общественных организаций в Чувашской Республике. В статье раскрываются основные направления деятельности отдельных организаций, целью которых является формирование культурно-национального и гражданского сознания. Будучи некоммерческими, негосударственными, самодеятельными, они представляют собой сферу проявления и реализации индивидуальных, групповых и региональных интересов. Представлено методологическое обоснование термина «общественные организации». Исследование сущности и форм общественных объединений, факторов и условий их развития, значимости их деятельности носит междисциплинарный характер. К вопросам, относящимся к деятельности общественных организаций, обращались социологи, историки, экономисты, юристы и правоведы.
Степень новизны раскрывается через определение специфики реализации отдельных проектов общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в Чувашской Республике.
Структура публикации в полной мере соответствует методологической основе, в частности не указаны методы, которые применялись в процессе исследования. В тексте представлены ссылки на используемый библиографический список.
Автор статьи приходит к выводу, что в общественные организации освящены артикулируют наиболее актуальные вопросы, которые волнуют граждан Республики. Данные организации большую часть своего времени уделяют рассмотрению документов, в которых выражается мнение граждан.
Статья рекомендуется к публикации.
¡ййЕ
Доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии ТУСУР
ПОДПИСЬ . . _ ,
ЗАВЕРЯЮ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ
ООО «МНС «ИН/ЕРАК^ Т-В.'
В.В.Орлова
Interactive science | 10 (20) • 2017
55