ИЗМЕНЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ЭВОЛЮЦИИ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Петрищев Максим Викторович
кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»,
кафедра «Экономической теории»,
г. Тверь, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
Аннотация: Дано определение понятия таких рыночных структур, которые в большей или меньшей степени меняют осуществление конкурентного процесса. Приведены и проанализированы суждения разных авторов о параметрах (факторах) и классификации рыночных структур. Указаны восемь их типов и определены степени ограничения конкуренции в них. Научная новизна состоит в разграничении понятий условия осуществления конкуренции и ее основания. Дано их определение. Уточнено содержание рыночной структуры «монополистическая конкуренция». Намечено положение о существовании трех родов конкуренции: внутрирыночной, межрыночной, межотраслевой.
Ключевые слова: рыночная структура, конкуренция, условия осуществления конкуренции, доминирующая фирма, олигополия, картель, монополия, монополистическая конкуренция.
JEL: D41; D42; D43
CHANGES IN THE COMPETITIVE PROCESS IN THE EVOLUTION OF MARKET STRUCTURES
Petrishchev Maxim Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of Economic Theory Tver State University Tver, Russian Federation
Abstract: The definition of the concept of such market structures that more or less change the implementation of the competitive process. The judgments of various authors on the parameters (factors) and the classification of market structures are presented and analyzed. Eight of their types are indicated and the degree of restriction of competition in them is determined. Scientific novelty consists in the distinction between the notions of the conditions for the implementation of competition and its foundation. Given their definition. Clarified the content of the market structure «monopolistic competition». The position of the existence of three types of competition: intramarket, intermarket, interbranch.
Keywords: market structure, competition, conditions for the implementation of competition, the dominant company, oligopoly, cartel, monopoly, monopolistic competition.
Прежде чем определять названную в теме статьи эволюцию, необходимо уточнить понятие «рыночная структура». Любая структура (как формально общее) - это элементы целого (системы) в их взаимосвязи. В медицине структура определяется как анатомия: органы человеческого тела в их взаимодействии.
Рыночная структура продавцов товаров одного рода - это их количество, соответственно -количество и различие индивидуальных цен их предложения, доля каждого продавца в общем объеме предложения товаров данного рода, а также количество покупателей этих товаров, платежеспособность и потребность каждого, соответственно - индивидуальные цены спроса и доля каждого в общем объеме спроса товаров данного рода.
Поскольку далее рассматривается конкуренция продавцов (товаропроизводителей) одного рода товара при абстракции от конкуренции покупателей (хотя именно конкуренция покупателей «оплодотворяет» конкуренцию продавцов), то рыночная структура в теории ее познания может быть упрощена так: это количество продавцов, представленное как количество различных индивидуальных
цен предложения товаров данного рода, доли каждого продавца в общем объеме предложения этого товара на данном рынке в данный временной период. Например, если эта доля каждого продавца равна 0,1%, то их на данном рынке тысяча.
Рыночная структура определяет условия осуществления конкуренции, но не ее причину, не ее основание. Последнее - это объективное противоречие частной, обособленной деятельности товаропроизводителей в условиях общественного разделения труда. И поэтому нельзя отождествлять (как это часто делается в литературе) основание конкуренции с условием ее осуществления. Основание может быть, а условие осуществления отсутствовать, что наблюдается на полностью монополизированном рынке рода товара. Иначе говоря, чем меньше условий для осуществления конкуренции, тем больше препятствий в реализации ее основания.
Как считают Ф. Шерер и Д. Росс, структура любого рынка определяется тремя факторами: 1) количеством продавцов и покупателей, 2) дифференциацией продукта, 3) барьерами входа-выхода с рынка [1, с. 5]. Эти факторы затем дополняются ими уровнем доминирования нескольких фирм, что определяется по их доле на рынке [1, с. 55].
В несколько ином виде факторы рыночной структуры определяются Н.В. Пахомовой следующим образом: «Параметры,определяющие рыночную структуру: 1) количество производителей/покупателей на рынке, степень концентрации продукции, распределение рыночных долей..., 2) экономические признаки продукции, например ее качество, степень дифференциации., 5) барьеры входа и выхода с рынка» [2, с. 27]. А в сжатом виде данный автор эти параметры обоснованно сводит до двух: 1) количество производителей (товаров данного рода - М.П.) и 2) их концентрация как распределение рыночных долей [2, с. 160]. Как ниже будет показано, доли предложения на рынке отражают и количество продавцов. Видимо поэтому А.Р. Букевич сводит параметры рыночной структуры до одного: «Одним из основных критериев, по которым можно различать и классифицировать рыночные структуры в рамках концепции действенной конкуренции, является степень концентрации определенного производства» [3, с. 49]. Это верно, если учесть, что смысл «концентрации производства» - это и доля каждого из производителей на рынке. Тем не менее, он все-таки добавляет количество производителей (продавцов), так как «показатели конкуренции, основанные на использовании рыночных долей, . могут использоваться только на олигополистическом рынке» [4, с. 59]. Не ясно, почему.
Таким образом, рыночная структура как условие осуществления (или ограничения и модификации) конкуренции может быть сведена к одному параметру. Это доля каждого на рынке, что определяет формирование средних по рынку индивидуальных цен предложения товаров данного рода.
Классификация рыночных структур (в основе соответствующая указанным параметрам) наиболее полно представлена С. Авдашевой и Н.Розановой. По их суждению, если располагать рыночные структуры по «степени убывания конкуренции» [5, с. 140], то точкой отсчета будет совершенная конкуренция. В ней «цены устанавливаются на уровне предельных издержек производства товара, фирмы получают нормальную прибыль» [5, с. 141]. Возможно, что цены устанавливаются так, как считают авторы. Но в свободной (а не как в теории «совершенной») конкуренции не все фирмы получают нормальную прибыль: часть из них, имеющая средние издержки (АС) выше средних, будет в убытке, а другая часть, у которой АС ниже средних, получит прибыль выше нормальной. Это обеспечит этим фирмам потенциал развития, а убыточные фирмы будут уходить с рынка. Условие свободной (полной, нормальной, соответствующей своему понятию) конкуренции - это такая рыночная структура, в которой все продавцы в равной степени участвуют в сведении индивидуальных цен предложения к их среднерыночным значениям, так как имеют равные доли в объеме предложения товаров одного рода и самих продавцов много. Например, это доли по 0,1% у каждого продавца (этим задано и количество продавцов) и на одну тысячную каждый способен влиять на величину средней по рынку цены предложения - однородного товара.
Данный процесс свободной конкуренции и научно-технический прогресс ведут к рыночной
структуре доминирующей фирмы, т.е. возникает «рынок доминирующей фирмы в конкурентном окружении» [5, с. 143]. На нем 1) конкуренция частично ограничена, 2) цена повышена (по сравнению с ценой в структуре свободного рынка). Цены предложения аутсайдеров почти не участвуют в их сведении к среднерыночным параметрам. Здесь весь вопрос в степени доминирования по рыночной доле и уровню издержек у фирмы-доминанта. Одна структура рынка - доминирование по рыночной доле в 10%, другая - в 40-50% общего предложения рода товара. В этой (последней) рыночной структуре многочисленные продавцы с их рыночной долей по 0,1% реально не влияют на параметры рыночной цены предложения товаров данного рода.
Третья рыночная структура - олигополия. В ней, как доказал Э.Х. Чемберлин [7, с.62-82], конкуренция замещается взаимоприспособлением олигополистов по объему и цене производства, для избегания ценовой войны. Четвертая рыночная структура - квазиконкурентный рынок [5, с. 141]. По сути - это олигополистический рынок, но существуют потенциальные конкуренты. Но так как новая (на этом рынке) фирма будет иметь средние издержки на 30% выше, чем «старые» фирмы, норма входа составляет около 50% от числа действующих, объем продаж возрастает на 14-19% [6, с. 84], от вошедших на рынок через 5 лет остается половина [6, с. 85], то роль потенциальных конкурентов несколько преувеличена (quasi - мнимые).
Пятая рыночная структура - рынок картеля [5, с. 143] - как движение от олигополии к монополистическому разделу рынка данного рода товара.
Шестая рыночная структура - естественная монополия, полностью контролирующая рынок рода товаров, если не учитывать, что по этому роду товара частично (по доле на рынке) имеются заменители (для РАО «РЖД» частичный конкурент - автоперевозчики).
Седьмая рыночная структура - рынок чистой монополии по роду товара. На нем конкуренция устранена: «Монополия настолько сильна, что становится на место конкуренции и полностью вытесняет ее» [7, с. 336]. Но Э.Х. Чемберлин утверждает, что «при изучении монополии мы обязаны поставить вопрос о том, какие имеются субституты» [7, с. 105]. Это верно, но только при условии, что «все вещи являются друг для друга более или менее несовершенными субститутами» [7, с. 104]. Между тем не все вещи «более или менее субституты друг для друга». Обувь - не субститут для пищи, а грузовик - не субститут лекарства. Субституты определяются только в пределах рода товара, а именно о его монополии здесь и говорится. Вот если бы «пределом монополии, рассматриваемой в качестве антитезы конкуренции, был бы случай контроля над предложением всех хозяйственных благ» [7, с. 102], то это была бы абсолютная монополия, т.е. устранение рыночной экономики как системы.
Восьмая рыночная структура - рынок монополистической конкуренции (по авторскому ее определению Э.Х. Чемберлином). Такая структура рынка рода товара в ее понятии означает антиномию-проблему: в нем (понятии) соединены взаимоисключающие друг друга противоположности, которые, как подтверждает исторический опыт, могут существовать друг без друга. Кроме того, чем выше монополизация рынка, тем более ограничена конкуренция.
Монополистическая конкуренция как одно понятие означает, что она - конкуренция, но особая, монополистическая. По Э.Х. Чемберлину - это комбинация, в которой сочетаются «элементы монополии и элементы конкуренции» [7, с. 101], а ее субъект - это «монополистический конкурент» [8, с. 212].
Данная антиномия означает, что нельзя отбросить одну из ее сторон. Ее решение состоит в том, что на рынке рода товара существует конкуренция, но на нем есть ниша, в которой один продавец предлагает на только род товара, с его родовыми свойствами, но и его дифференцированный вид с его особыми, дополнительными (к родовым) свойствами, удовлетворяющими существенные потребности покупателей. Вот тогда этот продавец выступает и как конкурент по роду товара, и как монополист по дифференцированному товару данного рода. Простейший и очевидный пример: продавец обычной
зубной пасты и он же продавец особой зубной пасты «Пародонтоз Ф», которая обладает лечебными свойствами, предупреждает пародонтоз.
Таким образом, в рыночной структуре монополистической конкуренции необходимо различать два ее уровня: 1) конкуренцию по роду товара и 2) монополию (разной степени) по дифференцированному его виду.
Типичным определением монополистической конкуренции является следующее: «Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный товар на рынке» [9, с. 44]. Получается, что конкуренция между многими продавцами относится не к родовому товару, а к дифференцированному его виду. И где же тогда монополия? Ее нет если «много его продавцов». Тем не менее утверждается, что «дифференцированный продукт обеспечивает контроль его продавца над ценой» [9, с. 51], так как «его продавцов не так уж много» [9, с. 45]. Так все-таки продавец один или «не так уж много» или просто много? Монополия или олигополия дифференцированного товара определенного его рода действительно существует, если он продается одним (в олигополии - несколькими, но не многими) продавцом, который продает и родовой товар и по нему конкурирует со всеми (многими) его продавцами.
Подведем итоги. Условия осуществления конкуренции изменяются с эволюцией рыночных структур. От рынка мелких и средних товаропроизводителей с их примерно равной долей предложения совершается постепенный переход к рынку конкурентному, но с доминирующей фирмой. Далее на рынке рода товаров возникают несколько (две-пять) фирм, которые безусловно доминируют в предложении товара одного рода. Это олигополия. В ней к тому же может быть один-два лидера, рост доли которых до примерно двух третей объема рыночного предложения (а также соглашения картельного типа) превращают олигополию в монополию. В такой эволюции рыночных структур соответственно ей происходит ограничение, модификация конкурентного процесса.
Поскольку квазиконкуренты могут существовать только для олигополии, а картели, естественные монополии и «рынок» одного продавца могут объединяться в одно понятие «монополия», то в итоге можно все виды рыночных структур свести к пяти, как это делает Р. Букевич, в следующем порядке: монополия, дуополия, олигополия с доминированием ведущей фирмы, олигополия в стадии перехода к конкуренции, конкуренция полная [3, с. 53]. Но для теоретического познания рыночных структур как условий осуществления конкуренции можно рассматривать их в следующем логическом порядке: конкуренция как соответствующая своему понятию, монополия по роду товара, олигополия, монополистическая конкуренция.
От структуры рынка товаров одного рода зависит не только осуществление конкуренции на нем, но и 1) возможность движения товаропроизводителей из невыгодных рынков (где цена ниже стоимости) на выгодные (межрыночная конкуренция), 2) возможность движения капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли (межотраслевая конкуренция). Так, если на рынке рода товара существует монополия и на нем в данный период цена предложения выше стоимости, то появляются желающие проникнуть на этот рынок. Они (желающие) быстро поймут (при попытке осуществить свое желание) что их на этом рынке не «ждут». А если монополизирован не только рынок рода товара, но и отраслевой, то капитал, применявшийся в отрасли с низкой нормой прибыли, не может перейти в отрасль с низкой капиталовооруженностью труда и высокой скоростью оборота капитала, которые обусловливают высокую норму прибыли. Стало быть, рыночная структура по роду товара является основополагающей для осуществления внутрирыночной, межрыночной и межотраслевой конкуренции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шерер Ф.М. Структура отраслевых рынков / Ф.М. Шерер, Д. Росс. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 698 с.
2. Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства / Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. - М.: Экономика, 2009. - 815 с.
3. Букевич Р. Исследование рыночных структур: индекс концентрации Линда /Р. Букевич // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №10. - С. 43-55.
4. Волков А.В. Методологические проблемы измерения конкуренции / А.В. Волков, С.Г. Светуньков //Современная конкуренция. - 2013. - №6(42). - С. 54-64.
5. Авдашева С.Б. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России / С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова //Вопросы экономики. - 1997. - №6. - С. 138-154.
6. Юнев В.В. Трансформация категориальной определенности конкуренции на современном этапе экономического развития: дис...канд. экон. наук: 08.00.01./В.В. Юнев. - Краснодар, 2004. - 136 с.
7. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции) реориентация теории стоимости): пер.с англ. /Э.Х. Чемберлин. - М.: Экономика, 1996. - 351 с.
8. Фишер С. Экономика: пер.с англ. /С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: «Дело ЛТД», 1993. - 864 с.
9. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: 2-х т.; пер.с англ. /Д.Н. Хайман. - М.: Финансы и кредит, 1992. - 2т. - 384 с.