РЕЦЕНЗИЯ ==REVIEW=
Рецензия на статью Л.С. Клентак, М.В. Клевина «Статистическое исследование отношения студентов к учебной деятельности и отдыху в свете здоровьесбережения»
© 2018 О.М. Буранок
Доктор педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Самарского государственного социально-педагогического университета
Современное общество, как справедливо отмечают ученые, ставит перед системой высшего образования проблему подготовки не только конкурентоспособных специалистов, но и физически здоровых людей. Это проблема, требующая отдельного исследования.
Каждая педагогическая система должна соответствовать ценностным ориентирам общества и формировать личность, способную к самоорганизации различных видов деятельности в целом, тем самым сохраняющая свое физическое здоровье.
Данная статья (с.12-16) посвящена исследованию мнений студентов, формирующих многоуровневое обобщенное учебное портфолио, по вопросу их отношения к проблеме эффективного планирования деятельности и экономного использования времени, а также их отношения к смене деятельности. Студентам, участвующим в анкетировании были предложены три группы вопросов, позволившие сделать вывод о том, что больше половины из них следят за своим временем и грамотно им распоряжаются.
Следовательно, формирование портфолио может стать существенным элементом модернизации российской высшей школы. Педагогическая технология развития способности к самоорганизации различных видов деятельности студентов посредством формирования портфолио относится у числу здоровьесберегающих технологий, что удовлетворяет требованию времени.
Статья рекомендуется к опубликованию в журнале «Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки».
Рецензия на статью
О.С. Наумова «Гуманитарные
стимулы в пространстве современного
инженерно-технического
университета»
Гомосфера современного инженерно-технического университета: академические и менеджерские подходы
© 2018 Е.Я. Бурлина
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Самарского государственного медицинского университета
В статье О.С. Наумовой (с.58 - 68) предпринят обзор обширной научной литературы, посвященной трансформациям гуманитарной сферы университетов («гомосфера университета», «гуманитарные пространства» и другие новые понятия), от XIX до начала XXI столетия. Особенно актуальным, по мысли рецензента, является намеченное автором разделение подходов: «академического» и «менеджерского». Академические традиции университетов ориентированы на гуманитаризацию, проектирование новых гуманитарных пространств, социализирующих и развивающих студентов. Менеджерский подход фиксируется на коммерциализации вуза, что ограничивает его возможности в социализации молодежи и влиятельности университетских кадров.
Прежде всего, статья привлекает добротной библиографической базой. Автор свободно ориентируется в классических исследованиях, посвященных университету как одному из ключевых институтов развития цивилизации и культуры. В статье убедительно показано, что «идея университета» как культивирования интеллекта, изложенная еще Дж. Г. Ньюменом, развивалась в работах выдающихся философов и культурологов, таких как Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс и др. [1].
В российской науке начала XXI, как считает О.С. Наумова, университетская проблематика также весьма востребована. С одной стороны, появляются уникальные академические работы. Например, капитальное исследование «Terra Universitatis», посвященное влиянию Казанского университета на развитие региона и страны [2]; принципиально новый взгляд на социокультурную миссию Московского, Петербургского, Сара-