Научная статья на тему 'Рецензия на монографию М. В. Петрищева «Конкуренция в современной экономике: экономико-теоретический аспект»'

Рецензия на монографию М. В. Петрищева «Конкуренция в современной экономике: экономико-теоретический аспект» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию М. В. Петрищева «Конкуренция в современной экономике: экономико-теоретический аспект»»

76

РЕЦЕНЗИИ

РЕЦЕНЗИЯ

НА МОНОГРАФИЮ М.В. ПЕТРИЩЕВА «КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ: ЭКОНОМИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Гордеев Валерий Александрович

доктор экономических наук, профессор. Ярославский государственный технический университет,

заведующий кафедрой экономической теории

г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Рецензируемая монография1 кандидата экономических наук, доцента кафедры ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» Максима Викторовича Петрищева является непосредственным продолжением предыдущей книги данного автора2, моя рецензия на которую была представлена в №2 (14) нашего журнала. Если в первой монографии рыночная конкуренция и её три рода теоретически идеализируются, чтобы вскрыть их сущность, т.е. генетическое обоснование конкуренции каждого рода, условия нормального осуществления, процессы, результаты и следствия, то в рецензируемой сейчас работе конкуренция предстает как ограниченный и деформированный процесс в условиях современных рыночных структур -монополии и олигополии (глава I).

Исследование такого ограниченно-деформированного процесса конкуренции позволяет автору данной монографии раскрыть эволюцию всей системы рыночной конкуренции в условиях нарастания концентрации производства и капитала (глава II), показать подлинный теоретический смысл того гносеологического противоречия, которое заключено в понятии «монополистическая конкуренция» и отражает особую современную рыночную структуру и ее функционирование (глава III).

На базе результатов исследований, отраженных в первой монографии, в которой дана «чистая» экономическая теория конкуренции, в рецензируемой сейчас книге изложено не только экономико-теоретическое понимание конкуренции в современных условиях монополизации экономики (главы I - III), но также и критическое представление автора монографии об истории экономических учений о конкуренции, как в ее свободном процессе, так и в условиях «несовершенной конкуренции» (глава IV).

В экономической литературе чаще начинают с обзора взглядов других авторов на рассматриваемый предмет, а потом начинают излагать знание самого предмета. Автор

1 Петрищев М.В. Конкуренция в современной экономике: экономико-теоретический аспект [Текст] / М.В.Петрищев: монография. - Тверь: Тверской государственный университет, 2012. - 120 с.

2 Петрищев М.В. Конкуренция: экономико-теоретическое исследование [Текст] / М.В.Петрищев: монография. - Тверь: Тверской государственный университет, 2011. - 171 с.

рецензируемой монографии руководствуется иным правилом: нельзя раскрыть историю изучения предмета, не зная его самого. Поэтому, на наш взгляд, такое «завершающее» рассмотрение истории исследования предмета после знания самого предмета, может быть продуктивным.

Перейдем теперь к тем новым научным положениям рецензируемой монографии М.В. Петрищева, которые пока мы обозначили в общем виде.

В первой главе, которая называется «Ограничение и деформация конкуренции в условиях монополии», с самого ее начала аргументируется идея о том, что главная особенность деформации конкуренции возникает из-за изменения условий осуществления причинного основании конкуренции - противоречия частной и общественной сторон деятельности товаропроизводителей. Оно не может реализоваться, как справедливо подчеркивает автор на с. 6: монополист - это частник, производящий для общества, но подавляющий конкуренцию. Соответственно, резонно замечает автор, затрудняются процессы межрыночной и межотраслевой конкуренции (с. 6-7).

Общий вывод автора по данному вопросу таков: чем меньше продавцов участвует своими индивидуальными ценами предложения, тем меньше конкурентности в формировании среднерыночной цены товара данного рода, тем больше деформирован процесс конкуренции и его результат (с. 6). Иначе говоря, степень монополизации данного рынка определяет меру, в которой индивидуальная цена предложения частного производителя становится основой рыночной цены определенного рода товара. Как доказывает автор (с. 12-14), эта мера определяет степень превращения рыночных отношений во внешнюю форму нерыночных отношений, в которых нет разрешения противоречия частной и общественной сторон деятельности производителей.

Монопольная цена, по сути, можно согласиться с автором, - это уже не рыночное отношение, а ее диктат частника обществу. Давление конкуренции на индивидуальные цены предложения здесь прекращается, законы рынка не исполняются (с. 13). Эти положения графически иллюстрируются в монографии (рис. 1, с. 11), где показано установление монопольной цены, а также колебания ее (рис. 2, с. 17) при изменении монополистом объемов предложения и объемов спроса (через изменение цены монопольного предложения). Конкурентный процесс деформируется не только в монопольной структуре рынка, но и в олигопольной, что показано в параграфе 1.2 монографии, где ее автор развивает идеи Э.Х. Чемберлина. Главное, на мой взгляд, что отличает авторский подход в определении ограничений конкуренции в олигополии, - это 1) известность своих конкурентов, которая усиливается с развитием современных средств коммуникации (с. 19-20); 2) развитие идеи Э.Х. Чемберлина о взаимоприспособлении фирм по цене и объему предложения вместо их действительной конкуренции (с. 21), если нет потенции «ценовой войны»; 3) анализ степени монополизации олигополии (как целого) по индексу Герфиндаля-Гиршмана на фактических данных по поставщикам электроэнергии в Западной Сибири, операторов мобильной связи в Ростове-на-Дону и в Ярославле (с. 22-23). Анализ, осуществленный автором монографии, показал фактические монополии на этих рынках и существование лидеров на них.

В параграфе 1.3 (с. 27-32) автор раскрывает деформацию конкуренции на рынке труда, что связано с существованием реальных профсоюзов (хотя они и ослаблены в настоящее время в США и в Великобритании), а также с монопсонией. Цена труда при таких условиях все более отходит от ее конкурентного выявления: «чем больше монополизация рынка труда, тем выше отрыв Рь от стоимости рабочей силы» (с. 31-32).

Во второй главе монографии, название которой - «Эволюция рыночной конкуренции в современной экономике», на основе вышеприведенных авторских положений анализируются данные о степени концентрации производства и капитала, динамика слияний и поглощений, т.е. ограничение конкуренции в современной экономике ведущих развитых стран (с. 34-36). Анализ, проведенный автором книги, показал, что типичной структурой рынка в современной экономике

78

В.А. Гордеев

является олигополия, а конкуренция утратила основные элементы своего механизма (с. 37). Все более развивается нормативное регулирование в корпорациях и со стороны государства (с. 37-38).

Малый бизнес, по мнению автора, не спасает конкуренцию, так как его значительная часть работает по заказам крупных фирм, т.е. находится в структуре крупного бизнеса (с. 38). Еще одна часть малого бизнеса не способна существовать без поддержки государства (с. 39). Это замечание М.В. Петрищева «стыкуется» с выводами профессора Е.Е. Иродовой по результатам исследования на примере Ивановской области, о чем рассказывается в её статье, публикуемой в этом же номере нашего журнала. Производительность труда в сфере малого бизнеса, отмечает автор рецензируемой монографии, на 30% ниже, чем в среднем по экономике, что подтверждают данные по Японии (с. 39).

В главе III, которая называется «Монополистическая конкуренция», теоретически обоснована новая трактовка понятия «монополистическая конкуренция», введенного в экономическую науку, как известно, Э.Х. Чемберлином. М.В. Петрищевым «монополистическая конкуренция» определяется, прежде всего, как антиномия-проблема, которая нуждается в ее теоретическом разрешении (с. 44). Решение данной проблемы автор видит в разграничении уровней тех отношений, где на рынке определенного рода товара существует конкуренция и где на этом же рынке возникает монопольная ниша дифференцированного товара этого рода (с. 44, 47).

Для доказательства существования двух уровней отношений монополистической конкуренции в монографии уточняется понятие дифференцированного товара как родового, имеющего дополнительные существенные свойства, обеспечивающие его единственному продавцу монопольные условия предложения и цены на конкурентном рынке родового товара (с. 52).

В главе четвертой, которая называется «История экономических теорий конкуренции» рассматривается развитие на разных этапах экономической науки учений о конкуренции, как в части ее природы, так и в части ее ограничений и деформаций в современной экономике. Это рассмотрение отражает авторскую концепцию общей экономической теории конкуренции: показана методология школ или отдельных авторов, применяемая ими в познании конкуренции, их роль в определении родов, оснований, процессов и результатов конкуренции, в том числе - и на рынке труда. Изложение этой истории начинается с рассмотрения идей конкуренции сторонников трудовой теории стоимости А. Смита, Д. Риккардо, Дж. С Милля, К. Маркса (с. 60-69), затем даны критические оценки эмпиризма и внеисторизма методологии и теории неоклассики (Л. Вальрас, А. Маршалл, Ф. Найт) - (с. 69-79), показана субъективно-психологическая трактовка конкуренции австрийской школой (К. Менгер, О. Бем-Баверк, Л. Мизес), а также Ф. Хайеком, И. Кирцнером - (с. 79-88), критически рассмотрены неолиберальные взгляды И. Шумпетера и В. Ойкена (с. 89-93), идеи «несовершенной конкуренции» (Э.Х. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс, П. Сраффа) - (с. 95 -105), трактовки конкуренции современными западными экономистами (Э.Р. Вайнтрауб, Г.Л.С. Шэкл, Дж. Харвей, А. Эппельбаум, X. Уэрта де Сото) - (с. 105-107), взгляды на конкуренцию, содержащиеся в крупных работах современных отечественных экономистов (А.Ю. Юданов, Ю.Б. Рубин, В.А. Гордеев, Ю.В. Тарануха) - (с. 107-113).

Считаю важным отметить, что во всем тексте главы IV, посвященной истории экономических учений о конкуренции, даны многочисленные ссылки на работы авторов - всего около 450 ссылок, что свидетельствует о скрупулезном, тщательном изучении этих работ.

В то же время некоторые вопросы, рассмотренные в рецензируемой монографии, представляются дискуссионными. Нуждаются в некотором уточнении. Так, в главе III автор определяет дифференцированный товар как родовой, имеющий дополнительное существенное свойство. При производстве и продаже его одним продавцом это обеспечивает ему монопольную нишу на конкурентном рынке родового товара. Но ведь дифференциация товара может быть

связана и с различием его качества, его особой упаковкой, сервисным обслуживанием, имиджем фирмы, ее торговой маркой. Все это дает фирме контроль над ценой, и она является одновременно и конкурентом, и монополистом.

Соглашаясь с автором в вопросе об основной тенденции угасания конкуренции в связи с ростом концентрации производства и капитала, ростом монополизации рынков, нельзя не замечать и ее контртенденцию, связанную с обострением конкуренции уже на уровне «гигантов», а главное, как мне приходилось доказывать ранее, взаимодействие двух этих противоположных тенденций в их диалектическом единстве. Иначе неизбежно, на мой взгляд, одностороннее и недостаточно адекватное отражение реалий динамики современной конкуренции.

В целом же, учитывая и предыдущую, и настоящую монографии, можно оценить труд М.В. Петрищева как существенный вклад в развитие нового направления общей экономической теории, как постановку и решение крупной исследовательской задачи. А поскольку хорошая теория имеет и большое практическое значение, то можно и нужно, считаю, отметить, что основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в монографических работах М.В. Петрищева, могут быть использованы, во-первых, в процессе дальнейшей разработки экономической теории конкуренции. Во-вторых, в концептуальном обосновании макроэкономической политики по отношению к состязательным процессам, соответствующей условиям и задачам новой индустриализации в Российской Федерации. В-третьих, в обосновании целей и прогнозировании результатов социально-экономического развития вследствие динамики соревновательных, в том числе конкурентных отношений. В-четвертых, в определении соревновательных, в том числе конкурентных факторов, которые должны стать объектом постоянного мониторинга и которые способствуют или препятствуют превращению экономики России в конкурентоспособную по меркам современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.