НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE
УДК 342
DOI 10.24147/2542-1514.2020.4(4).153-157
С-)]
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С.Н. БАБУРИНА
«ИНТЕГРАЦИОННЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ» (М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 264 с.) А.Н. Костюков, И.А. Третьяк
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, Россия
Анализируется монографического исследование С.Н. Бабурина, посвященное одной из актуальных, в том числе в контексте свершившейся в Российской Федерации конституционной реформы, проблем науки конституционного права - формированию в процессе межгосударственной интеграции наднационального права с учетом особенностей синтеза международного и конституционного права. С учетом отдельных дискуссионных положений необходимо прийти к выводу о высокой актуальности научной работы, основательном и глубоком авторском подходе к юридическому, социологическому, историческому и телеологическому анализу интеграционных процессов и их первопричин, что в полной мере соответствует запросам современной юридической научной мысли.
Информация о статье
Дата поступления -
15 сентября 2020 г. Дата принятия в печать -
16 ноября 2020 г.
Дата онлайн-размещения -30 декабря 2020 г.
Ключевые слова
Глобализация, интеграция, конституционализм, цивилизационный подход, духовно-нравственные ценности, конституционная реформа, преамбула
REVIEW OF THE MONOGRAPH BY SERGEY N. BABURIN "THE INTEGRATION CONSTITUTIONALISM" (Moscow, 2020)
Alexander N. Kostyukov, Irina A. Tretyak
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info
Received -2020 September 15 Accepted -2020 November 16 Available online -2020 December 30
Keywords
Globalization, integration, constitutionalism, civilizational approach, spiritual and moral values, constitutional reform, preamble
The article assesses the monograph by Sergey Baburin. The monograph is devoted to formation in the process of international integration supranational law, taking into account peculiarities of the synthesis of international and constitutional law. This problem is one of the most actual in the context of the constitutional reform in the Russian Federation. Taking into account certain discussion points, it is necessary to come to a conclusion about the high relevance of Sergey Baburin's scientific research. The monograph is based on serious analysis of the legal, sociological, historical and teleological features of integration processes and their root causes. Such research fully meets the requirements of modern legal scientific thought.
В свете поиска и определения основополагающих для фактической российской конституции идеи в контексте происходящих процессов глобализации, создания межгосударственных союзов, транснациональных корпораций, возрастает актуальность науч-
ного поиска в сфере новых проявлений форм государственного устройства и правовых категорий, способных отразить правовое состояние современных государств.
Одной из таких категорий является интеграционный конституционализм, которому свойственен цивилизационный характер, проявляющийся в следующем.
Рождение и развитие национальных конституций неизбежно отражает культурно-исторические особенности государств и народов. Юридические конституции являются важнейшими вехами в развитии конституционализма конкретного государства, фиксируют конституционно-правовые традиции и конституционные конфликты, преодолеваемые государством и обществом.
Слабый учет духовно-нравственных и культурно-исторических особенностей народов в конституционном строительстве неизбежно ведет к фиктивности конституций, утрате легитимности власти и отсутствию в обществе гражданского единства. Проблема фиктивности конституций остается актуальной и в XXI веке, равно как и отсутствие в обществе гражданского единства.
Опора в конституционном строительстве на духовно-нравственные и культурно-исторические особенности народа (нации) придает конституционализму цивилизационную фундаментальность и мощь.
В данном контексте необходимо отметить, что одним из аспектов конституционной реформы 2020 года в Российской Федерации явилось закрепление в основном законе страны конституционно-правовых норм об объединении Российской Федерации тысячелетней историей, сохранении памяти предков, передавших идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признании исторически сложившегося государственного единства. Также в качестве культурно-исторической основы были внесены нормы о почитании памяти защитников Отечества, обеспечении защиты исторической правды и недопустимости умаления значения подвига народа при защите Отечества.
В качестве опорной точки для российского конституционализма в Конституцию Российской Федерации были внесены нормы о роли русского языка как языка государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, а также конституционно-правовые нормы об уникальном культурном наследии многонационального народа.
Только цивилизационный конституционализм может быть реальной основой межгосударственной интеграции, что убедительно показывает автор в своем исследовании, анализируя славяно-тюркский цивилизационный союз и модель евразийской инте-
- ISSN 2542-1514 (Print)
грации, а также европейскую межгосударственную интеграцию.
С учетом приведенных в исследовании доказательств и научных гипотез, полагаем, что автору удалось доказать тезис о том, что интеграционный конституционализм в современном мире всегда имеет цивилизационный характер, объединяя в межгосударственной интеграции лишь государства с общей цивилизационной (духовно-нравственной и культурно-исторической) основой.
Необходимо положительно отметить исследование автором этапов развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, протекающих на двух уровнях: в формате Евразийского экономического союза и через строительство Союзного российско-белорусского государства.
Монографическое исследование также содержит авторское видение перспектив евразийской интеграции, требующей строительства не на основе копирования модели Европейского Союза и стандартных международных отношений группы соседних государств, но опирающийся на систему духовно-нравственных ценностей всех народов, участвующих в межгосударственной интеграции. В связи с чем автор дает справедливую оценку конституционным поправкам в виде новой редакции статьи 79 и новой статьи 79.1 Конституции Российской Федерации, отмечая, что данные конституционные нормы могут вообще положить конец участию России в межгосударственной интеграции на постсоветском пространстве и в целом покончить с самой межгосударственной интеграцией.
Автор последовательно анализирует именно культурно-исторические и духовно-нравственные аспекты интеграционных процессов и приходит к закономерному выводу, что наиболее ярко цивилиза-ционные (культурно-национальные) особенности проявились в первых конституциях стран Европы - в Великобритании, Франции, Германии. При этом забвение или сознательный отказ от духовно-нравственных и культурно-исторических особенностей народов в конституционном строительстве неизбежно ведут к фиктивности конституций, утрате легитимности власти и отсутствию в обществе гражданского единства. Однако, по нашему мнению, это только одна из причин, которые приводят к фиктивности конституций.
Данный подход автора к интеграционному конституционализму, основанному на цивилизацион-ном подходе, позволяет объяснить параллельное возникновение и успешное развитие в Евразии таких
ISSN 2658-4050 (Online) -
интеграционных моделей, как Евразийский союз и Европейский союз, поскольку они основаны на собственном культурно-историческом опыте народов и государств.
Обращает на себя внимание широкая палитра философских, религиозных, политических, исторических и социологических источников и концептов, которыми оперирует автор при исследовании первопричин и хода развития интеграционных процессов. Данный мультинаучный подход позволил автору во всех нюансах политического, социального и духовно-нравственного дискурса отразить юридическую проблематику базиса интеграционного конституционализма в современном мире, органично вписав его в текущую картину мира.
В этом смысле С.Н. Бабурину, бесспорно, удалось отразить конституционализм именно как интеграционную категорию, взятую не в единичности нормативного подхода к праву, но как синергетиче-скую категорию, вобравшую в себя социокультурный, политический и исторический аспекты.
Полагаем, что такой подход к рассмотрению проблем интеграционного конституционализма обогатит существующие представления о данной правовой категории не только в русле конституционного права, но и теории государства и права.
Особую актуальность исследованию придают глобальные вызовы, стоящие перед современными государствами и обществами. Часть из данных глобальных вызовов сформулирована в отечественном законодательстве в качестве «больших вызовов», стоящих перед государством и обществом.
Большие вызовы создают существенные риски для общества, экономики, системы государственного управления, одновременно являясь катализатором для появления новых возможностей и перспектив научно-технологического развития. Наука и технологии при этом являются ключевыми инструментами для ответа на эти вызовы, играя важную роль не только в обеспечении устойчивого развития цивилизации, но и в оценке рисков и возможных опасностей для человечества.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» наиболее значимыми с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации большими вызовами являются:
- исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования
цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов;
- возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду до масштабов, угрожающих воспроизводству природных ресурсов, и связанный с их неэффективным использованием рост рисков для жизни и здоровья граждан;
- качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, рост значимости энерговооруженности экономики и наращивание объема выработки и сохранения энергии, ее передачи и использования;
- новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усиление их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности.
В связи с этим справедливо замечание автора о том, что глобальные вызовы современности, особенно нарастание экологической дестабилизации Земли, требуют продуманного объединения усилий всех народов, порождая различные виды и формы интеграции.
В качестве наиболее эффективных из них, действительно, могут быть рассмотрены механизмы межгосударственной интеграции, опирающиеся на цивилизационную общность народов в диалектическом единстве и взаимосвязи с проблемными аспектами внутри самих межгосударственных интеграционных моделей. Автор не уклонился от рассмотрения данных аспектов межгосударственной интеграции, что свидетельствует о всестороннем характере проведенного исследования.
Вызывают интерес суждения автора о свершившейся конституционной реформе 2020 года в Российской Федерации, которая, по мнению С.Н. Бабурина, была неизбежна с самого начала существования Конституции Российской Федерации 1993 года, поскольку ее дефекты обеспечили углубление раскола в обществе и трансформацию толкования конституционных норм из способа уяснения содержания и смысла норм в средство восполнения норм Конституции. В связи с чем новый этап развития конституционализма - весьма эффектный, по мнению автора, шаг в данном направлении.
По нашему мнению, все-таки это был, скорее, не шаг как результат поступательного движения, но скачок, непредсказуемый по своим правовым последствиям в силу большого числа внесенных бланкетных норм и появления конституционно-правовых норм-целей, ориентиров, содержание которых при толковании либо правоприменении может быть расширено до непредсказуемых в настоящем моменте масштабов.
Конституция Российской Федерации 1993 года объективно не была лишена недостатков, как и любой результат человеческой деятельности, особенно, достигнутый в обстановке жесточайшего конституционно-правового конфликта. Вместе с тем это не позволяет исключительно положительно оценить проведенную конституционную реформу, хотя бы по стремительности внесенных изменений, качеству проведенной агитационной кампании, появлению в Конституции новых конфликтогенов и весьма своеобразному выбору глав и статей Конституции, «прописку» в которых получили поправки.
В своем исследовании автор предлагает в определенной степени продолжить конституцион-
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Костюков Александр Николаевич - доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой государственного и муниципального права Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а E-mail: omsk.post@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 1428-1209; AuthorID: 353695
Третьяк Ирина Александровна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального права Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а E-mail: irina.delo@yandex.ru SPIN-код РИНЦ: 3455-2600; AuthorID: 762457
- ISSN 2542-1514 (Print)
ную реформу и дополнить Конституцию Российской Федерации новой главой о Союзном государстве и Евразийском союзе, а также внести изменения в преамбулу Конституции.
При этом если в случае с новой главой автор ссылается на порядок внесения изменений, предусмотренный статьями 134, 136 Конституции Российской Федерации, то в части внесения изменений в преамбулу автор не комментирует, в каком порядке возможно изменение преамбулы Конституции. В то же время в ходе конституционной реформы рассматривался вопрос о внесении изменений в преамбулу в части оснований и процедуры такого изменения. И по данным вопросам так и не было достигнуто согласия1, в связи с чем поправки к Конституции обошли преамбулу стороной.
Таким образом, монография С.Н. Бабурина «Интеграционный конституционализм» представляет собой законченное исследование актуальной проблемы, результаты которого обогащают науку конституционного права и будут полезны читателям, интересующимся актуальными проблемами современного государствоведения.
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Alexander N. Kostyukov - Doctor of Law, Professor,
Honoured Lawyer of the Russian Federation; Head,
Department of State and Municipal Law
Dostoevsky Omsk State University
55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: omsk.post@gmail.com
RSCI SPIN-code: 1428-1209; AuthorID: 353695
Irina A. Tretyak - PhD in Law, Senior Lecturer, Department of State and Municipal Law Dostoevsky Omsk State University 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: irina.delo@yandex.ru RSCI SPIN-code: 3455-2600; AuthorID: 762457
1 Клишас отметил отсутствие понимания, можно ли менять преамбулу Конституции. URL: https://www.interfax.ru/ russia/694407 (дата обращения: 15.10.2020).
ISSN 2658-4050 (Online) -
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Костюков А.Н. Рецензия на монографию С.Н. Бабурина «Интеграционный конституционализм» (М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. 264 с.) / А.Н. Костюков, И.А. Третьяк // Правоприменение. - 2020. - Т. 4, № 4. - С. 153-157. - DOI: 10.24147/2542-1514. 2020.4(4). 153-157.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Kostyukov A.N., Tretyak I.A. Review of the monograph by S.N. Baburin "The integration constitutionalism" (Moscow, 2020). Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2020, vol. 4, no. 4, pp. 153-157. DOI: 10.24147/2542-1514.2020.4(4).153-157. (In Russ.).