Научная статья на тему 'Рецензия на статью О. С. Наумова "гуманитарные стимулы в пространстве современного инженерно-технического университета"'

Рецензия на статью О. С. Наумова "гуманитарные стимулы в пространстве современного инженерно-технического университета" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на статью О. С. Наумова "гуманитарные стимулы в пространстве современного инженерно-технического университета"»

РЕЦЕНЗИЯ ==REVIEW=

Рецензия на статью Л.С. Клентак, М.В. Клевина «Статистическое исследование отношения студентов к учебной деятельности и отдыху в свете здоровьесбережения»

© 2018 О.М. Буранок

Доктор педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета

Современное общество, как справедливо отмечают ученые, ставит перед системой высшего образования проблему подготовки не только конкурентоспособных специалистов, но и физически здоровых людей. Это проблема, требующая отдельного исследования.

Каждая педагогическая система должна соответствовать ценностным ориентирам общества и формировать личность, способную к самоорганизации различных видов деятельности в целом, тем самым сохраняющая свое физическое здоровье.

Данная статья (с.12-16) посвящена исследованию мнений студентов, формирующих многоуровневое обобщенное учебное портфолио, по вопросу их отношения к проблеме эффективного планирования деятельности и экономного использования времени, а также их отношения к смене деятельности. Студентам, участвующим в анкетировании были предложены три группы вопросов, позволившие сделать вывод о том, что больше половины из них следят за своим временем и грамотно им распоряжаются.

Следовательно, формирование портфолио может стать существенным элементом модернизации российской высшей школы. Педагогическая технология развития способности к самоорганизации различных видов деятельности студентов посредством формирования портфолио относится у числу здоровьесберегающих технологий, что удовлетворяет требованию времени.

Статья рекомендуется к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».

Рецензия на статью

О.С. Наумова «Гуманитарные

стимулы в пространстве современного

инженерно-технического

университета»

Гомосфера современного инженерно-технического университета: академические и менеджерские подходы

© 2018 Е.Я. Бурлина

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Самарского государственного медицинского университета

В статье О.С. Наумовой (с.58 - 68) предпринят обзор обширной научной литературы, посвященной трансформациям гуманитарной сферы университетов («гомосфера университета», «гуманитарные пространства» и другие новые понятия), от XIX до начала XXI столетия. Особенно актуальным, по мысли рецензента, является намеченное автором разделение подходов: «академического» и «менеджерского». Академические традиции университетов ориентированы на гуманитаризацию, проектирование новых гуманитарных пространств, социализирующих и развивающих студентов. Менеджерский подход фиксируется на коммерциализации вуза, что ограничивает его возможности в социализации молодежи и влиятельности университетских кадров.

Прежде всего, статья привлекает добротной библиографической базой. Автор свободно ориентируется в классических исследованиях, посвященных университету как одному из ключевых институтов развития цивилизации и культуры. В статье убедительно показано, что «идея университета» как культивирования интеллекта, изложенная еще Дж. Г. Ньюменом, развивалась в работах выдающихся философов и культурологов, таких как Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс и др. [1].

В российской науке начала XXI, как считает О.С. Наумова, университетская проблематика также весьма востребована. С одной стороны, появляются уникальные академические работы. Например, капитальное исследование «Terra Universitatis», посвященное влиянию Казанского университета на развитие региона и страны [2]; принципиально новый взгляд на социокультурную миссию Московского, Петербургского, Сара-

Рецензия Review

товского и других университетов представлен в работах А.И. Авруса, И.И. Волгина, В.А. Садовни-чего, П.Ю. Уварова, др. [3].

Помимо владения научной литературой, в статье выдвигается оригинальная и креативная гипотеза. Новизна и актуальность статьи О.С. Наумовой заключается в стратегически важном наблюдении: университеты не вошли в повестку 1990-х. Что стоит за этой формулировкой?

Период 1990 - 2000-х гг. породил массовую волну коммерческих и негосударственных университетов. Однако, «университетская волна» была не столько академическим, сколько тотальным менеджерским проектом. Главным для открытия нового вуза, как считалось в этот период, была регистрация учредительных документов. Роль преподавателя и его влияние на социализацию и гуманитаризацию студентов опускались «до уровня плинтуса». Бывший преподаватель научного коммунизма читал менеджмент, что было массовой практикой, а не анекдотом. Гуманитарные пространства новых университетов (библиотеки, культурные клубы) нередко объективировались только виртуально, в отчетах и документах.

Чем же ответила академическая среда на отсутствие тематики университетов, в том числе, гуманитарной составляющей в повестке 1990-х гг.? Вышли в свет новые исследования далекого и более близкого прошлого отечественных университетов. В специальных журналах представлены серьезные работы по современным стратегиям зарубежных университетов, обязательно включающим гуманитарную тематику.

«Академики» доказали, что индустриальные вузы в СССР никогда бы не стали «советским ноу-хау», если бы не была поддержана профессура, культура и гуманитаризация. Они показали, что и в наши дни ведущие университеты мира кардинально усиливают свою влиятельность за счет программ интернационализации и гуманитаризации. Это подтверждают мощные финансовые вложения в гуманитарные проекты университетской среды со стороны самых успешных инноваторов и фондов.

Выводы статьи О.С. Наумовой связаны с признанием практической значимости «гомосферы университетов» как выражения академического духа, повышения цивилизационной влиятельности университетов. Одним из важнейших аспектов гомосферы университета является проектирование гуманитарных пространств, закрепляющих традиции, ценности науки и мотивацию к творчеству. Сделанные автором выводы представляются стратегически важными.

1. Ньюмен, Дж.Г. Идея университета / пер. с англ. С.Б. Бенедиктова; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск, БГУ, 2006. 208 с.; Ортега-и-Гассет, Х. Миссия университета / пер. с исп. М.Н. Голубевой; ред. перевода А.М. Корбут; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск, БГУ, 2005. 104 с.; Ясперс, К. Идея университета / пер. с нем. Т.В. Тягуновой; ред. перевода О.Н. Шпарага; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск, 2006. 159 с.

2. Сальникова, А.А. Terra Universitatis: Два века университетской культуры в Казани. Казань, Казанский государственный университет, 2005. 498 с.

3. Аврус, А.И. История российских университетов. Очерки. М., Московский обществ. научный фонд, 2001. 85 с.; Вишленкова, Е.А., Малышева, С.Ю., Волгин, И.Л. Предисловие к книге «Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов. М., «ВК», 2005: http://demo.istina. msu.ru/collections/1244113/: Садовничий, В.А. История Московского университета: доклад ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, акад. В.А. Садовничего на Международной науч. конф. «250 лет МГУ»: https://www.msu.ru/news/doklad rektora mgu im m v lomonosova akademika v a sadovnichego na sezde

vypusknikov moskovskogo uni.html?tmpl=cleai&sph rase id=1289003; Уваров, П.Ю. Российская гастроль университетской идеи // Вопросы философии. 1998. № 11. С. 74-72.

4. См. литератору по теме инновационных проектов гуманитарных пространств в передовых университетах мира: Бурлина, Е., Наумова, О. Гуманитарные пространства университетов: цивилизационные, национальные и региональные аспекты. Монография. Самара, изд-во СамНЦ РАН. 210 с.

Рецензия на статью А.В. Петров, Е.Г. Постникова «Послания «На Новый год» поэта-духовидца С.С. Боброва»

© 2018 В.Б. Волкова

Доктор филологических наук, доцент, кафедры культурологии и права МГТУ им. Г.И. Носова

В рецензируемой статье А.В. Петрова и Е.Г. Постниковой «Послания «на Новый год» поэта-духовидца С.С. Боброва (с.70-78) ставятся и решаются задачи, относящиеся к актуальным и малоизученным теоретическим вопросам из сферы фундаментальных литературоведческих исследований. Творчество русского поэта рубежа XVIII-XIX вв. С.С. Боброва, несмотря на его значимость в истории русской литературы, до сих пор остается на периферии исследовательских интересов. В немногих существующих работах о его наследии (М.Г. Альт-шуллера, Л. Зайонц, В.Л. Коровина и др.) фактически не поставлены те проблемы, которые ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.